Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Предмет: Русский язык

Класс: 4 класс

Тип урока: ознакомление с новым материалом

Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Цель урока:  Закреплять знание признаков родительного падежа имён существительных, формировать умение определять безударные падежные окончания имён существительных в родительном падеже.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh_karta_russkiy_yazyk_pechat.docx587.18 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: Русский язык

Класс: 4 класс

Тип урока: ознакомление с новым материалом

Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Цель урока:  Закреплять знание признаков родительного падежа имён существительных, формировать умение определять безударные падежные окончания имён существительных в родительном падеже.

Задачи (планируемые результаты)

Предметные: 

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Личностные:

- Проявление положительного отношения к познавательной деятельности, интереса к учебному материалу

- Проявление интереса к изучению нового материала.

Метапредметные:

- умение проговаривать последовательность действий на уроке;

- умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

-умение выполнять учебное задание в соответствии с алгоритмом

- оценка совместно с учителем и одноклассниками результата своих действий, внесение соответствующих корректив

- выполнение учебного задания: разработка и составление  алгоритма

(регулятивные УУД);

- умение учитывать разные мнения и стремление сотрудничать; формулировать собственное мнение

- умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других

- формулирование понятного для одноклассников высказывания и обоснование своего мнения (коммуникативные УУД);

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее            

- умение понимать вопрос, в соответствии с ним уметь правильно строить ответ

- умение проводить сравнение и  классификацию объектов по заданным критериям на языковом материале; под руководством учителя осуществлять действие  подведения под понятие (познавательные УУД).

Ход урока

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные (универсальные учебные

действия)

I. Организационный момент (1 мин)

- Порядок на столе,  порядок в голове.

- Посмотрели друг на друга, улыбнулись друг другу. С улыбкой и хорошим настроением отправляемся в путь в страну знаний.

Проявление положительного отношения к познавательной деятельности, интереса к учебному материалу (личностные  УУД)

II. Актуализация знаний

1. Коллективная работа

—  Прочитайте стихотворение.

Осень туча тормошила,

Ряску прятала в река,

Паутинка просушила

На берёзовый сучок.

Сто опята уговорила,

Усадила на пенёк

И на радость подарила

Щедрый солнышко денёк.

Р. Дерикот

—  Что вас удивило? (Слова в предложении не связаны друг с другом.)

—  Как связываются слова в предложении? (При помощи предлогов, окончаний.)

—  Исправьте текст, запишите. (Один ученик работает у доски. Самопроверка.)

2. Индивидуальная работа по карточкам

—  Укажите падеж имён существительных в предложениях из басен И.А. Крылова.

1) Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела. 2) Однажды Лебедь, Рак и Щука везти с поклажей воз взялись. 3) Поклажа бы для них казалась и легка, да Лебедь рвётся в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. (Проверка по цепочке)

Оценка совместно с учителем и одноклассниками результата своих действий, внесение соответствующих корректив (регулятивные УУД)

III. Самоопределение к деятельности

На доске записана тема: «Правописание окончаний существительных в ... падеже». Часть названия закрыта. Представлены  карточки, учащиеся рассматривают и комментируют их содержание.

Кого? Чего? Где? Куда? Откуда?

От, до, из, у, без, для, около, вокруг, после, кроме

Значение: указывают на лицо или предмет, которому принадлежит другой предмет; на материал, из которого сделан предмет; место совершения действия

Роль в предложении: второстепенный член

1-е склонение:

-и,

2-е склонение:

-а,

3-е склонение:

—  На какой падеж указывают сведения на карточках? (На родительный падеж.)

—  На какой карточке записаны сведения, которые нами ещё недостаточно хорошо изучены и требуют исследования? (На последней карточке.)

—  В чём состоит трудность при определении падежных окончаний существительных? (Надежные окончания бывают ударные и безударные.)

—  Сформулируйте задачи урока. (Познакомиться с правилами правописания окончаний существительных 1,2 и 3-го склонения в родительном падеже.)

выдвижение гипотез и их обоснование.

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Умение учитывать разные мнения и стремление сотрудничать; формулировать собственное мнение (коммуникативные УУД)

Умение понимать вопрос, в соответствии с ним уметь правильно строить ответ (познавательные УУД)

Проявление интереса к изучению нового материала (личностные  УУД)

Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (регулятивные УУД)

V. Работа по теме урока

1. Наблюдения над правописанием окончаний имён существительных в родительном падеже

(Работа в группах.)

—  Запишите данные слова в родительном падеже, определите их склонение, выделите и сравните окончания.

Первая группа: белка, земля, вода. Вторая группа: поле, конь, окно. Третья группастепь, тетрадь.

—  Сделайте вывод. (Имена существительные 1-го склонения в родительном падеже имеют окончания -и, -ы, 2-го склонения — -а, -я, 3-го склонения —и.)

(Учитель записывает результаты исследования на доске в виде таблицы.)

Родительный п.

1-е

склонение

2-е склонение

3-е

 склонение

белки

поля

степи

земли

коня

тетради

воды

окна

—  В написании окончаний каких слов вы не сомневались? Почему? (Земли, коня, степи — в этих словах окончания ударные.)

—  А как поступить, если окончание безударное? (Существует два способа проверки: 1) определить падеж: склонение существительного и вспомнить ударное окончание существительного этого склонения в родительном падеже; 2) подобрать существительное того же склонения в том же падеже с ударным окончанием.)

  1. Работа по учебнику

Упр. 191 (с. 107).

—  Рассмотрите таблицу.

—  Расскажите по таблице, что вы знаете о родительном падеже.

—  Каким способом проверены окончания имён существительных в таблице?

—  Объясните написание окончаний в предложении.

—  Почему окончания различны?

Упр. 192 (с. 108). (Самостоятельное выполнение. Коллективная проверка, взаимооценка.)  Задания предоставлены в приложении к конспекту.

Упр. 193 (с. 108).

—  Прочитайте.

—  Из какого произведения эти строки? (Из стихотворения СВ. Михалкова «А что у вас?».)

(Комментированное письмо.)

—  Имена существительные какого склонения в родительном падеже имеют окончание -и? (1-го и 3-го склонения.)

—  От чего зависит выбор окончания -и или -ы? (После мягких согласных пишется окончание -и, после твёрдых ы.)

—  Выполните разбор слова (у) Коли как части речи. (Один ученик работает у доски.)

Упр. 194 (с. 108). (Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

—  Запишите в словарик слово инженер, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

—  Объясните значение этого слова по толковому словарю.

Слово инженер пришло в русский язык из французского языка. Первоначальное значение этого слова в языке — остроумный, одарённый.

—  Обратите внимание на форму множественного числа этого слова. Составьте с этим словом предложение, запишите.

(На данном этапе урока можно использовать школьные словарики: орфографический, толково-этимологический, словарик трудностей русского языка.)

самостоятельное создание алгоритмов деятельности.

Умение проговаривать последовательность действий на уроке (регулятивные УУД)

Умение проводить сравнение и  классификацию объектов по заданным критериям на языковом материале; под руководством учителя осуществлять действие  подведения под понятие (познавательные УУД)

Выполнение учебного задания: разработка и составление  алгоритма (регулятивные  УУД)

Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД

Формулирование понятного для одноклассников высказывания и обоснование своего мнения (коммуникативные УУД)

VI. Физкультминутка на релаксацию (1 мин)

Солнце спит, и небо спит,

Даже ветер не шумит.

Рано утром солнце встало,

Всем лучи свои послало.

Вдруг повеял ветерок-

Небо тучей заволок и деревья раскачал.

Дождь по крышам застучал.

Барабанит дождь по крышам.

Солнце клонится все ниже,

Вот и спряталось за тучки,

Ни один не виден лучик.

VII. Продолжение работы по теме урока

 Упр. 196 (с. 109).

—  Прочитайте.

—  Измените словосочетания по образцу.

—  Какое значение имеют выделеннные имена существительные? (Они обозначают названия блюд, жилищ животных.)

—  Обоснуйте написание безударных падежных окончаний.

—  Выполните письменные задания к упражнению. (Один ученик работает у доски)

Упр. 197 (с. 109). (Устное выполнение.)

—  Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!».

—  Какие существительные могут иметь варианты окончаний в родительном падеже?

—  В какой речи употребляются такие варианты окончаний? (В разговорной речи, в сказках.)

Умение выполнять учебное задание в соответствии с алгоритмом (регулятивные УУД)

Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД

VIII. Рефлексия

Творческий диктант

—  Переделайте предложения по образцу. (Учащиеся записывают только второй вариант.)

1) На небе луна. - На небе нет луны. 2) У меня есть собака. 3) В лесу есть земляника. 4) На столе стоит стакан. 5) На грядке растёт морковь. 6) В небе яркое солнце. 7) За лесом поле.

(Взаимопроверка.)

—  Оцените свою работу на уроке.

русский язык 2.pngрусский язык.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка на тему: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах в единственном числе»

Цель:  формирование  умения правильно писать безударные падежные окончания имён существительных в косвенных падежах  Задачи: развитие орфографической зоркости, речи учащихся,...

Технологическая карта урока русского языка 3 класс Тема: "Формы слова. Окончание." УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: знакомство с окончанием как изменяемой частью слова и его ролью в предложении; формирование умения находить окончания в словах.Планируемые результаты:предметные: уметь наход...

Технологическая карта урока русского языка.3 класс.Тема урока: «Повторяем фонетику и состав слова»

Тема урока:  «Повторяем фонетику и состав слова»Тип урока: отработки умений и рефлексииУМК: «Начальная школа XXI века»; учебник: С.В.Иванов «Русский язык» 3 кл...

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе "Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах"

Урок был представлен на школьном методическом семинаре. технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных. Имя прилагательное" 3 класс, УМК "Начальная школа 21 века"

Цели деятельности учителя: создание условий для отработки написания падежных окончаний имён существительных и наблюдения за использованием имени прилагательного в предложении в функции сказуемого.Зада...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных" 3 класс, УМК "Начальная школа 21 века"

Тип урока: рефлексииЦель урока: создание условий для обобщения и закрепления имеющихся знаний о правописании безударных окончаний имен существительных.Задачи урока Дидактические:1. Закрепить знан...