Конспект урока русского языка 2кл. Слова-названия предметов разного рода
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Князева Ксения Андреевна

Цели деятельности учителя: формирование и закрепления умения определять род слов-названий предметов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 01.10.19                                                                                                ФИО учителя: Залялова Н.А. Школа:№148                                                                                                ФИ студента: Князева К.А.

Класс: 2 «М»                                                                                                ФИО методиста: Галиуллина Н.К. 

Кабинет: 209                                                                                                                                                                                        

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема: «Слова-названия предметов разного рода»

Цели деятельности учителя: формирование и закрепления умения определять род слов-названий предметов 

Планируемые результаты

Предметные

Знать: все три рода слов-названий предметов; слова помощники для определения родов;

Уметь: самостоятельно определять род слов-названий предметов; 

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося, формировать личностный смысл учения; развивать самостоятельность; развивать внимание, память; воспитывать активность, самостоятельность, умение работать в оптимальном темпе, осуществлять самоконтроль.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование: УМК «Перспективная начальная школа»  Н.А. Чуракова. Учебник 2 класс 1 часть, презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

Мет

раж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Практический: психологический настрой 

1-2 мин

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ксения Андреевна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. 

-Встали ровно, подравнялись.

-Ребята, посмотрите на своего соседа по парте, улыбнитесь, зарядите положительной энергией друг друга и тогда у нас всё получится. 
-Молодцы, тихонечко сейчас сядут девочки и так же тихо сядут мальчики.

-Здравствуйте.

-Улыбаются друг другу

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

II.Актуализация знаний и мотивация

Практический: запись числа

Словесный:

беседа

4-5 мин

- Откройте тетради.

- Отступите от предыдущей работы 2 строки.

- Запишите 1 октября. Классная работа (образец на доске)

Чистописание

-Прочитайте слова про себя. Теперь кто-нибудь один.

-Из скольких слогов состоят эти слова? Почему?

-Обратите внимание на соединение. В слове «кот» .

-Хорошо, а у слова «ток»

-Сейчас вы эти слова записываете аккуратно, соблюдая высоту, наклон и размер букв.

- Также не забываем про посадку и наклон тетради.

- 1 октября

Классная работа

от  ток

-из одного. Одна гласная

-буквы «к» с буквой «о» соединение нижние, а «о» с «т» верхние.

-тоже сначала нижние, потом верхнее

Р: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

III.

Постановка учебной задачи

Наглядный: работа с презинта цией

Словесный: подводящий диалог, формирующий диалог

2-3 мин

-Кто написал, ставит руку на локоток.

-Сравните оба слова.

-На какие вопросы они отвечают?

-Верно.

-На какие вопросы отвечают слова-названия предметов?

-Какого рода могут быть эти слова?

-Как определить ж.р., м.р., ср.р.?

-Хорошо, тогда кто мне назовет тему нашего сегодняшнего урока?

-Верно. А какие цели каждый из вас поставил себе на этот урок?

-Эти слова-предметы. Слово «кот» это живое отвечают на вопрос кто? а слово «ток» неживые - что? 

-кто? и что?

- ж.р., м.р., ср.р

-Слова, которыми командует

Слово Он-м.р. Слова, которыми командует

Слово Она-ж.р. Слова-названия предметов, которыми командует

Слово Оно-ср.р.

-Слова-названия предметов разно рода

-Знать: все три рода. Уметь определять род слов-названий предметов; 

П.: подведение под понятие

П.: построение речевого высказывания

Р.: целеполагание

П.: осознание познавательной задачи; осуществление операции анализа, синтеза, сравнение, классификация

IV. Открытие нового знания

Словесный – объяснение, беседа

Практический – упражнение

Наглядный – демонстрация

7-10 мин

-Да, ребята, вы все верно сказали.

-Откройте учебник на стр. 52 и прочитайте стихотворение М. Грозовского «Снегирь». Выпишите слова-названия предметов, выделенные жирным шрифтом, столбиком с маленькой буквы. Укажите, какого они рода.

-Как слова на цветном фоне помогает подтвердить, что вы правильно указали род слов-названий предметов?

-Докажите, что каждое слово может изменяться по числам.

-Хорошо, записывайте  на против каждого слова форму мн.ч.

-Сейчас я раздам вам карточки вы будете работать парами. Вам нужно будет выбрать нужное окончание слов-названий действий. В скобках указать род слов названий предметов.

-Проверяем, кто прочитает первое предложение и объяснит, почему выбрали такое окончание?

-Пустырь-м.р., снегирь-м.р., гость-м.р., гроздь-ж.р.

-С помощью окончаний: заснеженный пустырь, сел снегирь, важный готь, рябиновая гроздь

-Пустырь- пустырей, снегирь- снегири, гость- гости, гроздь- грозди

1) Дедушка (м.р.) читал.

2) Мышь (ж.р.) побежала.

3) Чучело (ср.р.) стояло на огороде.

4) Стекло (ср.р.) блестело на солнце.

5)Скворушка (м.р.) пел песню.

6) Это была (ж.р.) шинель  отца.

Л: анализ; синтез;

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

Л: построение логической цепочки рассуждений;

П: выбор наиболее эффективных способов решения задач;

Р: саморегуляция.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Словесный – беседа

Практичес

кий – упражнение

8 мин

-Сейчас. Смотрим на упр. 23. Где можно увидеть этих животных? Раздели их на группы. Подсказка -  картинки.

Кенгуру, галка, сом, ласточка, налим, зебу.

-Раздели слова, обозначающие животных, на три группы. Выдели основу и окончание.

1. Слова с ненулевым   2. Слова с нулевым     3. Неизменяемые

окончанием                      окончанием                   слова

сорока                                  карп                                   пони

-Назови каждую группу животных одним словом.

1-ая группа - …

2-ая группа - …

3-я группа - …

Небо           Вода       Земля

Галка          Сом       Кенгуру

Ласточка    Налим   Зебу

  1.              2.           3.

Галка        Сом          Кенгуру

Ласточка   Налим     Зебу

1. Птицы

2. Рыбы

3. Звери

Л: анализ, синтез.

К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли;

П: осознанное и произвольное построение речи.

Динамическая пауза

Наглядный-демонстрация

1 мин

-А сейчас вставайте со своих мест. Когда я скажу слово м.р., то вы прыгаете, если ж.р., тогда вы приседаете, если ср.р., то руки вперед.

-Стол, книга, заяц, солнце, пенал, шинель, облако

Повторяют движения

Р.: саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии..

VI.Самостоятельная работа с самопро

веркой

Словесный – беседа

Практический – упражнение

Наглядный-демонстрация

6 мин

-Продолжаем работать.

-Открываем рабочую тетрадь на стр. 18 упр. 22. Вам нужно подписать рисунки и соединить слова одного рода. Вы это упражнение  выполняете сейчас самостоятельно.

- После проверим.

-Закончили, обмениваемся с соседом тетрадями и проверяем  со слайда. Теперь смотрим, как оценить работу. Если нет ошибок ставим «5», если 1-2 ошибки ставим «4», 3 ошибки оценка «3», больше трех ошибок «2».

-Кто проверил, меняемся обратно.

Пальто              Шишка

Лопата              Ведро

Сапог                Лимон

Проверяют работу соседа.

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

К: контроль ;

П: поиск и выделение необходимой информации;

VII.Включение в систему знаний

Словесный – беседа

Наглядный -демонстрация

Практический –работа с презентацией

8 мин

-Сейчас смотрим на слайд. Видите здесь три столбика Она, Он, Оно. Я буду читать слова, а вы говорите род и к какому столбику относиться

-Гвоздь, гроздь, мыло, чайник, ведро, соль, краска, пальто, пустырь

-Хорошо.

Она            Он          Оно

Гроздь      гвоздь     мыло

Соль         Чайник    ведро

Краска       пустырь  пальто

Ж.р.          м.р.               ср.р.

Р: саморегуляция;

П: осмысленное чтение;

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

П: анализ и синтез.

VIII. Рефлексия деятельности (по продукту)

Словесный – беседа

Наглядный – демонстрация

2-3 мин

-Какая была тема нашего урока?

-Какие я поставил перед собой цели?

-Достаньте зеленый и красный карандаши или ручки. Поднимите зеленый карандаш, если вам  понравилось, как вы сегодня работали  и вам все понятно. Поднимите красный у кого были затруднения.

-Тем у кого были затруднения, поработайте над этим еще раз и вы все запомните

-Запишите домашнее задание

-Спасибо за работу на уроке. До свидание.

-Слова-названия предметов разно рода

-закрепить, как определять род слов-названий

К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли;

П: рефлексия способов и условий действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Как связаны между собой слова-названия предметов и слова названия признаков".

Конспект урока русского языка по теме "Как  связаны между собой слова-названия предметов и слова названия признаков". 2 класс. Школа-2100....

Конспект урока русского языка. Тема: «Изменение имён прилагательных по родам» 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока:  «Изменение имён прилагательных по родам»Цели урока: развивать умение изменять прилагательные по родам; формировать навыки правописания родовых окончаний.Планируемые резул...

Конспект урока русского языка. Тема: «Изменение имён прилагательных по родам» 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока:  «Изменение имён прилагательных по родам»Цели урока: развивать умение изменять прилагательные по родам; формировать навыки правописания родовых окончаний.Планируемые резул...

Конспект урока русского языка на тему «Слова-названия предметов разного рода» (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс)

Цель деятельности учителя:обобщение и систематизация знаний и умений определять род имен существительных.Планируемые результаты:Предметные:знать рода имен существительных, какие окончания они имеют;ум...