Главные вкладки

    Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

    Предмет: Русский язык

    Класс: 4 класс

    Тип урока: ознакомление с новым материалом

    Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

    Цель урока:  Закреплять знание признаков родительного падежа имён существительных, формировать умение определять безударные падежные окончания имён существительных в родительном падеже.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл teh_karta_russkiy_yazyk_pechat.docx587.18 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока

    Предмет: Русский язык

    Класс: 4 класс

    Тип урока: ознакомление с новым материалом

    Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

    Цель урока:  Закреплять знание признаков родительного падежа имён существительных, формировать умение определять безударные падежные окончания имён существительных в родительном падеже.

    Задачи (планируемые результаты)

    Предметные: 

    - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

    - самостоятельное создание алгоритмов деятельности;

    - выдвижение гипотез и их обоснование.

    Личностные:

    - Проявление положительного отношения к познавательной деятельности, интереса к учебному материалу

    - Проявление интереса к изучению нового материала.

    Метапредметные:

    - умение проговаривать последовательность действий на уроке;

    - умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

    -умение выполнять учебное задание в соответствии с алгоритмом

    - оценка совместно с учителем и одноклассниками результата своих действий, внесение соответствующих корректив

    - выполнение учебного задания: разработка и составление  алгоритма

    (регулятивные УУД);

    - умение учитывать разные мнения и стремление сотрудничать; формулировать собственное мнение

    - умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других

    - формулирование понятного для одноклассников высказывания и обоснование своего мнения (коммуникативные УУД);

    - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее            

    - умение понимать вопрос, в соответствии с ним уметь правильно строить ответ

    - умение проводить сравнение и  классификацию объектов по заданным критериям на языковом материале; под руководством учителя осуществлять действие  подведения под понятие (познавательные УУД).

    Ход урока

    Планируемые результаты

    Предметные

    Личностные, метапредметные (универсальные учебные

    действия)

    I. Организационный момент (1 мин)

    - Порядок на столе,  порядок в голове.

    - Посмотрели друг на друга, улыбнулись друг другу. С улыбкой и хорошим настроением отправляемся в путь в страну знаний.

    Проявление положительного отношения к познавательной деятельности, интереса к учебному материалу (личностные  УУД)

    II. Актуализация знаний

    1. Коллективная работа

    —  Прочитайте стихотворение.

    Осень туча тормошила,

    Ряску прятала в река,

    Паутинка просушила

    На берёзовый сучок.

    Сто опята уговорила,

    Усадила на пенёк

    И на радость подарила

    Щедрый солнышко денёк.

    Р. Дерикот

    —  Что вас удивило? (Слова в предложении не связаны друг с другом.)

    —  Как связываются слова в предложении? (При помощи предлогов, окончаний.)

    —  Исправьте текст, запишите. (Один ученик работает у доски. Самопроверка.)

    2. Индивидуальная работа по карточкам

    —  Укажите падеж имён существительных в предложениях из басен И.А. Крылова.

    1) Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела. 2) Однажды Лебедь, Рак и Щука везти с поклажей воз взялись. 3) Поклажа бы для них казалась и легка, да Лебедь рвётся в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. (Проверка по цепочке)

    Оценка совместно с учителем и одноклассниками результата своих действий, внесение соответствующих корректив (регулятивные УУД)

    III. Самоопределение к деятельности

    На доске записана тема: «Правописание окончаний существительных в ... падеже». Часть названия закрыта. Представлены  карточки, учащиеся рассматривают и комментируют их содержание.

    Кого? Чего? Где? Куда? Откуда?

    От, до, из, у, без, для, около, вокруг, после, кроме

    Значение: указывают на лицо или предмет, которому принадлежит другой предмет; на материал, из которого сделан предмет; место совершения действия

    Роль в предложении: второстепенный член

    1-е склонение:

    -и,

    2-е склонение:

    -а,

    3-е склонение:

    —  На какой падеж указывают сведения на карточках? (На родительный падеж.)

    —  На какой карточке записаны сведения, которые нами ещё недостаточно хорошо изучены и требуют исследования? (На последней карточке.)

    —  В чём состоит трудность при определении падежных окончаний существительных? (Надежные окончания бывают ударные и безударные.)

    —  Сформулируйте задачи урока. (Познакомиться с правилами правописания окончаний существительных 1,2 и 3-го склонения в родительном падеже.)

    выдвижение гипотез и их обоснование.

    самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

    Умение учитывать разные мнения и стремление сотрудничать; формулировать собственное мнение (коммуникативные УУД)

    Умение понимать вопрос, в соответствии с ним уметь правильно строить ответ (познавательные УУД)

    Проявление интереса к изучению нового материала (личностные  УУД)

    Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (регулятивные УУД)

    V. Работа по теме урока

    1. Наблюдения над правописанием окончаний имён существительных в родительном падеже

    (Работа в группах.)

    —  Запишите данные слова в родительном падеже, определите их склонение, выделите и сравните окончания.

    Первая группа: белка, земля, вода. Вторая группа: поле, конь, окно. Третья группастепь, тетрадь.

    —  Сделайте вывод. (Имена существительные 1-го склонения в родительном падеже имеют окончания -и, -ы, 2-го склонения — -а, -я, 3-го склонения —и.)

    (Учитель записывает результаты исследования на доске в виде таблицы.)

    Родительный п.

    1-е

    склонение

    2-е склонение

    3-е

     склонение

    белки

    поля

    степи

    земли

    коня

    тетради

    воды

    окна

    —  В написании окончаний каких слов вы не сомневались? Почему? (Земли, коня, степи — в этих словах окончания ударные.)

    —  А как поступить, если окончание безударное? (Существует два способа проверки: 1) определить падеж: склонение существительного и вспомнить ударное окончание существительного этого склонения в родительном падеже; 2) подобрать существительное того же склонения в том же падеже с ударным окончанием.)

    1. Работа по учебнику

    Упр. 191 (с. 107).

    —  Рассмотрите таблицу.

    —  Расскажите по таблице, что вы знаете о родительном падеже.

    —  Каким способом проверены окончания имён существительных в таблице?

    —  Объясните написание окончаний в предложении.

    —  Почему окончания различны?

    Упр. 192 (с. 108). (Самостоятельное выполнение. Коллективная проверка, взаимооценка.)  Задания предоставлены в приложении к конспекту.

    Упр. 193 (с. 108).

    —  Прочитайте.

    —  Из какого произведения эти строки? (Из стихотворения СВ. Михалкова «А что у вас?».)

    (Комментированное письмо.)

    —  Имена существительные какого склонения в родительном падеже имеют окончание -и? (1-го и 3-го склонения.)

    —  От чего зависит выбор окончания -и или -ы? (После мягких согласных пишется окончание -и, после твёрдых ы.)

    —  Выполните разбор слова (у) Коли как части речи. (Один ученик работает у доски.)

    Упр. 194 (с. 108). (Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

    —  Запишите в словарик слово инженер, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

    —  Объясните значение этого слова по толковому словарю.

    Слово инженер пришло в русский язык из французского языка. Первоначальное значение этого слова в языке — остроумный, одарённый.

    —  Обратите внимание на форму множественного числа этого слова. Составьте с этим словом предложение, запишите.

    (На данном этапе урока можно использовать школьные словарики: орфографический, толково-этимологический, словарик трудностей русского языка.)

    самостоятельное создание алгоритмов деятельности.

    Умение проговаривать последовательность действий на уроке (регулятивные УУД)

    Умение проводить сравнение и  классификацию объектов по заданным критериям на языковом материале; под руководством учителя осуществлять действие  подведения под понятие (познавательные УУД)

    Выполнение учебного задания: разработка и составление  алгоритма (регулятивные  УУД)

    Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД

    Формулирование понятного для одноклассников высказывания и обоснование своего мнения (коммуникативные УУД)

    VI. Физкультминутка на релаксацию (1 мин)

    Солнце спит, и небо спит,

    Даже ветер не шумит.

    Рано утром солнце встало,

    Всем лучи свои послало.

    Вдруг повеял ветерок-

    Небо тучей заволок и деревья раскачал.

    Дождь по крышам застучал.

    Барабанит дождь по крышам.

    Солнце клонится все ниже,

    Вот и спряталось за тучки,

    Ни один не виден лучик.

    VII. Продолжение работы по теме урока

     Упр. 196 (с. 109).

    —  Прочитайте.

    —  Измените словосочетания по образцу.

    —  Какое значение имеют выделеннные имена существительные? (Они обозначают названия блюд, жилищ животных.)

    —  Обоснуйте написание безударных падежных окончаний.

    —  Выполните письменные задания к упражнению. (Один ученик работает у доски)

    Упр. 197 (с. 109). (Устное выполнение.)

    —  Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!».

    —  Какие существительные могут иметь варианты окончаний в родительном падеже?

    —  В какой речи употребляются такие варианты окончаний? (В разговорной речи, в сказках.)

    Умение выполнять учебное задание в соответствии с алгоритмом (регулятивные УУД)

    Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД

    VIII. Рефлексия

    Творческий диктант

    —  Переделайте предложения по образцу. (Учащиеся записывают только второй вариант.)

    1) На небе луна. - На небе нет луны. 2) У меня есть собака. 3) В лесу есть земляника. 4) На столе стоит стакан. 5) На грядке растёт морковь. 6) В небе яркое солнце. 7) За лесом поле.

    (Взаимопроверка.)

    —  Оцените свою работу на уроке.

    русский язык 2.pngрусский язык.png


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка на тему: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах в единственном числе»

    Цель:  формирование  умения правильно писать безударные падежные окончания имён существительных в косвенных падежах  Задачи: развитие орфографической зоркости, речи учащихся,...

    Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока русского языка "Различение склонений существительных. Правописание падежных окончаний " 3 класс, УМК "ПНШ" + мультимедийная презентация)

    Тема: Различение склонений существительных. Правописание падежных окончаний (3кл)Цели деятельности учителя: формировать умения различать падежи и I, II, III склонения у имен существительных.Планируемы...

    Технологическая карта урока русского языка. 4 класс.Тема: " Именительный, родительный, винительный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода единственного числа."

    Данный урок проводится при изученнии написания безударных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода единственного числа. Разнообразные задания дают возможность учащимся  различать им...

    Технологическая карта урока русского языка 3 класс Тема: "Формы слова. Окончание." УМК "Школа России"

    Цели деятельности учителя: знакомство с окончанием как изменяемой частью слова и его ролью в предложении; формирование умения находить окончания в словах.Планируемые результаты:предметные: уметь наход...

    Технологическая карта урока русского языка.3 класс.Тема урока: «Повторяем фонетику и состав слова»

    Тема урока:  «Повторяем фонетику и состав слова»Тип урока: отработки умений и рефлексииУМК: «Начальная школа XXI века»; учебник: С.В.Иванов «Русский язык» 3 кл...