Знакомство с согласным звуком [щ'] и буквой «щ».
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Бокачева Анастасия Валерьевна

Знакомство с согласным звуком [щ'] и буквой «щ».

! класс ,азбука ,стр103 Программа «ПНШ»


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_gramote_shch_.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по обучению грамоте.

           Школа:                                                                                                                                                        Учитель:

       Класс: 1                                                                                                                                    Методист:Галиуллина Н.К.

       Дата:                                                                                                                                 Студентка: Бокачева                                                                                                                                                 Анастасия 22 группа

                                Тема: Знакомство с согласным звуком [щ'] и буквой «щ».

Цели:

-создать условия для совершенствования умения читать слоги ,слова и тексты с буквой «щ»;

-Закреплять понимание смыслоразличной функции фонем на примере сравнения минимальных пар слов;

-Учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов;

-Продолжать формирование навыка чтения целыми словами.

Планируемые результаты:

     предметные:

- Узнать особенности звука [щ, ], буквы Щ, щ;

- Умение выделять новый звук и новую букву из слов, читать слоги и слова с новой буквой;

-Формирование знания учащихся о мягком согласном звуке [ щ' ] и обозначении его буквой [ Щэ], обучить правильному произношению звука [щ'];

-Формирование умения читать слоги, слова и предложения с новой буквой.

    личностные: 

-Формирование интереса к учению;

-Воспитывать у учащихся интерес к чтению, усердие, уважение к родному языку.

Оборудование: азбука  ,стр103 Программа «ПНШ»,раздаточный материал.

Тип урока: открытие нового знания

Этапы,методы и приемы урока

Ход

урока

Содержание урока и действия учителя.

Деятельность учащихся

УУД

1.

Организационный момент

Методы:

Словесный: приветствие

  1

мин

-Доброе утро, ребята. Меня зовут  Анастасия Валерьевна. Сегодня урок обучению грамоте я проведу у вас я. Присаживайтесь.

Приветствовать учителя.

Воспринимать речь учителя

2.

Мотивационный этап

Практический:

Слушать стихотворение

Фонетическая зарядка.

Практический: повторение за учителем скороговорки

Частично-поисковый:постановка обобщающего вопроса

 

  3 мин

-Ребята,как паровоз выпускает пар?(Щ-щ-щ...)

-Сейчас я вам прочитаю шуточное  стихотворение:

Щеголь щетку уважает

Щеткой щеголь пыль счищает.

Если вещь не вычищать,

Не в чем будет щеголять

                                        В.Берестов

-Какой звук чаще всего повторяется в этом стихотворении?

Правильно.

Сейчас я буду читать скороговорку ,а вы должны будете повторять за мной.  

-Правильно!

Ща-ща-ща- мы несем домой леща.

Ащ-ащ-ащ- мы наденем плащ.

Щи-щи-щи- Маша ,ты нас не ищи.

А здесь какой звук повторяется?

Ребята ,вы догадались уже о каком звуке и букве пойдет сегодня речь?

Слушать стихотворение.

Отвечать на вопросы

Повторять  за учителем скороговорки

П.:Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

3.

Постановка учебной задачи и ее решение

Словесный: постановка темы

Практический:Рассматривание страницы

Частично-поисковый:  -произнесение слова по предметной картинке                                  

-выделение нового звука и его  характеристика

Словесный:ответы на вопросы

 10

мин

-Правильно,сегодня мы с вами познакомимся со звуком [щ'] и буквой «щ»

-А теперь откройте азбуку на странице 103.

-Рассмотрите иллюстрации в учебнике в верхнем ряду.

-Кто изображен слева?(Лещ)

-Что вы знаете  об этой  рыбе?

Лещ- пресноводная рыба с плоским телом.

Под кувшинками в тиши ,

Где не очень мелко,

Ходят важные лещи

Шириной с тарелку.

Произнесите слово «лещ» орфоэпически.

-Сколько  звуков в этом слове?

-Совпадает ли  кол-во звуков со схемой.

-А теперь произнесите слово выделяя последний звук.

-Дайте характеристику звуку [щ'].( Звук согласный, глухой , мягкий.)

-Что нарисовано справа?(Плащ)

-Произнесите слово «плащ» орфоэпически.

-А теперь произнесите слово «плащ» выделяя последний звук.

-Дайте характеристику звуку [щ'].( Звук согласный, глухой , мягкий.)

Рассматривать иллюстации

Отвечать на вопросы

Давать лексическое значение

Произносить слово орфоэпически на основе графической схемы слова

Произносить слово выделяя последний звук.

Давать характеристику звука

-Осознавать свои возможности в учении;

-Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

- Формулировать собственное мнение и позицию(К.);

-Уметь ориентироваться в учебнике;

Знакомство и углубление знаний о букве «Щ»

Словесно-наглядный:

-рассматривание букв          -эмоциональное  представление  буквы-Конструирование букв  из шаблонов (на магнитной доске и на партах)

-Рассмотрите образцы печатных букв «Щ», «щ».

«Щ»-играющий щенок…

Кверху лапками он лег.

                                          Г.Виеру

-Из каких элементов-шаблонов они состоят.

-Сейчас я вам раздам конверты,в них находятся  необходимые шаблоны ,вы должны сконструировать из них буквы «Щ»,»щ».

- а один из вас пойдет выполнять задание на  магнитной доске.

Рассматривать буквы

Отвечать на вопрос

Конструировать буквы

Физкультминутка

  2 мин

Давайте немного отдохнем и проведем с вами Физ. Минутку.

Учащиеся  повторяют за учителем упражнения

Щеголь щегол на березе щебечет,
Щурится, греясь на солнышке, кречет,
Щелкает в роще певец-соловей,
Щиплет теленок траву у реки...
Щедрые, добрые нынче деньки!

-Молодцы ребята! Немного отдохнули,а теперь давайте работать дальше.

Выполняют двигательные упражнения

Коммуникативные:

-уметь выполнять физические упражнения по команде вместе

4.

Решение частных учебных задач

Практический:

-звуковой анализ слов на основе 2-х схем.

-произнесение слова по предметной картинке                                  

-выделение нового звука и его  характеристика

-ответы на вопросы

Словесный:ответы на вопросы.

Игровой:

-Игра «Кто больше запомнит слов»

10 мин

-Рассмотрите иллюстрации в книге,которые находятся под конструированием буквы. Кто изображен слева(Щука)

-Что  вы знаете о щуке?

Щука- хищная рыба с удлиненным телом,большой остроносой головой, с мощной нижней челюстью. Зубы у щуки страшные ,острейшие вся пасть в зубах ,даже на языке и нёбе!

-Акцентировано произнесите последовательность звуков в лове ,соотнеся каждый звук с его схемой.

-Прочитайте слово «щука» по слогам.

-Сколько слогов в этом слове? Сравните со схемой.(2 слога)

-Давайте теперь произнесем слово с ударением.

-Какой ударный слог в этом слове?(первый- «щу»)

На каком месте в слове «Щука» стоит буква «щ»?

-Дайте хар-ку этому звуку

-Давайте сравним кол-во звуков и букв в слове.

-Соответствуют ли звуки и буквы?

Кто изображен справа?Что делает мальчик? Что он говорит улетающим птицам?(Прощай.)

-Прочитайте слово «прощай» орфоэпически.

-Затем по слогам.

-Сколько в  слове «прощай» слогов?

-Давайте теперь произнесем слово с ударением.

-Какой ударный слог в этом слове?(второй- «щай»)

На каком месте в слове «Пращай» стоит буква «щ»?

-Какой звук обозначает?

-Дайте хар-ку этому звуку

-А теперь давайте прочитаем слоги  по заданным схемам.

Давайте проанализируем слоги каждого столбика.

-Чем похожи слоги в каждом столбике?

-Чем отличаются слогив отдельных столбиках?( в 1  даны слоги ,которые начинаются с гласного звука ,а во 2 наоборот.)

Игра  «Кто больше запомнит слов?»

У щенка болит щека. Щенок воет. Щегол щебечет: «Положите щенка на щебень и щекочите  пока не пройдет».

Мышонок Миша советует:

-Смешивайте щетину и щепотку соли.

А поросенок  утверждает:

-Поймайте щуку,откройте щенку рот,и щука схватит за больной зуб.

Ежоно не выдержал:

-Зубной щеткой надо  зубы чистить

                                                     (Л.Яхнин)

Рассматривать иллюстрации

Давать лексическое значение

Произносить слово по слогам и  орфоэпически на основе графической схемы слова

Произносить слово выделяя последний звук.

Давать характеристику звука

Произносить слова с ударением

Определять  кол-во слогов в слове

Отвечать на вопросы

Участвовать в игре

П:осмысление соответствия звука букве;

 

К:умение объяснять свои действия (способ написания)

5.

Рефлексивный этап

Итог урока.

Словесный:

-обобщающая беседа

-Постонавка обобщающего вопроса

-деятельностная рефлексия

  3

мин

-Ребята,что нового вы узнали на уроке?                                           -Какой  звук обозначает буква «щ»?                                           Ребята, вы видите на доске светофор .Сейчас я вам раздам жетончики . Ваша задача взять этот жетон ,выйти к доске и положить в один из карманов. Если вам понравился урок, то в зеленый ,если нет в красный ,а если урок вам понравился на среднем уровне ,то в желтый.
- Посмотрите, в каком кармане больше всего жетонов? Правильно, в зеленом. А это значит, что вам было с нами интересно.  

Отвечать на вопросы

Выполнять рефлексию

Л.

формулировать собственное мнение и позицию, исходя из полученной информации и предложенных заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с согласными звуками [х], [х\']. Буква Хх.

Урок обучения грамоте в 1 классе. Работа с мобильным классом....

Урок обучения грамоте - 1 класс по теме "Знакомство с согласными звуками [г], [г\'], [д], [д\'] и соответствующими буквами".

Урок показан на семинаре по преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием....

Конспект урока УМК «Школа 2100» по обучению грамоте на тему: «Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук» - «буква»

Конспект  открытого  урокаУМК «Школа 2100»по обучению грамотена тему: «Звуки, обозначаемые буквами  и, г, п, т, р.Знакомство с согласными звуками.        ...

Обучение грамоте 1 класс Знакомство с буквой Х Тема: Согласные звуки [х], [х\'], буква Х, х.

Урок по обучению грамоте в 1 классе с использованием здоровьесберегающих технологий и педагогических технологий на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения):...

Конспект урока по "Обучению грамоте" в 1-м классе. Тема: "Знакомство с согласными звуками [г], [г’]. Буквы Гг"

урок обучения грамоте 1 класс сотавитель учитель начальных классов Хрущева Наталья Николаевна...

Конспект урока для 1-го класса по предмету "Обучение грамоте" (В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин) на тему "Знакомство с согласными звуками [п], [п\'] и буквами П, п"

Данный конспект урока используется при прохождении нового материала по обучению грамоте в 1 классе. Данный ресурс знакомит учащихся с буквой «П», согласными звуками, формирует ценностное отношение к т...

Конспект урока по рус.языку. Звуки, обозначаемые буквами и, г, п. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук» - «буква

Тип урока:Урок открытия новых знаний.Цель:- Познакомить со звуками [и, г, п] и обозначающими их буквами;-Учить давать характеристику звуков;УУД:Личностные:1.Формировать положительный эмоциональный нас...