Конспект урока по русскому языку «Буквы я ,Я. Слоги ,слова , предложения по образцу», 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Гудкова Наталья Анатольевна

Урок представлен для работы с детьми с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Образовательный центр  «Аист» для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

42400, Московская обл., г. Ногинск, ул. Советской Конституции, д.58

тел. (496 51) 9 – 25 – 10

mskou71aist@yandex.ru 


   

Конспект открытого  урока по русскому языку ,

1 класс , по программе УМК «Школа России».

         Урок дан с использованием учебника «Азбука» , автора В.Г.Горецкого ,

                                                            1 класс.

                               

                                                      Разработала и провела   учитель начальных классов                   Гудкова Наталья  Анатольевна

             ТЕМА : «Буквы я ,Я. Слоги ,слова , предложения по образцу» .

Цели  урока: формировать у учащихся представление о  функциях буквы «я», учить составлять слого - звуковые схемы ; соотносить схемы со словами;

 совершенствовать навыки  чтения ,  систематизировать свои знания   о букве «я»;  развивать фонематический слух,  речь учащихся , пополнять лексический запас, воспитывать наблюдательность , интерес к предмету.

Оборудование: презентация к уроку, карточки со словами , фишки-звуки , карточки со схемами , сигнальные карточки , «Азбука» , прописи.

                                                            Ход урока.                               

1.Организационный момент.

     Приветствие. Организация внимания учащихся.

    2.  Актуализация опорных знаний.                                              

 -С помощью чего мы общаемся?

 - Какая речь бывает?

  -Когда  мы пользуемся устной речью? (Письменной?)

  - Из чего состоит речь? Предложение? Слова?

 - На какие две группы делятся звуки русского языка?

 - Сколько  гласных звуков мы знаем? (5) Букв? (7). Почему?

 -В каких случаях эти буквы будут образовывать 2 звука?

С какой буквой мы познакомились на прошлом уроке?

    (с буквой «я»)

— Посмотрите на доску.                                                                  (Слайд 3 )

— Сегодня у нас в гостях БУКВА  Я. Она приплыла к нам на

    кораблике. БУКВА  Я — настоящая морячка. Она подготовила

   для вас интересные задания.

  3. Работа над  темой  урока.                                                             ( Слайд 4)

      А).— Прочитайте слова:

                                        яблоко

                                        поляна

                                        аллея

                                        земляника

  — Посмотрите на местонахождение буквы «я» в данных словах.

  — В каких словах «я» имеет два звука? Почему? Докажем.

                Составление звуковой схемы слова «аллея».

   -Сколько звуков в этом слове? Букв? Почему?

                Проверим.                                                                           ( Слайд 5)

   

  Вывод :

      аллея – «я» стоит после гласной буквы «е» и имеет два звука [йa];

       яблоко –«я » стоит в начале слова и  имеет два звука [йa]

  — В каких словах буква «я» находится после согласной?

      (поляна, земляника)

  — Назовите слоги с буквой «я»: поляна – ля

                                                    земляника – ля. Докажем.

                 Составление звуковой схемы слова «поляна».

      -Сколько звуков в этом слове? Букв? Какую функцию выполнила буква «я»?

             Проверим.                                                                   ( Слайд 6 )

Вывод : если буква «я» стоит после согласной, она показывает на мягкость      согласного звука и обозначает один звук.

 — Что такое «поляна»? (Это небольшой ровный участок в лесу, без деревьев).

  —Как называется поляна, на которой растёт много земляники?

     (земляничная поляна)

 — Верно. И мы сейчас окажемся вместе с БУКВОЙ  Я на такой поляне. (Слайд 7)

                                                                                                                       

     Эта поляна не простая –  волшебная – поможет нам правильно выполнить задания , которые приготовила БУКВА «Я».

            С БУКВОЙ «Я» мы отправляемся в «Азбуку» (стр.114 )

   

                       Чтение текста  «Земляника».

-Перечислите героев рассказа. Что Катя ответила о землянике?

-Как Валя охарактеризовала землянику?

 - Что Оля рассказала о землянике?

 -Как Коля разрешил спор девочек?

— Что же  можно сказать о землянике?

   Земляника какая?

  (красная, крупная , сладкая , лесная , дикая , садовая ).

               А теперь  БУКВА  «Я» отправляет нас  в пропись (стр. 21 )

                 

         Но сначала надо подготовить пальчики к письму  

                                 Ребус     (7 я)                                                                  (Слайд 8 )                     

                       Этот пальчик – дедушка ,                                                                               (Слайд 9)

                       Этот пальчик – бабушка ,

                       Этот пальчик – папенька ,

                       Этот пальчик – маменька ,

                       Этот пальчик – Я.

                       Вот и вся моя семья.

           Запись 2 – 3 слов в пропись  (Красная , крупная ,сладкая).

   Б).   -А какие ещё ягоды вы знаете?

         БУКВА «Я» приготовила вам ещё задание.

  Соотнесите слова ,картинки и схемы на карточках. Какая лишняя? Почему?                    ( Работа в парах ).

                            Проверка выполненного задания.                            ( Слайд 10)

    В).—  БУКВА «Я» привела вас  в гости к своей подруге .Отгадайте имя девочки по первым звукам каждого слова:                                                                                

     ябеда,  насос,  азбука — Яна .                                                              (Слайд 11)

 — Что можно сказать о букве «я» в этом слове?

    (Буква «я» стоит в начале слова, имеет два звука).  

              А у Яны есть брат. Как его зовут.      Отгадайте  РЕБУС (Ян)

         

                                  Работа в прописи (стр. 21)

 

 Разделим  слово « Яна» на слоги : Я – на. Какой 1 слог? Второй? Первый слог состоит из 1 буквы – я , образует слог.

   

                                  Всем на свете буква  Я

                                Доложить готова:

                                  —А вы знаете, кто я? 

                                   Я не только буква Я –

                                   Буква, слог и слово! (А. Шибаев)

     

    -   Чтение предложения «Я посадил яблони». БУКВА «Я» хвалится.

     

    Здесь она – СЛОВО ,которое обозначает , что человек говорит про себя – «Я».

  Сколько слов в этом предложении? Какое Первое слово? Второе ? Третье?

      Составим схему предложения.    Проверим.                     ( Слайд 12)

    Запишем это предложение. Как начнём писать предложение? Как пишем слова в предложении? Что поставим в конце предложения?

                           Запись предложения в прописи.

 

 Г). Физминутка.                                                                   

На полянку мы заходим,                                                              (Слайд 13)

Много ягод там находим.

Мы по ягоды идём, дружно ягоды берём.

Посмотри-ка, погляди-ка: ах, какая земляника!

Земляника так душиста,

Что не лень нам наклониться.

Ниже, ниже приседай.

А теперь скорей вставай.

Выше, выше, высоко прыгайте легко-легко.

Ягодки покушайте,                                                                         

Тишину послушайте.

     

      Д). А  БУКВА «Я»   приглашает вас  на АУКЦИОН. Аукцион – мероприятие по продаже чего – либо участнику , «кто больше». Кто больше найдёт и подчеркнёт слов с буквой «я».(Работа в парах - карточки).                                      (Слайд 14)

                           Проверка: заслушиваются ответы двух- трёх пар. 

 

  Е).  БУКВА «Я» снова приготовила вам задание. Она принесла вам загадку.   Отгадайте её.

               

                          Когда он в работе , то мы говорим.

                            А он отдыхает ,тогда мы молчим (Язык).

 

                               Если б не было его ,

                               Не сказал бы ничего (Язык).

   Послушайте выражение о языке :

                Учись держать язык за зубами. Как вы понимаете смысл этого выражения? (Молчать).                                                                 (Слайд 15)

 

 -Так говорят о человеческом языке. Язык – это средство общения. Но у колокола тоже есть язык. Это металлический стержень ,при помощи которого получается звон. Ещё есть языки пламени. Есть язычки у обуви и иностранные языки.

           

            Откроем пропись на стр.23. Составление звуковой схемы слова «язык».

                       Разбор предложения «У колокола язык». Запись.

VIII. Итог урока.                                                                                   

Учитель:

— Вот и закончилось наше путешествие. Подведём итоги.

    С какой буквой мы работали на уроке?

    Что нового вы узнали сегодня о букве «я»?

Рефлексия.

— Давайте оценим свою работу. На столах у вас сигнальные карточки.

Если вы считаете, что со всеми заданиями справились хорошо, то поднимите карточку  зелёного цвета. А если вы не очень довольны своей работой на уроке, то поднимите карточку красного цвета.                       (Слайд 16)

- Молодцы!                                                                   (Слайд 17)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме: «Конструирование сочетаний слов и предложений со словами, отвечающими на вопросы кто? что?»

Основная цель:  Сформировать у учащихся умение составлять сочетание слов по схемам. ЗадачиОбразовательные задачи:1) Систематизировать знания учащихся о словах, которые отвечают на вопр...

Конспект занятия: "Дифференциация звуков ы-и в слогах, словах, предложениях".(2класс)

Занятие "Дифференциация звуков ы-и в слогах, словах, предложениях" (2класс) является заключительным  по этой теме....

конспект урока русского языка на тему "Письмо слогов и слов с изученными буквами. Написание предложений" (1 класс).

конспект урока русского языка на тему "Письмо слогов и слов с изученными буквами. Написание предложений" (1 класс)....

Конспект урока русского языка "Прямое и переносное значение слова" (УМК "Перспектива", 4 класс)

Тема: «Прямое и переносное значение слова»Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся о прямом и переносном значениях слов; формирование умений находить слова с прямым и перено...

Конспект урока русского языка "Написание частицы НЕ со словами, называющими действия" (2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения составлять схемы образования новых слов; формирование умения подбирать родственные слова; закрепление умения пользоваться Обратным словарем.Планируемые р...

Прописная и строчная буква «г». Письмо слогов, слов, предложений.

Цель: создание благоприятных условий для написания строчной буквы «г».Задачи:1. Способствовать знакомству учащихся с письменной строчной буквой г. Формировать графический навык письма букв...