Конспек урока по родному (русскому) языку, 4 класс. Тема: Как и когда появились знаки препинания. Роль знаков препинания в устной и письменной речи.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Васильева Анастасия Александровна

Конспект урока по родному (русскому) языку в технологии РКМЧП.  Тема: "Как и когда появились знаки препинания. Роль знаков препинания в устной и письменной речи", 4 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по предмету «Родной язык» в 4 классе.

Тема урока: Как и когда появились знаки препинания? Роль знаков препинания в устной и письменной речи.

Цель урока: Создание условий для формирования у учащихся представлений о возникновении, назначении и правильном употреблении знаков препинания.

Задачи урока:

Образовательные: способствовать формированию у учащихся умения выделять главное, отбирать нужный материал, умению правильно употреблять знаки в письменной речи.

Развивающие: способствовать развитию словарного запаса, мышления, умения давать ответы на проблемный вопрос.

Воспитательные: воспитывать умение слышать и слушать, самостоятельность, умение осуществлять самоконтроль.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Дидактические средства:

- учебник «Русский родной язык» 4 класс, Москва «Просвещение», 2020, авторы О.М. Александрова, Л.А. Вербицкая, С.И. Богданов и др.;

- карточки с заданиями для групповой работы.

Технология: технология критического мышления.

Методические приёмы: инсерт, кластер, мозговой штурм.

Планируемые результаты.

Личностные УУД:

- развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- способность к оценке своей учебной деятельности на основе критериев успешности;

- осуществлять самоконтроль по результату выполнения задания.

Предметные УУД:

- соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);

- соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного);

- соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи собственного текста;

- совершенствовать умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

Коммуникативные:

- контролировать действия партнёра; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- развивать умение вступать в диалог с учителем, сверстниками, участвовать в беседе, соблюдая правила речевого поведения;

- осуществлять совместную деятельность в парах, в группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Познавательные:

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. 

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Вызов. 

А.

- Ребята, перед вами текст стихотворения. Прочитайте его вслух.

+ (Чтение вслух 1 учащимся).

В реке там рыба на бугре

Мычит корова в конуре

Собака лает на заборе

Поет синичка в коридоре

Играют дети на стене

Висит картина на окне

Узоры инея в печурке

Горят дрова в руках девчурки

Нарядная там кукла в клетке

Ручной щегол поет салфетки

Там на столе лежат коньки

К зиме готовят там очки

Лежат для бабушки тетрадки

Всегда содержатся в порядке

- Кто прочитал бы так же? Кто прочитал бы иначе?

+…….

- Почему возможны такие варианты? Объясните выбор.

+ Появляется смысл/ получается небылица.

- Что меняет стихотворение?

+ Паузы.

- Чего не хватает в письменном тексте, чтобы были паузы в нужных местах?

+ Точек.

Б. Определение темы, постановка целей урока.

- Предположите, какой будет тема урока?

+…Знаки препинания.

- На какие вопросы вы хотели бы получить ответы?

+ Какие бывают знаки препинания? От чего зависит их постановка? Для чего они нужны? ……

- На уроке постараемся найти ответы на поставленные вопросы. Важную информацию отразим в схеме.

3. Осмысление.

- Что знаете о постановки точки на письме?

+ Ставится в конце предложений (законченной мысли).

- Расставьте точки и запишите стихотворение в тетрадь.

+ (Самостоятельная работа с фронтальной проверкой).

- Какую роль играет точка в письменной речи?

+ Позволяет увидеть границы предложения, помогает понять содержание.

А.

- О том, какие бывают знаки препинания, когда они появились, прочитайте в учебнике, § 8, № 1. При чтении делайте следующие пометки на полях: «V» - знал ранее,» «+» - узнал сейчас. По заданию учебника выпишите из последнего абзаца все однокоренные слова к слову точка.

+ (Чтение с пометами, выполнение письменного задания)

- Какие слова выписали?

+ Точка, двоеточие, многоточие, точечный (разум).

- Что нового узнали из материала? Что заинтересовало?

+…..

Б.

- На самом деле знаков препинания в современном русском языке стало больше и с ними вы познакомитесь в старших классах. Чтобы научиться с ними общаться, важно понять, что является основанием для их использования. Объясните, как вы понимаете высказывание А.П. Чехова «Знаки препинания служат нотами при чтении».

+Знаки подсказывают, где делать паузу, с какой интонацией произносить фразы: вопросительно или утвердительно, восклицательно или невосклицательно.

- Какую информацию впишем в схему?

+ Знаки препинания помогают выбрать нужную интонацию.

- Известен факт переписки французского писателя Виктора Гюго со своим издателем. Закончив писать роман, Гюго послал рукопись книги издателю, приложив к нему письмо. Вместо слов на листке бумаги стоял большой вопросительный знак. В ответном письме на листке бумаги вместо слов стоял большой восклицательный знак.

Как вы думаете, поняли ли он друг друга? Что сказали такими письмами?

+……

- Приходилось ли вам общаться знаками?

+ Точки, тире, скобки в СМС-сообщениях.

- Чем можно дополнить схему?

+ Иногда знаками препинания можно общаться.

В.

- Прочитайте два предложения.

На вокзале Петя встретил мать, сестру, брата, своего товарища.

На вокзале Петя встретил мать, сестру, брата своего товарища.

- Чем различаются предложения?

+ Количеством запятых, смыслом.

- Назовите, о ком говорится в первом предложении?

+ Петя, мать, сестра, брат, Петин товарищ.

- Назовите, о ком говорится во втором предложении?

+ Петя, мать, сестра, брат Петиного товарища.

- Какую роль может играть запятая в предложении?

+ Запятая может поменять смысл высказывания.

- Подумайте, какие варианты постановки запятой возможны в следующих утверждениях, придумайте ситуации, в которых данные высказывания уместны.

Быть дома нельзя идти в поход.

Делегация выезжает утром встречайте.

Установить статую золотую пику держащую.

+ (Возможна групповая работа, по окончанию которой учащиеся представляют возможные варианты высказываний и ситуации к ним).

Быть дома, нельзя идти в поход. Быть дома нельзя, идти в поход.

Делегация выезжает, утром встречайте. Делегация выезжает утром, встречайте. Установить статую, золотую пику держащую. Установить статую золотую, пику держащую.

- Приведите свои пары подобных высказываний. Запишите в тетрадь. 

 + (Возможно, учащиеся вспомнят фразу из м/ф «В стране невыученных уроков» «казнить нельзя помиловать».

- Чем можно дополнить схему?

Г.

- Что ещё важно знать о знаках препинания?

+ Когда какие знаки ставятся.

- Какие правила уже изучены на уроках русского языка?

+……

- Выполните задание в тетради:

Спишите текст, вставляя недостающие знаки препинания.

За грибами

Осе(нн/н)им  утром  мы  (за/зо)гл..нули   (в)лес   пр..б..жал  в..т..рок   (по)в..рхушкам  д..ревьев  и (с)ли(б)п б..рё(з/с)  осин   (по)сыпались   з..л..тые   монетки  что это около   старой  ели    куч?ка   белых  гр..бов   до  чего  же  они  красивые   мы  искали  гр..бы  не  сп..ша.

- Чем дополним схему?

+Знаки препинания пишутся по правилам.

4. Рефлексия.

- Рассмотрите схему, которая выстроилась в ходе работы на уроке.

- Что оказалось новым для вас? Интересным? Полезным?

- Как оцениваете свою работу на уроке?

- Закончить урок мне хочется притчей о знаках препинания. Послушайте и поразмышляйте.

Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли. 

Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций. 

Затем он потерял знак вопросительный перестал задавать всякие вопросы, никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили - в Космосе, на Земле или даже в собственной квартире. 

Ещё через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки. 

К концу жизни остались у него одни кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он всё время кого-нибудь цитировал – так он разучился мыслить и дошёл до точки. Берегите знаки препинания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме "Однородные члены предложения и знаки препинания при них"

Презентация к  уроку  русского языка для 4 класса по программе " Перспективной начальной школы" по теме  " Однородные члены предложения и знаки препинания при них"Тип урока - закреплени...

Урок-презентация по русскому языку на тему: "Правописание слов с мягким знаком на конце"

Урок презентация по теме "Правописание слов с мягким знаком" составлена для детей 3 класса коррекционной школы. В резельтате освоения материала учащиеся должны знать правописание слов с мягким знаком,...

Урок русского языка в 4 классе " Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, в сложном и в предложениях с прямой речью".

Тема: " Развитие  умения  ставить знаки препинания в простом предложении,  в сложном и  в предложениях с  прямой  речью".   Цели:Развитие умения различать...

Презентация Как и когда появились знаки препинания

Презентация Как и когда появились знаки препинания  Родной русский язык 4 класс...

Конспект урока по родному (русскому) языку на тему: "Для чего нужны антонимы".

Конспект урока по родному (русскому) языку во 2 классе "Школа России". Цель урока: познакомить учащихся с отличительными способностями антонимов; учить распознавать антонимы в тексте и подби...