Русский язык 3 класс Школа России
рабочая программа по русскому языку (3 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа по русскому языку для 3 класса, разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» ст.2, п.9, требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373; изменениями от 26.11.2010г. №1241, от 22.09.2011г.№ 2357, от 18.12.2012г. № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015г. №507, от 31.12.2015г. №1576, авторской программой Канакиной В.П., Горецкого В.Г и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России».
Общие цели предмета
1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Курс рассчитан на 136 ч. в год, 4 часа в неделю в соответствии с годовым учебным планом работы МОУ «СОШ Поселья» на 2021-2022 учебный год.
УМК
- Канакина В.П., Горецкий В.Г. «Русский язык», учебник для 3 класса в 2 частях, издательство Москва «Просвещение», 2013 г.
- Канакина В.П. «Русский язык», рабочая тетрадь для 3 класса в 2-х частях, издательство Москва «Просвещение», 2013 г.
- Логинова О.Б., Яковлева С.Г. «Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 3 класс». М.: Просвещение, 2013
- CD Электронное приложение к учебнику Канакиной В.П., Горецкого В.Г. «Русский язык. 3 класс». М.: Просвещение, 2013
.
Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета
Предметными результатами является сформированность следующих умений:
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
– понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
– делить текст на части, озаглавливать части;
– подробно и выборочно пересказывать текст;
– правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;
– делить слова на части для переноса;
– производить звуко-буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;
– правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;
– писать под диктовку слова, предложения, текст из 30–40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;
– видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;
– писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквы безударных гласных, проверяемых ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце слов;
буквосочетания чк, чнв словах; ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; слова с непроверяемыми написаниями, определённые программой;
писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию
приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;
– находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
– находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;
– обращать внимание на особенности употребления слов;
– ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;
– составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;
– предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;
– составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.
№ п/п | Раздел | Кол-во часов |
1 | Наша речь | 2 |
2 | Текст. Предложение. Словосочетание. | 11 |
3 | Слово в языке и речи | 18 |
4 | Состав слова | 14 |
5 | Правописание частей слова | 23 |
6 | Части речи | 61 |
7 | Повторение | 7 |
ИТОГО | 136 |
Содержание предмета
Язык и речь (2 ч)
Наша речь и наш язык.
Текст. Предложение. Словосочетание (11 ч)
Текст (повторение и углубление представлений). Предложение (повторение и углубление представлений о предложении и диалоге). Виды предложений по цели высказывания и интонации. Предложения с обращением (общее представление). Состав предложения. Простое и сложное предложения. Словосочетания.
Слово в языке и речи (18 ч)
Лексическое значение слова. Омонимы. Слово и словосочетание. Фразеологизмы. Части речи. Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении, предлоге) и их признаках. Имя числительное (общее представление). Однокоренные слова. Слово и слог. Звуки и буквы (обобщение и углубление представлений).
Состав слова (14 ч)
Корень слова. Формы слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Основа слова. Обобщение знаний о составе слова.
Правописание частей слова (23)
Правописание слов с безударными гласными в корне. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок. Правописание приставок и предлогов. Правописание слов с разделительным твердым знаком (ъ).
Имя существительное (27 ч)
Повторение и углубление представлений. Число имен существительных. Падеж имен существительных.
Имя прилагательное (15ч)
Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Текст-описание. Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных. Число имен прилагательных. Падеж имен прилагательных.
Местоимение (5 ч)
Лицо, число, род личных местоимений.
Глагол (14 ч)
Повторение и углубление представлений о глаголе. Формы глагола. Число глаголов. Времена глагола. Род глаголов в прошедшем времени. Правописание частицы НЕ с глаголами.
Повторение (7 ч)
Формы организации учебных занятий
В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по русскому языку. Текущий контроль по русскому языку осуществляется в письменной и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или словарного диктанта. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определѐнного умения. Тематический контроль по русскому языку проводится в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: проверка безударных гласных в корне слова, парных согласных, определение частей речи и др. Проверочные работы позволяют проверить, например, знания правил проверки безударных гласных, главных членов предложений и др. В этом случае для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, на выполнение которой отводится 5-6 минут урока. Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой обучающихся, устного опроса, текущих, диагностических и итоговых стандартизированных контрольных работ.
Виды учебной деятельности
Списывание, диктанты (объяснительные, предупредительные, зрительные, творческие, контрольные, словарные и т.д.), обучающие изложения и сочинения. В конце года проводится итоговая комплексная проверочная работа на межпредметной основе.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту | ||
Язык и речь (2ч) | ||||||
1 | Наша речь. Виды речи | 1 | 02.09 | |||
2 | Текст. Типы текстов | 1 | 06.09 | |||
3 | Предложение. Виды предложений по цели высказывания | 1 | 07.09 | |||
4 | Виды предложений по интонации | 1 | 09.09 | |||
5 | Предложения с обращением | 1 | 13.09 | |||
6 | Главные и второстепенные члены предложения | 1 | 14.09 | |||
7 | Простое и сложное предложения. Словосочетание | 1 | 16.09 | |||
8 | Контрольный диктант по теме «Предложение» | 1 | 20.09 | |||
9 | Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова | 1 | 21.09 | |||
10 | Синонимы и антонимы. Омонимы | 1 | 23.09 | |||
11 | Слово и словосочетание | 1 | 28.09 | |||
12 | Фразеологизмы | 1 | 29.09 | |||
13 | Обучающее изложение | 1 | 30.09 | |||
14 | Части речи | 1 | 04.10 | |||
15 | Имя существительное | 1 | 05.10 | |||
16 | Имя прилагательное | 1 | 07.10 | |||
17 | Глагол | 1 | 11.10 | |||
18 | Что такое имя числительное? | 1 | 12.10 | |||
19 | Однокоренные слова | 1 | 14.10 | |||
20 | Звуки и буквы. Гласные звуки. Согласные звуки | 1 | 18.10 | |||
21 | Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак. | 1 | 19.10 | |||
22 | Обучающее изложение | 1 | 21.10 | |||
23 | Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи» | 1 | 25.10 | |||
24 | Что такое корень слова? Как найти в слове корень? | 1 | 26.10 | |||
25 | Сложные слова | 1 | 28.10 | |||
26 | Что такое окончание? Как найти в слове окончание? | 1 | 08.11 | |||
27 | Окончание слова | 1 | 09.11 | |||
28 | Что такое приставка? Как найти в слове приставку? | 1 | 11.11 | |||
29 | Значения приставок | 1 | 15.11 | |||
30 | Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? | 1 | 16.11 | |||
31 | Значения суффиксов | 1 | 18.11 | |||
32 | Сочинение по картине А.А.Рылова «В голубом просторе» | 1 | 22.11 | |||
33 | Что такое основа слова? | 1 | 23.11 | |||
34 | Обобщение изученного | 1 | 25.11 | |||
35 | Контрольный диктант по теме «Состав слова» | 1 | 29.11 | |||
36 | Проект «Семья слов» | 1 | 30.11 | |||
37 | В каких значимых частях слова есть орфограммы? Правописание слов с безударными гласными в корне | 1 | 02.12 | |||
38 | Правописание слов с безударными гласными в корне | 1 | 06.12 | |||
39 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне | 1 | 07.12 | |||
40 | Обучающее изложение | 1 | 09.12 | |||
41 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне | 1 | 13.12 | |||
42 | Правописание слов с удвоенными согласными | 1 | 14.12 | |||
43 | Сочинение по картине В.М. Васнецова «Снегурочка» | 1 | 16.12 | |||
44 | Контрольный диктант по теме «Правописание корней слова» | 1 | 20.12 | |||
45 | Правописание суффиксов и приставок | 1 | 21.12 | |||
46 | Правописание приставок и предлогов | 1 | 23.12 | |||
47 | Правописание слов с разделительным твердым знаком | 1 | 17.01 | |||
48 | Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова» | 1 | 18.01 | |||
49 | Разделительные твердые и мягкие знаки | 1 | 20.01 | |||
50 | Обучающее изложение | 1 | 24.01 | |||
51 | Значение и употребление имен существительных в речи | 1 | 25.01 | |||
52 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные | 1 | 27.01 | |||
53 | Собственные и нарицательные имена существительные | 1 | 31.01 | |||
54 | Число имен существительных | 1 | 01.02 | |||
55 | Род имен существительных | 1 | 04.01 | |||
56 | Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих | 1 | 07.02 | |||
57 | Обучающее изложение | 1 | 08.02 | |||
58 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | 1 | 10.02 | |||
59 | Склонение имен существительных | 1 | 14.02 | |||
60 | Падеж имен существительных | 1 | 15.02 | |||
61 | Сочинение по картине И.Я. Билибина «Иван – царевич и лягушка - квакушка» | 1 | 17.02 | |||
62 | Именительный падеж | 1 | 21.02 | |||
63 | Родительный падеж | 1 | 22.02 | |||
64 | Дательный падеж | 1 | 24.02 | |||
65 | Винительный падеж | 1 | 28.02 | |||
66 | Творительный падеж | 1 | 01.03 | |||
67 | Предложный падеж | 1 | 03.03 | |||
68 | Обучающее изложение | 1 | 07.03 | |||
69 | Контрольный диктант по теме «Правописание падежных окончаний имен существительных» | 1 | 08.03 | |||
Имя прилагательное (15 ч) | ||||||
70 | Значение и употребление имен прилагательных в речи | 1 | 10.03 | |||
71 | Роль прилагательных в тексте | 1 | 14.03 | |||
72 | Текст-описание. Отзыв по картине М.А.Врубеля «Царевна-лебедь» | 1 | 15.03 | |||
73 | Род имен прилагательных | 1 | 17.03 | |||
74 | Изменение имен прилагательных по родам | 1 | 21.03 | |||
75 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | 1 | 22.03 | |||
76 | Число имен прилагательных | 1 | 24.03 | |||
77 | Изменение имен прилагательных по падежам | 1 | 04.04 | |||
78 | Обобщение изученного | 1 | 05.04 | |||
79 | Проект «Имена прилагательные в загадках» | 1 | 07.04 | |||
80 | Личные местоимения | 1 | 11.04 | |||
81 | Изменение личных местоимений по родам | 1 | 12.04 | |||
82 | Местоимение | 1 | 14.04 | |||
83 | Обучающее изложение | 1 | 18.04 | |||
84 | Проверочная работа | 19.04 | ||||
85 | Значение и употребление глаголов в речи | 1 | 21.04 | |||
86 | Неопределенная форма глагола | 1 | 25.04 | |||
87 | Число глаголов | 1 | 26.04 | |||
88 | Времена глаголов | 1 | 28.04 | |||
89 | Времена глаголов.2-е лицо глаголов | 1 | 02.05 | |||
90 | Изменение глаголов по временам. Обучающее изложение | 1 | 03.05 | |||
91 | Род глаголов в прошедшем времени | 1 | 05.05 | |||
92 | Правописание частицы не с глаголами | 1 | 09.05 | |||
93 | Обобщение изученного | 1 | 10.05 | |||
94 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | 1 | 12.05 | |||
95 | Части речи | 1 | 13.05 | |||
96 | Обобщение изученного о словах, предложениях | 1 | 14.05 | |||
97 | Правописание окончаний имен прилагательных | 1 | 16.05 | |||
98 | Правописание приставок и предлогов | 1 | 17.05 | |||
99 100 | Правописание безударных гласных | 2 | 19.05 23.05 | |||
101 | Итоговый контрольный диктант | 1 | 24.05 | |||
102 | Текст. Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул» | 1 | 27.05 | |||
Итого: | 102 |
Список литературы (основной и дополнительной).
1. Канакина, В. П., Горецкий, В. Г. Русский язык. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: «Просвещение», 2012.
2. Канакина, В. П. Русский язык. 3 класс: тесты / В. П. Канакина, В. П. Горецкий. – М.: «Просвещение», 2014.
3. Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2–ух ч. – М.: «Просвещение», 2014.
4. Канакина В.П. и др. Русский язык. Электронное приложение к учебнику.
5. Интерактивная доска..
6. Компьютер.
7. Таблицы по русскому языку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно - тематическое планирование по русскому языку, УМК "Школа России", 1 класс
Планирование создано с основными требованиями ФГОС (с УУД), включает пояснительную записку...
Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)
Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/27/picture-448359-1401217668.jpg)
Календарно – тематическое планирование по русскому языку 3 класс по учебнику В.П.Канакиной «Русский язык», программа «Школа России» ФГОС II
Программа составлена на основании примерной программы начального общего образования (авторы - В.П.Канакина, В.Г.Горецкий).Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного ст...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/19/picture-471876-1429406847.jpg)
Программа по русскому языку УМК "Школа России" авторов В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык. 1- 4 класс»
Рабочая программа предмета «Русский язык» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по русскому язык...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/19/picture-471876-1429406847.jpg)
Программа по русскому языку УМК "Школа России" автор Рамзаева Т.Г. «Русский язык. 1- 4 класс»
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования, авторской программы «Русский ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/09/picture-120527-1349796198.jpg)
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" и по родному языку ( русский).
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" и по родному языку ( русский) для начальной школы в соответсивии с ФГОС....