РАБОТА НАД СЛОВОМ, СЛОВОСОЧЕТАНИЕМ, ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ ПРИ НАПИСАНИИ ОБУЧАЮЩЕГО ИЗЛОЖЕНИЯ.
статья по русскому языку

Цель любого изложения в письменной форме содержательно и грамотно пересказать рассказ, используя данные обороты речи. Низкий кругозор, слабое развитие речи, наличие аграмматизмов у большинства детей в классе привели нас к решению проводить подготовительную работу на двух уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_sbornik_.docx26 КБ

Предварительный просмотр:

Лазарева Ирина Юрьевна

учитель начальных классов МБОУ г. Мурманска СОШ № 23

lazareva.i.u@mail.ru; 89021318311

Большакова Елена Константиновна

учитель начальных классов МБОУ г. Мурманска Гимназия № 8

89508908709

РАБОТА НАД СЛОВОМ, СЛОВОСОЧЕТАНИЕМ, ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ ПРИ НАПИСАНИИ ОБУЧАЮЩЕГО ИЗЛОЖЕНИЯ.

Цель любого изложения в письменной форме содержательно и грамотно пересказать рассказ, используя данные обороты речи. Низкий кругозор, слабое развитие речи, наличие аграмматизмов у большинства детей в классе привели нас к решению проводить подготовительную работу на двух уроках.

Ученикам предлагается лист, где написан текст без деления его на части, вопросы по содержанию тексту, затем этот же текст с пропуском знаков препинания в конце предложения, отведены строки для определения темы, главной мысли. Сгруппированы слова с целью подбора синонимов, уточнения лексического значения слов. Заранее сгруппированы слова по типу орфограмм, представлена работа по устранению аграмматизмов.

Текст приведен ниже.

Всю зиму воробей прожил в узкой печной трубе. Долго тянулась зима. Зябко ножкам. Легкий иней покрывал пёрышки. Однажды радостное солнце заглянуло к грустному воробью в трубу. На низких карнизах повисли чудесные сосульки. Днём с сосулек закапала вкусная вода. Воробей ловко ловил крепким клювом сосулькины капельки. От солнца и сосулькиной воды с воробьём стали происходить удивительные вещи. Он вдруг дерзко схватил за загривок близкого друга, стал трепать его и вырвал клок перьев. Вечером все воробьи слетелись на дерево песен. Дружным чириканьем провожали они день. Здравствуй,  весна!

На этапе знакомства с текстом выявляем понимание прочитанного с помощью вопросов по содержанию и вопросов причинно-следственного характера.

Вопросы по содержанию учат внимательному вдумчивому прочтению. На первых порах требуем ответов одним словом. Например. Назови зимний дом воробья. (Труба.) Найди доказательства, холодной ли была зима? (Зябко, легкий иней.) Как показала практика, выбрать нужные слова из предложения детям сложно. В дальнейшем предлагаем самостоятельно найти ответы на вопросы и подчеркнуть их.

Вопросы причинно-следственного характера ставят детей перед необходимостью строить ответ-рассуждение. Например. С чем связано изменение настроения воробья?

При формулировке темы раскрываем «секрет»: самый простой способ – формулировка с помощью имен существительных. Тема данного текста: воробей весной. Главная мысль формулируется на основе распространения предложения–темы (С приходом весны в жизни воробья происходят удивительные изменения.)

Даем заглавие текста исходя из темы (Воробей весной) или главной мысли (Весна в жизни воробья)

Текст делится на части, составляется план.

При определении границ предложения дети находят грамматические основы, чаще самостоятельно.

Проводим сравнение простых предложений, осложненных однородными членами предложения с предложениями без них. (Он вдруг дерзко схватил за загривок близкого друга, стал трепать его и вырвал клок перьев. Для сравнения. Он вдруг дерзко схватил за загривок близкого друга. Драчун стал трепать его и вырвал клок перьев.)

Проводим работу над контекстуальными синонимами: подбираем синонимы к данному слову, учим последовательному включению в текст.

На другом этапе работы уточняем лексическое значение слов, подбираем синонимы, антонимы. Работаем по предупреждению употребления аграмматизмов в речи.

Можно предложить текст с пропусками имен прилагательных и наречий. (Всю зиму воробей прожил в … трубе. … тянулась зима. … ножкам.) К словам узкий, долго подбираем антонимы, к слову зябко – синоним, объясняем значение слова печная на основе знания состава слова.

Распространенной ошибкой является смена времен глаголов. Нарушение единства во времени недопустимо. Предлагаем найти ошибки в тексте. (На низких карнизах повисли чудесные сосульки. Днём с сосулек закапала вкусная вода. Воробей ловко ловит крепким клювом сосулькины капельки.)

Учим точному употребление глаголов в речи. Находим ошибки в предложениях, сравниваем лексическое значение слов. Легкий иней накрывал (покрывал) пёрышки. Однажды радостное солнце пришло (заглянуло) к грустному воробью в трубу. На низких карнизах выросли (повисли) чудесные сосульки. Днём с сосулек потекла (закапала) вкусная вода.

Обращаем внимание на замену глаголов синонимами или синонимичными оборотами.

От солнца и сосулькиной воды с воробьём стали происходить удивительные вещи.

Чудесные превращения от солнца и сосулькиной воды изменили жизнь воробья.

От солнца и сосулькиной воды в жизни воробья все изменилось.

 Вечером все воробьи слетелись на дерево песен.

Вечером все воробьи собрались (встретились) на дереве песен.

Часто встречающимися являются ошибки в употреблении падежа зависимого имени существительного, особенно во множественном числе. С это целью можно предложить составить словосочетания:

  1. повисли, карнизы,
  2. клок перья,
  3. закапала, сосульки.

Или изменить имена существительные по падежам: сосульки, перья.

Ошибки в выборе рода  глагола прошедшего времени предупреждаем путем сравнения предложений. Однажды радостное солнце заглянуло к грустному воробью в трубу. Одноклассница заглянула в соседний класс.

Дети даже 4-ых классов не чувствуют видовой принадлежности глаголов. Проводим сравнение в контексте. Он вдруг дерзко хватал (схватил) за загривок близкого друга, стал трепать его и вырывал (вырвал) клок перьев. Легкий иней покрывал (покрыл) пёрышки.  

Аграмматизмы в словосочетаниях, где слова связаны согласованием, устраняем, задавая вопрос и подставляя слово-помощник «злой» (слово с ударным окончанием).

На последнем этапе работы группируем слова по типу орфограмм, подбираем проверочные слова.

Предложенная подробная систематическая работа по обучению написания изложения привела к хорошим результатам даже у слабоуспевающих учеников. Она направлена не на исправление ошибок после написания изложения, а на предупреждение их.

Список литературы

Максимук Н.Н. Сборник изложений по русскому языку 2-4 классы. Пособие для учителей.- Минас: ПКИП «Асор», 1995.

Фомичёва Г.А. Работа над словосочетанием и предложением в начальных классах. Пособие для учителей .- Москва: Просвещение, 1981.

Грушников П.А., Горецкий В.Г. Работа над предложением и связной речью в начальных классах. Сборник статей. Издательство «Просвещение» Москва, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по русскому языку по теме:" Слово. Словосочетание. Предложение. Текст. 4 класс

Презентация по русскому языку по теме:"Слово. Словосочетание. Предложение. Текст"....

открытое занятие. дифференциация гласных о-ё в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, в текстах

дифференциация гласных о-ё в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, в текстах...

« Путешествие в волшебную страну звуков и букв. Звуки [ш] и [с]. Автоматизация и дифференциация в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и связном тексте».

Цель: Продолжать дифференцировать звуки [с]и [ш]Задачи: Образовательные:·         Расширять словарный запас·...

Речевой материал для автоматизации звука [Ж] (слова, словосочетания, предложения, чистоговорки, скороговорки, игры, стихи, тексты)

Данный материал поможет учителю-логопеду в работе с детьми, которые испытывают трудности при произношении звука ж. Материал представлен в игровой форме....

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [б][бь] – [п][пь] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Буквы Б-П»

Конспект логопедического занятия  «Дифференциация звуков [б][бь] – [п][пь] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Буквы Б-П»...