План-конспект урока, технологическая карта по русскому языку на тему: "Написание существительных с суффиксом –ищ".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Необходимость глубокого изучения родного языка в школе определяется его основными функциями: язык служит человеку, во-первых, средством оформления и выражения мысли, во-вторых, коммуникативным средством, обслуживая членов общества в их общении между собой, и, наконец, средством выражения чувств, настроений (эмоциональная сфера).
Умения и навыки в области родного языка (речь, чтение, письмо) являются необходимым условием и средством учебного труда учащихся. Иными cловами дети, овладевая умением учиться, должны в первую очередь изучать свой родной язык — ключ к познанию, к образованности, к подлинному развитию ума. Без языка невозможно полноценное участие человека в жизни современного общества, участие в современном производстве, в развитии культуры, искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План-конспект урока русского языка | 34.05 КБ |
Технологическая карта урока | 23.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Разрешаю:___________
Допускаю:___________
Оценка за урок:__________
План-конспект
урока русского языка,
проведенного в 3 «Б» классе
26.02.2020 г.
Консультация методиста:________
Консультация учителя:__________
Конспект урока русского языка
УМК: «Перспективная начальная школа», 3 класс
(Каленчук М. Л. , Чуракова Н.А., Байкова Т.А..
Русский язык 3 класс 3ч. Стр. 79-86)
Организационно-деятельностный компонент:
Дата:26.02.2020г.
Время:15:50-16:35
Место: МАОУ Гимназия № 2
Класс: 3«Б»
Целевой компонент урока:
Тема урока: «Написание существительных с суффиксом –ищ-».
Цель: создание благоприятных условий для формирования представления о правописании окончаний существительных с суффиксом –ищ- .
Задачи:
Образовательные: создать условия для овладения учащимися нового материала; научить писать существительные с суффиксом -ищ-, применять правило написания окончаний –а, -е после суффикса –ищ-.
Развивающие: способствовать развитию умения анализировать прочитанный текст, расширению и активизации словарного запаса учащихся, развитию образного мышления, внимания, эстетического вкуса, содействовать развитию самооценки и взаимооценки.
Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, наблюдательность, интерес к русскому языку, культуру общения на уроке: умение внимательно слушать, правильно реагировать на ответы других детей.
Здоровье сберегающие: соблюдение СанПиН, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата (позитивного психического и эмоционального микроклимата), проведение физминутки.
Планируемые результаты:
Личностные: установление связей между учебной деятельностью и ее мотивом. - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности.
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, развитие словарного запаса обучающихся.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: развитие умения выполнять учебные действия: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности; развитие самостоятельности, самооценки, осуществление пошагового контроля по ходу выполнения заданий под руководством учителя.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение слушать и понимать других, отвечать на вопросы, задавать вопросы, вести диалог с учителем и сверстниками, грамотно и аргументировано отстаивать свою позицию, умение грамотно строить монологическую и диалогическую речь.
Предметные: дать понятие о написании существительных с суффиксом -ищ-, учить применять правило написания окончаний –а, -е после суффикса –ищ-.
Тип урока: открытие нового знания.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Основные образовательные ресурсы урока: учебник, таблицы с заданиями, карточки с заданиями.
Содержательный компонент урока:
Ход урока:
I. Организация начала урока.
1) Приветствие
У: Здравствуйте, дети! Меня зовут Анастасия Владимировна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я. Садитесь.
2) Проверка готовности к уроку
У: Проверим, готовы ли вы к уроку. На парте у вас должны лежать: учебник, пенал, дневник, тетрадь.
II. Открытие новой темы. Целеполагание.
У: Какие части речи вы знаете?
О: Имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, наречие, предлог, союз, частица.
У: Что такое имя существительное?
О: Имя существительное — это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
У: Ребята, кто может перечислить все части слова?
О: Приставка, корень, суффикс, окончание, основа.
У: Верно! Кто скажет, как называется часть слова, которая идёт после корня?
О: За корнем следует суффикс.
У: Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?
О: Тема урока : «Написание существительных с суффиксом –ищ-».
III. Открытие новых умений, знаний.
- Работа с учебником (стр.80, упр.90).
Прочитайте слова и скажите, от каких слов они образованы.
Жарища – жара;
Пылища-пыль.
Проверка
У: Скажите, какого рода все слова, от основ которых образованы слова с суффиксом –ищ-?
О: Все слова женского рода.
У: Кто может сказать почему у всех слов окончание –а?
О: Они все также женского рода, поэтому у них окончание –а: жарища – жара .
- Работа с учебником (стр.80, упр.91).
Глазище – глаз;
пожарище – пожар.
У: Скажите, какого рода все слова, от основ которых образованы слова с суффиксом –ищ-?
О: Все слова мужского рода.
У: Кто может сказать почему у всех слов окончание –е?
О: Они все мужского рода, поэтому у них окончание –е: пожарище – пожар.
Выводы:
- Слово с суффиксом –ищ- сохраняет род того слова, от основы которого оно образовано.
- У слов м.р. и ср.р.с суффиксом -ищ- окончания одинаковые. Это окончание –е.
У: Какое значение имеет суффикс-ищ-?
О: Суффикс –ищ- придает существительным увеличительное значение: дом- домище (огромный дом).
- Правило
После суффикса -ищ- у существительных мужского и среднего рода в единственном числе пишется окончание -е, а у существительных женского рода - окончание -а: арбуз-ищ-е, великанище, волчище, городище, дождище, дружище, умище, болотище, бревнище,; бородища, головища, силища, , туфлища (туфля).
Во множественном числе существительные мужского и женского рода с этим суффиксом имеют окончание -и, а существительные среднего рода - окончание -а: заборищи, сапожищи, ладонищи, мозолищи; болотища, , оконища.
IV. Физкультминутка.
Упражнение для мобилизации внимания.
И.п. - стоя, руки вдоль туловища.
1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс,
3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо,
5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх,
7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо,
10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс,
13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4 - 6 раз.
Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза - средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный.
V.Открытие новых умений, знаний (продолжение).
- Работа с учебником (стр. 82. упр. 93).
Прочитайте отрывок из стихотворения.
Выпиши все выделенные слова столбиком в начальной форме. Окончания пока не пиши! Рядом с каждым словом напиши слово, от основы которого оно образовано. В скобках напиши род исходного слова. Допиши окончания в словах с суффиксом –ищ-.
- Проверка
Силища-сила (ж.р.)
ямища-яма (ж.р.)
папище-папа (м.р.)
мамища-мама (ж.р.)
Жило-было Чудище
( ед.ч. ср.р.)
Юное страшилище
(ед.ч. ср.р.)
- Индивидуальная работа.
Карточка 1
В скобках укажи род, вставь окончания.
На огороде вырос вкусный арбузище ( м.р. ).
Красивая занавеска закрывала огромное окнище . (ср.р. )
На полке стояли большие книжищи (ж.р.).
На уступе скалы орел свил огромное гнездище . (ср.р. )
В реке отдыхали толстые бегемотищи . ( м.р. )
На грядке выросли большие морковищи . ( ж.р. ).
Карточка 2
В скобках укажи род, вставь окончания.
На дереве мы увидели огромное дуплище . (ср.р.)
На дворе стоял трескучий морозище . ( м.р. )
На штанах были огромные дырищи . ( ж.р. )
Вслед за мышью гнались голодные котищи. (м.р.)
У фермера выросла необыкновенно большая тыквища . ( ж.р. )
Мальчик еле шел - в руках у него были огромные ведрища .(ср.р. )
VI. Подведение итогов урока. Рефлексия
У: С каким суффиксом мы сегодня познакомились?
О: Сегодня мы познакомились с суффиксом –ищ-.
У: Какой вывод мы можем сделать?
О: После суффикса -ищ- у существительных мужского и среднего рода в единственном числе пишется окончание -е, а у существительных женского рода - окончание -а: арбуз-ищ-е, великанище, волчище, городище, дождище, дружище, умище, болотище, бревнище,; бородища, головища, силища, , туфлища (туфля). Во множественном числе существительные мужского и женского рода с этим суффиксом имеют окончание -и, а существительные среднего рода - окончание -а: заборищи, сапожищи, ладонищи, мозолищи; болотища, , оконища.
У: Оцените свою работу на уроке. Если вам всё понравилось, поднимите большой палец вверх, если не понравилось - вниз.
- Инструктаж по выполнению домашнего задания.
Страница 85, упражнение 95.
Карточка 1
В скобках укажи род, вставь окончания.
На огороде вырос вкусный арбузищ…. ( ).
Красивая занавеска закрывала огромное окнищ…. ( ).
На полке стояли большие книжищ….. ( ).
На уступе скалы орел свил огромное гнездищ…. ( ).
В реке отдыхали толстые бегемотищ….. ( ).
На грядке выросли большие морковищ….. ( ).
Карточка 2
В скобках укажи род, вставь окончания.
На дереве мы увидели огромное дуплищ….. ( ).
На дворе стоял трескучий морозищ…… ( ).
На штанах были огромные дырищ….. ( ).
Вслед за мышью гнались голодные котищ…... ( ).
У фермера выросла необыкновенно большая тыквищ….. ( ).
Мальчик еле шел - в руках у него были огромные ведрищ…... ( ).
Единственное число | Множественное число | ||||
Женский род | Мужской род | Средний род | Женский род | Мужской род | Средний род |
а | е | и | а | ||
Силища, головища | Великанище, волчище | Болотище, бревнище | Ладонищи, мозолищи | Заборищи, сапожищи | Болотища, оконища |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Ф.И.О. обучающейся: Плисова Анастасия Владимировна
Тема урока: «Написание существительных с суффиксом –ищ-».
Класс: 3 «Б»
Цель урока: создание благоприятных условий для формирования представления о правописании окончаний существительных с суффиксом –ищ- .
Целевой компонент урока:
Тема урока: «Существительные с подвижным и неподвижным ударением».
Цель: создание благоприятных условий для формирования знаний о подвижном и неподвижном ударении в существительных.
Задачи:
Образовательные: создать условия для овладения учащимися нового материала; научить писать существительные с суффиксом -ищ-, применять правило написания окончаний –а, -е после суффикса –ищ-.
Развивающие: способствовать развитию умения анализировать прочитанный текст, расширению и активизации словарного запаса учащихся, развитию образного мышления, внимания, эстетического вкуса, содействовать развитию самооценки и взаимооценки.
Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, наблюдательность, интерес к русскому языку, культуру общения на уроке: умение внимательно слушать, правильно реагировать на ответы других детей.
Здоровье сберегающие: соблюдение СанПиН, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата (позитивного психического и эмоционального микроклимата), проведение физминутки.
Планируемые результаты:
Личностные: : установление связей между учебной деятельностью и ее мотивом. - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности.
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, развитие словарного запаса обучающихся.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: развитие умения выполнять учебные действия: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности; развитие самостоятельности, самооценки, осуществление пошагового контроля по ходу выполнения заданий под руководством учителя.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение слушать и понимать других, отвечать на вопросы, задавать вопросы, вести диалог с учителем и сверстниками, грамотно и аргументировано отстаивать свою позицию, умение грамотно строить монологическую и диалогическую речь.
Предметные: дать понятие о написании существительных с суффиксом -ищ-, учить применять правило написания окончаний –а, -е после суффикса –ищ-.
Тип урока: открытие нового знания.
Тип урока: открытие нового знания.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Основные образовательные ресурсы урока: учебник, таблицы с заданиями, карточки с индивидуальными заданиями.
Характеристика этапов урока
Этап урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности | Дидактические средства, интерактивное оборудование |
I. Организация начала урока. | Словесный (беседа) | Приветствие. Проверка готовности к уроку. | Приветствуют учителя, садятся на свои места. Проверяют, всё ли лежит на столах. Слушают учителя. | Фронтальная | |
II. Открытие новой темы. Целеполагание. | Наглядный метод (демонстрации, иллюстрации), практический | Организует открытие темы урока.
Организуют проверку.
Организует проверку.
| Открывают тему урока. Работают с учебником. Выполняют упражнение. Выполняют проверку. Работают с учебником. Выполняют упражнение. Выполняют проверку. Слушают учителя. | Фронтальная | Таблица Учебник |
III. Физкультминутка. | репродуктивный | Учитель проводит физминутку | Выполняют упражнения | Фронтальная | Санпин. |
IV. Открытие новых умений, знаний. | Словесный рассказ, практический |
| Работают с учебником. Проверяют свои работы. Работают по карточкам. Проверяют самостоятельно свои работы. | Фронтальная Индивидуальная | Учебник Таблица Карточки с заданиями |
VII. Подведение итогов урока. Рефлексия | Словесный | Оцените свою работу на уроке. Если вам всё понравилось, поднимите большой палец вверх, если не понравилось – вниз. Подведение итогов. | Слушают учителя. Выполняют задание. Подводят итоги урока. | Фронтальная |
|
VIII. Инструктаж по выполнению домашнего задания. | Словесный | Даёт инструкции по выполнению домашнего задания. | Слушают учителя и записывают домашнее задание. |
Подпись методиста_______________
Подпись учителя _______________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока русского языка на тему: «Написание заглавной буквы в собственных именах существительных».
В конспекте представлены структура и ход урока русского языка в 1 классе с использованием электронных образовательных ресурсов в условиях реализации ФГОС нового поколения....
Технологическая карта по русскому языку "Морфологический разбор имени существительного" 4 класс
Разработка урока по русскому языку по теме "Морфологический разбор имени существительного"...
Технологическая карта по русскому языку на тему: Имя существительное 2 класс
Цели деятельности: формирование общего понятия об имени существительном;Планируемые результатыПредметные:Знать: понятие «имя существительное»; на какие вопросы отвечает имя существит...
Технологическая карта по русскому языку на тему " Имя существительное как часть речи" 3 класс
Уметь находить слова разных частей речи ,выявлять постоянные и непостоянные признаки существительных....
Конспект урока(технологическая карта) по русскому языку 2 класс "Части речи" ( общее понятие)
Данная разработка поможет провести урок по этой теме....
План-конспект урока, технологическая карта по русскому языку на тему: "Существительные с подвижным и неподвижным ударением".
Необходимость изучения родного языка в школе определяется его основными функциями: язык служит человеку, во-первых, средством оформления и выражения мысли, во-вторых, коммуникативн...
Технологическая карта по русскому языку "Правописание окончаний имен существительных первого склонения в родительном, дательном и предложном падежах"
Технологическая карта разработана в сответствии с ФГОС....