Технологическая карта урока русского языка в 4 классе «Роль местоимений в речи»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Казанцева Анастасия Николаевна

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе «Роль местоимений в речи»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx25.77 КБ

Предварительный просмотр:

ЧОУ «ПРАВОСЛАВНАЯ СОШ ИМЕНИ СВЯТИТЕЛЯ АРСЕНИЯ ЭЛАССОНСКОГО ГОРОД СУЗДАЛЬ»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА В 4 КЛАССЕ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

НА ТЕМУ

МЕСТОИМЕНИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

СОСТАВИЛА УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ(ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ)

ШИШАКОВА АНАСТАСИЯ НИКОЛАЕВНА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Данный урок является уроком предъявления и усвоения (изучения) нового учебного материала в 4 классе. Обучение ведётся по учебнику «Русский язык», 4 класс(В.П.Канакина, В.Г.Горецкий). По учебному плану на изучение данной темы отводится 6 часов. С данной темой учащиеся сталкивались во 2 и 3 классах на уровне пропедевтики, поэтому задания направлены на совершенствование и расширение уже имеющихся у детей представлений. Так как именно мотивационный этап урока призван сконцентрировать внимание учащихся на изучаемом материале, заинтересовать их, показать необходимость и пользу изуения, то в данном уроке применен прием «отсроченная отгадка», способствующий возникновению внутренней потребности включения в деятельность («хочу»). В начале урока проводится словарный диктант,  который позволит внести некую интригу в процесс изучения материала.  Усиливает мотивационный характер и использование на уроке средств ИКТ, с помощью которых дети будут выполнять различные задания, которые им «приготовили» герои мультфильма «Каникулы в Простоквашино». Для успешного формирования навыков самообучения на уроке сохраняется преемственность в организации форм обучения. На уроке  в начальной школе преобладает устная работа, развертывающаяся как диалог, но сохраняется и фронтальная работа. Задания , касающиеся данного материала, опираются на общие учебные умения, навыки и способы деятельности. Учебная деятельность на уроке строится на основе деятельностного подхода : актуализация раннее усвоенных знаний и умений, создания условий для активного их применения, использования в качестве опоры для усвоения новых.

Цель урока : расширить понятие о местоимении, определить роль местоимений в устной и письменной речи.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  •  Мотивация обучающихся  к изучению новой темы;
  • Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • Развитие умений самостоятельно определять цель своего обучения, формулировать для себя задачи, планировать пути достижения целей, выбирать более эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • Развитие умений определять понятия, строить логические рассуждения, умозаключения, делать выводы;
  • Развитие умений организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • Распознавать местоимения среди других частей речи;
  • Определять наличие в тексте личных местоимений;
  • Соблюдать нормы употребления местоимений и их форм в устной и письменной речи.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ХОД УРОКА

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Мотивация познавательной деятельности

  • Предлагает написать словарный диктант, выделить орфограмму в словах:

агроном, урожай, трактор, солома, корова, лопата, комбайн, огород, овес.

  • Просит определить что объединяет эти слова.
  • Задает вопрос, о том  какая деревня самая популярная в детских мультфильмах?
  • Объявляет, о путешествии  в деревню Простоквашино, жители которой  приготовили задание для учащихся (слайд  2)
  • Дети записывают слова под диктовку, выделяют орфограммы .
  • Определяют и приходят к выводу, что представленная группа слов определяется темой  «деревня».
  • Определяют название деревни- Простоквашино.

Актуализация необходимых знаний

  • Создает условия с работой на доске: дано изображение почтальона Печкина, у которого письмо с вопросами.
  •  Просит найти взаимосвязь вопросов и частей речи, которые изучили раннее.
  • Предлагает два вопроса КТО?/КТО?-к каким частям речи относятся вопросы?(слайд 3, слайд 4)
  • Выполняют задание. Вспоминают признаки всех изученных частей речи.
  • Формулируют проблему, называют цель урока, определяют задачи урока.

Организация познавательной деятельности.

  • Предлагает текст, в котором необходимо исправить лексические ошибки.

Шарик купил фоторужьё. Шарик фотографирует лесных зверей. Шарику очень нравиться  охотиться.(слайд 5, слайд 6)

  • Включает видео (отрывок из мультфильма). Спрашивает, какие местоимения дети услышали. (слайд 7)
  • Создает условия для ознакомления с правилом в учебнике с.52

  • Анализируют  текст, находят и исправляют ошибки. Исправленный текст записывают в тетрадь, подчеркивают местоимения.
  • Высказывают свои мнения.

  • Читают правило

Физминутка.

  • Включает видео с песней «Я, ты, он, она …»(слайд 8)
  • Ходят на месте, услышав местоимения  хлопают в ладоши.
  • Создаёт условия для самостоятельной работы учащихся с учебником Упражнение 111.(слайд 10)

  • Читают задание, отвечают на вопросы.
  • Делают выводы, когда мы употребляем при обращении местоимение вы, а когда ты.
  • Списывают последнее предложение, подчеркивают основу. Делают выводы о том, что местоимение в предложении может быть подлежащим.

Диагностика достижения планируемых результатов. Выполнить тестовую работу.

  • Предлагает выполнить тест обучающимся, для того чтобы   сравнить поставленные учебные  задачи и полученный результат (слайд 11)

  • Выполняют тест. Отвечают на вопросы. Делают выводы

  1. Я, ты, он, она, оно, мы, вы, они-это…
  • Личные местоимения
  • Имена существительные
  • Предлоги
  1. Личные местоимения…
  • Обозначают предмет
  • Указывают на предмет
  • Называют признак.
  1. Укажите личное местоимение
  • Ель
  • Ем
  • Он
  1. Укажите слова, которые не являются  местоимениями ...
  • Ты,мы
  • Он, она
  • В, о, или , если
  1. Укажите предложение, в котором подлежащее выражено местоимением...
  • Из леса доносилось пение птиц.
  • Ранним утром  мы отправились на рыбалку.
  • К нам в гости пришла бабушка

Подведение итогов. Рефлекия.

  • Предлагает рассмотреть домашнее задание – упр.70,71 в рабочей  тетради.
  • Организует рефлексию  учебной деятельности, эмоционального состояния.

.

  • Читают задание, комментируют порядок выполнения.

  • Дают оценку своему эмоциональному состоянию

Самоанализ.

Достижения.

Сложности.

Предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка 2 класс Раздельное написание предлогов. Роль предлогов в речи

Урок разработан по системе " Школа России " с планируемыми результатами и УУД...

Технологическая карта урока русского языка (2 класс). Тема: Местоимение. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представления о местоимении; знакомство с его значением и употреблением в речи.Планируемые результаты:Предметные:знать: определение местоимения; примеры местоим...

Технологическая карта урока русского языка (2 класс). Тема: "Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи". УМК «Школа России»

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формировать представление о местоимении как части речи, его роли в предложении;Задачи урокаДидактические:1. учить распознавать личные местоим...

Технологическая карта урока русского языка - "Значение и употребление местоимений в речи" (2 класс, УМК "Школа России")

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока «Значение и употребление местоимений в речи»Тип урока: рефлексииЦель урока: создание условий для формирования знаний учащихся о местоим...