Презентация "Чередование согласных звуков в корне слова",
презентация к уроку по русскому языку (3 класс)

Гаглоева Натела Валерьевна

 Презентация направлена на развитие умения находить в словах корни с чередующимися согласными.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Чередование согласных звуков в корне слова Автор: Гаглоева Натела Валерьевна, учитель МБОУ СОМШ №44

Слайд 2

Вспоминаем то, что знаем Прочитайте стихотворение. Как-то Много лет назад Посадили странный сад . Не был он фруктовым, Был он только словом. Это слово, Слово-корень , Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло – Стало много новых слов. (Е. Измайлов) О чём это стихотворение? Почему поэт называет сад странным? Прочитайте выделенные слова, выпишите их. Что обозначает каждое слово?

Слайд 3

Вспоминаем то, что знаем Сад, посадили, садовник, садовод, садик, рассада….. Выделите корень в словах, которые вы выписали. Продолжите этот ряд. Выделите корень в словах. Как называются эти слова? Почему? Вспомните, что такое корень слова.

Слайд 4

Вспоминаем то, что знаем Однокоренные слова – это слова, которые близки по смыслу и имеют общую часть – корень. В корне заключён общий смысл всех однокоренных слов.

Слайд 5

Определяем основной вопрос урока Работа в группе. Прочитайте слова. Свет , свеч а, о свещ ение Почему написаны разные буквы в корне однокоренных слов? Эти слова однокоренные? Выделите корень. В какой части слова находятся буквы т, ч, щ ? Какой вопрос возникает?

Слайд 6

Решаем проблему, открываем новые знания Работа в паре. Выберите одну группу слов. Выполните задания. Снежок, снежинка, снеговик , снежный Дружок, подруга , дружный , дружить Однокоренные ли это слова? Почему? Спишите, выделите корень. Подчеркните букву последнего согласного звука в корне.

Слайд 7

Решаем проблему, открываем новые знания Сне ж ок, сне ж инка, сне г овик, сне ж ный Попробуйте произнести все эти слова с корнем снег Дру ж ок, подру г а, дру ж ный, дру ж ить, дру з ья Попробуйте произнести все эти слова с корнем друг Почему заменяется последний звук и последняя буква корня в некоторых однокоренных словах? Какое слово было родоначальником всех остальных? Допишите его. Какой звук был исходным, основным? Каким он заменился? Какой вывод можно сделать на основе наблюдений?

Слайд 8

Сравниваем свой вывод с авторским Ты наблюдал закон языка: в корне однокоренных слов один согласный звук заменяется другим. Такая замена называется чередованием согласных звуков . Записывается оно так: бере г а – бережок [ г/ж ] у х о – у ш и [ х / ш ] Какие новые чередования вы узнали из определения? Какое чередование наблюдали в корнях свет, свеча освещение? Сколько согласных звуков могут чередоваться в корне?

Слайд 9

Применяем новые знания. Развиваем умен ия Прочитайте. Спишите, выделите корень. Однокоренные ли это слова? Почему? Допишите однокоренные слова в последнюю группу. Найдите чередующиеся согласные звуки и запишите в конце каждой строки. Книга, книжечка, книжный [ г/ж ] Луга, лужок, луговые, Лужники, лужайка. [ г/ж ] Круги , кругом, кружок, кружились [ г/ж ] Пух , пуховый, пушок, пушинка, пуховик [ х / ш ]

Слайд 10

Итог урока Запишите ключевое слово сегодняшнего урока. чередование Подберите к каждому слову однокоренные слова с чередующимися согласными звуками. река дорога сад

Слайд 11

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе "Обозначение на письме безударных гласных и парных согласных звуков в корне слова"

Тема урока русского языка : "Обозначение на письме безударных гласных и парных согласных звуков в корне слова" Цель. Формирование навыка осознанного правописания  слов с безударными гл...

Школа 2100. Русской язык. 3 класс. Урок с использованием ЭОР. Чередование согласных звуков в корне слова

Школа 2100. Русской язык. 3 класс. Урок с использованием ЭОР. Чередование согласных звуков в корне слова...

Презентация для открытого урока на тему "Непроизносимый согласный звук в корне слова"

Данная презентаци является дополнением к открытому уроку по теме "Непроизосимый согласный звук в корне слова". Сам урок является вводным при изучении данной темы.Основной его задачей сявляется развити...

Конспект урока по русскому языку для 3 класса. Непроизносимый согласный звук в корне слова.

Конспект урока по русскому языку для 3 класса.Учитель: Чекалина Н.А.Тема, дата: Непроизносимый  согласный звук в корне слова. 17.10.2015 г.Тип урока: Урок повторения и закрепления изучаемого мате...

«Правописание непроизносимых согласных звуков в корне слова»

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ПРАВИЛА С ИЗУЧЕННЫМИ ОРФОГРАММАМИ,ПРАВИЛЬНО ПИСАТЬ СЛОВА С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ ОРФОГРАММАМИ,ВЛАДЕТЬ СПОСОБАМИ ПРОВЕРКИ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ....

«Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне слова»

      План-конспект разработан в соответствии с ФГОС НОО по технологии деятельностного метода обучения. Перечислены все этапы урока "Открытия новых знаний", а также для каждого э...

Тренируемся проверять букву парного согласного звука в корне слова и правильно обозначать орфограмму.

Даются  слова с пропущенной буквой парного согласного звука в корне. Есть образец проверки и правильное обозначение орфограммы....