«Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Сухорукова Анастасия Александровна

«Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx275.16 КБ

Предварительный просмотр:

 

Технологическая карта урока (Русский язык)

 

 

 

                                 Целевой блок 

Тема: 

 «Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения»

Педагогическая цель: 

Способствовать развитию умения произносить согласные звуки, различать их по твердости-мягкости, обозначать мягкость согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, я, ь;

Планируемые результаты: 

Предметные У УД: 

- научатся определять и различать твердые и мягкие согласные;

- умеют ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения.

 

Личностные УУД: 

- формирование уважительного отношения к иному мнению;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

 

 

Метапредметные УУД:

* Регулятивные: 

- умение планировать и регулировать свою деятельность.

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 

 

* Коммуникативные: 

- умение оформлять свои мысли в устной форме;

- готовность получать необходимую информацию;

- готовность признавать возможность существования различных точек зрения;

- аргументировать свою точку зрения;

*Познавательные: 

- умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

                                 

                             Инструментальный блок

Тип урока 

 Урок введения нового знания и формирования УУД

Учебно - методический комплекс 

Учебник

Тетрадь, пенал

Проектор

Компьютер

Презентация, разработанная учителем

Раздаточный материал.

                                                     Организационно - деятельностный блок

Формы, приемы и методы

Словесный: беседа, наглядный: иллюстрация, практический: упражнения

Межпредметные связи: 

Литературное чтение, окружающий мир, БЖД.

Действия обучающихся 

Учащиеся выдвигают задачи занятия, формулируют общую цель;

Формулировать собственное мнение и аргументировать его;

Осуществляют выразительное чтение.

Домашнее задание: 

Учебник (В. П. Канакина, В.Г.Горецкий.- «Русский язык»), стр. 121, упр. 196

План урока:

  1. Организация начала урока. 1-2 мин.
  2. Актуализация знаний учащихся 5-7 мин.
  3. Постановка учебной задачи 5-7 мин.
  4. Усвоение новых знаний и способов действий 15-20 мин.
  5. Физминутка. 2 мин.
  6. Закрепление знаний и способов действий 5 мин.
  7. Итог урока. Рефлексия. 5-7 мин.
  8. Задание на дом. 2-3 мин.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организация начала урока

Здравствуйте, ребята! Садитесь.  Меня зовут Анастасия Александровна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я.

Прозвенел уже звонок.

Начинается урок.

В путешествие пойдем.

В Страну знаний попадем.

Проверьте вашу готовность урока.  На столе должен лежать учебник русского языка, тетрадь, пенал.

Желаю вам хорошей, плодотворной работы на уроке.

Приветствие учителя.

Организуют свое рабочее место.

2. Актуализация знаний  учащихся

Чистописание

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я друзья от вас не скрою

Ручку правильно держу.

Сяду прямо не согнусь,

За работу я возьмусь.

Откройте тетради, запишите дату, сегодня 13 декабря, классная работа.

- В начале урока, как обычно, у нас … 

- Прочитайте скороговорку.

- Не живут ежи, где живут ужи.

- Сейчас у нас зима, скоро будет красиво.

- И у нас в тетрадях тоже должно быть красиво.

- Запишите эту скороговорку красиво, каллиграфически верно до конца строки.

- Молодцы! Разгадайте ребус, и вы узнаете новое словарное слово.

- Какое слово получилось?

- Запишите слово в тетрадь.

-Минутка чистописания

Выполняют письмо по образцу.

Декабрь

3. Постановка учебной задачи

- Я хочу вас познакомить с гостями, которые пожаловали к нам из страны слов, а кто они такие вы угадайте сами.

Могут сделать что угодно

Замок выстроить за ночь

Злые силы превозмочь

Чудеса творят любые

И совсем они не злые

Им не нужны учебники

Ведь их зовут вол……..

- Этих волшебников зовут ТИМ и ТОМ.

- Вслушайтесь внимательно, какой 1 звук вы слышите в имени Тим?

- Какой это звук твердый или мягкий?

- И сам Тим такой же мягкий, как первый звук в его имени, и любит все, что начинается на мягкий согласный звук.

- Какой 1 звук вы слышите в имени Том?

- Какой это звук твердый или мягкий?

- Том такой же твердый и всегда выбирает то, что начинается с твердых согласных.

- Так как же называются согласные, которые любит Том?

- Как называются согласные, которые любит Тим?

- Вы догадались, кто из них Том, а кто – Тим?

- Почему?

- Как вы думаете, какова тема нашего урока?

- Правильно тема нашего сегодняшнего урока «Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения»

- Так чем же мы будем заниматься на уроке?

Волшебники

Ть

Мягкий

Т

Твердый

Твердые

Мягкие

Да, по цвету

Потому, что мягкие согласные обозначаются зеленым цветом, а твердые- синим.

Учиться различать твердые и мягкие согласные.

4. Усвоение новых знаний и способов действий

5. Физминутка

Работа по учебнику стр. 120 № 192

- Для начала давайте вспомним русский алфавит.

https://videouroki.net/videouroki/conspekty/rus2k/19-tvierdyie-i-miaghkiie-soghlasnyie-zvuki-i-bukvy-dlia-ikh-oboznachieniia.files/image017.jpg

- В нём 33 буквы. Теперь давайте посчитаем только согласные. Вы помните, согласные буквы обозначают те звуки, при произнесении которых во рту образуется преграда – на мгновение могут сжаться губы, или зубы, может к ним прижиматься язык, или сжиматься горло… И ещё… Буквы мы видим и пишем. А вот произносим и слышим мы звуки.

Назовите согласные буквы.

- Мы знаем, что согласных букв всего двадцать одна. Пятнадцать из них – это буквы, которые могут обозначать как мягкие, так и твёрдые согласные звуки.

Это буквы Б В Г Д З К Л М Н П Р С Т Ф Х.

Их называют парными по твёрдости-мягкости.

Для обозначения звуки записываются теми же буквами, но при этом используют квадратные скобки. Вот посмотрите:

https://videouroki.net/videouroki/conspekty/rus2k/19-tvierdyie-i-miaghkiie-soghlasnyie-zvuki-i-bukvy-dlia-ikh-oboznachieniia.files/image019.jpg

- Это значит, 15 букв обозначают 30 звуков.

- Но в алфавите есть согласные буквы, которые обозначают только один звук. Это буквы Ж, Ш, Ц. Они обозначают только твёрдые согласные звуки [ж], [ш], [ц].

- Есть и ещё 3 согласные буквы – Й, Ч, Щ, которые обозначают только мягкие согласные звуки [й′], [ч′], [щ′].

- Вот и получается, что согласных букв двадцать одна, а согласных звуков – тридцать шесть. Из них 30 – парные по твёрдости-мягкости, 3 твёрдых и 3 мягких.

- Рассмотрите рисунки

D:\2 класс рабочая папка\русский язык\скриншоны\2012-12-07_072620.jpg

- Произнесите каждый согласный звук.

- Произнесите парные по твёрдости- мягкости согласные звуки.

- В чем различие в произношении этих согласных звуков?

- Произнесите только мягкие непарные согласные звуки.

- Произнесите только твердые непарные согласные звуки. 

Предлагаю немного отдохнуть

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Мягкий и твердый звуки [л]и [л'] (упр. 194)

- Рассмотрите рисунки.

- Запишите названия предметов.

- Произнесите записанные слова. В каких из них есть звук [л], а в каких- звук [л']?

- Произнесите в словах букву, которой обозначены звуки [л]и [л'].

Обозначение мягкости согласных звуков

на письме буквами и, е, ё, ю, я, ь (учебник, с. 121)

- Давайте с вами вспомним какие буквы обозначают мягкость и твердость согласных при письме.

Вспоминают алфавит.

АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ

Произносят парные по твердости-мягкости согласные звуки, непарные твердые, непарные мягкие согласные звуки и буквы, их обозначающие.

Выполняют движения по тексту под руководством учителя.

Рассматривают рисунки и записывают названия предметов. Произносят слова.

Пальто ([л’])

платок ([л])

шляпа ([л’])

платье([л])

Буква л

Читают правило

6. Закрепление знаний и способов действий

- У вас на столах лежат листочки со словами. Вам необходимо распределить слова на две группы.

Мел, мак, мяч, сон, сыр, нос, ель, лёд, ключ, сом, клён, лист, лампа, жираф, майка.

1 группа мягкие: мел, мяч, ель, лёд, ключ, клён, лист, майка (всегда мягкий).

2 группа твердые: мак, сон, сыр, нос, сом, лампа, жираф (всегда твердый).

7. Итог урока.

Рефлексия.

Давайте вернёмся к целям, которые мы ставили перед собой в начале урока.

-Мы с ними справились?

- Сколько согласных букв? А звуков?

- Произнесите мягкие непарные согласные звуки.

- Произнесите твердые непарные согласные звуки.

- Какими буквами обозначается мягкость согласных звуков на письме?

- Какими буквами обозначается твердость согласных звуков на письме?

- Чем необычен и полезен был сегодняшний урок?

- Как вы оцените свою работу

на уроке?

Молодцы, я вместе с Тимом и Томом благодарю вас за работу на уроке.

-Спасибо за урок! Мне было приятно с вами работать.

21 буква, 36 звуков

D:\2 класс рабочая папка\русский язык\скриншоны\2012-12-07_072620.jpg

е, ё, ю, я, и, ь

а, о, у, ы, э

Рассказывают, что узнали, знают, смогли. Делают самооценку

8. Задание на дом

Запишем домашнее задание.

Стр. 121, упр. 196