Конспект урока по русскому языку 4 класс "Склонение прилагательных"
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Минина Екатерина Владимировна

Цели и задачи:

Образовательные цели:

- ознакомление учащихся со склонением имен прилагательных;

- повышение уровня знаний детей по теме "Имя прилагательное".

Развивающие цели:

- развитие интереса к дальнейшему учебному процессу, умения анализировать собственную деятельность.

Воспитательные цели:

- воспитание стремления учеников к успеху в учебе, умения адекватно оценивать свой труд;

- воспитание коммуникативности и толерантности.

Задачи урока:

- формировать умение правильно употреблять в письменной речи окончания имен прилагательных, учить определять грамматические категории прилагательного;

- развивать интеллектуальные качества учащихся: речь, внимание, мышление, наблюдательность, воображение, умение планировать выполнение поставленной задачи;

- воспитывать стремление детей к познанию, внимательное отношение к мнению собеседника, взаимопомощь и умение работать в коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4_kl._sklonenie_prilagatelnyh.doc314 КБ

Предварительный просмотр:

Цели и задачи:

Образовательные цели:

- ознакомление учащихся со склонением имен прилагательных;

- повышение уровня знаний детей по теме "Имя прилагательное".

Развивающие цели:

- развитие интереса к дальнейшему учебному процессу, умения анализировать собственную деятельность.

Воспитательные цели:

- воспитание стремления учеников к успеху в учебе, умения адекватно оценивать свой труд;

- воспитание коммуникативности и толерантности.

Задачи урока:

- формировать умение правильно употреблять в письменной речи окончания имен прилагательных, учить определять грамматические категории прилагательного;

- развивать интеллектуальные качества учащихся: речь, внимание, мышление, наблюдательность, воображение, умение планировать выполнение поставленной задачи;

- воспитывать стремление детей к познанию, внимательное отношение к мнению собеседника, взаимопомощь и умение работать в коллективе.

Оборудование: карточки, тесты, тетради

ХОД   УРОКА

I. Организационный момент.

Снег упал нам на ладошку,

На скамейку, на дорожку.

Вьётся, вьётся, ой-ой-ой!

В класс вбежали мы с тобой

Новый год в окно стучится,

Трудно нам сейчас учиться…

Но придется потрудиться,

Чтобы празднику случиться.

- Каким вы хотите видеть наш урок?

(Интересным, познавательным)

- Хорошо, но для этого надо помнить, что работать нужно дружно и продуктивно.

-  Запишите число и классная работа, сверьте, пожалуйста, свои записи с записью на доске, обратите внимание на  орфограммы.

II. Актуализация  знаний

1. Самоопределение к деятельности.

- Послушайте стихотворение и подумайте, о какой части речи говорится  в нём?

                  У существительных подчас

Не жизнь, а просто скука!
                 Ни цвета нет у них без нас,
                 Ни запаха, ни звука!
                 Но если нас к ним приложить,
                 Им веселее станет жить!

(Часть речи имя прилагательное)

- Правильно!

2. Минутка чистописания

3. Словарная работа.

Автомобиль, комбайн, машина, жёлтый, автобус, корабль, ракета, самолёт, трактор.

- Внимательно посмотрите на слова. Как вы думаете, какое слово лишнее?

- Подберите к нему антоним (зеленый)

III. Определение темы.

1. Работа по карточкам.

- У вас на столах лежат листы со стихотворением. Прочитайте.

Как-то раз с большого клена оторвался лист зеленый.
И пустился вместе с ветром путешествовать по свету.
Закружилась голова у 
зеленого листа.
Ветер нес его и нес, бросил только на мосту.
В тот же миг веселый пес шмыг – 
к зеленому листу.
Лапой – хвать 
зеленый лист, дескать, поиграем
“Не хочу” - парашютист, головой качает…
Ветер вмиг с листом 
зеленым над землей взметнулся снова,
Я пишу в саду под кленом, стих о том листе 
зеленом.

- Обратите внимание на выделенные слова. Что общего у этих слов?

(Это прилагательные, общее значение, род и число)

- А какие отличия? Почему?

(Разные окончания, т.к.употреблены в разных падежах)

2. Работа с тестом.

- А вот как по-другому называется изменение прилагательных по падежам вы мне скажете, если правильно ответите на вопросы теста.

Найди ключевое слово, по буквам правильно угаданных ответов.

1.  Что обозначает имя прилагательное?

а) предмет     с) признак предмета      в) действие предмета

2.  На какой вопрос отвечает имя прилагательное?

т) кто? что?       л) что делает? что сделает?      к) какой какая какие?

3.  Как определить род прилагательного?

м) по вопросу       л) по существительному с ним связанному.

4.  Какие окончания имеют прилагательные среднего рода?

а) -ая, -яя        о) –ое, -ее       и) –ый, -ий, -ой

5.  Каким членом предложения чаще всего является прилагательное в предложении?

т) главным            н) второстепенным

6.  Какое прилагательное является синонимом к слову “ старательный”?

а) вежливый            е) аккуратный           о) хлопотливый

7.  С чем связано прилагательное в предложении?

н) с существительным           т) с глаголом           с) с наречием.

8. Укажите слово, от которого образовалось прилагательное “водный”. 

а) проводка           и) вода            е) уводить

9.  Прилагательное это:

о) часть слова           и) член предложения            е) часть речи.

- Кто сможет назвать тему урока? «Склонение имен прилагательных».

- А сейчас я попрошу вас прослушать сказку о прилагательных.

3. Тренировка в склонении прилагательных.

Родились Прилагательные с очень покладистым характером. Они с удовольствием согласовывались бы во всем с существительными. Да вот незадача: не было у прилагательных собственного рода, числа и падежа.

- А что если нам попросить их у существительных, ну хотя бы на время, -мечтали прилагательные и решили поговорить об этом с существительными. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили прилагательным свои формы. Существительные были рады иметь новых друзей. Так и живут до сих пор прилагательные. Чтобы согласовываться с существительными, берут напрокат формы рода, числа и падежа. Вместе – служба, вместе – дружба.

- Что нового узнали о прилагательном?

Давайте просклоняем словосочетания:

1ряд – вкусная вода

2ряд – вкусный сироп

3ряд – вкусное яблоко

Выделим окончания.

Ж.р.

М.р.

С.р.

И.п. вкусная вода

вкусный сироп

вкусное яблоко

Р.п. вкусной воды

вкусного сиропа

вкусного яблока

Д.п. вкусной воде

вкусному сиропу

вкусному яблоку

В.п. вкусную воду.

вкусный сироп

вкусное яблоко

Т.п. вкусной водой

вкусным сиропом

вкусным яблоком

П.п. о вкусной воде

о вкусном сиропе

о вкусном яблоке

- Можно ли по окончанию прилагательного определить падеж?

- Как же нам определить падеж имени прилагательного?

(По падежу существительного).

4. Работа по учебнику

- Давайте прочитаем правило

IV. Физкультминутка.

Мы работали отлично.

         Отдохнуть не прочь сейчас

         И зарядка нам привычно

         На урок приходит в класс.

Я буду называть словосочетания. Если в словосочетании имеется прилагательное в единственном числе, вы приседаете. Если в словосочетании имеется прилагательное во множественном числе, вы поднимаете руки вверх.

Зимняя дорога, вкусная ягода, стройные деревья, высокий забор, лесные тропы, новые тетради, красное яблоко, интересные рассказы.

V. Закрепление

1. Работа в карточках

- Вернемся к нашему стихотворению и определим падеж прилагательных.

2. Работа с учебником.

Упражнение 17,18

VI. Домашнее задание. Упр 20

VII. Итог

- Как определить падеж прилагательного?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное"

План конспект урока  русского языкапо теме  Тема: ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ2 класспо программе«Планета знаний»...

Конспект урока по русскому языку "Роль прилагательного в тексте-описании"

Конспект урока составлен на основе УМК "Школа России"...

Конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное как часть речи"

На данном уроке обучающиеся знакомятся с новой часть речи.Цели урока:познакомить учащихся с новой частью речи и ее ролью в русском языке...

Конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное"

Конспект урока по русскому языку для 4 класса...

Конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное. Значение и употребление в речи" 3 класс, Перспективная начальная школа (ПНШ)

Конспект урока по русскому языку на тему "Имя прилагательное" 3 класс, Перспективная Начальная Школа (ПНШ)...

Конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное"

Конспект урока по русскому языкуТема: «Имя прилагательное»Цели: познакомить с именами прилагательными и их ролью в тексте.Планируемые результаты:...