Главные вкладки

    Технологическая карта урока русского языка. 1 класс. Тема: "Речевой этикет: слова извинения в различных ситуациях общения. Знакомство с правилом правописания безударного проверяемого гласного в корне слова".
    план-конспект урока по русскому языку

    Тема: "Речевой этикет: слова извинения в различных ситуациях общения. Знакомство с правилом правописания безударного проверяемого гласного в корне слова".

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

    УМК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА»

    1 КЛАСС. УРОК № 39

    Учитель

    О.С. Березина

    Тема урока

    Речевой этикет: слова извинения в различных ситуациях общения. Знакомство с правилом правописания безударного проверяемого гласного в корне слова.

    Тип урока

    Открытие нового знания.

    Количество часов

    1 час.

    Материально-техническое обеспечение. Наглядность

    Карточки. Слайды.

    Содержание урока

    Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения. Подбор слов, соответствующих заданным звуковым моделям. Многозначные слова. Ознакомление с правилом правописания безударного проверяемого гласного в корне слова. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.


    Цели урока. Характеристика деятельности учащихся

    Анализировать речевую ситуацию, выбирать адекватные высказывания, в которых содержится извинение. Наблюдать за словами, сходными по звучанию, но различными по написанию, устанавливать причины возможной ошибки при записи этих слов. Знакомиться с правилом написания безударного проверяемого гласного в корне слова. Учитывать возможность проверки при обнаружении места в слове, где можно допустить ошибку. Проводить звуковой анализ (соотносить слово со звуковой моделью). Осуществлять самоконтроль при списывании. Преобразовывать информацию, полученную из рисунка, в текстовую задачу (устанавливать значение слова).

    Задачи урока

    Повторить речевые формулы извинения; подготовить к знакомству с орфографическим правилом на основе наблюдения за словами, сходными по звучанию, но различными по написанию; знакомить с правилом правописания безударного проверяемого гласного в корне слова (без отработки и запоминания правила); повторить звуковой анализ слова; продолжить наблюдение за словами, имеющими несколько значений.

    Ожидаемые результаты

    Предметные: научатся различать, сравнивать ударные и безударные гласные звуки, кратко характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные), решать учебные и практические задачи: строить алгоритм проверки безударных гласных, соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета; получать возможность научиться соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию, участвовать в диалоге, учитывать разные мнения.

    Метапредметные (критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

    Познавательные: общеучебные – освоение умения использовать слова извинения в различных ситуациях общения; осуществление выбора соответствующих языковых средств; наблюдение за словами, сходными по звучанию, но различными по написанию; освоение правила правописания безударного проверяемого гласного в корне слова.

    Логические: аналитический разбор речевых ситуаций с целью выбора адекватных высказываний, в которых содержится извинение.

    Регулятивные: опираться на выделенные учителем ориентиры действия, планировать свою деятельность, сопоставлять выполненную работу с образцом; вносить коррективы в действия с учётом допущенных ошибок.

    Коммуникативные: излагать мысли точно, ясно и просто, осознавать цели и ситуации общения, использовать в речи языковые средства, соответствующие коммуникативным условиям; соблюдать нормы речевого этикета и чистоту произношения.

    Личностные: проявляют учебно-познавательный интерес; владеют элементарными приемами самооценки результатов деятельности по предложенным критериям и заданному алгоритму работы; понимают и осознают необходимость выполнения учебных требований.

    Ход урока

    1. Индукция. Создание эмоционального настроя

    Напомнить ученикам материал уроков №№ 4 – 6 («добрые слова»), № 20 (различные варианты извинения).

    2. Деконструкция. Работа с материалом

    Учебник. Упражнение 1 (речь) – повторение речевой формулы извинения. Выполняется фронтально. Учитель читает стихотворение В. Лейкина «Причины опозданий». Учитель задаёт вопрос: «Как войти в класс в случае опоздания на урок? Выберите вариант извинения из предложенных». Ученики могут предложить свои варианты извинения.

    Учебник. Упражнение 2 (язык) – наблюдение за словами, которые слышатся одинаково, но пишутся по-разному; подготовка к знакомству с орфографическим правилом. Выполняется фронтально. Чтение текста учителем. Учитель задаёт вопросы: «Почему Алёша не понял учительницу? Почему возникло затруднение и Алёша запутался? Как проверить эти слова?» Учитель выписывает на доске слова «спишите» и «спешите» и после прочтения текста снова произносит их, чтобы ученики ещё раз пронаблюдали, что эти слова не различаются на слух.

    3. Социализация. Соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных

    Рубрика «Давай подумаем» организует обсуждение проблемного вопроса о подборе слов, которые помогут не ошибиться в написании. После обсуждения учитель записывает на доске проверочные слова: «спишите – пишет», «спешите – спешка».

    4. Афиширование. Алгоритм работы

    Рубрика «Тайны языка» знакомит с правилом правописания безударного проверяемого гласного в корне слова. Дети вместе с учителем составляют алгоритм проверки безударного гласного в корне: 1.Прочитай слово. 2.Поставь в нем ударение. 3.Выдели корень. 4.Определи безударную гласную. 5.Подбери проверочное слово (измени слово или подбери родственное). 6.Сравни проверяемое и проверочное слова. 7.Напиши слово.

    5. Реконструкция. Обобщение работы в группах

    Рабочая тетрадь. Упражнение № 6.

    Задание:

    − Выберите в скобках правильное проверочное слово, впишите пропущенные буквы.

    − Прочитайте пары слов (запись на доске с пропущенными буквами): «запивал – запевал»; «примирял – примерял»; «подвела – подвила».

    − Запишите в тетрадь, используя алгоритм.

    − Проверьте друг у друга (взаимопроверка).

    − Составьте с любым из слов предложение (устно).

    Работают в парах, обсуждают, выбирают правильный ответ и вставляют в текст. В случае затруднения прибегают к алгоритму.

    6. Разрыв. Проблемный вопрос

    Учебник. Упражнение 4 (язык) – повторение звукового анализа слова и работы со звуковыми моделями. Выбрать правильную звуковую модель слова «ошибка».

    7. Рефлексия деятельности (итог урока)

    −Какую цель мы ставили в начале урока?

    − Каким способом достигли цели?

    −Какие затруднения в деятельности испытывали?

    − Как находили выход из затруднений?

    −Каковы результаты? Покажите кружочки: зелёные («У меня всё получилось»), жёлтые («У меня были небольшие ошибки»), красные («Мне было трудно»).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка по теме "Речевой этикет: слова просьбы и извинения. Слова, отвечающие на вопросы "кто?" , "что?".

    Методическая разработка урока русского языка в 1 классе по УМК "Начальная школа ХХI века"  и презентация к уроку  по теме "Речевой этикет: слова просьбы и извинения. Слова, отвечающие на воп...

    Технологическая карта урока русского языка "Чередование согласных в корне слова" 2 класс УМК НШ 21 века

    В данной разаботке содержится технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Чередование согласных в корне слова"...

    Технологическая карта урока русского языка во 2 классе УМК "Школа 2100" по теме " Как надо действовать, чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова"

    Главной задачей урока вляется выведение совместно с учащимися  правила проверки безударной гласной в корне слова и обучение  пользоваться им....

    "Речевой этикет: слова извинения в различных ситуациях. Знакомство с правилом правописания проверяемого безударного гласного в корне слова"

    В конспекте урока использованы разные виды работы по развитию речи учащихся и грамматической зоркости. Урок построен в игровой форме с учётом интересов детей. На уроке особое внимание уделяется сбереж...

    Технологическая карта урока русского языка во 2 классе "Устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова". УМК "Начальная школа 21 века"

    Урок разработан в соответствии с требоаниями ФГОС НОО для учителей, работающих по УМК "Начальная школа 21 века". Урок решает следующие учебные задачи:развитие речи, мышления, побуждение познавательног...

    Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

    Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...