Главные вкладки

    План-конспект урока, технологическая карта по русскому языку на тему: "Существительные с подвижным и неподвижным ударением".
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

    Плисова Анастасия Владимировна

        Необходимость  изучения родного языка в школе определяется его основными функциями: язык служит человеку, во-первых, средством оформления и выражения мысли, во-вторых, коммуникативным средством, обслуживая членов общества в их общении между собой, и, наконец, средством выражения чувств, настроений (эмоциональная сфера).

       Умения и навыки в области родного языка (речь, чтение, письмо) являются необходимым условием и средством учебного труда учащихся. Иными cловами дети, овладевая умением учиться, должны в первую очередь изучать свой родной язык — ключ к познанию, к образованности, к подлинному развитию ума. Без языка невозможно полноценное участие человека в жизни современного общества, участие в современном производстве, в развитии культуры, искусства.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Разрешаю:___________

    Допускаю:___________

    Оценка за урок:__________

    План-конспект

    урока русского языка,

    проведенного в 3 «В» классе

    29.01.2020 г.

                                                                                 

         Консультация методиста:________

    Консультация учителя:__________

    Конспект урока русского языка
    УМК: «Перспективная начальная школа», 3 класс

    (Каленчук М. Л. , Чуракова Н.А., Байкова Т.А..

    Русский язык 3 класс 3ч.  Стр. 41-42)

    Организационно-деятельностный компонент:

    Дата:29.01.2020г.

    Время:15:50-16:35

    Место: МАОУ Гимназия № 2

    Класс: 3«В»

    Целевой компонент урока:

    Тема урока: «Существительные с подвижным и неподвижным ударением».

    Цель: создание благоприятных условий для формирования знаний о подвижном и неподвижном ударении в существительных.

    Задачи:

    Образовательные:  познакомиться с подвижным и неподвижным ударением в существительных, показать детям красоту поэзии И.С.Никитина, учить понимать суть задания, учить выполнять задания, помочь понять роль ударения в слове.

    Развивающие: способствовать развитию умения анализировать прочитанный текст, расширению и активизации словарного запаса учащихся, развитию образного мышления, внимания, эстетического вкуса, содействовать развитию самооценки и взаимооценки.

    Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, наблюдательность, интерес к русскому языку, культуру общения на уроке: умение внимательно слушать, правильно реагировать на ответы других детей.

    Здоровье сберегающие: соблюдение СанПиН, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата (позитивного психического и эмоционального микроклимата), проведение физминутки.

    Планируемые результаты:

    Личностные:  установление связей между учебной деятельностью и ее мотивом. - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности.

    Метапредметные:

    Формирование познавательных универсальных учебных действий: способствовать развитию умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развитие познавательного интереса через создание проблемной ситуации, организацию работы в парах и группах; развитие логических операций.

     Формирование регулятивных универсальных учебных действий: научится ставить цели, направленные на открытие нового знания об ударении, на основе соотнесения того, что уже известно; под руководством учителя планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей: понимать и доказывать, что русское ударение является силовым, разноместным, подвижным, что в русском языке ударение выполняет смыслоразличительную роль; осуществлять контроль своих действий, научиться самостоятельно оценивать качество и уровень усвоения знаний.

    Формирование коммуникативных  универсальных учебных действий: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение слушать и понимать других, отвечать на вопросы, задавать вопросы, вести диалог с учителем и сверстниками, грамотно и аргументировано отстаивать свою позицию, умение грамотно строить монологическую и диалогическую речь.

    Предметные: дать понятие о том, что ударение в существительных бывает подвижным и неподвижным; доказывать, что ударение выполняет смыслоразличительную функцию, соблюдать нормы ударения в речи, закрепить навыки правописания изученных орфограмм.

    Тип урока: комбинированный

    Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

    Основные образовательные ресурсы урока: учебник, таблицы с заданиями.

    Содержательный компонент урока:

    Ход урока:

    I. Организация начала урока.

    1) Приветствие

    У: Здравствуйте, дети! Меня зовут Анастасия Владимировна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я. Садитесь.

    2) Проверка готовности к уроку

    У: Проверим, готовы ли вы к уроку. На парте у вас должны лежать: учебник, пенал, дневник, тетрадь.

    II. Открытие новой темы. Целеполагание.

    У: Ребята, сейчас вам загадаю загадки, а вы должны будете их отгадать. Отгадки надо записать столбиком на доске.

    (Дети записывают в столбик отгадки на доске).

    1. Может плавать и нырять,
      В небе высоко летать.
      Мне скажи через минутку.
      Что за птица? Знаешь? 

    Ответ: Утка.

    1. Все деревья с интересом

    Изучает доктор леса.

    Если дерево ест жук,

    Доктор сразу: тук-тук-тук!

    Ответ: Дятел.

    1. Это старый наш знакомый:
      Он живет на крыше дома –
      Длинноногий, длинноносый,
      Длинношеий, безголосый.
      Он летает на охоту
      За лягушками к болоту.

    Ответ: Аист.

    1. Есть пескарь, карась, уклейка,
      Угорь, вобла и плотва.
      Но назвать ты нам сумей-ка
      Одним словом все слова. 

    Ответ: Рыбы.

    1. Что же это за девица: 
      Не швея, не мастерица, 
      Ничего сама не шьет, 
      А в иголках круглый год.

    Ответ: Ель.

    1. Есть немало рогачей
      В зоопарке и в лесу.
      У всех рога на голове,
      У одного лишь на носу.

    Ответ: Носорог.

    1. Распускает хвост павлином,

    Ходит важным господином,

    По земле ногами – стук,

    Как зовут его.

    Ответ: Индюк.

    1. Кто пушистый у воды 
      Моет сладкие плоды? 
      Прежде, чем отправить в рот, 
      Полоскает их ...

    Ответ: Енот.

    Утка.
    Дятел.
    Аист.
    Рыбка.
    Ель.
    Носорог.
    Индюк.
    Енот.

    (Ударение- акростих)

    У: Найдите лишнее слово.

    О: Лишнее слово - ель.

    У: Почему его выделили?

    О: Это неодушевлённый предмет. А остальные слова обозначают одушевлённый предмет.

    У: На какие группы можно разбить животных?

    О:  Домашние и дикие.

    У: Какой вопрос задаём к одушевлённым предметам? К неодушевлённым предметам?

    О: Кто? Что?

    У: Правильно! Ребята! В столбике этих слов спряталась тема нашего урока. Найдите её.

    О: Тема нашего урока - ударение.

    У: Сегодня на уроке мы будем определять подвижное и неподвижное ударении в существительных.

    У: Кто может сказать, что такое ударение?

    О: Ударение - выделение (слога, слова) силой голоса или повышением тона, а также значок, показывающий такое выделение.

    У: Молодцы! Попробуйте определить задачи урока, используя «слова – помощники»: познакомимся, узнаем, будем учиться.

    О: Сегодня на уроке мы познакомимся  с подвижным и неподвижным ударении в существительных.

    У: Правильно!

    III. Открытие новых умений, знаний.

    1. Работа с учебником (стр.41,  упр.40).

    Спиши текст. Определи падеж выделенных слов. Выпиши подчёркнутое слово. Определи его число и падеж. Рядом напиши это слово в форме Р.п. ед.ч. Поставь знак, которым отличаются эти формы.

    1. Проверка.

    У: В какой орфограмме пропущена буква?

    У: как мы можем проверить эту букву в слове?

    Летние грозы проходят над землёй (Т.п.) и падают за горизонт (В.п.). Молнии то с размаху бьют в землю (В.п.) прямым ударом, то полыхают на чёрных тучах (П.п.).
    Радугасверкает 
    над сырой далью (Т.п.). Гром перекатываетсягрохочет, ворчитрокочетвстряхивает землю (В.п.).

    (К. Паустовский)

    грóзы (мн.ч., И.п.) – грозы́ (Р.п., ед.ч.).
    Две формы одного и того же слова отличаются (местом ударения).

    IV. Физкультминутка.

    Упражнение для мобилизации внимания.

    И.п. - стоя, руки вдоль туловища.

    1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс,

    3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо,

    5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх,

    7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо,

    10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс,

    13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4 - 6 раз.

    Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза - средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный. 

    V.Открытие новых умений, знаний  (продолжение).

    Работа с учебником (стр. 42. упр. 41 ).

    У: Чем различаются примеры в 1-м и во 2-м столбиках?

    О: Сравнивая между собой столбики на плакате, мы можем видеть, что в 1-м столбике приведены примеры слов с подвижным ударением, а во 2-м – с неподвижным.

    У: А чем различаются примеры внутри 1-гостолбика?

    О: В 1-м столбике в 1-й строке у существительного в начальной форме (И.п. ед.ч.) ударение падает на корень слова (на первый слог), а в форме И.п. мн.ч. ударение переходит на окончание (на последний слог).

     Во 2-й строке 1-го столбика, наоборот, в форме И.п. ед.ч. ударение падает на окончание существительного (на последний слог), а в форме И.п. мн.ч. ударение переходит на корень (на первый слог).

    У: А чем различаются примеры внутри 2-го столбика.

    О: Во 2-м столбике в 1-й ячейке существительное с неподвижным ударением, которое падает на корень слова (на первый слог), а во 2-й ячейке – существительное с неподвижным ударением на окончание (на последний слог).

    1. Работа с учебником (стр. 42, упр.42).

    Существительные с подвижным ударением

    Существительные с неподвижным ударением

    моˊст - мостыˊ

    хвоˊст - хвостыˊ

    пеˊсня - пеˊсни

    леˊстница - леˊстницы

    семьяˊ - сеˊмьи

    ремеслоˊ - ремёсла

    скамьяˊ - скамьиˊ

    полыньяˊ - полыньиˊ

    Полынья́ — пространство чистой воды в ледяном покрове реки или в плавающих ледяных полях моря и озера. Полыньи можно наблюдать в местах быстрого течения воды, в связи с выходом на поверхность относительно тёплой воды, а также при раздвижении льда. 

    VI. Подведение итогов урока. Рефлексия

    У: Оцените свою работу на уроке. Если вам всё понравилось, поднимите большой палец вверх, если не понравилось - вниз.

    1. Инструктаж по выполнению домашнего задания.

    Запишите слова: сосна, страна, земля, зима. Составьте с каждым словом 2 предложения. Так, чтобы  в первом предложении ударение в этих словах падало на корень, а во втором предложении на окончание.

    Например: Черняховск - мой любимый город. Города России очень красивые.



    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока

    Ф.И.О. обучающейся: Плисова Анастасия Владимировна

    Тема урока: «Существительные с подвижным и неподвижным ударением».

    Класс: 3 «В»

    Цель урока: создание благоприятных условий для формирования знаний о подвижном и неподвижном ударении в существительных.

    Целевой компонент урока:

    Тема урока: «Существительные с подвижным и неподвижным ударением».

    Цель: создание благоприятных условий для формирования знаний о подвижном и неподвижном ударении в существительных.

    Задачи:

    Образовательные:  познакомиться с подвижным и неподвижным ударением в существительных, оказать детям красоту поэзии И.С.Никитина, учить понимать суть задания, учить выполнять задания, помочь понять роль ударения в слове.

    Развивающие: способствовать развитию умения анализировать прочитанный текст, расширению и активизации словарного запаса учащихся, развитию образного мышления, внимания, эстетического вкуса, содействовать развитию самооценки и взаимооценки.

    Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, наблюдательность, интерес к русскому языку, культуру общения на уроке: умение внимательно слушать, правильно реагировать на ответы других детей.

    Здоровье сберегающие: соблюдение СанПиН, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата (позитивного психического и эмоционального микроклимата), проведение физминутки.

    Планируемые результаты:

    Личностные:  установление связей между учебной деятельностью и ее мотивом. - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности.

    Метапредметные:

    Формирование познавательных универсальных учебных действий: способствовать развитию умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развитие познавательного интереса через создание проблемной ситуации, организацию работы в парах и группах; развитие логических операций.

     Формирование регулятивных универсальных учебных действий: научится ставить цели, направленные на открытие нового знания об ударении, на основе соотнесения того, что уже известно; под руководством учителя планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей: понимать и доказывать, что русское ударение является силовым, разноместным, подвижным, что в русском языке ударение выполняет смыслоразличительную роль; осуществлять контроль своих действий, научиться самостоятельно оценивать качество и уровень усвоения знаний.

    Формирование коммуникативных  универсальных учебных действий: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение слушать и понимать других, отвечать на вопросы, задавать вопросы, вести диалог с учителем и сверстниками, грамотно и аргументировано отстаивать свою позицию, умение грамотно строить монологическую и диалогическую речь.

    Предметные: дать понятие о том, что ударение в существительных бывает подвижным и неподвижным; доказывать, что ударение выполняет смыслоразличительную функцию, соблюдать нормы ударения в речи, развивать умение читать и анализировать лингвистический текст; научить сопоставлять значение, структуру и правописание слов, закрепить навыки правописания изученных орфограмм.

    Тип урока: комбинированный

    Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

    Основные образовательные ресурсы урока: учебник, таблицы с заданиями.

    Характеристика этапов урока

    Этап урока

    Методы и приемы работы

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    Форма организации учебной деятельности

    Дидактические средства, интерактивное оборудование

    I. Организация начала урока.

    Словесный (беседа)

    Здравствуйте, дети! Меня зовут Анастасия Владимировна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я. Садитесь.

    Проверка готовности к уроку.

    Приветствуют учителя, садятся на свои места.

    Проверяют, всё ли лежит на столах.

    Слушают учителя.

    Фронтальная

    II. Открытие новой темы. Целеполагание.

    Наглядный метод (демонстрации, иллюстрации), практический

    Ребята, чтобы узнать тему нашего урока, вы должны отгадать загадки.

    Теперь прочитайте слово, которое у нас получилось.  

     Попробуйте определить задачи урока, используя «слова – помощники»: познакомимся, узнаем, будем учиться.

    1. Работа с учебником (стр.41,  упр.40).

                                                                                                       

    Отгадывают загадки.

    Сегодня на уроке мы познакомимся  с подвижным и неподвижным ударением.

    Работают с учебником.

      Фронтальная

    Таблица

    Учебник

    IV. Физкультминутка.

     репродуктивный

    Учитель проводит физминутку

    Делают упражнения

    Фронтальная

    Санпин.

     V. Открытие новых умений, знаний.

    Словесный рассказ, практический

    1. Работа с учебником (стр. 42. Упр. 41 ).
    2. Работа с учебником (стр. 42, упр.42).

    Работают с учебником.

    Фронтальная

    Учебник

    Таблица

    VII. Подведение итогов урока. Рефлексия

    Словесный

    Оцените свою работу на уроке. Если вам всё понравилось, поднимите большой палец вверх, если не понравилось – вниз.

     Слушают учителя.

    Выполняют задание.

    Фронтальная

     

    VIII.  Инструктаж по выполнению домашнего задания.

    Словесный

    Даёт инструкции по выполнению домашнего задания.

    Слушают учителя и записывают домашнее задание.

    Подпись методиста_______________

    Подпись учителя   _______________        


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта по русскому языку по программе:"Начальная школа 21 века" 1 класс

    Технологическая карта по русскому языку 1 класс по программе "Начальная школа 21 века"...

    План – конспект открытого урока по физической культуре в 4-м классе по разделу "Подвижные игры".

    Тема   урока:      Развитие   двигательных и координационных способностей посредством  п/и.Цель   урока: создать условия для   раз...

    Технологическая карта урока по русскому языку на тему:"Существительные с суффиксом -ок. Написание суффикса-ок-после шипящих" 3 класс(Перспективная начальная школа)

    Конспект урока по русскому языку на тему:"Существительные с суффиксом – ок. Написание суффикса  - ок - после шипящих"....

    План-конспект урока, технологическая карта по русскому языку на тему: "Написание существительных с суффиксом –ищ".

       Необходимость глубокого изучения родного языка в школе определяется его основными функциями: язык служит человеку, во-первых, средством оформления и выражения мысли, во-вторы...