Урок русского языка Тема ""Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже»;
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Филимонова Ольга Михайловна

Цель урока: формирование образовательных компетенций: информационных, коммуникативных, рефлексивных обучающимися 4 класса на уроках русского языка; познакомить с правописанием безударных падежных окончаний имен существительных в родительном падеже.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx34.98 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя: Филимонова О.М.

Предметная область: русский язык

Класс: 4 класс

Автор УМК: Русский язык 4 класс («Школа России»), автор: В.П.Канакина

Тип урока:   урок построения системы знаний.

Тема урока: "Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже»; 

Цель урока: формирование образовательных компетенций: информационных, коммуникативных, рефлексивных обучающимися 4 класса на уроках русского языка; познакомить с правописанием безударных падежных окончаний имен существительных в родительном падеже.

Ожидаемые результаты:

Личностные:

1. Создание условий для развития интереса к изучаемой теме;

2. Развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости;

3.  Формирование умения слушать и слышать собеседника;

4. Формирование    умения сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Метапредметные:

1. Развитие умственных действий: анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение;

2. Формирование  умения  принимать и сохранять учебную цель и задачи.

3. Развитие умения планировать   собственную  деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, прогнозировать предстоящую работу.

4 Учить контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.

5 Развитие умения владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка

 Предметные:

1. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

2. Формирование представления о родительном падеже имени существительного,

3. Формирование  знаний для определения безударных окончаний существительных в родительном падеже,

3. Овладение умением обосновывать написание безударных падежных окончаний имён существительных в родительном падеже

.Средства (оборудование):

1)учебник по русскому языку;

2)карточки с текстами;

3)интерактивная доска

4) таблица  самооценки.

Содержание взаимодействия с учащимися

№п\п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Мотивация.

Чистописание.

Самоопределение к деятельности

Актуализация опорных знаний, целеполагание.

Открытие нового знания

Физминутка

Закрепление нового знания.

Творческое задание (разноуровневое)

Игра «Узнай падеж»

Итог.

 Рефлексия

Домашнее задание.

—Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок.

Прочитайте слова: лось, олень

-Что общего заметили?

-Охарактеризуйте звук

-Работа со скороговоркой

Я бродил один у горки, собирал скороговорки.

Прочитайте скороговорку, проговорите её.

Запишите в тетрадь.

На доске  пословицы:

—Хлеб –соль кушай, а хозяина слушай.

 Без хозяина дом плачет.

—Прочитайте. Как понимаете?

-Запишите  пословицу в тетрадь, подчеркнув непроверяемые орфограммы, поставив ударение.

Определите падеж выделенных слов.

—Как вы думаете, какая тема нашего урока сегодня?

Беседа по вопросам.

— А с какими еще предлогами употребляются существительные в родительном падеже?

-Какую цель вы поставите для себя?

-Как определить, какие окончания встречаются у им. сущ. в Р.П.?

Задание: Прочитайте им. сущ. Определите склонение. Поставьте в род.падеж. Выделите окончания. (1 ребёнок у доски, остальные на местах или с комментированием, любые варианты)

1 скл. земля, сестра

Р.п. земли, сестры

2 скл. окно, конь

Р.п. окна, коня

3 скл. ложь, рожь

Р.п. лжи, ржи

- Выделите окончания в именах существительных в родительном падеже. Какие окончания имеют существительные 1 склонения в родительном падеже? 2-го склонения? 3-го склонения?

Вывод: Заполняем таблицу:

1 скл. - -и, -ы

2 скл. - -а, -я

3 скл. - -и

Почему нам удалось легко определить окончания им. сущ. в родительном падеже?

В каком случае в окончании возникает орфограмма и его надо проверять?

Каким алгоритмом надо воспользоваться, что написать правильно окончание?

(Алгоритм составляем устно с опорой на вопросы, которые поставили на уроке.)

Алгоритм:

1. задать вопрос, посмотреть на предлог;

2. определить падеж;

3. поставить сущ. в начальную форму определить склонение;

4. вспомнить и написать окончание.

Звучит музыка

Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо всё выше, выше.

Запишите словосочетания  с существительным в родительном падеже.

Ходил около палатк…, стучал по крыш…, подъехал к избушк…, достал из печ…, искал брат…, полил масл…, придвинулся к парт…, связали из шерст…, вернулся излагер…, обрадовался гост…, испарился с поверхност…, сварил из клубник…, пришел из лес…,добежал до Кам… .

-Какие окончания имеют существительные 1-го склонения в родительном падеже?

—Какие окончания у существительных 2-го склонения?

—А в 3-ем склонении какие окончания?

1 уровень: поставьте имена существительные в форму родительного падежа: мудрость, олень, пустыня, грач, рожь, дрозд, дятел, повар

2 уровень: напиши существительные в три столбика, допиши в каждый столбик по одному своему существительному:

мудрости, оленя, пустыни, грача, ржи, дрозда, дятла, повара

3 уровень: замени в каждом словосочетании имя прилагательное однокоренным именем существительным с предлогом из, или без предлога в форме родительного падежа: деревянный дом – дом из …, кожаные сапоги – сапоги …, малиновое варенье – варенье …, школьный двор – двор …

—Работа на интерактивной доске.

Укажите падеж выделенных имён существительных.

1.Без труда  не вытянешь рыбку из пруда.

2.Дыма без огня не бывает.

3. Зайца ноги носят, волка зубы кормят.

4. Живём, хлеб живём.

Посмотрите на свой лист самооценки и оцените свою работу на уроке. Как думаете, достигли мы поставленной цели? Аргументируйте.

-Чему учились на уроке?

-Как различить родительный падеж?

Давайте оценим свои успехи.

Если достигли цель урока- поднимите зеленый фонарик.

Если сомневаетесь- жёлтый.

Если возникли трудности – красный. Спасибо!

Д\з: упражнение  141.

Приветствуют учителя, гостей. Настраиваются на работу.

Выделяют букву л и звуки, обознающие эти звуки звук, дают  им характеристику

Дети высказывают свои предположения.записывают соединения букв

Оценка детьми выполненной работы по таблице самооценки.

Вспоминают правила посадки при письме.

Оценка детьми выполненной работы по таблице самооценки

Высказывают свои предположения Высказывают свои мысли.

Дети самостоятельно работают.

Проверяют исправляют ошибки, объясняют сами или обращаются за помощью к классу.

(Оценка детьми выполненной работы по таблице самооценки)

(Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже)

(от, до, из, без, у, для, около, с)

(кого? чего?)

Дополнением, обстоятельством

Научиться правильно писать окончания существительных в родительном падеже

(подобрать им. сущ. с ударными окончаниями и поставить их в родительный падеж)

Записывают в род.падеже, выделяют окончания, заполняют таблицу.

Дети выполняют движения

ударные

безударная (слабая) позиция

Ученики работают в парах, повторяют правила работы в парах, работая по инструкции.

-и, -ы

-а, -я

Задания выполняют у доски

Взаимопроверка по образцу

Определяют падеж

Оценивают свою работу

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.

Регулятивные:

- нацеливание на успешную работу.

Регулятивные: анализ, синтез звука

Коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной форме.

Коммуникативные:

-умение слушать и слышать друг друга;

- высказывать свои мысли.

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной речи и понимать речь других.

Регулятивные: постановка темы и цели урока

Познавательные:

- развивать операции мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения

Регулятивные:

- оценивать результаты своей работы.

Познавательные:

выявлять сходство и различие объектов,

-объединять в группы по признакам.Регулятивные:

-анализировать собственную работу.

- принимать учебно-познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий.

Познавательные:

уметь ориентироваться в своей системе знаний;

- осуществлять анализ объектов.

Коммуникативные:

 - уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи, слушать и понимать речь других

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, узнать больше, сравнивать разные точки зрения.

Регулятивные

уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные:

аргументировать свою позицию, проявлять активность в решении познавательных задач.

Регулятивные: умение сделать выбор в соответствии с уровнем собственных знаний.

Регулятивные:

- оценивать результаты своей работы.

Познавательные:

выявлять сходство и различие объектов,

-объединять в группы по признаку.

Познавательные:

уметь ориентироваться в своей системе знаний;

- осуществлять анализ объектов.

Коммуникативные:

аргументировать свою позицию, проявлять активность в решении познавательных задач.

Регулятивные:

осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже

Технологическая карта  к уроку русского языка "Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже"...

урок русского языка по теме "Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже"

Познакомить учащихся с особенностями окончаний существительных в родительном падеже;учить последовательности действий при написании безударных окончаний; отрабатывать умение распознавать тип склонения...

Русский язык 4 класс. «Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже»

Урок проведен на семинаре в 4 В классе МБОУ СОШ № 6 по програме Школа России...

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме "Падежные окончания имен существительных в родительном падеже"

Презентация к открытому уроку русского языка в 4 классе по теме "Падежные окончания имен существительных в родительном падеже" (УМК "Школа России")...