Урок русского языка по теме: «Образование временных форм от глаголов в неопределённой форме ». 4 класс. УМК «Школа России»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Портнова Людмила Ивановна

Урок русского языка в 4 классе,посвящён знакомству учащихся с неопределённой формой глагола.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_4_kl.docx22.97 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка по теме: «Образование временных форм от глаголов в неопределённой  форме ». 4 класс. УМК «Школа России»

Тема урока: «Неопределённая форма глагола»

Цель урокапознакомить учащихся с неопределённой формой глагола.

Задачи урока:

1.Образовательные: уточнить представления о неопределённой форме глагола как начальной форме, развивать умение правильно ставить вопросы: что делать? что сделать?

2. Развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость; совершенствовать культуру речи учащихся; развивать аналитическое мышление, память внимание, способность к самоконтролю, умение выполнять инструкции учителя, делать выводы.

3. Воспитательные: воспитывать коммуникативную культуру учащихся, аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность; формировать интерес к изучению русского языка.

  1. Организационный момент.

ЦЕЛЬ: настроить учащихся на урок-

Сегодня на уроке у нас много интересной работы.

Мы узнаем новое , будем доказывать, радоваться успехам и преодолевать трудности.

- На уроке учимся быть внимательными, сообразительными, активными. Работаем быстро, пишем красиво.

 -Помним о девизе. («Пишу грамотно, аккуратно, красиво. Узнаю и запоминаю новое».)

- Я желаю вам успешной работы и приятного общения на уроке.

Оформление тетрадей. Двадцать первое  марта. Классная работа.

  1. Мотивационный этап.

Цель: заинтересовать учащихся, пробудить интерес к предмету.

- Чему вы хотели научиться на уроке?

( Выслушивать мнение товарищей. Быстро и дружно выполнять задания в паре или в группе, уметь делать выводы, доказывать свою точку зрения, учиться грамотно писать, развивать речь и т.д.)

- Если каждый из вас постарается, то всё обязательно получится.

  1. Словарно-орфографическая работа.

(Коллективная и индивидуальная формы работы.

Исследовательский метод.)

ЦЕЛЬ: учить находить орфограммы, объяснять их написание, развивать память)

На доске предложение:

Молодые листочки березы трепещут и переливаются на_ весеннем солнце.

ЗАДАНИЯ:

- Прочитайте запись. Что это?(Предложение.)-Докажите.

(Несколько слов связанных между собой по смыслу и имеющие законченную мысль. Начало предложения написано с большой буквы, в конце – знак препинания.)

- Дайте характеристику этому предложению.

(Повествовательное, невосклицательное, распространённое)

-Исследуйте это предложение. Найдите и объясните орфограммы.

(Учащиеся находят и объясняют орфограммы)

-Какие орфограммы не встретились?

-ЗАПИШИТЕ ЭТО ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПО ПАМЯТИ.
САМОПРОВЕРКА И САМООЦЕНКА.

(Способы: самооценка и самопроверка.)

-Проверьте записанное предложение, оцените работу.

(Учащиеся выставляют на полях значок:

! – очень доволен своей работой, все получилось хорошо.

+ - доволен, но не всё получилось.

- не доволен, еще не получилось.)

-Подчеркните грамматическую основу в предложении.

-Проверяем с объяснением.

-Какой частью речи является подлежащие, сказуемое?

-Устно выполните разбор глаголов как части речи.

4. Сообщение темы урока.

-Продолжаем работать над темой «Глагол». Повторяем всё, что о нем знаем.

Это пригодится при изучении нового материала. И, конечно, узнаем новое.

5.Актуализация знаний. Теоретический материал.

«Что мы знаем о глаголе»

Игра «Грамматическое домино» ( вопрос – ответ.)

Учащиеся сами задают друг другу вопросы и отвечают на них.

На доске карточка с надписью:                                        ЧТО Я ЗНАЮ О ГЛАГОЛЕ

(Коллективная форма работы. Развитие памяти, мышления, речи.)

Примерные вопросы:

- Что такое глагол?   -Что обозначает глагол?    -На какие вопросы отвечает?

-Как изменяется глагол?      - Какие времена имеет глагол? -Как определить время глагола?

- Что знаем о глаголе прошедшего времени?

-Каким членом в предложении является глагол?

-С какими частями речи связан глагол? И т. д.

ВЫВОД: Молодцы. Хорошо отвечали на вопросы, умело их задавали.

6. Физкультминутка. (Проводится молча. Текст читает учитель)

Поскачите, попляшите,        Присядьте тихо, посидите. Поднимитесь, распрямитесь,

Потянитесь и согнитесь           Встаньте прямо, улыбнитесь. Быть хорошими старайтесь.

Мы рифмовку прочитали…        Какую часть речи вы узнали?(Глагол)
7. Постановка проблемы.

Коллективная форма работы, проблемный метод)

(На доске стихотворение)
«Кто жить умеет по часам

И ценит каждый час,

Того не надо по утрам

Будить по десять раз

И он не станет говорить.

Что лень ему вставать,

Зарядку делать, руки мыть

И застилать кровать».

-Прочитайте стихотворение. -О ком так говорят? - Прочитайте подчеркнутые глаголы.

-На какие вопросы они отвечают?  -Определите время и число? Можно?

ВЫВОД: встречаются глаголы, у которых не определить время и число.

8 .Целеполагание.

(подробное изложение целей, постановка проблемных вопросов)

-Глаголы, у которых не определить время и число, стоят в неопределенной форме.

ВЫВОД:

-Тема нашего урока: Неопределенная форма глагола.

-Цели урока: уточним представление о глаголах неопределенной формы. Будем учиться задавать вопросы, выделять их среди других слов.

На доске карточка с надписью                                ЧЕГО НЕ ЗНАЮ О ГЛАГОЛЕ.

НА ДОСКЕ ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ УРОКА:

1.На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?( Что делать? Что сделать?)

2.На что не указывает неопределенная форма глагола?( на время и число.)

3. На что оканчиваются глаголы в неопределенной форме? Какие суффиксы имеет?( -ТЬ, -ТИ,-ЧЬ.)        

-Это будут главные вопросы урока, на которые в конце урока вам предстоит ответить.

-Обозначьте их в тетради цифрами. После исследовательской работы впишем ответы.

( В тетради)

1.________________

2.________________

3._________________

9.Работа над новой темой.

( Работа в группах. Объяснение работы. Называются эксперты.)

«Закон поднятой руки» (Помощь учителя).

(Выдаются карты с исследовательскими заданиями:

- Прочитайте глаголы. Определите на какие вопросы они отвечают. На что оканчиваются. Сделайте вывод.)

1 группа: узнать, рисовать, зайти, привезти, цвести, рассказать, беречь, стеречь.

(Аналогичные задания предлагаются для других групп)

ВЫВОДЫ: ответы на вопросы по группам.

( Дополнение других групп, запись на доску под проблемные вопросы и в тетради).

ИТОГ:         С Х Е М А: (вывешивается на доску)

Неопределённая форма глагола (Инфинитив)

Что делать ?         Что сделать?

Не указывает на время и число

Оканчивается на          - ть, - ти, -чь

  1. Закрепление темы.
  1. РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ. (Работают в парах)

- Прочитайте правило в учебнике.

-Задайте друг другу вопросы по теме и постарайтесь на них ответить.

ПРОВЕРКА. (Заслушиваются ответы на проблемные вопросы.)

  1. Выполнение упражнения по вариантам.

( Коллективная проверка. Самооценивание.)

  1. ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ. « Кто самый внимательный»

- Читаю слова, вы записываете глаголы только в неопределенной форме.

Петь, медь, мешать, лошадь, грустить, грусть, ходить, ходит, крыть, косить, косят, принести, лечь.

САМОПРОВЕРКА С ДОСКИ, САМООЦЕНИВАНИЕ.

- Проверьте с доски правильность выполнения задания.-Оцените себя

  1. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ЗАДАНИЕ ПО КАРТОЧКАМ .

1 группа

Соедини словосочетание близким по значению глаголом.

Баловать повесить голову

Грустить дать по шапке

Бездельничать класть зубы на полку

Голодать гладить по головке

Прогнать зарубить на носу

Запомнить бить баклуши

2 группа

От имени существительного образовать и записать глагол в неопределённой форме.

Зелень - _________________

Крик - ___________________

Свет – ___________________

Погрузка - _______________

Корм - __________________

Проверка выполненной работы.

  1. Подведение итога урока.

( В форме тестового задания «Продолжи мысль»)

1. Начальная форма глагола не указывает на …. (время и число)

2. Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы…. (что делать? Что сделать?)

3.Эти глаголы заканчиваются на …… (-ть, -ти, -чь)

САМОПРОВЕРКА С ДОСКИ ПО ТАБЛИЦЕ. САМООЦЕНКА,

- Какие открытия сделали на уроке?

- В какой форме стоят глаголы в стихотворении?

- Как она называется по-другому?

12. Д/З. Словесная оценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка на тему «Число и род имен прилагательных (обобщение)»(3 класс УМК «Школа России»)

Методическая разработка урока русского языка на тему «Число и род имен прилагательных (обобщение)»(3 класс УМК «Школа России»)...

Технологическая карта урока русского языка по теме " Правописание слов с удвоенными согласными буквами" 3 класс УМК "Школа России"

Тип урока: открытие нового знания. Цель: формирование навыка правопивания слов с удвоенной согласной и умения переносить их.  На уроке используются коллективные, групповые и индивидуальные формы ...

Технологическая карта урока русского языка на тему «Звуки и буквы. Звуковая запись слов» 1 класс УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя: закрепление знаний детей о звуках и  буквах в  слове, знаний над изобразительными возможностями языка,  как смыслоразличительная роль звуков и букв в сло...

Презентация к уроку русского языка по теме «Использование алфавита при работе со словами», 1 класс, УМК "Школа России"

Презентация к уроку русского языка по теме «Использование алфавита при работе со словами», 1 класс, УМК "Школа России"...

Урок русского языка по теме "Правописание слов с разделительным мягким знаком "2 класс УМК"Школа России"

Урок формирует навыки правописания слов с разделительным мягким знаком,учит  переносить слова с разделительным мягким знаком, подбирать примеры к данной орфограмме...