Технологическая карта для урока русского языка на тему «Формы слова. Окончание»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Максименкова Анастасия Николаевна

Технологическая карта и презентация для урока русского языка на тему "Форсы слова. Окончание".
Этот материал будет полезен учителям 3 классов, когда в конце 1 четверти изучается раздел "Части слова".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx22.6 КБ
Файл prezentatsiya.pptx2.94 МБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Ф.И.О. студента: Максименкова Анастасия Николаевна
Тема урока: «Формы слова. Окончание»
Класс: 3В
Цель урока: знакомство с окончанием, как изменяемой частью слова и его ролью в предложении
Задачи урока:
Дидактические:
- формировать представление об изменении формы слов;
- формировать умение определять окончание в слове и выделять его;

Развивающие:
- развивать умение различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
- развивать внимание, наблюдательность;
Воспитательные:
- воспитывать положительное отношение к обучению.

Ресурсы урока: презентация, учебник УМК «Школа России» Русский язык, Горецкий, 1 часть

ХОД УРОКА

Этапы урока

Задачи этапов урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма

организации учебной деятельности
(Ф- фронтальная,
И-индивидуальная,
П- парная,
Г- групповая)

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные
(П- познавательные,
Р- регулятивные,
К- коммуникативные)

Личностные

Организационный этап
(1 мин.)

Подготовить учащихся к работе на уроке

Метод: словесный
Приемы: беседа

Приветствие. Проверка готовности к уроку.
(Приложение 1)

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.

Ф

-

Контроль учителем, самоконтроль

-

К- слушать и понимать речь других

Сотрудничать со взрослыми и сверстниками

Актуализация знаний
(7 мин.)

Вовлечение учащихся в активную мыслительную деятельность.

Актуализировать субъективный опыт учащихся

Метод: словесный, практический Приемы: беседа, работа в тетради

Запись в тетради числа. Проведение орфографического диктанта. Проверка работы.
(Приложение 2)

Записывают в тетради число и классная работа. Выполняют задание учителя.

Ф

Презентация

Контроль учителем, самоконтроль

-

Р- контролировать свою деятельность

Интерес к учебному материалу

Постановка цели и задач
(4 мин.)

Обеспечить мотивацию к восприятию и осмыслению нового материала

Метод: словесный Приемы: беседа

Работа со словами. Выделение окончаний в них. Постановка темы урока.
(Приложение 3)

Совместно с учителем ставят тему урока.

Ф

Презентация

Контроль учителя

-

Р- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи

Анализировать свои действия и управлять ими

Первичное усвоение новых знаний
(7 мин.)

Обеспечить восприятие, осмысление материала, выявление затруднений в индивидуальной деятельности учащихся

Метод: словесный, практический Приемы: беседа, работа в тетради

Знакомство с окончанием в словах. Выполнение задания.
(Приложение 4)

Знакомятся с новой темой. Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Выполняют задание.

Ф, И

Презентация

Контроль учителя, самоконтроль

Получение, преобразование и применение предметных знаний

Р- формирование учебного интереса к предмету;
П- обрабатывать информацию, составлять аналогии

Учебно-познавательный интерес к новому материалу

Физ.минутка

 (2 мин.)

-

-

Проведение физ.минутки.
(Приложение 5)

-

-

-

-

-

-

-

Первичная проверка понимания

(7 мин.)

Установить правильность и осознанность понимания нового материала

Метод: словесный, практический Приемы: беседа, работа в тетради

Выполнение упр. 142 и 144. Обсуждение заданий.
(Приложение 6)

Выполняют упр. 142 и 144.

Ф, И

Презентация

Контроль учителя, самоконтроль

Использовать при решении учебных задач знания о корне слова

Р- принимать учебную задачу, соответствующую этапу урока;
К- выражать в речи свои мысли и действия

Интерес к учебному материалу

Первичное закрепление
(11 мин.)

Формировать умения самостоятельно принимать умения в разнообразных ситуациях

Метод: словесный, практический Приемы: беседа, работа в тетради

Выполнение заданий.
(Приложение 7)

Выполняют задания и комментируют их.

Ф, И

Презентация

Контроль учителя, самоконтроль

-

К- аргументировать свою позицию;
К- контролировать свои действия в классе

Учебно-познавательный интерес к новому материалу.

Информация о домашнем задании
(2 мин.)

Включить изученный способ действий в систему знаний учащихся

Метод: словесный Приемы: беседа

Объяснение домашнего задания.
(Приложение 8)

Слушают домашнее задание.

Ф

-

Контроль учителем

-

К- слушать и понимать речь других

Сотрудничать со взрослыми и сверстниками

Рефлексия

(2 мин.)

Инициировать рефлексию учащихся по вопросам эмоционального состояния, мотивации деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками

Метод: словесный Приемы: беседа

Анализ деятельности детей.
(Приложение 9)

Выполняют задание учителя.

Ф

-

Контроль учителем

-

Р- контролировать свою деятельность

Признавать свои ошибки, анализировать свои действия и управлять ими

Подведение итогов
( 2 мин.)

Подвести итоги урока, совместно с учащимися, выявить качественную оценку класса.

Метод: словесный Приемы: беседа

Подведение итогов. Заключительные вопросы.
(Приложение 10)

Отвечают на вопросы учителя.
Прощаются с учителем

Ф

-

Контроль учителем

-

К- слушать и понимать речь других

Признавать свои ошибки, анализировать свои действия и управлять ими

Анализ урока наставником
_______________________________________________________________________________________________________________________


Рекомендации: _________________________________________________________________________________________________________

Отметка: ____

Приложение 1.
- Здравствуйте, ребята. Все готовы к уроку? Кто не готов?
- Посмотрите на своего соседа по парте, улыбнитесь ему, присаживайтесь.

Приложение 2.
- Запишите в тетради число и «Классная работа». Сейчас мы проведем орфографический диктант. Записывайте слова, которые я буду диктовать, у себя в тетрадях. Поставьте ударение в этих словах и подчеркните орфограммы в них. (Лягушка, чёрный, медведь, четыре, праздник, Москва, мебель, север, орех).
- Проверьте постановку ударения в этих словах и правильность написания орфограмм в них, для этого
(слайд 2), посмотрите на доску, проверьте, правильно ли у вас записаны слова? Напомню вам, что ударение на букву ё не ставится. Если у вас нет ошибок, то поставьте себе карандашом «5», если у вас 1-2 ошибки, то «4», если 3-4 ошибки, то «3», а если у вас больше четырёх ошибок, то «2».

Приложение 3.
- Ребята, прочитайте слова на доске. (слайд 3) (Улица, улицы, на улице, улицей, улицу). Скажите, это однокоренные слова? Почему? (Один корень) А какой у них корень? (улиц).
- Скажите, чем эти слова различаются? Какая часть слова меняется? (Окончание).
- Вы уже догадались, о чём мы будем говорить сегодня? Сегодня мы узнаем, что такое окончание, для чего оно служит.

Приложение 4.
- Ребята, часть слова, которая изменяется в слове называется окончанием. (триггер) Посмотрите на доску, так обозначается окончание.
- Перепишите в тетрадь слова со слайда. Выделите в них корень и окончания. Посмотрите на доску, (
слайд 4) вот что у вас должно получиться.
- Скажите, что же такое окончание? (Часть слова, которая изменяется).
- Давайте узнаем, для чего же служит окончание. Для этого мы выполним задание.
(слайд 5) Ученик …, прочитай предложения на слайде. (Наша дача находится за городом. Каждое лето мы ездим на (дача). За (дача) раскинулся пруд. Хорошо летом на (дача).)
- Что вы заметили? А что нужно сделать, чтобы предложения были понятны?
(Изменить окончание слов)
- Запишите, эти предложения в тетрадь, изменяя форму слов, выделите в них окончание. Ученик …, прочитай 1 предложение, ученик …, прочитай 2 предложение и т.д. (
слайд 6) Посмотрите на слайд, вот что получилось у меня.
- Скажите, что вы изменили в словах в скобках? (
Окончание). Лексическое значение этих слов изменилось? Для чего нужно было изменить окончание в слове дача? (Чтобы был понятен смысл предложения). Для чего же служит окончание? Окончание служит для связи слов в предложении.
- Давайте проверим, правильно ли мы с вами рассуждаем.
(слайд 7) Откройте учебник на с.80. Ученик …, прочитай правило.
- Скажите, что такое окончание? Правильно, это изменяемая часть слова, которая образует форму слова. Для чего служит окончание? Оно служит для связи слов в словосочетании и предложении.

Приложение 5.
- Теперь давайте немного отдохнём.
- Выпрямите спины, закройте глаза, теперь откройте и быстро поморгайте. Теперь закройте глаза, зажмурьте их, откройте, снова зажмурьте и снова откройте. Теперь глазками посмотрите вверх, вниз, вправо, влево и еще раз.

Приложение 6.
- Теперь откройте учебник на с.79. (слайд 8) Посмотрите на упр.142. Ученик …, прочитай текст. О чём этот текст? Этот текст об осине. Какие выделенные слова вы увидели? (Осина, осины, осине, осину). Эти слова имеют одно лексическое значение? Что изменяется в этих словах. Правильно, в этих словах меняется окончание. Эти слова родственные или в них меняется только форма? В этих словах меняется только окончание, а это значит, что меняется форма одного и того же слова. Окончание образует формы слова.
- Теперь выпишите выделенные слова в тетрадь и выделите в них окончания. Ученик …, какие окончания ты выделил. (
слайд 9) Посмотрите на доску, вот что должно получится у всех.
- Теперь откройте упр.144.
(слайд 10) В этом упражнении нужно изменить форму слов, чтобы был понятен смысл словосочетаний. Давайте делать вместе. Ученик …, прочитай первое словосочетание, какое окончание ты поставишь в слове лиса, теперь все запишите это словосочетание в тетрадь и выделите окончание в существительном и т.д. (слайд 11) Вот что должно у всех получится.

Приложение 7.
- Посмотрите на доску (слайд 12) (береза, березы, березовая, березу, березой; лампа, лампочка, лампы, лампу, лампе), ученик …, прочитай слова первой строки. Кто знает, какое слово здесь лишнее? (Березовая) Почему? (Потому что это слово однокоренное, а в остальных словах меняется только форма). Перепишите слова, в которых меняется форма в тетрадь и выделите в них окончания. Ученик …, прочитай, какие окончания ты выделил. (триггер) Сравните с доской. У кого не так? Ученик …, прочитай слова второй строки. Кто знает, какое слово здесь лишнее? (Лампочка). Почему? Перепишите слова, в которых меняется форма в тетрадь и выделите в них окончания. Ученик …, прочитай, какие окончания ты выделил. (триггер) Сравните с доской. У кого не так?
- Молодцы, вы научились различать однокоренные слова от формы слова.
- Теперь давайте поиграем. Игра называется «Да/нет». Я буду говорить вам утверждения, если вы согласны с ним, то хлопните в ладоши 1 раз, если не согласны, хлопните в ладоши 2 раза.
1) Окончание – это часть речи. (нет)
2) Окончание служит для связи слов в предложении. (да)
3) Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует форму слова. (да)
4) У одного и того же слова могут быть разные окончания. (да).
- Молодцы.

Приложение 8.
- Дома вам нужно выполнить упражнение 145. Откройте это упражнение, ученик …, прочитай задание. В этом упражнении вам нужно будет списать предложения, вставляя пропущенные буквы и изменяя слово дождь, и выделить окончание в формах слова дождь.

Приложение 9..
- Ребята, поднимите зеленый карандаш, если вы всё поняли! Поднимите красный карандаш, если у вас остались вопросы.

Приложение 10.
- Ребята, скажите какую тему сегодня изучали?
- Что такое окончание?
- Спасибо вам за работу, отметки получают … . Урок окончен.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

28 октября Классная работа

Слайд 2

Л я гушка, ч ё рный, м е дведь, ч е тыре, праз д ник, М о сква, меб е ль, сев е р, о рех Проверка

Слайд 3

Улица, улицы, на улице, улицей, улицу - так обозначается окончание

Слайд 4

Улица, улицы, на улице, улицей, улицу Проверка

Слайд 5

Наша дача находится за городом. Каждое лето мы ездим на (дача). За (дача) раскинулся пруд. Хорошо летом на (дача)

Слайд 6

Наша дача находится за городом. Каждое лето мы ездим на дачу. За дачей раскинулся пруд. Хорошо летом на даче. Проверка

Слайд 9

Осина, осины, осине, осину Проверка

Слайд 11

Хвост лисы, подкрался к лисе, увидел лису, охотился за лисой, рассказ о лисе Проверка

Слайд 12

Береза, березы, березовая, березу, березой Лампа, лампочка, лампы, лампу, лампе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку русского языка по теме "Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением" 2 класс

Данная технологическая карта была составлена в соответствии с новыми требованиями ФГОС НОО 2 поколения по учебнику "Русский язык" 2 класс Л.М. Зелениной. Здесь прописаны формируемые УУД на каждом этап...

Технологическая карта к уроку русского языка по теме "Правописание слов с парной согласной в корне"

Технологическая карта позволяет учителю диагностировать задания  для детей  на каждом этапе урока....

План-конспект урока русского языка по теме "Состав слова. Окончание слова", 3 класс

План-конспект урока русского языка по теме "Состав слова. Окончание слова" предназначен для учителей, работающих по развивающей системе Л.В.Занкова и учителей, реализующих ФГОС....

Технологическая карта урока русского языка 3 класс "Формы слова. Окончание"

Технологическая карта урока русского языка 3 класс "Формы слова. Окончание"...

Конспект урока по русскому языку на тему "Форма слова. Окончание" 2 класс, УМК "ПНШ"

Цели деятельности учителя: ввести понятие «форма слова»; учить сравнивать формы одного и того же слова, научить выделять окончания....

Технологическая карта к уроку русского языка по теме "Слова, называющие действия. Введение моделей для слов".

Технологическая карта к уроку русского языка по теме "Слова, называющие действия. Введение моделей для слов"....