Главные вкладки

    Конспект по русскому языку 4 класс на тему "Правописание гласных и согласных в значимых частях слова"
    план-конспект урока по русскому языку

     "Правописание гласных и согласных в  значимых частях слова"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Дата 13.10.2020                                                                                ФИО учителя Милых Наталья Витальевна

    Школа  №148                                                                                ФИ студентки Савкина Анастасия Андреевна, 42 гр.

    Класс  4 «кад»                                                                                ФИО методиста Галиуллина Нажия Камиловна

    Кабинет 104

    КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

    Тема: «Правописание гласных и согласных в  значимых частях слова»

    Цели деятельности учителя: формирования умения проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корнях слов.

    Планируемые результаты:

    Предметные:

    · Знать: орфограммы в словах;

    · Уметь: правильно писать гласные и согласные в приставке, корне, суффиксе слова; использовать правило при написании.

    Личностные:

    • уметь оценивать свои действия, выполнять задания в соответствии с целью;
    • развивать наблюдательность, внимание, умение сравнивать, группировать, делать выводы;
    • воспитывать любовь к родному языку.

    Тип урока: урок «открытия» нового знания.

    Оборудование: УМК «Школа России» учебник «Русский язык» 4 класс  В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, 1 часть, презентация, раздаточный материал.
    Челябинск, 2020

    Этап урока

    Методы и приемы

    Время

    Содержание урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    УУД

    Этап самоопределения к деятельности

    Приветствие учителя

    Словесный.: слово учителя

    Создание положительного настроя на урок

    30 сек

    - Здравствуйте, товарищи кадеты!

    -Меня зовут Анастасия Андреевна и сегодня урок русского языка проведу у вас я.

    -Проверьте готовность к нашему уроку, у вас на парте должен лежать: учебник русского языка, рабочая тетрадь, ручка, карандаш и линейка

    -Чтобы наша работа была продуктивной, повернитесь к соседу по парте, улыбнитесь ему и пожелайте отличной работы на уроке.

    - Молодцы, а теперь все повернитесь и посмотрите на меня.

    Принимать установку учителя

    К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

    Л: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

    Актуализация знаний и мотивация

    Наглядный.: уч. презентация

    Практический: работа с карточками

    Словесный.: слово учителя

    Словесный: уч. диалог

    Практический, проблемный: группировка, создание проблемной ситуации.

    Словесный: уч. Диалог

    7 мин

    -Ребята, посмотрите на экран, как вы понимаете данное высказывание
    «Образование – клад, труд – ключ к нему»  П. Буаст 

    -Хорошо!

    -Ребята, на парте у вас лежат карточки, положите их перед собой, вам нужно вставить буквы за место пропуска, если орфограмму можно проверить, то рядом с данным словом пишем проверяемое слово

    1 вариант:                                                            2 вариант:
    лё_кие, изд_лека, извес_ный,                          б_нкир, ус_ный, б_глец,   пов_р,  сер_це, сли_ки,                                    кру_ки, г_ревать, ло_ка,   хру_кий улы_ка,,                                              мес_ный, про_ьба, свис_нул,
    грус_ный, оши_ка,                                            д_вятый, ни_кий,
    фла_ки,
     звёз_ный,                                                гиган_ский
    -
    Для проверки задания обменяйтесь карточками и сверти с эталоном на экране. Проверьте, верно ли вы выполнили задания и оцените работу друг друга.

    1-2 ошибки оценка 5
    3-4 ошибки оценка 4
    4-5 ошибок оценка 3
    5 и более оценка 2

    -Передайте карточки последней парты на первую

    -Ребята, что интересное заметили?

    -Какие орфограммы встретились в словах? В какой части слова находятся

    эти орфограммы?

    -Что называется корнем слова?

    - Какими знаниями нужно обладать, чтобы правильно писать эти орфограммы в корне слова? (При затруднении задать вопрос: какие правила нужно знать?).

    -Ответы учащихся

    -Проверка на экране
    1 вариант:                                                            
    лёгкие, издалека, известный, повар, сердце, сливки,  хрупкий,  улыбка, грустный, ошибка, флажки,
     звёздный,  
    2 вариант:                                                                                                                                                 банкир, устный, беглец,  
    кружки, горевать, лодка,  
    местный, просьба, свистнул,
    девятый,
    низкий, гигантский

    -Написание безударных гласных в корне слова.

    - Написание слов с непроизносимой согласной в корне слова.

    Корень- это главная значимая часть слова, которой заключено общее значение всех однокоренных слов.

    - Написание слов с

    непроизносимой

    согласной, парной

    согласной безударной гласной в корне слова.

    Р: планирование последовательности действий;

    умение контролировать процесс и результаты своей деятельности;

    П: осознавать познавательную задачу;

    преобразование учебного материала, действия;

    К: владеть диалогической формой коммуникации;

    П: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний.

    Постановка учебной задачи

    Наглядный: уч. Презентация

     Частично-поисковый: выбор ответа на поставленный вопрос.

    Словесный.: слово учителя, беседа.

    Практический: работа в группе по карточке.

    Частично-поисковый: выбор ответа на поставленный вопрос.


    3 мин

    Целеполагание

    -Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь?

    -Нельзя ли попробовать сформулировать общее правило для всех трех случаев?

    -Попробуем сформулировать цель урока.

    - Давайте составим план урока:
    - 1. Повторим написание слов с непроизносимыми согласными, парными согласными и безударными гласными в корне слова

    2. Сформулируем общее правило для всех трех случаев.
    3. Выполним упражнения;
    4. Закрепим полученные знания с помощью см.р.
     

    -Откройте тетради в линейку, отступите 2 строчки от предыдущих записей, запишите число, классная работа.


    Групповая работа

    - На листах записаны слова.

    -Рыбка, солнце, звездный, лесник, сказка, тянули, зуб,

    вестник, грибник.

    - Вам нужно разбить слова на группы по существенным признакам

    -Каждую группу запишите в отдельный столбик, выделите в словах корень

    -Почему именно так распределили слова в группы?

    -Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании слов с безударной гласной в корне?

    -С парной согласной в корне?

    -С непроизносимой согласной?

    Вспомним цель урока.

    -О безударных

    гласных.

    - О непроизносимых

    согласных.

    - Об однокоренных

    словах.

    - О написании парных согласных

    -Тема: Правописание гласных и согласных в значимых частях слова

    -Цель: Повторить написание слов с безударными гласными, непроизносимыми согласными и парными согласными корне слова


    -Составляют план урока.

    -Открывают тетради.
    Записывают число, классная работа

    -Работают в группе

    1гр.- рыбка, сказка, зуб, грибник.
    2 гр.- солнце, вестник, звёздный.

    3 гр.- лесник, тянули.

    В соответствии с орфограммами.

    Изменить слово, чтобы звук стоял в сильной позиции.

    П: строить речевое высказывание; обобщать; выделять необходимую информацию;  формулирование познавательной цели и задач.

    Открытие нового знания

    Практический.: выполнение упражнений

    Практический, частично-поисковый:  показ образца выполнения, работа у доски; выбор ответа на поставленный вопрос.

    Практический.: выполнение упражнений

    Наглядный.: уч. Презентация

    Словесный.: беседа

    Практический.: выполнение упражнений

    Словесный.: беседа

    20 мин

    Учебник на странице 56. Упражнение 89.


    - Обратимся к учебнику откройте  с. 56 упр. 89

    -Прочитайте задание про себя.

     

    -Прочитайте правило в слух.

    -Назовите корневые орфограммы.

    -Какие действия надо выполнить, чтобы правильно написать корневые орфограммы?

    -Когда гласный звук в корне нуждается в проверке?

    -Когда согласный звук в корне нуждается в проверке?

    -В чём сходство и различие в подборе проверочных слов

    для гласных и согласных звуков в корне?

    Учебник на странице 57. Упражнение 90.

    -Прочитайте задания.

    -Что нам нужно сделать?
    -Ребята слово железо под цифрой 2 это словарное слово, запишите его в тетрадь и выделите в нем ударение и буквы которые нужно запомнить.
    -Кто желает поработать  на оценку у доски?
    (Записывает словосочетания под цифрой 1 и 2, другой учащийся записывает 3-4 предложение и достаточно, остальные работают в своих тетрадях, в своем темпе, обязательно выделяя букву которую вставили)
    -Над словом «железным» стоит цифра 2, кто скажет, что означает эта цифра, какой разбор мы должны с вами сделать.

    -Открывают учебники и читают задание

    - Один ученик читает правило.

    -Безударные гласные в корне, непроизносимые согласные в корне слова, парные согласные в корне слова.

    -Когда стоит в слабой позиции.

    -Для проверки надо подобрать такое слово, чтобы звук стоял в сильной позиции.

     -Для гласных надо подобрать слово, где этот звук будет ударным, для согласных – где этот звук будет стоять перед гласным.

    -Читают задание

    -Списать, вставить пропущенные буквы

    -2 учащихся работают у доски.

    -Верно, разобрать слово по составу

    -Проверочное слово пишет
    - Проверочное слово
    стих
    -Проверочное слово пишет, написанный
    -
     Проверочное слово спешка
    -
     Проверочное слово скрип

    - Проверочное слово крепкий

    - Проверочное слово слез

    П: осознание о произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

    Л: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

    П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

    Первичное закрепление

    Наглядный.: презентация

    Практический.: выполнение упражнений

    Словесный: уч. диалог

    Практический: работа над текстом

    13 мин

    Учебник на странице 57. Упражнение 91.

    -Прочитайте  выразительно отрывок упражнение  №91.  

    -Кто автор данного отрывка? Кто такой Паустовский? С какими произведениями этого автора мы с вами уже знакомы?

    -Какие картины природы рисует автор?

    -Какие предложения проиллюстрировал художник?

    -Какие орфограммы корня вам здесь встретились?

    -Что нужно сделать?

    -В задание написано выписать любое слово с пропущенной буквой в корне, мы поступим немного по другому мы списываем все слова к словам, в которых нужно вставить букву, подберем проверочные и запишем проверочное слово.

    Динамическая пауза

    Работать с текстом упражнения выразительное чтение

    -Учащиеся отвечают на вопросы

    -Проверяем!

    Стояла – стой

    Осень – осенний

    Солнце – солнечный

    Облетевшие – полёт

    Видны – вид

    Далёкие – даль

    Ночам – ночь

    Вокруг – кругом

    Дрожали – дрожь

    Низкие - низок

    Участвуют в динамической паузе

    П: поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач;

    Р: коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; 

    Самостоятельная работа с самопроверкой

    Словесный:беседа.


    Практический: выполнение упражнения.

    Словесный: беседа.

    Наглядный.: уч. презентация

    3 мин

    Самостоятельная работа

    -Переворачиваем странницу, упр.92

    -Кто желает прочитать стихотворение Якова Козловского.

    -Спросила, какую букву вставляем?

    -В слове проезд?
    -В слове водитель?

    -В слове денег?

    -Такс
    -Читаем про себя еще 2 раза, после закрываем тетради и пишем стихотворение по памяти.

    -Поменяйтесь  тетрадями и проверьте работу соседа и на полях поставьте оценку
    1-2 ошибки оценка 5
    3-4 ошибки оценка 4
    4-5 ошибок оценка 3
    5 и более оценка 2

    Выполняют самостоятельную работу по вариант

    -СпрОсила
    -ПроезД
    -Водитель
    -ДенеГ
    -ТакС

    -Пишут стихотворение по памяти

    -Проверяют работу друг друга

    Р: уметь контролировать процесс и результаты своей деятельности.

    Л: оценивать собственную учебную деятельность.

    Включение в систему знаний

    Словесный: беседа.

    Практический: выполнение упражнения.

    Наглядный: презентация.

    1 мин

    Учебник на странице 58. Упражнение 93.

    -Прочитайте задание. Что нужно сделать?


    -Работать будем по цепочке выходим, остальные записывают в тетради слово и подбираем к нему однокоренное слово, от которого оно образовалось.
    -Первое слово разберем вместе. Подорожник, корень «дорож», однокоренное слово «дорога»,  выделяем корень.

    -Продолжаем работать

    -Домашнее задние скажет учитель.

     -Работают у доски и в тетради


    Записывают домашнее задание

    П:структурирование знаний;

    П: применение базовых знаний для решения конкретной проблемы.

    К: уметь полно и точно отвечать; выражать мысли.

    Рефлексия деятельности

    Словесный: формулирование выводов, обобщение.

    Наглядный: презентация.

    1 мин

    - Какая тема  урока сегодня была? Какую цель ставили?

    - Кто запомнил и может повторить правило.

    - Поднимите руки те, кто всё понял и теперь сможет применять полученные знания?

    - Поднимите руки те, кто всё понял, но еще есть то, что не получается.
    -Продолжите фразы, кто желает.

    Я узнал(а)…

    Я повторил(а)…

    Было трудно…

    Меня удивило…

    Было интересно…

    Теперь я умею…

    - Тема: Правописание гласных и согласных в значимых частях слова

    -Цель: Повторить написание слов с безударными гласными, непроизносимыми согласными и парными согласными корне слова

    -Формулируют выводы
    -Проговаривают правило

    -Оценивать свою работу на уроке закончив предложение

    Р: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самооценка.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого урока по русскому языку. Тема: Звук [ы], гласная буква Ы. Понятие о словах в единственном и множественном числе.

    Создать условия для ознакомления учащихся с буквой Ы, звуком [ы], словами в единственном и множественном числе.Развивать речь, мышление, память.Воспитывать дисциплинированность, интерес к предмету....

    конспект урока русского языка по теме "Безударные гласные в корне слова"

    Урок проведён в коррекционном классе 7 вида. Основная задача  : развитие орфографической  зоркости у детей с задержкой психического развития....

    Конспект урока русского языка по теме "Введение орфограммы "Удвоенные согласные в корне слова""

    2 класс по системе Л.В.Занкова, программа Русский язык, Нечаева Н.В....

    Конспект урока русского языка по теме "Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных гласными буквами".

    Данная разработка урока применяется во 2 классе по системе Л.В. Занкова. Здесь во время путешествия дети учатся находить  мягкие и твёрдые согласные звуки, которые обозначаются гласными буквами и...

    открытый урок по русскому языку «Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова».

    Тема урока: «Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова». Цели урока:Обучающие: обобщить знания о написании безударных гласных, парных согласных в корне слова.Развивающие: развивать па...