Конспект урока русского языка «Изменение частей речи по числам» ( 2 класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Сидоркова Юлия Александровна

Тип урока: изучение нового материала

Тема урока: «Изменение частей речи по числам»

Цель: формирование знаний о числе имен существительных .

Образовательные: научить образовывать форму имен существительных множественного числа с помощью окончаний.

Развивающие: развивать словесно-логическое мышление, наблюдательность, умение рассуждать, анализировать; развивать устную и письменную речь;

Воспитательные: воспитывать уважение друг к другу, готовность к сотрудничеству, умение вести диалог, воспитывать любовь к родному языку.

 

Планируемые результаты:

 

Личностные УУД: развитие познавательного интереса, формирование определённых познавательных потребностей  и учебных мотивов.

Регулятивные УУД: различать способ и результат действия; принятие практической задачи.

Познавательные УУД: использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач; выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

Коммуникативные УУД: уметь обмениваться мнениями, слушать партнёра по коммуникации и учителя.

 

Оборудование:презентация, учебник, рабочая тетрадь, карточки с заданиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk._2-d_klass._17.04.2019.docx68.31 КБ

Предварительный просмотр:

 Технологическая карта урока русского языка в 2 «Д» классе МБОУ СОШ №1,

Составлена обучающейся 3-К курса  ГБПОУ РО «КонстПК»,

специальность 44.02.05  Коррекционная педагогика в начальном образовании,

Сидорковой Юлии Александровны

Дата: 17.04.2019

Класс: 2 «Д»

Тип урока: изучение нового материала

Тема урока: «Изменение частей речи по числам»

Цель: формирование знаний о числе имен существительных .

Образовательные: научить образовывать форму имен существительных множественного числа с помощью окончаний.

Развивающие: развивать словесно-логическое мышление, наблюдательность, умение рассуждать, анализировать; развивать устную и письменную речь;

Воспитательные: воспитывать уважение друг к другу, готовность к сотрудничеству, умение вести диалог, воспитывать любовь к родному языку.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: развитие познавательного интереса, формирование определённых познавательных потребностей  и учебных мотивов.

Регулятивные УУД: различать способ и результат действия; принятие практической задачи.

Познавательные УУД: использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач; выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

Коммуникативные УУД: уметь обмениваться мнениями, слушать партнёра по коммуникации и учителя.

Оборудование:презентация, учебник, рабочая тетрадь, карточки с заданиями.

Ход урока

Этапы занятия

Деятельность классного руководителя

Деятельность (действия) учащихся   

Результаты УУД

I.Организация класса

1.Приветствие. Проверка готовности к занятию

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Сегодняшний урок русского языка проведу у вас я, меня зовут Юлия Александровна.

Приветствуют студента

Р: организация рабочего места

К: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые

2.Эмоциональный настрой

- Ноги на месте? – На месте.

- Руки на месте? – На месте.

- Спинка прямая? – Прямая.

- Локти у края? – У края.

Слушают студента, улыбаются друг другу

К: доброжелательный эмоциональный настрой на занятие

II. Минутка чистописания

  1. Буквосочетания.

  1. Пословица.

III.Словарная работа.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Сегодня 17 апреля, классная работа.

 - Рассмотрите на доске показ соединений буквосочетаний мн, оп, ба.

С красной строки пропишите каждое буквосочетание, чередуя. Пишите красиво и аккуратно!

Кто закончил, покажите посадкой.

Нет милее дружка, чем родная матушка.

Запишите пословицу в тетрадь пословицу с доски. Как вы понимаете эту пословицу? В чем ее смысл?

-После пословицы с красной строки запишите слово «Словарь» и запишите слова, поставьте ударение и подчеркните орфограммы.

Словарь: площа_ь, д_ревня, ср_да, пл_ток, в_кзал, м_шина, к_рандаш, м_локо.

- Покажите, что вы закончили работу.

Проверьте со слайдом.

Поднимите руки те, кто не допустил ни одной ошибки?

Поднимите руки те, кто допустил 1-2 ошибку?

Поднимите руки те, кто допустил 3 и более ошибок?

Молодцы! У вас красивые слова.

Пословица эта говорит о том, что Мама не предаст, она всегда желает добра своему ребёнку, всегда посоветует, поддержит и

успокоит.

Словарь: площадь, деревня, среда, платок, вокзал, машина, карандаш, молоко.

Л: умеют оценивать свою деятельность

П: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

К: участие в диалоге, высказывание своей точки зрения

Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

Л:  умеют оценивать свою деятельность

П:  находить в памяти нужную информацию

К: участие в диалоге, высказывание своей точки зрения

III. Актуализация знаний

Ребята, внимание на доску. Перед вами изображения предметов, назовите их.

Какие окончания в словах помогают понять, что предметов несколько?

Какое окончание у слова «пень» (0), «гриб»(0), «пни» (-и), «грибы» (-ы), «листья» (-я)?

Запишите эти слова в тетрадь и выделите окончания. Окончания выделяем карандашом.

пень, гриб, пни, грибы, листья

 --ы(и) -я

Л: уважение к сверстникам

П: строить рассуждения в форме связи простых суждений

К: умение выражать свои мысли

IV. Сообщение темы и цели урока

Как вы думаете, какова тема нашего урока.

Тема нашего урока «Изменение частей речи по числам».

Сегодня на уроке мы будем учиться образовывать форму имен существительных множественного числа с помощью окончаний.

Сегодня на уроке вы побываете в роли исследователей. У нас всё получится, если будем работать сообща и ответственно относиться к выполняемой работе.

V. Изучение нового материала

Положите перед собой учебники, откройте их на странице 104,найдите правило в рамке.

В языке слова могут иметь форму единственного и множественного числа.

Формы множественного числа имён существительных имеют окончания -ы(и), -а(я),-е.

Травы, книги, города, моря, селяне.

 Кто может повторить правило?

Чтобы закрепить это правило, давайте выполним упражнение №2, найдите его. Прочтите задание про себя.

Что необходимо выполнить, прочти задание..?

Образуй форму имен существительных множественного числа с помощью окончаний –ы, -и.

Ниже еще есть задания, прочти и их.

  • Запиши слова парами
  • Подчеркни орфограммы в корне, обозначь окончания.
  • Какие правила нужно применять при записи слов?

Итак, первое слово «ряд», какое окончание мы должны подставить, чтобы слово получилось в множественном числе?(окончание –ы) Правильно,…, прочитай первую пару (ряд-ряды) Записываем эту пару в тетрадь. В упражнении 12 пар слов, поэтому записывать слова будем в 2 ряда. Шесть пар в один ряд и шесть в другой.

Ряд-ряды

Столб-столбы

Мороз-морозы

Птица-птицы

Конь-кони

Земля-земли

Ручей-ручьи.

Воробей-воробьи

Чиж-чижи

Ёрш-ёрши

Этаж-этажи

Ландыш-ландыши

 Молодцы, ребята. Мы хорошо справились с этим заданием.

Ряд-ряды

Столб-столбы

Мороз-морозы

Птица-птицы

Конь-кони

Земля-земли

Ручей-ручьи.

Воробей-воробьи

Чиж-чижи

Ёрш-ёрши

Этаж-этажи

Ландыш-ландыши

Л: оценка жизненных ситуаций, умение соотносить поступки

П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы

К: слушать и принимать других

Р: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения

VI.Закрепление изученного материала

Переводим к упражнению №3, найдите его. Оно находится на странице 105. Прочтите задание про себя.

…, прочти, что необходимо сделать.

Образуй и запиши формы множественного числа имён существительных. С помощью каких окончаний это сделаешь?

Обозначь окончания.

Подчеркни в словах орфограммы.

 Объясни их написание.

… выходи к доске. Какое окончание нужно подставить к слову «город»? (окончание а) Записывай слово, проговаривая каждый слог.

Город-города

Остров-острова

Луг-луга

Стог-стога

Дерево-деревья

Колос-колосья

Поле-поля

Стул-стулья

Зерно-зерна

Море-моря

Тополь-тополя

Окно-окна

Выполним упражнение №4.

Прочитайте задание про себя. …, прочти задание вслух.

Спиши. В каком числе употреблены имена существительные? Напиши над словами ед.ч. или мн. Ч.

41768.jpg

Прежде чем записывать текст и определять в каком числе употреблены имена существительные, давайте прочтем подсказку. Найдите ее, находиться она ниже текста.

Чтобы определить, в каком числе употребляется имя существительное , измени его так, чтобы оно отвечало на вопрос что: или кто?

Образец: (от) яблок—(что?) яблоки

(в) садах-(что?)-сады.

Кто выйдет в доске и запишет первое предложение? Кто знает значение слова «Тамбур»? 

Та́мбур— небольшое проходное помещение между наружными и внутренними дверями на входе в здание.

Найди в этом предложении имена существительные (тамбуре, Тузик, лапы, окно). Молодец, присаживайся.

…, выходи к доске, запиши второе предложение. Найди в этом предложении имена существительные .( Березы, рябины, сады, яблоками). Правильно, садись.

…, выходи к доске. Найди в этом предложении имена существительные. ( год).

 Кто выйдет, запишет последнее предложение. Найди имена существительные.(год, садах, грибами ,лесах, яблоками)

Сверьте свою записать с текстов в учебнике.

Объясните смысл последнего предложения.

горОд - Безударная гласная в корне слова (вторая О). Проверочные слова: огород, иногородний.

дерЕвО- проверочное слово "дерЕвья" орфограмма - безударная гласная в корне слова.,

зЕрно- безударная гласная в корне слова,

острОв-островки ,

кОлОс-

кОлос,колОсья,

морЕ-нет орфограммы луГ-лугов,

полЕ- безударный гласный в окончании,

топОль-словарное слово,

стоГ- Парные согласные г – к, у стоГа,

стуЛ,

Окно-Окна

Тамбуре-ед.число; Тузик-ед. число; лапы-мн.число; окно-ед.число.

Березы-мн.число; рябины-мн.числоа; сады-мн.число; яблоками-мн.число.

 

Год-ед.число.

Год-ед.число; садах-мн.число; грибами-мн.число; лесах-мн.число; яблоками-мн.число.

Л:  умеют оценивать свою деятельность

П:  проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

К: участие в диалоге, высказывание своей точки зрения

Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

VII. Итог

1.Оценка деятельности детей

Скажите, пожалуйста:

-Чему мы сегодня учились на уроке? (учились образовывать форму имен существительных множественного числа с помощью окончаний)

 К: использовать речь для регуляции своего действия;

2.Подведение итогов

Ребята, кому бы из товарищей вы хотели сказать «спасибо» за работу на уроке .

Проводят рефлексию

Р: адекватно воспринимать  оценку товарищей

3.Напутствие (пожелания)

- Я очень довольна тем, как вы поработали. За активную работу я бы хотела поставить отметку 5…

Всем спасибо за работу!

Урок окончен!

Методист________________________ Мельникова  Н.В.

Учитель _________________________ Сопрунова И.П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка "Правописание частей слова. Закрепление" 2 класс

Урок русского языка 2 класс "Правописание частей слова. Закрепление"Цель: обобщить и систематизировать знания по правописанию частей слова.Задачи урока:·...

Урок русского языка. Система частей речи. Изменение глаголов по лицам в 4 классе.

Урок-путешествие со сказочным героем Стариком Хоттабычем по частям речи для систематизации изученного материала и детального рассмотрения темы изменения глаголов по лицам....

Конспект урока русского языка «Изменение глагола по временам» 4 класс

Цели деятельности учителя: формирование умения определять время глаголов и изменять глаголы по временам.Планируемые результатыПредметные: знать времена глаголов; уметь определять времена глаголов...

Конспект урока русского языка "Занимательные части речи."

Конспект урока русского языка "Занимательные части речи" для 2 класса....

Конспект урока русского языка "Изменение глаголов по временам" (3 класс)

Цели деятельности учителя: закрепление знаний о глаголе, как части речи; формирование умений различать глаголы по временам.Планируемые результаты:Предметные: Знать: отличительные признаки глагола; воп...

Конспект урока русского языка " Повторение. Части речи" 2 класс УМК Школа России

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА     Тема: «Повторение. «Части речи»».Цель деятельности учителя: закрепление и обобщение знаний о частях речи, закрепление уме...