«Твёрдые и мягкие согласные звуки»
методическая разработка по русскому языку (1 класс)

Мелентьева Татьяна Викторовна

Конспект урока «Твёрдые и мягкие согласные звуки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka._tverdye_i_myagkie_soglasnye_zvuki.docx18.81 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

«Твёрдые и мягкие согласные звуки»

Цели:

    Личностные: развивать самоуважение, самоконтроль, умения оценивать свою работу и работу одноклассников, давать эмоциональную оценку

   Метапредметные: определять и формулировать цель деятельности на уроке; слушать и понимать речь, вести диалог; учиться работать в паре, в группе;

развивать логическое мышление;

   Предметные: научить пользоваться полученными знаниями, преобразовывать их в соответствии с жизненным опытом; уметь применять на практике  в устной и письменной речи

Оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор, презентация, электронное приложение к учебнику.

 

Цели:

•        развивать самоуважение, самоконтроль, умения оценивать свою работу и работу одноклассников, давать эмоциональную оценку

•        определять и формулировать цель деятельности на уроке; слушать и понимать речь, вести диалог; учиться работать в паре, в группе;

•        развивать логическое мышление;

•        научить пользоваться полученными знаниями, преобразовывать их в соответствии с жизненным опытом; уметь применять на практике в устной и письменной речи

Задачи:

•        Совершенствовать умение определять и различать твердые и мягкие согласные.

•        Закрепить умение выделять и дифференцировать гласные 1 и 2 ряда.

•        Прививать интерес к русскому языку.

ФГОС:

Формируемые понятия: Обозначение мягкости согласных звуков гласными буквами.

Предметные результаты: Узнают особенности букв е, ё, ю, я, ь. Научатся: различать согласные по твёрдости – мягкости, обозначать на письме мягкость согласного звука буквами е, ё, ю, я, и буквой ь.

УУД:

•        Регулятивные: формировать умение работать в парах, самостоятельно.

•        Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования языка.

•        Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения.

Личностные результаты: Самооценка  на основе критериев успешности учебной деятельности

Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности; совершенствование знаний и способов деятельности; комплексное применение знаний и способов деятельности; обобщение и систематизация знаний и способов деятельности; урок по проверке, оценке, коррекции знаний и способов деятельности.

Методы обучения : информационно сообщающий; объяснительный: инструктивный; стимулирующий, побуждающий, практический, наглядный, словесный, репродуктивный, поисковый

Оборудование: тетради, цветные карандаши, раздаточный материал, учебник

  1. Организационный момент. Психологический настрой на урок.

- Проверим готовность к уроку.

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте удачи!

- А теперь тихонечко садитесь.

Прозвенел звонок весёлый

Вы урок начать готовы? (готовы)

Руки на месте? (на месте)

Ноги на месте? (на месте)

Спинка прямая? (прямая)

Локти у края? (у края)

2. Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Отгадайте загадку.

Вот что-то страшное в воде мелькнуло

Это плывёт зубастая   (акула)

3.Самоопределение к деятельности.

- Сегодня, ребята, я хочу вас познакомить с двумя добрыми волшебниками Города Звуков.  Этих волшебников зовут Тим и Том. (На доске открываются изображения волшебников).

- Вслушайтесь внимательно, какой 1 звук вы слышите в имени Том (т)?

- Какой это звук твердый или мягкий? (Твердый.)

- Да и сам Том такой же твердый и всегда выбирает те слова, которые начинаются с твердых согласных.

Послушайте, какой 1 звук вы слышите в имени Тим? (ть)

- Какой это звук твердый или мягкий? (Мягкий.)

- И сам Тим такой же мягкий, как первый звук в его имени, и любит слова, которые начинаются с мягких согласных.

3. Постановка учебной задачи.

- Так как же называются согласные звуки, которые любит Том?

(Твёрдые).

- Как называются согласные звуки, которые любит Тим?

(Мягкие).

- Вы догадались, кто из них Том, а кто – Тим?

(По цвету костюма).

- Почему? (мягкие согласные подчеркиваем зеленым цветом, а твердые – синим)

- Назовите тему сегодняшнего урока.

(Твёрдые и мягкие согласные звуки).

- Чему будем учиться на уроке?

(Учиться различать твёрдые и мягкие согласные звуки).

- Какую цель поставим под собой?

(Научиться различать твёрдые и мягкие согласные звуки).

4. Формирование новых понятий и способов действия.  

- Тим и Том вчера играли

Разбросали все кругом:

Книги, ручки, покрывало –

Дом сегодня весь верх дном.

Чтоб на место все сложить:

Мячик, чашки и цветы

Нам придется вспомнить:

Первый звук, – “Какой же ты?”

- Тим и Том предлагают нам сыграть в игру. Те слова, которые начинаются с мягкого согласного звука мы отдадим Тиму, те слова, которые начинаются с твердого согласного звука отдадим Тому.

На карточках слова (бинт, зонт, кукла, мел, мяч, бант).

Дети распределяют и записывают слова по столбикам.

Тим

Том

бинт

зонт

мел

кукла

мяч

бант

6 . Дифференциация  гласных. Чтение слогов.

- А сейчас Тим и Том хотят узнать, как вы читаете слоги.

на – ня

во – вё

ру – рю

тэ – те

мы – ми

- Прочитайте слоги парами (на-ня, во-вё, ру-рю, ми-мы, тэ-те).

- Как произносятся первые звуки в слогах  первого столбика (твёрдо)

- Какие это согласные (твёрдые)

-Какие гласные нам помогают обозначить твёрдость согласного? (а о э у ы)

- Как произносятся первые звуки  в слогах второго столбика? (мягко)

Какие это согласные (мягкие)

- Какие буквы помогают обозначить  мягкость? (я е ё и ю)

- Есть ли еще какая-нибудь буква, которая смягчает согласные? (Ь)

- Ещё раз повторим вывод: буквы а о у ы э обозначают твердость согласных, а буквы я е ё ю и ь обозначают мягкость согласных.

8. Рефлексия.

- Чему учились на уроке? (различать мягкие и твердые согласные)

- С помощью каких букв на письме можно обозначить мягкость и твердость согласных?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка «Твёрдые и мягкие согласные звуки. Правописание сочетаний ча-ща.» 2-й класс

Тема: «Твёрдые и мягкие согласные звуки. Правописание сочетаний ча-ща.».Цели: 1) уточнить представление учащихся о звуках ч, щ как всегда мягких, формировать умение использовать правило сочетаний ча-щ...

Твёрдые и мягкие согласные звуки. Роль твёрдых и мягких согласных звуков в различении слов

Презентация к уроку по теме "Роль твёрдых и мягких согласных звуков в различении слов". Программа "Перспектива", 2 класс...

Урок литературного чтения ПОВТОРЕНИЕ ПРАВИЛ ОБОЗНАЧЕНИЯ БУКВАМИ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ПОСЛЕ ТВЁРДЫХ И МЯГКИХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

Цели: организовать работу по повторению правил обозначения буквами гласных звуков после твёрдых и мягких согласных звуков; помочь освоить правила работы в команде; создать условия для расширения круго...