Открытый урок русского языка в 4-м классе по теме "Обобщение об имени прилагательном" с использованием информационно-коммуникационных технологий.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Канабаева Лена Ихсановна

Открытый урок русского языка в 4-м классе "Обобщение об имени прилагательном"

 

Цель:

- обобщить изученное по теме «Имя прилагательное»; развивать умения определять падеж и правильно писать оконча­ния имён прилагательных в единственном и во множественном числе.

- пробудить интерес к истории Великой Отечественной войны;

- воспитать чувство любви к Отечеству.

Формируемые УУД: п. - структурирование знаний; осознан­ное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлек­сия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; к. — владение монологической и диа­логической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. - сличение спо­соба действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1blokada_leningrada.pptx2.17 МБ
Microsoft Office document icon konspekt.doc66 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Открытый урок русского языка в 4-м классе " Обобщение об имени прилагательном"


Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка в 4-м классе "Обобщение об имени прилагательном"

Цель:

- обобщить изученное по теме «Имя прилагательное»; развивать умения определять падеж и правильно писать окончания имён прилагательных в единственном и во множественном числе.

- пробудить интерес к истории Великой Отечественной войны;

- воспитать чувство любви к Отечеству.

Формируемые УУД: п. - структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. - сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.


План урока.

Ход урока.

I. Оргмомент.

II. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Мотивация.

- Ребята, посмотрите видеоряд и скажите, о каком событии в истории нашей страны идет речь. 

Видеоряд (Блокадный Ленинград). 2:15 мин.

-Ответы детей

Пайка хлеба 125 гр (на столе на тарелке).

- Январь – морозный месяц года. Его очень любят ленинградцы. Знаете ли вы почему? 18 января 1943 года была снята блокада города. Сегодня на уроке мы не раз будем обращаться к этой странице нашей истории.

-Откройте тетради, запишите число, классная работа. Не забудьте обозначить орфограммы.

Словарно-орфографическая работа.

- Я назову имена существительные, вы преобразуйте их в имена прилагательные и запишите в тетрадь:

Блокада, Ленинград, голод, война, мороз, герой, жизнь.

(Блокадный,  Ленинградский, голодный, военный, морозный, геройский, жизненный).

-Каково лексическое значение слова Блокада?

Индивидуальное задание. Работа с орфографическим словарем.

- Дома со словарем Ожегова поработала Алена.

- Слово Алене.

- Возьмите карандаши и обозначьте изученные орфограммы (1 ученик у доски).

- Ребята, какой темой объединены эти слова? (тема блокадного Ленинграда)

Тема

- Какие части речи вы записали?

- Почему слова этой части речи я взяла для словарной работы? (потому что на предыдущих уроках мы изучали имя прилагательное)

III. Постановка цели и задач урока.

- Определите цель урока (повторить все об имени прилагательном)

- Действительно, сегодня на уроке мы вспомним определение имени прилагательного, его морфологические признаки, синтаксическую роль в предложении.

IV. Актуализация знаний

- Запишите словосочетания с именами прилагательными и просклоняйте по вариантам (2 ученика у доски).

(1 в – ледовая дорога, 2 в - голодное детство)

- Выделите окончания у имен прилагательных.

- Сделайте вывод о том, как изменяются имена прилагательные? (по падежам, по родам)

- Как еще могут изменяться имена прилагательные? (по числам)

- Приведите примеры изменения имен прилагательных по числам, вы можете использовать записанные слова и словосочетания.

- Как правильно определить и записать безударные окончания имен прилагательных? (по окончанию в вопросе определить окончание прилагательного).

- Знаете ли вы как иначе называли ледовую дорогу через Ладожское озеро ленинградцы? Почему?

-Вот и мы с вами сейчас мысленно проедем по «Дороге жизни».

Следим глазами за полуторкой, машиной, которая привозила в город продукты питания и вывозила из блокадного Ленинграда людей.

ФИЗМИНУТКА «Дорога жизни»

V. Обобщение и систематизация знаний.

Работа с перфокартами.

- На партах у вас перфокарты. Вам нужно вставить пропущенные буквы.


 1 в
блокадн..              Ленинград
трескуч…             морозом
по извилист…     тропе

2 в
морозн..              воздух
детск…..             плач
Ладожск….        озеро

людск…               поток
хлебн…                карточка
вечн….                 огонь 
страшн….            дни

военн…              город
по снежн…..      полю
из-за рыхл….     снега
длин….               дорога

- В какой морфеме пропущены орфограммы? (окончание)

- Дайте определение окончания (часть слова без основы, образующая формы слова)

- Какие еще морфемы вы знаете? (приставка, корень, суффикс)

- Для проверки поменяйтесь карточками (взаимопроверка в парах).

Открыть эталон на доске

-Поднимите руку те, у кого нет ни одной ошибки?

        

Синтаксический разбор

-Продолжаем работу.

- На доске. Прочитайте про себя записанное на доске предложение.

- Вслух (1 ученик). 

Память о страшных блокадных днях живёт в сердцах людей.

 - Запишите предложение в тетрадь, выполните синтаксический разбор (1 ученик у доски).

- определите род,  число и падеж имен прилагательных.


-Дифференцированное задание: на карточках.

В-1

Задание: соотнесите  имена существительные с именами прилагательными и соедините их стрелочками.

зима

мороз

дни

голод

 карточка

поток

орудия

бомбы

здания

хлебная

фугасные

снежная

жилые

блокадные

трескучий

дальнобойные

острый

людской

В-2

Задание: соотнесите  имена существительные с именами прилагательными, согласуя в роде, числе и падеже.

зима

мороз

дни

голод

 карточка

поток

орудия

бомбы

здания

дальнобойн…

снежн…

остр…

хлебн…

людск…

фугасн…

 жил…

трескуч…

блокадн…


В-3

Задание: Вставьте подходящие по смыслу имена прилагательные, определите их синтаксическую роль.

В 1941 году началась блокада. Фашисты не прекращали бомбить _________________Ленинград. Ударили _______________ морозы. Город спасала река Нева, здесь прорубили __________проруби. С самого утра тянулись сюда ______________ ленинградцы.

Блокада длилась 900 _________ дней.

Слова для справок:

Героический,  трескучие, ледяные, отважные, страшных.

- Карточки вложите в тетрадь, я проверю работы и каждого оценю.

VI. Рефлексия

- Итак, сегодня на уроке мы вспомнили трагические страницы истории нашей страны. Составьте синквейн на тему Ленинград (на доске план синквейна). Вы можете использовать записанные ранее слова и предложения.

- Прежде чем вы поделитесь своими работами, предлагаю посмотреть мой вариант.

Ленинград

Голодный, стойкий

Выстоял, победил, не сдался.

Наша слава.

Город-герой.

- Молодцы, кроме этого мы повторили материал по теме имя прилагательное. Все ли вам было понятно, позволит выяснить небольшой тест-опрос.Если Вы согласны с  моим высказыванием, запишите в тетрадь  цифру 1, если не согласны - 0.

- Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета.

- Отвечает на вопросы что делать? что сделать?

- В предложении имя прилагательное всегда является подлежащим.

- Ребята, какое число у вас получилась? (2-3 ученика)

- Так вот, вы все отработали на 100 %. И каждый получит отметку, после того, как я проверю ваши тетради, а сегодня на уроке 5 ставлю (…), 4 (…).


Если будет время

Сделаем морфологический разбор. Из предложения Память о страшных блокадных днях живёт в сердцах людей выберите любое имя прилагательное и разберите его.

Самопроверка, самооценка.

0 ош. – 5, 1 ош. – 4, 2-3 ош. – 3, более 3 ош. – 2.

Разбор по составу

На экране слова - прилагательные: хлебная, снежная, истинный, бесстрашный, безоблачное, острая, жилые.

Выписать прилагательные к данным схемам:

Корень, окончание

Корень, суффикс, окончание

Приставка, корень, суффикс, окончание

3 ученика у доски.

Для проверки поменяйтесь тетрадями (взаимопроверка в парах).

Самопроверка, самооценка. 0 ош. – 5, 1-2 ош. – 4, 3-4 ош. -3, более 4 ош. - 2

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3-м классе по теме: "Изменение имен существительных по падежам"

Урок закрепления новых знаний и формирования умений по теме:  "Изменение имен существительных по падежам" ....

Конспект открытого урока русского языка, проведённого в 4 классе на тему урока: "Упражнение в распознавании имен существительных всех трех типов склонения".

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме "Упражнение в распозновании имен существмтельных всех трех типов склонения". Цель урока: учиться определять склонение сцщес...