Урок русского языка по теме " Склонение имён существительных множественного числа"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Лапшина Надежда Вениаминовна

урок русского языка в 4 классе -изучение нового материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx31.15 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Класс: 4 класс УМК " Школа России"

Предмет: русский язык

Тип урока: урок открытия нового знания

Тема

Склонение имен существительных множественного числа.

Цель

 

Познакомить склонением имен существительных множественного числа, формировать умения образовывать форму и правильно писать окончания имен существительных множественного числа, учить правильно употреблять данные существительные в речи.

Планируемый результат

Предметный результат

Уметь склонять существительные множественного числа.

Определять склонение имён существительных множественного числа.

Уметь правильно писать падежные окончания существительных множественного числа.

Личностные УУД:

воспитывать любовь к русскому языку, уважение друг к другу;

формировать навыки контроля и самоконтроля.

Метапредметные УУД:

Коммуникативные:

развивать навыки сотрудничества в паре, группах;

воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.

Регулятивные:

ставить цель урока, задачи, проблему и на основе этого строить свою учебно-познавательную деятельность;

развивать умение выделять главное, сравнивать, обобщать;

развивать умение аргументировать, доказывать.

Познавательные:

поиск информации, её исследование, обработка и систематизация;

формирование познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Русский язык. В 2 частях. Ч. 1 : учебник для 4 класса В. П. Канакина, В.Г. Горецкий

ноутбук, презентация в программе Power Point, карточки с заданиями, лист самооценки

Этап

урока

Цель

Содержание

Методы
и приемы работы

 Деятельность учителя
 

 Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный

 Позитивно настроить на работу 

Всё, что нужно, вы достали,

Приготовились к уроку.

Слушайте внимательно

Поймёте обязательно

 
 

 Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку
 

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
 

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные:

- формирование умения слушать и слышать.

Актуализация знаний.

Активизировать имеющиеся знания,

Прочитайте слова, записанные на доске:

Дорога, молоко, огород, города

Что объединяет эти слова?

(словарные, правописание надо запомнить и т. д.)

 Что ещё в них общего?

(сущ.)

Что мы знаем об имени существительном?

Составьте кластер.

существительные

Кто?

Что?

предмет

Одуш.

Неодуш.

Собсв.

Нариц.

Ед. ч.

Мн.ч.

рол

?

Скл.

?

Проблемный вопрос

Организует диалог

Определяют общие признаки слов,  .Составляют кластер

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели,

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование,

Регулятивные:

- целеполагание,

- прогнозирование,

Коммуникативные:

умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем

Постановка темы и задач урока. Подготовка к восприятию нового материала.

Вот это, ребята, вы знаете.

А что еще вы можете узнать об имени существительном?

Значит, какая тема нашего урока?

(Склонение имён существительных множественного числа)

Какие учебные задачи вы поставите перед собой?

(Узнать, как определить склонение имени сущ. мн.ч

Научиться определять склонение имен сущ. мн. ч.

 Научиться склонять имени сущ. мн.ч

Учиться грамотно писать падежные окончания имен сущ. мн.ч)  

Оформление доски:

Узнать…

Научиться…

Учиться…

Открыть тетради. Записать число, классная работа.

Проблемный вопрос

Организует диалог

Определяют тему урока и ставят задачи.

Выполняют записи в тетради.

 4. Открытие нового знания.


 

 Подведение детей к самостоятельному выводу 
 

 Ребята, какое слово в нашем ряду лишнее? Почему?

(Города)

Запишите его в тетрадь, выделите орфограммы.

А какому типу склонения относиться данное слово? Обсудите этот вопрос в парах и укажите в скобках то склонение, которое вы считаете верным.

Работа в парах

Чья пара готова дать ответ?

Как вы определяли?

Сравните свой алгоритм, который вы вывели с выводом в учебнике с 131.

Прочитайте вслух.

Вот по этому алгоритму и будем определять тип склонения имен сущ. мн. ч

(На партах – карточки с алгоритмом)

Поставили сущ. в н. ф.

Вспомнили правило

Определили склонение

А можем мы сказать, что решили все наши поставленные задачи?

(Нет, мы узнали, как определять тип склонения имен сущ. мн. ч.)

Самооценка (лист самооценки)

Лист самооценки

+

-

Узнал

Могу определить

Могу просклонять

Могу применить

Над какой задачей дальше будем работать?

(Научиться определять…)

 Проблемная ситуация

Организует подводящий диалог, уточняет правило
 

Высказывают разные точки зрения, определяют выход из ситуации, заполняют лист самооценки

Познавательные

- поиск и выделение необходимой информации;

- подведение под понятие, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

постановка и решение проблемы.

Регулятивные:

- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

- знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Первичное закрепление нового материала
 

Развитие умения определять склонение имени сущ. мн.ч.

Возьмите карточку №1 с заданием. Прочитайте задание. Как будете определять?

(По алгоритму.)

Карточка №1

Определите тип склонения имен сущ. Запишите слова в 3 столбика

Вагоны, картины, вещи, кони, дома, окна, земли, поля, площади, помидоры, женщины, кровати, двери,реки, пристани, поверхности.

1скл.

2скл.

3скл.

Выполняют задание на карточках с комментированием.

Проверяем правильность выполнения, исправляем ошибки.

(используют карточку с алгоритмом)

Самооценка (лист самооценки)

Над какой задачей урока мы работали? Какая следующая?

Фронтальная работа, рефлексия, контроль

Организует работу, проверку выполнения задания, отрабатывает полученные знания, учит аргументировать свою точку зрения 

Выполняют письменно упражнение, проверяют результат работы, доказывают правильность выполнения заданий. 

Заполняют лист самооценки.

Познавательные:

- применять правила и пользоваться алоритмом;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Регулятивные:

-определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль

Формировать умение определять тип склонения им.сущ.

А вот какие окончания имеют сущ. мн. ч. всех типов склонения вы исследуете сами, работая в группах. Возьмите карточку №2 с заданием. Прочитайте задание.

Карточка №2

Опредеите тип склонения сущ., просклоняйте, выделите окончание

Опредеите тип склонения сущ., просклоняйте, выделите окончание

Опредеите тип склонения сущ., просклоняйте, выделите окончание

1 группа берёза

2 группа

столы

3 группа

мыши

И.п

И.п

И.п

Р.п

Р.п

Р.п

Д.п

Д.п

Д.п

В.п

В.п

В.п

Т.п.

Т.п.

Т.п.

П.п.

П.п.

П.п.

Самостоятельная работа

Организует работу, проверку выполнения задания, отрабатывает полученные знания, учит аргументировать свою точку зрения 

 Выполняют задание на карточках, работают в группах, проверяют правильность выполнения по эталону, исправляют ошибки. Самооценка

(лист самооценки).

Познавательные

- поиск и выделение необходимой информации;

- построение логической цепи рассуждений;

Регулятивные:

- составление плана и последовательности действий

Коммуникативные:

- умение работать в группах, слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

Физкультминутка

Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Формировать умение грамотно писать падежные окончания имён сущ. мн. ч.  

Какие задачи урока мы смогли уже выполнить?

Над какой задачей еще необходимо поработать?

(Учиться грамотно писать падежные окончания имен сущ. мн. ч)

А теперь задание сложнее.

Прочитайте текст. Спишите, вставляя пропущенные окончания, найдите имена существительные мн. ч., определите склонение и падеж.

Карточка №3

За последним месяцем лета спряталась осень. В густ… листв…уже притаились перв.. желт.. листь…Краск. осени в жёлт…зёрн… пшеницы, в румян…отлив   яблок, в красн.. гроздь… рябины. А в лесу осень ещё не заметна. Разве только в птичьем хоре прибавилось голос…

Проверьте по эталону. (слайд)

Самооценка. (лист самооценки)

 Мы с вами выполнили ещё задания, а для чего?

(Учились грамотно писать падежные окончания имен сущ. мн. ч…)

Самостоятельная работа

Организует работу, проверку выполнения задания, отрабатывает полученные знания, учит аргументировать свою точку зрения 

Выполняют задание в тетрадях, проверяют правильность выполнения по эталону на слайде, исправляют ошибки. Самооценка (лист самооценки)

Познавательные

- поиск и выделение необходимой информации;

- построение логической цепи рассуждений;

Регулятивные:

- составление плана и последовательности действий

Коммуникативные:

- умение работать в группах, слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

Рефлексия деятельности (итог урока).

Обеспечение позитивного настроя на получение знаний

Чего мы хотели добиться на сегодняшнем уроке?

(Узнать, как определить склонение имени сущ. мн.ч

Научиться определять склонение имен сущ. мн. ч.

 Научиться склонять имени сущ. мн.ч

Учиться грамотно писать падежные окончания имен сущ. мн.ч)  

Где можете применить свои знания?

(в жизни, к/р, с/р).

Кому сегодня было трудно? В чём трудность?

(проговаривание причин затруднений и способов преодоления затруднений).

Рефлексия.

Оценивание, используя лист самооценки.

Оценивают результаты своей работы, уровень усвоения знаний.

Регулятивные:

 - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

- осуществлять итоговый контроль

Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

- проявлять активность в деятельности.

Домашнее задание.

Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Для того, чтобы закрепить изученную тему, надо выполнить Д/З. Какое?

(Правило знать и уметь им пользоваться; выполнить упражнение)

Предлагаю с учебника с. 131 – 132 выбрать задание, которое вам поможет преодолеть затруднения, с которыми встретились на уроке.

И в завершении нашего урока прошу вас подумать и закончить одну из фраз.

На доске карточка «Недосказанные предложения»

На сегодняшнем уроке я узнал…

На уроке я сумел…

 Восприятие информации

Проводит разбор домашнего задания, пояснения к упражнению.

Записывают задание на дом, задают вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка по теме " Склонение имён существительных"

Урок- путешествие по теме " Склонение имён существительных" . Проводить желательно накануне Новогодних праздников....

Презентация к уроку русского языка по теме "Склонение имён существительных"

Урок русского языка в 4 классе "Склонение существительного"...

Конспект урока русского языка на тему Склонение имён существительных мужского и среднего рода

Урок русского языка в 4 - ом классе компенсирующего обучения на тему Склонение имён существительных мужского и среднего рода.Цели урока:  1. Образовательные:§  Познакомить обучающихся с...

Конспект урока русского языка на тему Склонение имён существительных мужского и среднего рода

Урок русского языка в 4 - ом классе компенсирующего обучения на тему Склонение имён существительных мужского и среднего рода.Цели урока:  1. Образовательные:§  Познакомить обучающихся с...

Конспект урока русского языка по теме "Склонение имён прилагательных множественного числа", 4 класс.

Конспект урока русского языка в 4 классе.Тема урока: «Склонение имён прилагательных во множественном числе. Употребление имён прилагательных в прямом и переносном смысле.  Прилагательные синонимы...

Технологическая карта урока русского языка по теме " Склонение имён существительных" (3 класс, УМК "Школа России"

Технологическая карта урока русского языка. Разработана в соответствии с образовательной программой....

Презентация к уроку русского языка по теме "Склонение имён существительных"

На уроке учащиеся познакомятся с изменением окончаний имён существительных в зависимости от связи с другими словами....