Технологическая карта урока русского языка по теме "Состав слова. Обобщение"
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Данный материал поможет учителю провести увлекательно урок обобщения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostav_slova.docx44.42 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Тема урока: «Состав слова. Повторение».

Класс: 4

Предмет: русский язык

Цель урока:  обобщить и систематизировать знания по теме «Состав слова»

Педагогическая цель

Создать условия для обобщения знаний о значимых частях слова,

развития орфографической зоркости, памяти, логического мышления

Тип и вид  урока

Повторение изученного материала.

Планируемые результаты (предметные)

Устанавливать наличие в слове определённой морфемы; разбирать слова по составу; знать способы образования слов.

Универсальные учебные

действия (предметные)

Личностные: проявлять навыки сотрудничества, уважительное отношение к окружающим.

Регулятивные: регулируют собственную деятельность, в том числе, учебную направленную на познание

(в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни.

Познавательные:  находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;

осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям

Коммуникативные: участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи

Формы и методы обучения

Формы: индивидуальная, групповая, парная

Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый.

Основное содержание

темы, понятия и термины

Состав слова. Значимые части слова.

Образовательные

ресурсы

Русский язык. 4 класс. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

- раздаточный материал.

- мультимедийная презентация

Ход урока

Этапы урока

Методичес-

кий  прием

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Текущий контроль

Осуществляемые действия

Формируемые умения

1

2

3

4

5

6

1.Организация начала урока.

Проверка готовности класса и  оборудования; эмоциональный настрой на урок

Фронтальная.

Словесный.

Слово учителя.

Приветствие учителя, проверка готовности к уроку.

 

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Фронтальный. Наблюдение.

2.Актуализация знаний

1)Каллиграфическая минутка.

Фронтальная.

Словесный.

Слово учителя.

Презентация

А)ышк, ишк, оньк, еньк, ое, н, ск слайд 1

- Посмотрите на доску, что здесь лишнее?

- Запишите, продолжая закономерность до конца строчки.

Б) Раздаёт индивидуальные карточки

-Напишите в тетрадь понравившееся изречение о словах.

-Зачитайте!,

-В конце урока скажете мне, какое из этих крылатых выражений больше всего подходит к нашему сегодняшнему уроку.

- На доске записаны суффиксы, а - ое-  окончание имени прилагательного.(Читают задание, отвечают на вопрос, выполняют задание)

Работают по карточке, выписывают понравившееся изречение о слове.

  1. Слово – одежда всех фактов, всех мыслей.
  2. Стремись узнать все тайны слова, в чем суть его и в чём основа
  3. Доброе слово лечит, … а злое калечит.
  4. Нет ничего на свете сильнее… и бессильнее слова!

Принятие учебной задачи, Умение осуществлять анализ, синтез, сравнение.

Фронтальный. Наблюдение

2) Словарная работа

Фронтальная.

Словесный.

Слово учителя.

Презентация

-- Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала Отгадку запишите слайд 2

- выделите корень, подберите и запишите однокоренные слова.

- Какое явление вы заметили в этих словах? 

- Написание, какой гласной нужно запомнить?

- Давайте устно составим предложения с этими словами.

-Запишите слово заоблачный графически

-Как образовали это слово?

Выполняют задание учителя:

(Облако, облачный, заоблачный, облачко).

- Чередование корня

- Безударной гласной а в корне слова, непроверяемой ударением

 

Составляют устно предложения

Фронтальный. Наблюдение

3. Самоопределение к деятельности. Определение темы.  Постановка учебной задачи.

Фронтальная.

Словесный.

Слово учителя.

Презентация

-Сформулируйте тему урока. Какие цели перед собой поставим?

-Сегодня на уроке мы будем закреплять знания по теме «Морфемы» или «Состав слова».  Слайд 3

Обсуждают, отвечая на вопросы

Предполагают название изучаемой темы. Ставят учебную задачу – вспомнить значимые части слова, учиться их распознавать.

Фронтальный. Наблюдение

4.Работа в группах по теме урока

Групповая.

Словесный.

Слово учителя.

Презентация

- А теперь давайте поработает в группах над заданиями, которые я вам раздам.

После отчета первои группы учитель дает задание всему классу:

-Выпишите однокоренные слова в каждой строчке

Слайд 7

  1. Горка, сгорел, пригорок, горняк.
  2. Кость, коснуться, костный, косточка.
  3. Подорожник, подорожать, бездорожье, дороженька.
  4. Носить, носовой, носик, нос.
  5. Лесник, лес, лестница, безлесный.

Задание после отчета 2группы:

Составьте и запишите слова с приставкой –при и – без

Слова бежал, ехал, шёл

-определите значение данных приставок

-Суффикс ист указывает на названия лиц по роду их занятий, по профессии, суффикс ец указывает на названия лиц по месту проживания, придумайте и запишите по три слова с этими суффиксами.

-Образуйте и запишите формы слова КНИГА Слайд 20

Задание для 1 группы:

  1. Образуйте

однокоренные слова.

       

 гриб                  Тот, кто любит   собирать грибы

                           

                            Маленький гриб

                           

                           Часть гриба под землёй

час        Мастер по починке часов

                             Солдат, стоящий на посту

  1. Выделите корень в однокоренных словах.
  2. Исследуйте цепочки слов и сделайте вывод, что такое корень.
  3. Составьте свою цепочку однокоренных слов, выделите корень.

Одному представителю от группы надо отчитаться о работе группы, ответив на вопросы:1)Над какой морфемой вы работали?

2)Что вы знаете об этой морфеме?

3)Какова роль данной морфемы в слове?

Слайды 4-6

    Выполняют задание учителя, проверяют на доске

Задание для 2 группы

  1. Образуйте слова с помощью приставок

 про-, об-, по-, под-, от – от слова ВЁЛ.

 про-, об-, по-, под-, от – от слова ХОД.

  1. Выделите в словах приставки.
  2. Исследуйте цепочки слов и сделайте вывод, что такое приставка.

Составьте свою цепочку однокоренных слов, используя приставки.

Одному ученику от группы надо отчитаться о работе группы, ответив на вопросы:1)Над какой морфемой вы работали?

2)Что вы знаете об этой морфеме?

3)Какова роль данной морфемы в слове?

Выполняют задание учителя, проверяют на доске, озвучивают значение приставки – при- приближение, -без-отсутствие

Задание для 3 группы.

  1. Образуйте слова с суффиксами

- К -              -Б-

Печь         косить

Река         служить

Туча       ходить

Дача      стрелять

Дочь

  1. Выделите  в словах суффикс.
  2. Исследуйте слова и сделайте вывод, что такое суффикс?
  3. Составьте свою цепочку слов с любым из суффиксов.

Одному представителю от группы надо отчитаться о работе группы, ответив на вопросы:1)Над какой морфемой вы работали?

2)Что вы знаете об этой морфеме?

3)Какова роль данной морфемы в слове?

Выполняют задание учителя, зачитывают придуманные слова: пианист, гитарист, программист, китаец, кореец, петербуржец

Задание для 4 группы.

  1. Выпишите, из текста подчеркнутые слова.

Много сказок создал наш народ. Сказка учит добру. Любимый герой русской сказки – Иванушка. В сказке Иванушка умен и скромен.

  1. Выделите окончания в словах.
  2. Исследуйте слова и сделайте вывод, что такое окончание.

Запишите слово «ТРАВА», изменяя окончания, окончания выделите.

Одному представителю от группы надо отчитаться о работе группы, ответив на вопросы:1)Над какой морфемой вы работали?

2)Что вы знаете об этой морфеме?

3)Какова роль данной морфемы в слове?

Выполняют задание, проверяют на доске

Умение работать в команде, правильно распределять роли в группе.

Фронтальный. Наблюдение

  1. Работа в парах  -отработка навыка разбора слов

Парная.

Словесный.

Слово учителя.

Презентация

-Каждая пара получает карточку, надо разобрать слова по составу, побеждает та пара, которая быстрее и правильнее справится с заданием

Разбирают слова: безразличный, безрассудный, человекообразный

Умение работать в паре, договариваться

Фронтальный. Наблюдение.

  1. Работа с предложением

Фронтальная.

Словесный.

Слово учителя.

Презентация

-На доске даны слова, составьте и запишите предложение, наидите грамматическую основу, наидите слова с приставками, как их называют?

Улетают в теплые края перелетные птицы.

Принятие учебной задачи.

Умение определять вид орфограммы и грамматическую основу

Фронтальный. Наблюдение.

  1. Игра «Посели слово в свои домик»

Фронтальная.

Словесный.

Слово учителя.

Презентация

Игровой

Перед вами схемы разбора, распределите слова по столбикам, в соответствии с составом Слайд 22

Распределяют слова: выход, алмазный, заморскии, прием, кустик, рыболов, прибрежный, разбег, мелок, старики, подъемный,

http://festival.1september.ru/articles/559784/02.gif

Умение разбора слова по составу

Фронтальный. Наблюдение.

  1. Рефлексия(самооценивание)

Фронтальная.

Словесный.

Слово учителя.

Презентация

- Какие цели мы ставили в начале урока? Сумели ли мы их достичь?

Вспоминают поставленные цели, делают выводы о результатах своей деятельности. Оценивают свою работу на уроке.

Умение делать выводы. Объективно оценивать собственную деятельность.

Фронтальный. Наблюдение.

  1. Домашнее задание(на выбор)

Фронтальная.

Словесный.

Слово учителя.

Презентация

1 уровень. Составить тест из 5 вопросов по теме «Состав слова»

2 уровень. стр. 63, упражнение 104.

Поясняет задание

Записывают домашнее задание

Принимают учебную задачу

Фронтальный. Наблюдение.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе.Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол»

Цель:  организация  деятельности учащихся, направленная на  обобщение  и  систематизацию  знаний   по теме « Глагол».Задачи личностного развития учащихся:ü...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Слово»

Урок русского языка по теме «Слово» является  авторской разработкой учителя начальных классов МБОУ Междуреченская СОШ В.В. Ворошиловой. В технологической карте урока четко просле...

Технологическая карта урока русского языка "Как переносить слова с одной строки на другую?",2 кл., "Школа России"

Урок русского языка "Как переносить слова с одной строки на другую?",2 кл., "Школа России",ФГОС...

Технологическая карта урока русского языка (3 класс). Тема: "Обобщение знаний об имени прилагательном". УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: обобщение полученных знаний об имени прилагательном как части речи, закрепление навыка определения рода, числа и падежа имен прилагательных.Планируемые результаты: Пре...