Технологическая карта урока русского языка УМК «Планета знаний» Тема: «Орфограммы в корне слова. Слабая и сильная позиция звуков в словах» 2 «В» класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
В ходе урока дети узнают о слабой и сильной позиции (местоположении) звуков в словах, познакомятся с понятием "орфограмма",в результате выполнения ряда заданий коллективно составят алгоритм грамотного письма и получат опыт его применения на конкретном материале.
Для урока используются тексты из книги "Азбука маленького нижегородца", которые не только расширяют представления учеников о родном городе, но и обращают их внимание на правила правописания слов не только в упражнениях из учебника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_vitaleva_m.s.docx | 41.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка
УМК «Планета знаний»
Тема: «Орфограммы в корне слова. Слабая и сильная позиция звуков в словах»
2 «В» класс
Учитель: Витальева Марина Сергеевна
МАОУ «Школа №94» г. Нижнего Новгорода
г. Нижний Новгород
2019г.
Технологическая карта изучения темы
Предмет | русский язык |
Класс | 2 |
Тип урока | урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков |
Тема | Орфограммы в корне слова. Слабая и сильная позиция звуков в словах |
Цель | создание условий для формирования умения решать орфографические задачи (обнаруживать звуки в слабых позициях и выбирать буквы для их обозначения) |
Основные термины, понятия | однокоренные слова, орфограмма |
Исходный уровень универсальных учебных действий (УУД) |
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Регулятивные Учащиеся умеют осуществлять контроль, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом), находить и исправлять ошибки, допущенные в словах (в специальных заданиях); в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно. Познавательные Учащиеся умеют понимать информацию, представленную в виде текста, схем; использовать на доступном уровне логические приёмы мышления (сравнение, анализ, обобщение) на языковом материале; выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов. Коммуникативные Учащиеся научатся отвечать на вопросы, выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре; участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. |
Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы |
К моменту проведения урока учащиеся имеют систематизированные сведения о звуковой системе русского языка; представления о слоговом строении слов, о практической значимости алфавита. Знакомы со способами обозначения на письме твёрдых и мягких, звонких и глухих согласных звуков; со способами обозначения и проверки безударных гласных звуков с помощью подбора проверочных слов. Учащиеся знакомы с правописанием гласных после шипящих (жи-ши, ча-ща, чу-щу). Имеют начальные навыки пользования словарями. Обладают запасом словарных слов (1 класс). Имеют первоначальное представление о составе слова: о корне, приставке, суффиксе, окончании. Знакомы с понятием «однокоренные слова»; умеют определять однокоренные слова по двум признакам. |
Планируемые результаты |
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Регулятивные Учащиеся научатся понимать важность планирования работы; осмысленно выбирать способ действия при решении орфографической задачи (орфограммы в корне слов); выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами и в соответствии с выбранным алгоритмом или инструкциями учителя. Познавательные Учащиеся научатся находить, сравнивать, группировать: звуки, буквы, слова; владеть общим способом проверки орфограмм в корне слова. Коммуникативные Учащиеся научатся выражать свои мысли с полнотой и точностью, соответствующими возрасту. ПРЕДМЕТНЫЕ Учащиеся научатся применять правила правописания (в объеме содержания курса 2 класса); определять (уточнять) правописание слова по орфографическому словарю учебника. |
Организация пространства | |
Формы работы | Ресурсы |
Фронтальная Работа в парах Индивидуальная | Книгопечатная продукция: Андрианова Т.А. «Русский язык» 2 класс. Учебник в двух частях, ч.1. ДРОФА, Астрель, Москва, 2018; книга «Азбука маленького нижегородца» Путеводитель по городу Нижний Новгород. Нижний Новгород, 2011; карточки с текстом; карточки с дифференцированным заданием Технические средства обучения Интерактивная доска |
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Теоретическое обоснование |
Создание учебной ситуации – игра «Буква заблудилась» помогает учащимся прийти к пониманию того, что не все слова пишутся так, как слышатся. | - Сегодня мы вновь обращаемся к книге «Азбука маленького нижегородца». (Книга демонстрируется детям) (Рассказ учителя сопровождается показом географических объектов на «Физической карте России») - Как вы уже знаете, наш город был построен на берегах великой русской реки Волги. В древности она называлась Ра. Длина реки 3530 км, а ширина достигает 1500м. Она несёт свои воды в Каспийское море, в неё впадают другие реки: Ока, Сура, Ветлуга, Кама. В Волге водится много рыбы: стерляди и осётры, окуни и лещи, щуки и сомы. А берёт своё начало Волга у деревни Волгино Верховье в Тверской области. (На интерактивной доске - текст) - Предлагаю вам поиграть в игру «Буква заблудилась». Прочитайте отрывок из «Поэмы о Волге» Николая Палькина. В/вот отсюда, именно отсюда, Из/с глубин ле/исного родника, Выби/егает голубое чу/юдо – Русская великая ре/ика. - Что необычного в тексте стихотворения? - Как вы думаете, на что я хотела обратить ваше внимание? Почему именно так написала этот текст? - Что значит быть грамотным? - Мы можем прочитать это стихотворение? | Учащиеся рассматривают текст и пытаются определить, что в нем необычного. Ответы детей: -пропущены буквы -две буквы на месте пропуска Ответы детей: -Чтобы мы поняли, что здесь можно сделать ошибку. -Чтобы мы были грамотными. Ответы детей: - Чтобы человек понимал человека. - Чтоб ему было приятно читать написанное. - Да. Дети хором читают стихотворение. | Познавательные: - умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. Коммуникативные : -умение слушать и понимать речь других. Личностные: -восприятие русского языка как основной, главной части культуры русского народа. Познавательные: - овладение логическими действиями (сравнение, анализ, обобщение). Предметные: - умение различать произношение и написание слов. |
Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания». | - Вы догадались, какое задание я хочу вам предложить? - Если есть выбор букв в слове, то что это за место? - Чем оно опасно? - Вы готовы помочь буквам найти своё место? | - Выбрать букву. - Опасное место в слове. - Можно допустить ошибку. - Да! | Коммуникативные: - участие в коллективном обсуждении учебной проблемы. |
В ходе решения «орфографических задач» идет разграничение известного и неизвестного, изученного и того, что предстоит узнать. Результатом выполнения данного задания, является составленный совместно алгоритм грамотного письма. | - Какие буквы мы можем вставить прямо сейчас? (На интерактивной доске убираются неверные буквы. Экран выключается. На парте у детей карточки с текстом стихотворения). 1)- Все ли буквы вставили? - Почему? - Откройте учебник на с.98. Прочитайте «про себя» текст в рубрике «Заметьте». - Какую позицию звука называют слабой? - Прочитайте, что нужно сделать, чтобы выбрать нужную букву? -Как называются буквы, выбранные по правилу? - Рассмотрим таблицу на с.99. Какая позиция будет слабой для гласных звуков? - Какая позиция будет слабой для согласных звуков? - Вернёмся к нашему стихотворению. - Назовите слова, в которых в слабой позиции оказались гласные звуки. - Назовите слова, в которых в слабой позиции оказались согласные звуки. 2)Составление алгоритма грамотного письма - Прочитайте в таблице, как выбрать букву для обозначения звука в слабой позиции. - В какой позиции должен оказаться гласный звук, чтобы написание буквы не вызывало сомнений? - В какой позиции должен оказаться согласный звук, чтобы написание буквы не вызывало сомнений? - Подумайте, что можно сделать, чтобы выбрать нужные буквы? | Ответы детей:
- В слове «чудо» напишу букву «у», потому что знаю правило «Чу- щу пиши с буквой у». - Нет. -Не все правила ещё изучили. - Если один и тот же звук может передаваться на письме разными буквами. -«Чтобы выбрать нужную букву, нужно применить правило». - Орфограммы. -Без ударения. -Если согласный звук стоит на конце слова или в середине слова перед глухими (реже звонкими) согласными. -«ле/исного», «выби/егает», «ре/ика». -«из/с» - «Букву для обозначения звука в слабой позиции (орфограмму) выбирают по сильной позиции звука в корне слова». - Он должен быть ударным. - Согласный звук должен стоять перед гласным или перед согласными л, м, н, р, в, й. - Нужно подобрать проверочные слова, в которых звуки окажутся в сильной позиции. | Предметные: - применение на письме изученных правил. Познавательные: - осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий. |
минутка. | Волга! Волга! Счастье наше! Паруса. Дымки. Гудки. В целом свете нету краше Полноводнее реки. Волга! Волга! В песнях старых, К нам дошедших из веков, Ты прославлена недаром На десятки языков. (Пётр Петрович Хузангай, народный поэт Чувашии) | Личностные: -восприятие русского языка как основной, главной части культуры русского народа. | |
Цель – организация первичного применения нового знания. | - Используя составленный алгоритм, работая в парах, решите орфографические задачи (выберите нужную букву в словах отрывка из поэмы). Проверка – рефлексия. - Какие буквы выбрали для обозначения безударных гласных звуков и почему? (На интерактивной доске убираются неверные буквы). - Какую букву выбрали для обозначения согласного звука в слове «из/с»? - «Из» - это предлог. В русском языке предлога «ис» нет. Это нужно запомнить. С предлогами подробнее мы будем знакомиться во втором полугодии. – Следующее задание более сложное. Нужно прочитать текст и выполнить задание. (Дети получают карточки с текстом и заданием). «Когда-то люди перегородили Волгу плотиной. Вода в реке поднялась и затопила берега. Так появилось большое водохранилище – Горьковское море. Другой берег моря почти не виден». («Азбука маленького нижегородца»). (Слова выделены для группы с символом «колокольчик») Дифференцированное задание по степени помощи. (Детям раздаются карточки с текстом и заданием). На карточке символ «ромашка»: Прочитай текст. Выпиши из второго и четвёртого предложений слова с орфограммами (гласные и согласные в слабой позиции) в корне. Обозначь орфограммы: безударную гласную в корне точкой (.); согласную – подчеркни ( _ ). На карточке символ «василёк»: Прочитай текст. Выпиши из второго предложения слова с гласными в слабой позиции, из четвёртого предложения слова с согласными в слабой позиции в корне. Обозначь орфограммы: безударную гласную в корне точкой (.); согласную – подчеркни ( _ ). На карточке символ «колокольчик»: Прочитай текст. Выпиши выделенные слова. Найди и обозначь в них гласные и согласные в слабой позиции в корне. Обозначь орфограммы: безударную гласную в корне точкой (.); согласную – подчеркни ( _ ). - Сравните выполненное задание с образцом, записанным на доске. Отметьте слова, в которых задание выполнено верно значком «+», допишите слова, которых нет, зелёным цветом. Если не обозначили орфограммы, сделайте это по образцу. (На доске группы слов: Вода, (в) реке, затопила, берега. Берег.) | Выполнение детьми задания на карточках. Работа в парах. Ответы детей: - Лесного. Выберу букву «е», потому что проверочное слово «лес». - Выбегает. Напишу букву «е», так как проверочное слово «бег». - Реки. Ударный гласный [э] в первом слоге, поэтому в слове «река» напишу букву «е». - «з» Учащиеся работают в тетрадях самостоятельно. | Коммуникативные: - умение выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре. Познавательные: - использование на доступном уровне логических приёмов мышления (анализ). Коммуникативные: - умение выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью. Познавательные: -умение выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов. Предметные: - осознание места возможного возникновения орфографической ошибки. Регулятивные: - осуществление контроля с использованием способа сличения своей работы с заданным эталоном; - умение вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с образцом. |
Цель - осознание, контроль и самооценка своей деятельности. | - Что нового вы сегодня узнали? - Для чего нам нужны эти знания? - Всё, о чём мы говорили сегодня на уроке, можно представить в виде схемы. Как писать без ошибок? Найди орфограмму Можешь Не можешь проверить проверить Пиши Смотри в словаре (Схема в течение двух недель остаётся на дополнительной доске; индивидуально вклеивается в тетради по теории). Именно с опорой на эту схему вам и нужно будет выполнить домашнее задание. Домашнее задание: с.98 упр. 3 Спасибо за урок! | Ответы детей: - Какая позиция является слабой и сильной для согласных и гласных звуков. - Что такое орфограмма. - Как выбрать нужную букву. - Для того, чтобы писать без ошибок. | Регулятивные: - умение определять последовательность изучения материала в сотрудничестве с учителем. Коммуникативные: - умение выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью. Познавательные: - овладение общим способом проверки орфограмм гласных и согласных в корне слова. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка: Закрепление изученного по теме «Формы изменения и правописания глаголов» 4 класс
Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс Глагол...
урок русского языка УМК "Планета Знаний" тема "Род имён существительных" 3 класс
В презентации дана словарная работа, закрепление по теме "Род имён существительных"...
Технологическая карта урока русского языка "Виды предложения по теме высказывания" 3 класс
Технологическая карта урока составлена в соответствии ФГОС НОО....
Учебно - методический комплект (технологическая карта урока русского языка и мультимедийная презентация)Тема: Как делаются слова. Суффикс слов, называющих предметы и признаки. 2 класс
Тема: Как делаются слова. Суффикс слов, называющих предметы и признаки. 2 класс...
Урок русского языка (УМК Планета знаний)Тема: Упражнение в установлении связи слов в предложении. (3 класс)
Данный урок предназначен для проведения в 3 классе УМК "Планета Знаний"...
Технологическая карта урока русского языка «Проверочная работа по теме «Местоимение» 3 класс УМК «Школа России»
Цели деятельности учителя: обобщение и закрепление знаний, обучающихся о части речи «Местоимение»Задачи урокаДидактические:Знать, что такое местоимение, его значение и употребление в речи...