Урок по русскому языку "Корневые орфограммы"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Формирование представлений о правописании однокоренных слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kornevye_orfogrammy.docx467.74 КБ

Предварительный просмотр:

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/05fd/00127c8c-b39b024a/img9.jpg

Урок по русскому языку в 3 «Б» классе                                           на тему «Корневые орфограммы».

Тема: Корневые орфограммы.                                                                                                            Цель:   уточнить представления о признаках однокоренных слов и об их правописании. Планируемые результаты:                                                                                                       Предметные результаты:                                                                                                                               - знать понятие корень слова;                                                                                                                           - уметь находить корень слова и графически обозначать;                                                                                  - уметь подбирать и образовывать однокоренные слова;                                                                                              - уметь определять орфограммы при написании однокоренных слов.                                                          Метапредметные:                                                                                                            Познавательные:                                                                                                                                               - умение применять свои знания при выполнении заданий.                                                       Регулятивные:                                                                                                                                                - самостоятельно формулировать тему урока;                                                                                                 - принимать и сохранять учебную задачу;                                                                                                         - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.                           Коммуникативные:                                                                                                                                   - умение согласовывать позиции и находить общее решение, сотрудничать друг с другом.        Личностные результаты:                                                                                                                          - определять правила поведения при совместной работе.

 Ход урока.

 1. Организационный момент..                                                                                                                       - Давайте настроимся на урок.                                                                                                                      На уроке будь старательным.                                                                                                                     Будь спокойным и внимательным.                                                                                                                  Говори всё чётко, внятно                                                                                                                                            Чтобы было всё понятно.                                                                                                                 Если хочешь отвечать,                                                                                                                            Надо руку поднимать.                                                                                                                          Если друг стал отвечать,                                                                                                                                          Не спеши перебивать.                                             

2. Актуализация знаний.                                                                                                                                               1. Запись числа в тетради.                                                                                                                                                  2. Чистописание.                                                                                                                                                    - Отгадайте загадку:                                                                                                                                                После осени пришла.                                                                                                                                                        И сугробы намела . (зима)                                                                                                                                      - Запишите отгадку, подберите к ней однокоренные слова и запишите.                                                                   - зима, зимушка, зимовье                                                                                                                                                      

3. Постановка проблемы.                                                                                                                                                                    - Отгадав загадку следующую загадку, вы сможете узнать тему сегодняшнего урока:                                                                     Я у дуба, я у зуба,                                                                                                                                                                         Я у слов, я у цветов.                                                                                                                                                                         Я упрятан в темноту,                                                                                                                                                                Я не вверх, я вниз расту.  (корень)                                                                                                                                                 -  Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь?                                                                                                                   - Правильно, сегодня мы продолжим тему «Правописание корня слова».
- Что мы по этой проблеме уже знаем? ( умеем проверять безударные гласные, парные согласные и непроизносимые согласные в корне слова).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

4. Работа по теме урока.                                                                                                                                  1. Работа с таблицей у доски.                                                                                                                      - Заполнить таблицу, правильно подобрав слово на указанную орфограмму.                                                                                               Шубка, группа, загадка, указка, радостный, касса, делить, лесник, тянули, зуб, вестник, грустный, русский, бежать, троллейбус, солнце.                                         

Непроизносимые согласные

Безударные гласные

Удвоенные согласные

Парные согласные

аккуратно

 

прошу

 

здравствуйте

 

 травка

- Можно ли проверить правописание удвоенных согласных в корне слова?                          -- Правильно, правописание слов с удвоенной согласной в корне нужно запомнить. Эти слова мы называем словарными словами.                                                                                                        2. Работа по учебнику. Упражнение 171.                                                                                                                  – Списать словосочетания, вставив пропущенную парную согласную.                                                                             3. Отгадывание загадок, подбор проверочных слов к отгадке.                                                                              1) Посреди поля лежит зеркало.
Стекло голубое, рама зелёная.
(Пруд)                                                                                                                       2) Стоит Трошка на одной ножке,
Его ищут, а он молчит.
(Гриб)                                                                                                                                       3) Рассыпался горох
На семьдесят дорог.
Никто его не соберёт                                                                                                                                                                                                    4) Ни царь, ни царица,
Ни красная девица.
(Град)                                                                                                                                      5) Беленькая собачка
В подворотню глядит.
(Сугроб)                                                                                                                                    6) На двенадцать рогож
Рассыпался горох.
(Год)                                                                                                                                 Дети записывают слова, выделяют корень, обозначают орфограмму. У детей появляется следующая запись: пруд – пруды, гриб – грибы, град – градинка, сугроб – сугробы, год – года, пирог – пироги.                                                                                                                                    

5.  Самостоятельная работа.                                                                                                                         1. Упражнение 173.                                                                                                                                            - Выполнить упражнение, объяснив правописание непроизносимых согласных.                          2. Образовать от имен существительных однокоренные прилагательные и глаголы.  
грусть _____________ ____________
зелень _____________ ____________
синева _____________ ____________
веселье _____________ ____________
мороз _____________ _____________

6. Рефлексия.                                                                                                                                                         - Что нового каждый из вас добавил в свой «сундучок знаний»?
- Какие трудности возникли?

6. Итог урока.                                                                                                                                               - Кто еще раз сможет повторить общее правило проверки слов с безударной гласной, непроизносимой согласной и парной согласной в корне слова?                                                

 - Молодцы. Спасибо за урок. Вы были внимательны, дружно работали, помогали друг другу.

ІХ. Домашнее задание. Упражнение 174. Нарисовать дерево с однокоренными словами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку для 2 класса«Что такое орфограмма? Орфографическое правило»

Конспект урока по русскому языку для 2 класса в технологии деятельностного метода....

урок по русскому языку во 2 классе"Орфограммы в корне слова"

Данный урок проходил на декаде 2 классов в школе. Урок прошел хорошо, дети работали с удовольствием....

Разработка урока по русскому языку "Повторение изученных орфограмм" (2 класс)

Урок составлен по программе "Гармония".  В разработке использован интересный подбор загадок о весне, задания для самостоятельной и групповой работы  с таблицами....

Презентация к методической разработке фрагмента урока по русскому языку "Правописание орфограмм в корне слова" (4 класс)

Дидактический материал (презентация - сказка), игра для проверки умения писать орфограммы в корне слова....

Урок математики по теме "Поупражняемся в нахождении площади" , урок по русскому языку по теме "Орфограммы в окончаниях слов. Глагол"

Урок математики способствует формированию умения находить площади квадрата и прямоугольника. Урок русского языка формирует умения учащихся правильно писать окончания глаголов....

Конспект урока по русскому языку во 2 «в» классе по теме: «Проверяемые и непроверяемые орфограммы.Представление об орфограмме». (УМК "Школа России")

Задачи урока направлены на закрепление  умения «видеть» орфограмму в  корне  слова с безударной гласной и объяснять её написание;развивать умение пользоваться правилом написания бе...