План-конспект урока, технологическая карта по русскому языку на тему: "Написание существительных с суффиксом –ищ".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Плисова Анастасия Владимировна

 

     Необходимость глубокого изучения родного языка в школе определяется его основными функциями: язык служит человеку, во-первых, средством оформления и выражения мысли, во-вторых, коммуникативным средством, обслуживая членов общества в их общении между собой, и, наконец, средством выражения чувств, настроений (эмоциональная сфера).

    Умения и навыки в области родного языка (речь, чтение, письмо) являются необходимым условием и средством учебного труда учащихся. Иными cловами дети, овладевая умением учиться, должны в первую очередь изучать свой родной язык — ключ к познанию, к образованности, к подлинному развитию ума. Без языка невозможно полноценное участие человека в жизни современного общества, участие в современном производстве, в развитии культуры, искусства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разрешаю:___________

Допускаю:___________

Оценка за урок:__________

План-конспект

урока русского языка,

проведенного в 3 «Б» классе

26.02.2020 г.

                                                                             

     Консультация методиста:________

Консультация учителя:__________

Конспект урока русского языка
УМК: «Перспективная начальная школа», 3 класс

(Каленчук М. Л. , Чуракова Н.А., Байкова Т.А..

Русский язык 3 класс 3ч.  Стр. 79-86)

Организационно-деятельностный компонент:

Дата:26.02.2020г.

Время:15:50-16:35

Место: МАОУ Гимназия № 2

Класс: 3«Б»

Целевой компонент урока:

Тема урока: «Написание существительных с суффиксом –ищ-».

Цель: создание благоприятных условий для формирования представления о правописании окончаний существительных с суффиксом –ищ-  .

Задачи:

Образовательные:  создать условия для овладения учащимися нового материала; научить писать существительные с суффиксом -ищ-, применять правило написания окончаний –а, -е после суффикса –ищ-.

Развивающие: способствовать развитию умения анализировать прочитанный текст, расширению и активизации словарного запаса учащихся, развитию образного мышления, внимания, эстетического вкуса, содействовать развитию самооценки и взаимооценки.

Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, наблюдательность, интерес к русскому языку, культуру общения на уроке: умение внимательно слушать, правильно реагировать на ответы других детей.

Здоровье сберегающие: соблюдение СанПиН, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата (позитивного психического и эмоционального микроклимата), проведение физминутки.

Планируемые результаты:

Личностные:  установление связей между учебной деятельностью и ее мотивом. - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности.

Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных учебных действий: развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, развитие словарного запаса обучающихся.

 Формирование регулятивных универсальных учебных действий: развитие умения выполнять учебные действия: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности; развитие самостоятельности, самооценки, осуществление пошагового контроля по ходу выполнения заданий под руководством учителя.

Формирование коммуникативных  универсальных учебных действий: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение слушать и понимать других, отвечать на вопросы, задавать вопросы, вести диалог с учителем и сверстниками, грамотно и аргументировано отстаивать свою позицию, умение грамотно строить монологическую и диалогическую речь.

Предметные: дать понятие о написании существительных с суффиксом -ищ-, учить применять правило написания окончаний –а, -е после суффикса –ищ-.

Тип урока: открытие нового знания.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Основные образовательные ресурсы урока: учебник, таблицы с заданиями, карточки с заданиями.

Содержательный компонент урока:

Ход урока:

I. Организация начала урока.

1) Приветствие

У: Здравствуйте, дети! Меня зовут Анастасия Владимировна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я. Садитесь.

2) Проверка готовности к уроку

У: Проверим, готовы ли вы к уроку. На парте у вас должны лежать: учебник, пенал, дневник, тетрадь.

II. Открытие новой темы. Целеполагание.

У: Какие части речи вы знаете?

О:  Имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, наречие, предлог, союз, частица.

У: Что такое имя существительное?

О: Имя существительное — это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

У: Ребята, кто может перечислить все части слова?

О: Приставка, корень, суффикс, окончание, основа.

У: Верно! Кто скажет, как называется часть слова, которая идёт после корня?

О: За корнем следует суффикс.

У: Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

О: Тема урока : «Написание существительных с суффиксом –ищ-».

III. Открытие новых умений, знаний.

  1. Работа с учебником (стр.80,  упр.90).

Прочитайте слова и скажите, от каких слов они образованы.

Жарища – жара;

Пылища-пыль.

 Проверка

У: Скажите, какого рода все слова, от основ которых образованы слова с суффиксом –ищ-?

О: Все слова  женского рода.

У: Кто может сказать почему у всех слов окончание –а?

О: Они все также женского рода, поэтому у них окончание –а: жарища – жара .

  1. Работа с учебником (стр.80,  упр.91).

Глазище – глаз;

пожарище – пожар.

У: Скажите, какого рода все слова, от основ которых образованы слова с суффиксом –ищ-?

О: Все слова мужского рода.

У: Кто может сказать почему у всех слов окончание –е?

О: Они все мужского рода, поэтому у них окончание –е: пожарище – пожар.

Выводы:

  1. Слово с суффиксом –ищ- сохраняет род того слова, от основы которого оно образовано.
  2. У слов м.р. и ср.р.с суффиксом  -ищ- окончания одинаковые. Это окончание –е.

У: Какое значение имеет суффикс-ищ-?

О: Суффикс –ищ- придает существительным увеличительное значение: дом- домище  (огромный дом).

  1. Правило

        После суффикса -ищ- у существительных мужского и среднего рода в единственном числе пишется окончание , а у существительных женского рода - окончание арбуз-ищ-е, великанище, волчище, городище, дождище, дружище, умище, болотище, бревнище,; бородища, головища, силища, , туфлища (туфля).

Во множественном числе существительные мужского и женского рода с этим суффиксом имеют окончание , а существительные среднего рода - окончание заборищи, сапожищи, ладонищи, мозолищи; болотища, , оконища.

IV. Физкультминутка.

Упражнение для мобилизации внимания.

И.п. - стоя, руки вдоль туловища.

1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс,

3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо,

5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх,

7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо,

10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс,

13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4 - 6 раз.

Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза - средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный. 

V.Открытие новых умений, знаний  (продолжение).

  1. Работа с учебником (стр. 82. упр. 93).

Прочитайте отрывок из стихотворения.

Выпиши все выделенные слова столбиком в начальной форме. Окончания пока не пиши! Рядом с каждым словом напиши слово, от основы которого оно образовано. В скобках напиши род исходного слова. Допиши окончания в словах с суффиксом –ищ-.

  1. Проверка

Силища-сила (ж.р.)

ямища-яма (ж.р.)

папище-папа (м.р.)

мамища-мама (ж.р.)

Жило-было Чудище  

( ед.ч. ср.р.)

Юное страшилище

(ед.ч. ср.р.)

  1. Индивидуальная работа.

 

Карточка 1

В скобках укажи род, вставь окончания.

На огороде вырос вкусный  арбузище   ( м.р. ).

Красивая занавеска закрывала огромное окнище .   (ср.р. )

На полке стояли большие  книжищи (ж.р.).

На уступе скалы орел свил  огромное    гнездище  .  (ср.р.  )

В реке отдыхали   толстые      бегемотищи    .     ( м.р. )

На грядке выросли   большие  морковищи    .  ( ж.р. ).

Карточка 2

 В скобках укажи род, вставь окончания.

На дереве мы увидели огромное дуплище  .   (ср.р.)

На дворе стоял трескучий морозище  .   ( м.р. )

На штанах были   огромные     дырищи  .  ( ж.р. )

Вслед за мышью гнались  голодные    котищи. (м.р.)

У фермера выросла   необыкновенно  большая     тыквища  .  ( ж.р. )

Мальчик еле шел - в руках у него были  огромные  ведрища  .(ср.р. )

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия

У: С каким суффиксом мы сегодня познакомились?

О: Сегодня мы познакомились с суффиксом –ищ-.

У: Какой вывод мы можем сделать?

О: После суффикса -ищ- у существительных мужского и среднего рода в единственном числе пишется окончание , а у существительных женского рода - окончание арбуз-ищ-е, великанище, волчище, городище, дождище, дружище, умище, болотище, бревнище,; бородища, головища, силища, , туфлища (туфля). Во множественном числе существительные мужского и женского рода с этим суффиксом имеют окончание , а существительные среднего рода - окончание заборищи, сапожищи, ладонищи, мозолищи; болотища, , оконища.

У: Оцените свою работу на уроке. Если вам всё понравилось, поднимите большой палец вверх, если не понравилось - вниз.

  1. Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Страница 85, упражнение 95.


Карточка 1

В скобках укажи род, вставь окончания.

На огороде вырос вкусный  арбузищ….     (           ).

Красивая занавеска закрывала огромное окнищ….       (          ).

На полке стояли большие  книжищ…..   (           ).

На уступе скалы орел свил  огромное    гнездищ….    (          ).

В реке отдыхали   толстые      бегемотищ…..   (          ).

На грядке выросли   большие  морковищ…..   (           ).

Карточка 2

 В скобках укажи род, вставь окончания.

На дереве мы увидели огромное дуплищ…..    (          ).

На дворе стоял трескучий морозищ……    (          ).

На штанах были   огромные     дырищ…..  (          ).

Вслед за мышью гнались  голодные    котищ…... (         ).

У фермера выросла   необыкновенно  большая     тыквищ…..    (         ).

Мальчик еле шел - в руках у него были  огромные  ведрищ…...  (        ).


Единственное число

Множественное число

Женский род

Мужской род

Средний род

Женский род

Мужской род

Средний род

а

е

и

а

Силища,

головища

Великанище,

волчище

Болотище,

бревнище

Ладонищи,

мозолищи

Заборищи, сапожищи

Болотища,

оконища



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. обучающейся: Плисова Анастасия Владимировна

Тема урока: «Написание существительных с суффиксом –ищ-».

Класс: 3 «Б»        

Цель урока: создание благоприятных условий для формирования представления о правописании окончаний существительных с суффиксом –ищ-  .

Целевой компонент урока:

Тема урока: «Существительные с подвижным и неподвижным ударением».

Цель: создание благоприятных условий для формирования знаний о подвижном и неподвижном ударении в существительных.

Задачи:

Образовательные:  создать условия для овладения учащимися нового материала; научить писать существительные с суффиксом -ищ-, применять правило написания окончаний –а, -е после суффикса –ищ-.

Развивающие: способствовать развитию умения анализировать прочитанный текст, расширению и активизации словарного запаса учащихся, развитию образного мышления, внимания, эстетического вкуса, содействовать развитию самооценки и взаимооценки.

Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, наблюдательность, интерес к русскому языку, культуру общения на уроке: умение внимательно слушать, правильно реагировать на ответы других детей.

Здоровье сберегающие: соблюдение СанПиН, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата (позитивного психического и эмоционального микроклимата), проведение физминутки.

Планируемые результаты:

Личностные:  :  установление связей между учебной деятельностью и ее мотивом. - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности.

Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных учебных действий: развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, развитие словарного запаса обучающихся.

 Формирование регулятивных универсальных учебных действий: развитие умения выполнять учебные действия: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности; развитие самостоятельности, самооценки, осуществление пошагового контроля по ходу выполнения заданий под руководством учителя.

Формирование коммуникативных  универсальных учебных действий: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение слушать и понимать других, отвечать на вопросы, задавать вопросы, вести диалог с учителем и сверстниками, грамотно и аргументировано отстаивать свою позицию, умение грамотно строить монологическую и диалогическую речь.

Предметные: дать понятие о написании существительных с суффиксом -ищ-, учить применять правило написания окончаний –а, -е после суффикса –ищ-.

Тип урока: открытие нового знания.

Тип урока: открытие нового знания.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Основные образовательные ресурсы урока: учебник, таблицы с заданиями, карточки с индивидуальными заданиями.

Характеристика этапов урока

Этап урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

I. Организация начала урока.

Словесный (беседа)

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

Приветствуют учителя, садятся на свои места.

Проверяют, всё ли лежит на столах.

Слушают учителя.

Фронтальная

II. Открытие новой темы. Целеполагание.

Наглядный метод (демонстрации, иллюстрации), практический

Организует открытие темы урока.

  1. Работа с учебником (стр.80,  упр.90).

Организуют проверку.

  1. Работа с учебником(стр.80, упр.91)

Организует проверку.

  1. Правило

                                                                                                   

Открывают тему урока.

Работают с учебником.

Выполняют упражнение.

Выполняют проверку.

Работают с учебником.

Выполняют упражнение.

Выполняют проверку.

Слушают учителя.

  Фронтальная

Таблица

Учебник

III. Физкультминутка.

 репродуктивный

Учитель проводит физминутку

Выполняют упражнения

Фронтальная

Санпин.

 IV. Открытие новых умений, знаний.

Словесный рассказ, практический

  1. Работа с учебником (стр. 82, упр. 93 ).
  2. Проверка.
  3. Индивидуальная работа.
  4. Проверка самостоятельной работы.

Работают с учебником.

Проверяют свои работы.

Работают по карточкам.

Проверяют самостоятельно свои работы.

Фронтальная

Индивидуальная

Учебник

Таблица

Карточки с заданиями

VII. Подведение итогов урока. Рефлексия

Словесный

Оцените свою работу на уроке. Если вам всё понравилось, поднимите большой палец вверх, если не понравилось – вниз.

Подведение итогов.

 Слушают учителя.

Выполняют задание.

Подводят итоги урока.

Фронтальная

 

VIII.  Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Словесный

Даёт инструкции по выполнению домашнего задания.

Слушают учителя и записывают домашнее задание.

Подпись методиста_______________

Подпись учителя   _______________        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка на тему: «Написание заглавной буквы в собственных именах существительных».

В конспекте представлены структура и ход урока русского языка в 1 классе с использованием электронных образовательных ресурсов в условиях реализации ФГОС нового поколения....

Технологическая карта по русскому языку "Морфологический разбор имени существительного" 4 класс

Разработка урока по русскому языку по теме "Морфологический разбор имени существительного"...

Технологическая карта по русскому языку на тему: Имя существительное 2 класс

Цели деятельности:  формирование общего понятия об имени существительном;Планируемые результатыПредметные:Знать: понятие «имя существительное»; на какие вопросы отвечает имя существит...

Технологическая карта по русскому языку на тему " Имя существительное как часть речи" 3 класс

Уметь находить слова разных частей речи ,выявлять постоянные и непостоянные признаки  существительных....

План-конспект урока, технологическая карта по русскому языку на тему: "Существительные с подвижным и неподвижным ударением".

  Необходимость  изучения родного языка в школе определяется его основными функциями: язык служит человеку, во-первых, средством оформления и выражения мысли, во-вторых, коммуникативн...