Повторение понятий "Корень слова", "Однокоренные слова". Понятие о чередовании согласных звуков в корне.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Казакова Екатерина Алексеевна

Развитие умений анализировать однокоренные слова, устанавливать наличие разных (чередующихся) согласных в корне слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo.docx42 КБ
Файл russkiy2.pptx73.17 КБ
Файл kartochki_5_listov.docx18.08 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема урока: Повторение  понятий «корень слова», «однокоренные слова». Понятие о чередовании согласных звуков в корне.

Класс:  

УМК: «Школа 2100»

Тип урока: «Открытие новых знаний»

Цель урока: развитие умений анализировать однокоренные слова, устанавливать наличие разных (чередующихся) согласных в корне слов, находить корни с чередующимися согласными, правильно писать слова с чередующимися согласными.

Задачи урока:

Дидактические: Повторить понятия «корень слова», «однокоренные понятия»; сформировать представление о понятии «чередование  согласных в корне», умение находить эти согласные; тренировать навыки образования однокоренных слов чередованием согласных.

Развивающие: Развивать критическое мышление, речь, орфографическую зоркость, внимание, умения ставить учебные цели, анализировать; совершенствовать умение обучающихся писать каллиграфически.

Воспитательные: Воспитывать умение слушать друг друга, работать в парах, проявлять интерес к родному языку; мотивировать к учебной деятельности.

ХАРАКТЕРИСТИКА УРОКА

Этап урока

Образовательная задача

этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-познав., Р – регулят., К коммуник.)

Личностные

Орг.момент

Создание условий для осознанного вхождения учащихся в учебный процесс, мотивирование к учебной деятельности.

Беседа

-Ребята, начать наш урок я хотела бы с пословицы: «Каждый день жизнь прибавляет нам частицу мудрости».

-Как вы ее понимаете?

-Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Я надеюсь, что сегодня каждый из вас сможет поделиться с остальными богатством из своих сундучков.

-Проверти свою готовность к уроку, у всех ли есть на парте тетрадь, учебник, ручки.

-Хорошо, тогда можно приступать к работе.

Узнаем что-то новое.

Проверяют готовность к уроку

Ф

Регулятивные: регулировать свое поведение и свою деятельность. Коммуникативные: доброжелательное отношение к другим.

Умение проявлять уважение к учителю и одноклассникам

Актуализация знаний

1. совершенствовать умение обучающихся писать каллиграфически;

2. умение находить однокоренные слова, выделять в них корень, подбирать к слову однокоренные слова.

Слово учителя

Беседа

1. -Откройте тетради, запишите число двадцать восьмое сентября, классная работа.

2.Минутка чистописания

-У вас в тетрадях записаны сочетания букв, пропишите их по образцу.

-Ребята, посмотрите на слайд.

-Давайте прочитаем, о чем говорится в данном стихотворении.

Как-то

Много лет назад

Посадили странный сад.

Не был он фруктовым,

Был он только словом.

Это слово,

Слово-корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

-О чем это стихотворение?

-Почему поэт называет сад странным?

-А что такое корень слова?

-Давайте прочитаем выделенные слова.

-Запишите эти слова себе в тетрадь.

- Выделите корень в выписанных словах.

Учитель приглашает к доске двух учеников: комментированное письмо двух слов.

2.-Ребята, а как найти корень в слове?

- Давайте продолжим этот ряд: запишите однокоренные слова в столбик

- Какие слова мы запишем?

-Выделим корни.

-Ребята, как называются эти слова?

-Совершенно верно, а почему?

3. -Выполним упражнение №38. Устно

-Прочитайте задание.

-Что общего у этих слов?

-Как называются такие слова?

Почему корень – главная часть слова?

-В задании говорится, что надо списать однокоренные слова, все ли слова необходимо списывать?

-Почему?

– Прочитайте слова в рамке.

– Что их объединяет?

– Являются ли эти слова однокоренными?

-Почему?

Открывают тетради записывают число, классная работа

Прописывают буквы по образцу.

Работают над упражнением  на слайде.

Один обучающийся читает стихотворение вслух.

О странном саде.

В стихотворении о странном саду, где растут новые слова, говорится о составе слов и о корне.

Основная, значимая часть слова

вычленяемая в нем после отделения окончания, приставок и суффиксов.

Посадили, сад

Ученики проверяют правильность выделения корня.

Подобрать однокоренные слова.

 Обучающиеся выходят к доске.

Садовод, рассада, садовый, садовник.

Однокоренные

У них один корень и эти корни имеют одинаковое значение.

Свет, светлый, светло, светлеть, просвет, рассвет, светает, светлячок, Светлана, осветить, с ветки, Светлов, светильник.

У них одинаковый корень, но одно слово не подходит, это слово «с ветки»

Однокоренные

В нём заключено значение, смысл всех однокоренных слов.

Нет

В словосочетании «с ветки» корень будет вет

Называют осветительные приборы

Нет

Они по-разному называют сходные предметы, у них разные корни.

Ф

Учебник, презентация

Вспомнить понятия «корень слова», «однокоренные слова»

Коммуникативные: участвуют в диалоге, общей беседе.

Познавательные: строят несложные рассуждения, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы,

формулируют их.

Регулятивные: принимают учебную

задачу, сформулированную вместе с учителем.

Осознание значения учебной деятельности

Формулирование проблемы, планирование деятельности.

1.формулирование темы и цели урока в ходе обсуждения созданной учебно-проблемной ситуации.

Беседа

 Решение проблемной ситуации.

1.-Ребята посмотрите на слайд, прочитайте слова и запишите в тетрадь.

Свет, свеча, освещение.

-Какие это слова?

- Эти слова однокоренные?

-Что надо сделать, чтобы выяснить/доказать, однокоренные они или нет?

-Как вы думаете, близки ли по значению эти слова? Докажите

-Выделим корень.

-В какой части слова находятся буквы т, ч, щ?

-Это гласные или согласные?

-Корни этих слова отличаются одной буквой. Как вы думаете, можно ли считать эти слова однокоренными? Почему?

-Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? Что мы будем сегодня изучать?

-Тема нашего урока «Чередование согласных звуков в корне слова».

-Какую цель мы поставим перед собой?

Да/ нет

Выявить значение и выделить корень

Да

Свет – Свет, свеча – свеч, освещение – свещ.

В корне

Да\нет

Это однокоренные слова, но у них есть одна особенность: у них меняется буква в корне.

Эти корни имеют чередующиеся согласные.

Мы должны  научиться находить корни в однокоренных словах где

есть разные согласные звуки в корне, и научиться правильно их писать.

Ф

Презентация, учебник

Ознакомление с темой чередование согласных звуков в корне слова

Коммуникативные: умения слушать и слышать других.

Формирование

понятий о сотрудничестве в коллективе, о взаимопомощи и поддержке.

Открытие новых знаний

формирование практического опыта правописания слов с чередующимися согласными

Беседа, практический(упражнение)

1. –Чтобы уметь выделять корни с чередующейся согласной я предлагаю воспользоваться планом, который находиться на слайде.

План

  1. Прочитать группу слов.
  2. Доказать, что слова сходны по смыслу.
  3. Найти корни слов.
  4. Сравнить написание корней.
  5. Указать чередующиеся согласные в корнях слов.

2.-Рассмотрим упражнение 40.

Прочитайте слова. Однокоренные ли они? Почему? Спишите, выделите корень, подчеркните букву последнего согласного звука корня.

-Однокоренные ли эти слова? Докажите

-Какое слово было родоначальником всех остальных слов в каждом?

-Спишем эти слова, выделим корни, подчеркнем букву последнего согласного звука корня.

-Какой звук был исходным, основным?

-А каким он заменился?

-Давайте представим, что во всех этих словах корень снег. Произнесем каждое слово с таким корнем.

-Удобно ли вам было произносить?

-Почему изменяется последний звук и последняя буква корня в некоторых однокоренных словах?

2. -Посмотрим на страницу 42. Обратим внимание на вывод в рамочке.

-Прочитай ….

Ты наблюдал закон языка: в корне однокоренных слов один согласный звук заменяется другим. Такая замена называется чередованием согласных звуков. Записывается оно так: берега-бережок г/ж; ухо-уши х/ш

Читают план со слайда

Да, это однокоренные слов

Снег

Снежок, снежинка, снеговик, снежный

Снеж, снеж, снег, снеж.

([г])

([ж])

Нет

Для удобства произношения.

Обучающийся читает правило.

Ф

Презентация, учебник

различать однокоренные слова с чередующимися согласными; развивать умение определять значение однокоренных слов с чередующимися согласными.

Познавательные: умения выполнять поставленные задания;

Регулятивные: доказывать свою точку зрения;

Умение слышать и слушать друг друга

Физкультминутка

Осуществление профилактики утомления

Сидели два медведя,
На тоненьком суку.

Один читал газету

Другой месил муку,
Раз ку-ку, два ку-ку -
Оба шлёпнулись в муку!
Нос в муке, хвост в муке,
ухо в кислом молоке.

Повторяют за учителем.

Регулятивные: контролировать свое поведение свои действия.

осуществляют профилактику утомления, активно участвуют в физкультминутке

Закрепление материала урока

Установить правильность и осознанность усвоения учебного материала,

Практический (задание по карточкам)

Решение проблемной ситуации.

1. Обратите внимание на план.  

- Чтобы доказать, что слова с чередующимися согласными однокоренные, на какой пункт плана нужно обратить внимание?

2 Работа в парах.

- Выполните задание на карточках.

Найдите и подчеркните однокоренные слова, с чередующимися согласными в корне.

Нога,  смех, носить, ручеёк, слуга, луг, прыгать, сады, ножка, смешать, служить, смешинка, ручка, ножик, сажать, лужок, лужа, рука, прыжок.

На второй пункт.

Нога-ножка; слуга-служить; прыгать-прыжок; сады-сажать; смешинка-смех; луг-лужок; рука-ручка.

П

Карточки, презентация

Находить однокоренные слова с чередующимися согласными в корне

Регулятивные: строить план действий, управление своей деятельностью.  

Познавательные: умения применять имеющиеся знания. Давать обоснование.

Коммуникативные: умения слушать и слышать других.

Умение слушать и слушать друг друга.

Подведение итогов урока, рефлексия

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.

Беседа

-Что мы сегодня с вами повторили?

-Ребята скажите, с чем вы сегодня познакомились на уроке?

Продолжите фразу:
Сегодня на уроке:
Я научился…

Мне понравилось…
Мне было трудно…
 

Вспомнили что такое корень слова и однокоренные слова

Корень слова-это главная значимая

 часть слова.

Однокоренные слова-это слова,

которые имеют одинаковый корень

с одним и тем же значением.

С чередованием согласных в корне

Ф

Презентация

Регулятивные: строить план действий, контролировать свое поведение.

Коммуникативные:

умения слушать и слышать других.

Готовность и способность

вести диалог с учителем и достигать в нем взаимопонимания

Домашнее задание

Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Слово учителя

Страница 52 номер 1

Записывают домашнее задание

Регулятивные: регулировать свое поведение.

Умение проявлять уважение к учителю


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык в 3 «В» классе

Слайд 2

«Каждый день жизнь прибавляет нам частицу мудрости »

Слайд 3

Как-то Много лет назад Посадили странный сад . Не был он фруктовым, Был он только словом . Это слово, Слово-корень, Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло – Стало много новых слов.

Слайд 4

Корень слова- это главная значимая часть слова.

Слайд 5

Как-то Много лет назад Посадили странный сад . Не был он фруктовым, Был он только словом. Это слово, Слово-корень, Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло – Стало много новых слов.

Слайд 6

Однокоренные слова- это слова, к оторые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением .

Слайд 7

Свет, свеча, освещение

Слайд 8

Тема: « Чередование согласных звуков в корне слова »

Слайд 9

План Прочитать группу слов. Доказать, что слова сходны по смыслу. Найти корни слов. Сравнить написание корней. Указать чередующиеся согласные в корнях слов.

Слайд 10

Продолжите фразу Сегодня на уроке: Я научился… Мне понравилось… Мне было трудно…



Предварительный просмотр:

Найдите и подчеркните однокоренные слова, с чередующимися согласными в корне.

Нога,  смех, носить, ручеёк, слуга, луг, прыгать, сады, ножка, смешать, служить, смешинка, ручка, ножик, сажать, лужок, лужа, рука, прыжок.

Найдите и подчеркните однокоренные слова, с чередующимися согласными в корне.

Нога,  смех, носить, ручеёк, слуга, луг, прыгать, сады, ножка, смешать, служить, смешинка, ручка, ножик, сажать, лужок, лужа, рука, прыжок.

Найдите и подчеркните однокоренные слова, с чередующимися согласными в корне.

Нога,  смех, носить, ручеёк, слуга, луг, прыгать, сады, ножка, смешать, служить, смешинка, ручка, ножик, сажать, лужок, лужа, рука, прыжок.

Найдите и подчеркните однокоренные слова, с чередующимися согласными в корне.

Нога,  смех, носить, ручеёк, слуга, луг, прыгать, сады, ножка, смешать, служить, смешинка, ручка, ножик, сажать, лужок, лужа, рука, прыжок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чередование согласных звуков в корне

Представленный фрагмент урока демонстрирует модель использования квест-технологий на уроке....

Школа 2100. Русской язык. 3 класс. Урок с использованием ЭОР. Чередование согласных звуков в корне слова

Школа 2100. Русской язык. 3 класс. Урок с использованием ЭОР. Чередование согласных звуков в корне слова...

ЧАСТИ СЛОВА. КОРЕНЬ.ЧЕРЕДОВАНИЕ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ В КОРНЕ.

Повторение понятий "корень слова", "однокоренные слова". Понятие о чередовании согласных звуков в корне. Развитие умений анализировать однокоренные слова, устанавливать наличие разныхсогласных в корне...

Сценарий урока русского языка в 3 классе по теме « Корень слова. Понятие о чередовании согласных звуков в корне»

Сценарий урока русского языка в 3 классе по теме« Корень слова. Понятие о чередовании согласных звуков в корне»...

Презентация "Чередование согласных звуков в корне слова",

Презентация направлена на развитие умения находить в словах корни с чередующимися согласными....