Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Митряева Ксения Александровна

Урок русского языка во 2 классе по теме "Правописание буквосочетаний "жи-ши", "ча-ща", "чу-щу"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_bukvosochetaniy_zhi-shi_cha-shcha_chu-shchu.docx26.07 КБ

Предварительный просмотр:

Учебный предмет: Русский язык

Класс: 2

Тема урока: Правописание буквосочетаний "жи-ши", "ча-ща", "чу-щу".

Цель: формирование умения правильно писать буквосочетания "жи-ши", "ча-ща", "чу-щу".

Планируемые результаты:

Личностные:

– формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

– осуществлять самоконтроль при выполнении письменных заданий;

– осознавать необходимость самосовершенствования;

Метапредметные:

коммуникативные:

– развивать умение слушать и понимать других;

– строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

– проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;

регулятивные:

– развивать умение высказывать свое предположение по отдельным вопросам;

– оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

– прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

– осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

познавательные:

– извлекать информацию из правил;

– на основе анализа объектов делать выводы;

– обобщать и классифицировать по признакам;

– находить ответы на поставленные вопросы.

Предметные:

  • формировать умение распознавать в словах орфограммы жи-ши, ча-ща, чу-щу и правильно ее обозначать;
  • овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных).

Материально-техническое обеспечение: учебник «Русский язык», 2 класс, Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В,  компьютер, проектор, интерактивная доска, карточки с заданиями, записи на доске, магнитофон и диск с фрагментами песен.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

Используемые ЭОР: название, тип, вид, ресурса.

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающая доступ к ЭОР

Обоснование целесообразности использования ЭОР

Время

(в мин.)

Организационный момент

Учитель проверяет готовность учащихся  к уроку. Дает положительный эмоциональный настрой на результаты работы.

Дети приводят в порядок свое рабочее место.

Отвечают на вопрос учителя.

Взаимодействуют с учителем.

1 мин.

Актуализация знаний

Разминка для пальцев.

Минутка чистописания

Шш Щщ

Чч Жж

– Какие это буквы?

– Один ученик писал слова с этими шипящими, и вот что у него получилось (запись на доске):

 ужы     шына     чюлок

 пищя    щюка     свечя

– Правильно ли он написал слова?

– Какие правила не знал ученик?

– Исправьте ошибки и запишите слова в тетради правильно.

– Почему ЖИ– ШИ пишется с И?

ЧА– ЩА пишется с А? ЧУ– ЩУ с У?

Делают разминку для пальцев

Выполняют письмо по образцу

–  Ж Ш Ч Щ

–  Согласные, шипящие.

 

– Нет.

 – Правописание ЖИ– ШИ, ЧА– ЩА, ЧУ–ЩУ.

Исправляют ошибки.

– Звуки [ж] [ш] – всегда твердые, [ч'] [щ‘] – всегда мягкие.

5 мин.

Постановка учебной задачи

–  Определите тему урока.

– Посмотрите на название параграфа 13 над кадром киноплёнки и сравните со своей формулировкой.

– Что в названии параграфа является для вас новым?

– С этим понятием мы будем знакомиться на следующем уроке. А сегодня вспоминаем то, что знаем.

Ученики называют тему: «Написание букв гласных и, а, у после шипящих».

– Орфограмма.

Дети проговаривают уже известные правила.

«Жи – ши»

Информационный

Текст с иллюстрациями

http://files.school– collection.edu.ru/dlrstore/5c434425– 8282– 46a3– be48– d8887af56f56/%5BNS– RUS_2– 13%5D_%5BTE_024%5D.swf

Повторить написание букв гласных и, а, у после шипящих

4 мин.

(ЭОР – 2 мин.)

Развитие умений – применение знания.

1.Выполнение упр. 163 (развивается умение находить в словах буквосочетания жи и ши, группировать слова по этим признакам и делать графические обозначения)

– Какая буква пишется после ж и ш в этих словах?

– А с какой буквой ж и ш не дружат? Почему?

2.Звуко–буквенный анализ слова лыжи – 2 сл., [лы|жы] – 4 б., 4 зв.

3. Работа по карточкам: запишите слова в порядке их значения.

Слова: щука, часовой, чаща, чудовище, чудак, чужбина, щавель.

Значения:

1) хищная рыба;

2)  солдат, который стоит на часах;

3) густой, дремучий лес;

4) сказочное существо;

5) странный человек;

6) чужая страна;

7) растение с кислыми съедобными листьями.

2 школьника выполняют упражнение на доске, остальные в тетради. Проверка.

Варианты ответов детей.

Самостоятельная работа в рабочих тетрадях. Взаимопроверка (образец на доске)

 

7 мин.

Физкультминутка

Выполняют движения под музыку.

2 мин.

Продолжение работы по теме урока

Игра «Лестница».

– Запишите слова в столбик так, чтобы каждое последующее слово было на одну букву больше, чем предыдущее.

Учитель даёт буквосочетания.

ча               жи                                                                           

ча– с            жи– л                                                                            

ча– ры         жи– ла                                                                          

ча– шка       жи– знь                                                                        

ча– йник      жи– рафы                                                                    

ча– совой    жи– вотик                                                                  

Музыкальная пауза:

"Песенка крокодила Гены" (прохожим, непогожий)

"Чунга-Чанга" (чунга-чанга, чудо, счастье, жить)

"Два весёлых гуся" (жили)

"Голубой вагон" (бежит, качается)

Работа с интерактивной доской.

Первая лесенка заполняется вместе с учителем, вторая – самостоятельно парами в тетради, после выполнения несколько учеников проговаривают свои варианты заполнения лесенки.

Дети прослушивают фрагменты детских песенок и записывают слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Выполнение задания детьми по очереди.

«Ча – ща, чу – щу и жи – ши»

Практический

Интерактивное задание

http://files.school– collection.edu.ru/dlrstore/e0f12735– 6ca5– 4420– 9f65– 651c65b367dd/%5BNS– RUS_2– 13%5D_%5BIG_027%5D.swf 

Закрепить знания о написание букв гласных и, а, у после шипящих

13 мин.

(ЭОР – 3 мин.)

Закрепление изученного материала

Игра «Доскажи словечко» и его запиши:

Сочинение писала,

Все черкала, исправляла.

Непонятно даже стало,

Где конец, а где ... (начало)

 Распорядок этот дня

Был написан для меня.

Никуда не опоздаю,

Ведь его я соблюдаю. (режим)

Хвостом виляет,

Зубаста, а не лает. (щука)

Теперь простуды не боимся

И среди луж мы веселимся.

Гулять пойдем сейчас с Алёшей,

Наденем на ноги … (галоши)

Однажды маг взмахнул рукой,

И вдруг стал белым кролик мой,

Хоть чёрным был. Я удивилась.

По воле мага что случилось? (чудо)

Отгадывают слова и записывают их в тетрадь

4 мин.

Итог и рефлексия учебной деятельности

Подводит итог.

Просит 1– 2 учащихся сделать вывод о правописании буквосочетаний жи– ши, ча– ща, чу– щу.

Обратимся к интерактивной доске.

Оцените, чему вы научились на уроке: Я научился (лась) … . Я понял (а) … . Я смогу … .

Оцените свою работу на уроке: на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справлялся уверенно – зеленая карточка; затруднялся при выполнении заданий –  желтая; было трудно работать – красная.

Выставление оценок

Проговаривают правила.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

«Чу – щу»

Практический

Интерактивное задание

http://files.school– collection.edu.ru/dlrstore/48d5eb89– 1163– 4d6f– 9532– 7a226bb5db02/%5BNS– RUS_2– 13%5D_%5BIP_026%5D.swf

Закрепить знания о написание букв гласных и, а, у после шипящих

7 мин.

(ЭОР – 3 мин.)

Домашнее задание

Упр.166 – списать и подчеркнуть изученные орфограммы.

Спасибо большое, ребята, за работу! Урок окончен.

2 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка."Правописание буквосочетаний с шипящими звуками" 2 кл. (УМК "Школа Рсссии"авт. В.П.Канакина)

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме « Правописание буквосочетаний с шипящими звуками»....

Урок по теме" Правописание буквосочетаний жи-ши,ча-ща, чу-щу" 1 класс УМК "Перспектива"

Конспект содержит подробные рекомендации по проведению урока по данной теме. Используется электронное приложение к учебнику. Предлагаются различные формы работы....

Тренажёр "Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ" (Русский язык, 1-2 класс)

В данном ресурсе предлагается два тренажёра.1 тренажёр:Предлагается 16  слов, где нужно вставить пропущенную букву.  Для проверки правописания используется прием «Волшебная труба». Пер...

Тренажёр "Правописание буквосочетаний ЧУ-ЩУ" (Русский язык, 1-2 класс)

В данном ресурсе предлагается два тренажёра. 1 тренажёр:Предлагается 16 слов, где нужно вставить пропущенную букву. Для проверки правописания используется прием Волшебная труба. Перемещение объек...

Правописание буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч. Произношение слов с этими буквосочетаниями.

Урок актуален, так  как  дети не только  знакомились  с орфограммой, учились  писать слова с  ней, но и учились произносить  слова с  буквосочетаниями, работать...

Правописание буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч. Произношение слов с этими буквосочетаниями.

Урок актуален, так как дети не только знакомились с орфограммой, учились писать слова с ней, но и учились произносить слова с буквосочетаниями, работать в парах, развивали свою речь, а главное, ребята...