Урок русского языка в 4 классе: "Законы языка в практике речи"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Смолка Людмила Вячеславовна

Урок русского языка в 4 классе: "Законы языка в практике речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_2.docx26.44 КБ

Предварительный просмотр:

        Технологическая карта урока
Ф.И.О. ____________Смолка Л.В._______________________________________________________________
Предмет: _________русский язык____________________________________   Класс:___________________   Дата  _______

Тема

Законы языка в практике речи

Цель

 Создать условия для формирования умения   использовать  приёмы определения понятий язык и речь.

Задачи

Образовательные: - организовать деятельность учащихся по развитию умения , правильно согласовывать их с прилагательными.

Развивающие: создать содержательные и организационные условия для развития у учащихся умений анализировать (сравнивать, выделять главное, классифицировать) познавательный объект.

Воспитательные: актуализировать личностный смысл изучения законов языка в практике речи  , помочь осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала.

УУД

ЛУУД – ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

– понимание причин успехов в учебе;

– оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

РУУД-– принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

ПУУД– находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;

– ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

КУУД– строить монологическое высказывание;        

– ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

– учитывать другое мнение и позицию;

Планируемые результаты

Предметные: – строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; использовать различные источники информации для доказательства своей правоты.

Уметь:

  Решать орфографические задачи: определение и классификация орфограмм, определение падежей имён существительных, склонение имён прилагательных . Лексическая работа

Личностные: - использовать знания в типовых и творческих ситуациях; осуществлять поиск в разных источниках (учебник, объяснение учителя, дополнительная литература) необходимой информации;

Метапредметные:- участвовать в диалоге, строить беседу с учетом ситуации общения при соблюдении норм речевого этикета, составлять несложные устные монологические высказывания;

- писать в соответствии с орфографическими и пунктуационными правилами, анализировать прочитанный учебный текст, пользоваться словарями и справочными источниками, предназначенными для детей этого возраста.

Основные понятия

Язык, речь, средства выразительности.

Межпредметные связи

 Литературное чтение, музыка, окружающий мир, математика

Тип  урока

   Урок развития умений и навыков

Дидактическая и методическая
структура
урока

Деятельность
учеников

Деятельность
учителя

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный момент Мотивация(самоопределение) к учебной деятельности

Время: 2

  •  доброжелательный настрой ;
  • полная готовность класса к уроку;

формулировка целевых установок и плана работы;

  • спокойная и уверенная манера держаться при появлении в классе;

отсутствие многословия

Определение темы урока

Определение целей урока

Можно ли сказать, что язык и речь – это синонимы?

Упр 484.

 

Регулятивные: волевая саморегуляция. 

Личностные: действие смыслообразования.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Включение в систему знаний и повторение 
Время:
5

 Устанавливают  правильность, полноту и осознанность выполнения заданий  ;

Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания. Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.

Качественная оценка работы обучающихся

Сравнение текстов Я. Козловского и К.С. Станиславского

 Познавательные: 

общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные:

контроль, коррекция ;

прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением).

 

Изучение нового материала
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Время:7

  • сообщение основной идеи изучаемого материала . (Типы склонения имён существительных)
  • Обеспечение осмысления метода исследования изучаемых знаний, способов и средств, которые привели к сделанным выводам;

Обеспечение усвоения методики воспроизведения изучаемого материала (с чего и как начинать, как аргументировать и т.д.)

  • включение в содержание изучаемого предмета субъектного опыта;
  • учет индивидуальных способов проработки уч-ся изучаемого материала;
  • подача материала логически завершенными частями-блоками;
  • реализация дифференцированного подхода в процессе изложения нового материала;
  • обеспечение вариативности взаимодействия учителя с уч-ся;
  • Составление плана урока

 

 - действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия,

- осуществлять поиск нужной информации в учебнике,

- осуществлять поиск нужной информации в учебнике,

- принимать другое мнение и позицию,  

Закрепление  нового материала
 Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Время:
12

 Обеспечить закрепление в памяти знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной Работы по новому материалу.

Выполнение упражнений

Упр. 484  б) заполнение таблицы по рядам

в) запись текста с определением падежей имён существительных ( работа в парах)

  Работа в группах.

Докажите, что:

  1. Речь вредит.
  2. Речь лечит.
  3. По речи судят о уме человека.
  4. Речь влияет на поступки.

Умения учащихся соотносить между собой факты, понятия, правила, идеи.

- Умения уч-ся распознавать и воспроизводить изученные познавательные объекты;

- Умения воспроизводить алгоритмы и пользоваться ими в стандартных и измененных ситуациях;

- Прочность знаний учащихся

 Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера

Контроль Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Время:
10

  1.  выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий.
  2. выявить недостатки в знаниях и способах действий.
  3. установить причины выявленных недостатков.

Упр. 485

б) работа со словарем синонимов;

в) выполнение фонетического разбора на выбор одно из 3 слов;

г) работа с орфограммами;

д) просклонять СС      

1) Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.

2) Организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки 

3) Организовать вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки (в случае, когда способ действия состоит из нескольких шагов – организация пошаговой проверки).

Предлагают образцы заданий со словарными словами

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;, коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

Познавательные: 

общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Рефлексия
Время:3

Итог урока: Достигли ли мы поставленных целей?

рефлексия уч-ся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации, своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.

« Какой урок? »

1) Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.

2) Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся.

3) Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

Вывод о достижении поставленных целей

Познавательные: 

общенаучные: умение структурировать знания;

оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Тема: Речь и язык. Их значение в жизни человека.

Тема: речь и язык, их значение в жизни людей....

Урок русского языка в 3 классе по теме: "Части речи в русском языке".

Урок открытия новых знаний. Проводится в технологии критического мышления....

Проект урока русского языка в 4 классе по теме: «Культура речи. Работа над образованием различных форм имён существительных (Открываем ещё несколько секретов правильной речи) » Образовательная система «Гармония».

Планируемые результаты: Предметные: знать некоторые особенности изменения форм имен существительных;уметь склонять существительные в родительном, дательном падежах.Личностные:Уметь проводить само...

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"

Технологическая карта  урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"...

Презентация к уроку русского языка в 3 классе по теме "Наша речь и наш язык"

Презентация поможет провести первый урок в учебном году интересно, познавательно и непринуждённо. Составлена в соответствии с материалом учебника Канакиной В.П, горецкого В.Г.. Без физминутки, ко...

Урок русского языка в 3 классе по теме "Части речи. Урок закрепление"

Нестандартный повторительно-обобщающий урок русского языка в виде "Строительство Дома Мечты"....