Конспект урока по русскому языку. «3-е склонение имён существительных»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Стрельцова Светлана Викторовна

Тема урока: «3-е склонение имён существительных»

Цели урока:

- познакомить с признаками имён существительных 3-го склонения, расширить знания детей о 1 и 2 склонениях имён существительных;

- формировать умение распознавать имена существительные 3-го склонения;

- развивать связную речь учащихся, логическое мышление.

Планируемые результаты (предметные): уметь распознавать имена существительные 3-го склонения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_otkrytyy_16.11.2021.docx20.97 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «3-е склонение имён существительных»

Цели урока:

- познакомить с признаками имён существительных 3-го склонения, расширить знания детей о 1 и 2 склонениях имён существительных;

- формировать умение распознавать имена существительные 3-го склонения;

- развивать связную речь учащихся, логическое мышление.

Планируемые результаты (предметные): уметь распознавать имена существительные 3-го склонения.

Формируемые УУД

Личностные результаты:

  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • мотивация к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • постановка учебной задачи;
  • оценивание качества и уровня усвоения материала.

Познавательные УУД:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации;
  • анализ объектов с целью выделения их признаков;
  • подведение под понятие, выведение следствий.

Коммуникативные УУД:

  • умение плодотворно сотрудничать с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • формирование умения слаженно работать в паре;

Тип урока: урок «открытие» нового знания.

Формы организации познавательной деятельности: (фронтальная, групповая, индивидуальная, дифференцированная работа).

Оборудование: учебник «Русский язык» (1 часть) автор В. П. Канакина, доска, карточки со словами, карточки с заданиями, компьютер, таблица «Три склонения существительных»

Методы: словесный, частично-поисковый, проблемный.

Образовательные технологии обучения: личностно – деятельностная, технология создания учебной ситуации.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Эмоциональный настрой на урок.

Все сумели мы собраться,

За работу дружно взяться.

Будем думать, рассуждать,

Можем мы урок начать.

-Сегодня на уроке у нас присутствую гости, повернитесь и поздоровайтесь с ними.

- Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.
 

-Я очень рада видеть вас, ребята. Огонёк в ваших глазах и желание учиться. Пожалуйста, прикоснитесь ладошками друг к другу и подарите чувство уверенности в том, что у нас сегодня всё получится. Улыбнитесь и поддержите друг друга перед нашей сегодняшней предстоящей работой. Опустите ладошки.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Минутка чистописания.

-Откройте тетради и запишите число, классная работа.

-Пропишите буквы, которые у вас записаны в тетради.

2. Словарная работа. 

Работа по карточкам. Взаимопроверка, самооценка.

Вставьте попущенные буквы, укажите склонение

          В..кзал, г..зета, б..гаж, п..йзаж, к..рабль, п..с..ажир, завтр..к, п..года, вет..р, р..бота, уч..ник.

3. Проверка домашнего задания.

- Какие имена существительные можно отнести к 1-му склонению?

- Приведите примеры имен существительных 1-го склонения?

- Какие имена существительные можно отнести ко 2-му склонению?

- Приведите примеры!

III. Определение темы и цели урока.

1. Постановка проблемы.  Исследовательская работа. Работа в группах.

- Для того чтобы определить тему нашего урока, нужно выполнить задание в группах.

- Давайте вспомним правила работы в группах.

1.Будьте вежливы. Не перебивайте товарища.

2.Говорите так, чтобы вас слышали только в вашей группе.

3.Поблагодарите друг друга за совместную работу.

- Распределите имена существительные в 2 столбика, учитывая тип склонения.

          Улыбка, роза, сын, лень, дядя, карась, зверь, остров, ночь, солнце,

дочь, Витя, ладонь, бабочка, лошадь.

Проверка.

- Прочитайте слова, которые вы отнесли к 1 склонению. Ко 2 склонению. Объясните.

- У каких слов не определили склонение? Почему так вышло?

- Сделайте вывод: что это за существительные?

Итак, какую тему мы сегодня будем изучать на уроке?

2. Целеполагание.

- Какую же цель вы поставите перед собой на этот урок?

- Будем учиться определять склонение у имён существительных.

- Что мы должны знать в конце урока?

Физминутка.    

IV. Изучение нового материала.

1. Открытие нового знания 

-Запишите эти слова, выделите у этих существительных окончание и укажите род и склонение.

- Сделайте вывод: какие имена существительные относятся к 3 склонению?

- Сколько склонений у имён существительных?

2. Формирование новых знаний

- Проверим ваши предположения и узнаем, какие существительные относятся к 3 склонению. Откройте учебники на стр. 97.

- Прочитайте в учебнике, какие имена существительные относятся к 3 склонению.

- Что нужно знать, чтобы определить, относятся ли имена существительные к 3 склонению? (На доску вывешиваю правило)

3. Работа с учебником. Коллективная работа.

Упражнение 172, страница 97.

Учащиеся по цепочке выходят к доске, произносят и записывают слова.

Имена существительные 3-го склонения: тень, бровь, рысь, пристань, болезнь, медаль, площадь, тетрадь, прорубь. 

Имена существительных 2-го склонения: день, червь, гусь, конь, июнь, камень, журавль, писатель, голубь, жёлудь, ячмень.

Физминутка для глаз

Терем-терем-теремок!

(движение глазами вправо-влево)

Он не низок, не высок,

(движение глазами вниз-вверх)

Наверху петух сидит,

Он кукареку кричит

(моргают глазами)

V. Закрепление изученного материала

1. Игра «Доскажи словечко»:

 Если вы произнесёте имя существительное 1 склонения – похлопать; если имя существительное 2 склонения – руки вверх; если имя существительное 3 склонения – потопать.

Пышный хвост торчит с верхушки.

Что за странная зверушка?

Щёлкает орехи мелко.

Ну, конечно, это … (белка)               (хлопок)

На жарком солнышке подсох

И рвётся из стручков … (горох)       (руки вверх)

Шубка – иголки,

Свернётся он – колкий.

Рукой не возьмёшь.

Кто это? … (ёж)                   (руки вверх)

Лесники её котят

Взять домой не захотят.

Ей не скажешь: «Кошка, брысь»,

Потому что это … (рысь)                    (потопать)

Кто же это ходит

В каменной рубахе?

В каменной рубахе

Ходит … (черепаха)                                (хлопок)

Чтобы было, где писать,

В школе нам нужна … (тетрадь)            (потопать)

2. Определение склонений имён существительных. Самостоятельная работа. Запишите предложения. Определите склонение имён существительных

        И днем (____), и ночью (____) кот (____) ученый все ходит по цепи (____) кругом.

На сосне (____) веселый дятел (____) белке (____) домик (____) конопатил.

Проверка по эталону. (Оценивание на полях)

VI.         Итог урока. Рефлексия

1. Беседа

- Какие имена существительные относятся к 3 склонению?

- Как определить склонение имён существительных?

2. Оценивание

- Оцените результаты труда самых активных детей (дети высказывают своё мнение и оценивают товарищей).

3. Домашнее задание

Разноуровневые карточки

–Прочитайте задания на карточках. Выберите уровень, с заданием которого вы справитесь.

Уровень 1.

Спиши существительные. Укажи склонение.

Герой, дупло, ночь, яблоко, море, метель, родник, погода, поляна, помощь.

Уровень 2.

Выпиши существительные 3 склонения.

Жизнь, печь, дочь, картофель, степь, автомобиль, морковь, тетрадь, лошадь, конь, день, лень, пень, боль, площадь.

Уровень 3.

Подберите и запишите к словам синонимы. Определите склонение всех имён существительных.

Отец, деревня, торжество, везение, чародей, зной.

4. Рефлексия

Продолжите предложения:

1.  Сегодня на уроке я узнал…

2.  Я научился…

3.  Было интересно…

4.  Было трудно…

У каждого из вас есть на парте осенние листочки.

•Если вам было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – поднимите большой листочек.

•Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – маленький листочек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме "Склонение имён существительных" в 3 классе УМК "Школа России"

Данный урок предназначен для учащихся 3 классо УМК "Школа России" - Урок -закрепления...

Конспект урока по русскому языку "3-е склонение имён существительных"

Конспект урока по русскому языку на тему "3-тие склонение имён существительных"...

Конспект урока по русскому языку на тему:"Склонение имён прилагательных во множественном числе"4 класс (конспект+презентация)

Конспект урока по русскому языку на тему:"Склонение имён прилагательных во множественном числе"4 класс (конспект+презентация)...

План-конспект урока по русском языку "Упражнение в распознавании имён существительных 3 склонения"

План-конспект урока по русском языку "Упражнение в распознавании имён существительных 3 склонения"...

Технологическая карта урока по русскому языку: "1-е склонение имён существительных" (УМК "Школа России"., 4 класс)

Тема урока: «1-е склонение имён существительных»Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование понятия о склонении имён существительных.Планируемые результат...