Главные вкладки
План-конспект урока, технологическая карта по русскому языку на тему: "Существительные с подвижным и неподвижным ударением".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Необходимость изучения родного языка в школе определяется его основными функциями: язык служит человеку, во-первых, средством оформления и выражения мысли, во-вторых, коммуникативным средством, обслуживая членов общества в их общении между собой, и, наконец, средством выражения чувств, настроений (эмоциональная сфера).
Умения и навыки в области родного языка (речь, чтение, письмо) являются необходимым условием и средством учебного труда учащихся. Иными cловами дети, овладевая умением учиться, должны в первую очередь изучать свой родной язык — ключ к познанию, к образованности, к подлинному развитию ума. Без языка невозможно полноценное участие человека в жизни современного общества, участие в современном производстве, в развитии культуры, искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.85 КБ |
![]() | 20.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Разрешаю:___________
Допускаю:___________
Оценка за урок:__________
План-конспект
урока русского языка,
проведенного в 3 «В» классе
29.01.2020 г.
Консультация методиста:________
Консультация учителя:__________
Конспект урока русского языка
УМК: «Перспективная начальная школа», 3 класс
(Каленчук М. Л. , Чуракова Н.А., Байкова Т.А..
Русский язык 3 класс 3ч. Стр. 41-42)
Организационно-деятельностный компонент:
Дата:29.01.2020г.
Время:15:50-16:35
Место: МАОУ Гимназия № 2
Класс: 3«В»
Целевой компонент урока:
Тема урока: «Существительные с подвижным и неподвижным ударением».
Цель: создание благоприятных условий для формирования знаний о подвижном и неподвижном ударении в существительных.
Задачи:
Образовательные: познакомиться с подвижным и неподвижным ударением в существительных, показать детям красоту поэзии И.С.Никитина, учить понимать суть задания, учить выполнять задания, помочь понять роль ударения в слове.
Развивающие: способствовать развитию умения анализировать прочитанный текст, расширению и активизации словарного запаса учащихся, развитию образного мышления, внимания, эстетического вкуса, содействовать развитию самооценки и взаимооценки.
Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, наблюдательность, интерес к русскому языку, культуру общения на уроке: умение внимательно слушать, правильно реагировать на ответы других детей.
Здоровье сберегающие: соблюдение СанПиН, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата (позитивного психического и эмоционального микроклимата), проведение физминутки.
Планируемые результаты:
Личностные: установление связей между учебной деятельностью и ее мотивом. - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности.
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: способствовать развитию умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развитие познавательного интереса через создание проблемной ситуации, организацию работы в парах и группах; развитие логических операций.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: научится ставить цели, направленные на открытие нового знания об ударении, на основе соотнесения того, что уже известно; под руководством учителя планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей: понимать и доказывать, что русское ударение является силовым, разноместным, подвижным, что в русском языке ударение выполняет смыслоразличительную роль; осуществлять контроль своих действий, научиться самостоятельно оценивать качество и уровень усвоения знаний.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение слушать и понимать других, отвечать на вопросы, задавать вопросы, вести диалог с учителем и сверстниками, грамотно и аргументировано отстаивать свою позицию, умение грамотно строить монологическую и диалогическую речь.
Предметные: дать понятие о том, что ударение в существительных бывает подвижным и неподвижным; доказывать, что ударение выполняет смыслоразличительную функцию, соблюдать нормы ударения в речи, закрепить навыки правописания изученных орфограмм.
Тип урока: комбинированный
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Основные образовательные ресурсы урока: учебник, таблицы с заданиями.
Содержательный компонент урока:
Ход урока:
I. Организация начала урока.
1) Приветствие
У: Здравствуйте, дети! Меня зовут Анастасия Владимировна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я. Садитесь.
2) Проверка готовности к уроку
У: Проверим, готовы ли вы к уроку. На парте у вас должны лежать: учебник, пенал, дневник, тетрадь.
II. Открытие новой темы. Целеполагание.
У: Ребята, сейчас вам загадаю загадки, а вы должны будете их отгадать. Отгадки надо записать столбиком на доске.
(Дети записывают в столбик отгадки на доске).
- Может плавать и нырять,
В небе высоко летать.
Мне скажи через минутку.
Что за птица? Знаешь?
Ответ: Утка.
- Все деревья с интересом
Изучает доктор леса.
Если дерево ест жук,
Доктор сразу: тук-тук-тук!
Ответ: Дятел.
- Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.
Ответ: Аист.
- Есть пескарь, карась, уклейка,
Угорь, вобла и плотва.
Но назвать ты нам сумей-ка
Одним словом все слова.
Ответ: Рыбы.
- Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
Ответ: Ель.
- Есть немало рогачей
В зоопарке и в лесу.
У всех рога на голове,
У одного лишь на носу.
Ответ: Носорог.
- Распускает хвост павлином,
Ходит важным господином,
По земле ногами – стук,
Как зовут его.
Ответ: Индюк.
- Кто пушистый у воды
Моет сладкие плоды?
Прежде, чем отправить в рот,
Полоскает их ...
Ответ: Енот.
Утка.
Дятел.
Аист.
Рыбка.
Ель.
Носорог.
Индюк.
Енот.
(Ударение- акростих)
У: Найдите лишнее слово.
О: Лишнее слово - ель.
У: Почему его выделили?
О: Это неодушевлённый предмет. А остальные слова обозначают одушевлённый предмет.
У: На какие группы можно разбить животных?
О: Домашние и дикие.
У: Какой вопрос задаём к одушевлённым предметам? К неодушевлённым предметам?
О: Кто? Что?
У: Правильно! Ребята! В столбике этих слов спряталась тема нашего урока. Найдите её.
О: Тема нашего урока - ударение.
У: Сегодня на уроке мы будем определять подвижное и неподвижное ударении в существительных.
У: Кто может сказать, что такое ударение?
О: Ударение - выделение (слога, слова) силой голоса или повышением тона, а также значок, показывающий такое выделение.
У: Молодцы! Попробуйте определить задачи урока, используя «слова – помощники»: познакомимся, узнаем, будем учиться.
О: Сегодня на уроке мы познакомимся с подвижным и неподвижным ударении в существительных.
У: Правильно!
III. Открытие новых умений, знаний.
- Работа с учебником (стр.41, упр.40).
Спиши текст. Определи падеж выделенных слов. Выпиши подчёркнутое слово. Определи его число и падеж. Рядом напиши это слово в форме Р.п. ед.ч. Поставь знак, которым отличаются эти формы.
- Проверка.
У: В какой орфограмме пропущена буква?
У: как мы можем проверить эту букву в слове?
Летние грозы проходят над землёй (Т.п.) и падают за горизонт (В.п.). Молнии то с размаху бьют в землю (В.п.) прямым ударом, то полыхают на чёрных тучах (П.п.).
Радугасверкает над сырой далью (Т.п.). Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю (В.п.).
(К. Паустовский)
грóзы (мн.ч., И.п.) – грозы́ (Р.п., ед.ч.).
Две формы одного и того же слова отличаются (местом ударения).
IV. Физкультминутка.
Упражнение для мобилизации внимания.
И.п. - стоя, руки вдоль туловища.
1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс,
3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо,
5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх,
7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо,
10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс,
13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4 - 6 раз.
Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза - средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный.
V.Открытие новых умений, знаний (продолжение).
Работа с учебником (стр. 42. упр. 41 ).
У: Чем различаются примеры в 1-м и во 2-м столбиках?
О: Сравнивая между собой столбики на плакате, мы можем видеть, что в 1-м столбике приведены примеры слов с подвижным ударением, а во 2-м – с неподвижным.
У: А чем различаются примеры внутри 1-гостолбика?
О: В 1-м столбике в 1-й строке у существительного в начальной форме (И.п. ед.ч.) ударение падает на корень слова (на первый слог), а в форме И.п. мн.ч. ударение переходит на окончание (на последний слог).
Во 2-й строке 1-го столбика, наоборот, в форме И.п. ед.ч. ударение падает на окончание существительного (на последний слог), а в форме И.п. мн.ч. ударение переходит на корень (на первый слог).
У: А чем различаются примеры внутри 2-го столбика.
О: Во 2-м столбике в 1-й ячейке существительное с неподвижным ударением, которое падает на корень слова (на первый слог), а во 2-й ячейке – существительное с неподвижным ударением на окончание (на последний слог).
- Работа с учебником (стр. 42, упр.42).
Существительные с подвижным ударением | Существительные с неподвижным ударением |
моˊст - мостыˊ хвоˊст - хвостыˊ | пеˊсня - пеˊсни леˊстница - леˊстницы |
семьяˊ - сеˊмьи ремеслоˊ - ремёсла | скамьяˊ - скамьиˊ полыньяˊ - полыньиˊ |
Полынья́ — пространство чистой воды в ледяном покрове реки или в плавающих ледяных полях моря и озера. Полыньи можно наблюдать в местах быстрого течения воды, в связи с выходом на поверхность относительно тёплой воды, а также при раздвижении льда.
VI. Подведение итогов урока. Рефлексия
У: Оцените свою работу на уроке. Если вам всё понравилось, поднимите большой палец вверх, если не понравилось - вниз.
- Инструктаж по выполнению домашнего задания.
Запишите слова: сосна, страна, земля, зима. Составьте с каждым словом 2 предложения. Так, чтобы в первом предложении ударение в этих словах падало на корень, а во втором предложении на окончание.
Например: Черняховск - мой любимый город. Города России очень красивые.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Ф.И.О. обучающейся: Плисова Анастасия Владимировна
Тема урока: «Существительные с подвижным и неподвижным ударением».
Класс: 3 «В»
Цель урока: создание благоприятных условий для формирования знаний о подвижном и неподвижном ударении в существительных.
Целевой компонент урока:
Тема урока: «Существительные с подвижным и неподвижным ударением».
Цель: создание благоприятных условий для формирования знаний о подвижном и неподвижном ударении в существительных.
Задачи:
Образовательные: познакомиться с подвижным и неподвижным ударением в существительных, оказать детям красоту поэзии И.С.Никитина, учить понимать суть задания, учить выполнять задания, помочь понять роль ударения в слове.
Развивающие: способствовать развитию умения анализировать прочитанный текст, расширению и активизации словарного запаса учащихся, развитию образного мышления, внимания, эстетического вкуса, содействовать развитию самооценки и взаимооценки.
Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, наблюдательность, интерес к русскому языку, культуру общения на уроке: умение внимательно слушать, правильно реагировать на ответы других детей.
Здоровье сберегающие: соблюдение СанПиН, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата (позитивного психического и эмоционального микроклимата), проведение физминутки.
Планируемые результаты:
Личностные: установление связей между учебной деятельностью и ее мотивом. - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности.
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: способствовать развитию умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развитие познавательного интереса через создание проблемной ситуации, организацию работы в парах и группах; развитие логических операций.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: научится ставить цели, направленные на открытие нового знания об ударении, на основе соотнесения того, что уже известно; под руководством учителя планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей: понимать и доказывать, что русское ударение является силовым, разноместным, подвижным, что в русском языке ударение выполняет смыслоразличительную роль; осуществлять контроль своих действий, научиться самостоятельно оценивать качество и уровень усвоения знаний.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение слушать и понимать других, отвечать на вопросы, задавать вопросы, вести диалог с учителем и сверстниками, грамотно и аргументировано отстаивать свою позицию, умение грамотно строить монологическую и диалогическую речь.
Предметные: дать понятие о том, что ударение в существительных бывает подвижным и неподвижным; доказывать, что ударение выполняет смыслоразличительную функцию, соблюдать нормы ударения в речи, развивать умение читать и анализировать лингвистический текст; научить сопоставлять значение, структуру и правописание слов, закрепить навыки правописания изученных орфограмм.
Тип урока: комбинированный
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Основные образовательные ресурсы урока: учебник, таблицы с заданиями.
Характеристика этапов урока
Этап урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности | Дидактические средства, интерактивное оборудование |
I. Организация начала урока. | Словесный (беседа) | Здравствуйте, дети! Меня зовут Анастасия Владимировна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я. Садитесь. Проверка готовности к уроку. | Приветствуют учителя, садятся на свои места. Проверяют, всё ли лежит на столах. Слушают учителя. | Фронтальная | |
II. Открытие новой темы. Целеполагание. | Наглядный метод (демонстрации, иллюстрации), практический | Ребята, чтобы узнать тему нашего урока, вы должны отгадать загадки. Теперь прочитайте слово, которое у нас получилось. Попробуйте определить задачи урока, используя «слова – помощники»: познакомимся, узнаем, будем учиться.
| Отгадывают загадки. Сегодня на уроке мы познакомимся с подвижным и неподвижным ударением. Работают с учебником. | Фронтальная | Таблица Учебник |
IV. Физкультминутка. | репродуктивный | Учитель проводит физминутку | Делают упражнения | Фронтальная | Санпин. |
V. Открытие новых умений, знаний. | Словесный рассказ, практический |
| Работают с учебником. | Фронтальная | Учебник Таблица |
VII. Подведение итогов урока. Рефлексия | Словесный | Оцените свою работу на уроке. Если вам всё понравилось, поднимите большой палец вверх, если не понравилось – вниз. | Слушают учителя. Выполняют задание. | Фронтальная |
|
VIII. Инструктаж по выполнению домашнего задания. | Словесный | Даёт инструкции по выполнению домашнего задания. | Слушают учителя и записывают домашнее задание. |
Подпись методиста_______________
Подпись учителя _______________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта по русскому языку 1 класс по программе "Начальная школа 21 века"...

Тема урока: Развитие двигательных и координационных способностей посредством п/и.Цель урока: создать условия для раз...

План – конспект открытого...

Конспект урока по русскому языку на тему:"Существительные с суффиксом – ок. Написание суффикса - ок - после шипящих"....

Проект урока с технологической картой урока....

Данная разработка поможет провести урок по этой теме....

Необходимость глубокого изучения родного языка в школе определяется его основными функциями: язык служит человеку, во-первых, средством оформления и выражения мысли, во-вторы...