Занимательный материал на уроках русского языка.
статья по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)

Халалей Елена Викторовна

Использование занимательного материала как эффективный способ развития творческого потенциала учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_zanimatelnogo_materiala.docx16.14 КБ

Предварительный просмотр:

Использование занимательного материала на уроках русского языка как эффективного способа развития творческого потенциала.

Ни для кого не секрет, что русский язык считается не только одним из самых трудных, но чуть ли не самым скучным и потому нелюбимым предметом школьного курса. Редко можно найти людей, интересующихся русским языком. В реализации задач общего развития младших школьников предмету «Русский язык» принадлежит очень важная роль. Курс русского языка в начальном звене направлен на реализацию основных функций языка, прежде всего коммуникативной и познавательной. Роль русского языка в развитии мышления и речи, в воспитании эмоций и воли определена самой природой, самой сущностью языка – быть средством связи между человеком и окружающим его миром, окружающей действительностью. Без языка невозможно существование общества, невозможен обмен мыслями между людьми, передача и хранение информации. Именно язык является средством воплощения мысли, средством познания, общения и воздействия. «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в изустной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета», - подчёркивал К. Д. Ушинский. Прошло много времени с тех пор, как были написаны эти строки, но актуальность их не пропадает: через изучение русского языка - к познанию всех наук.

Как пробудить в ребёнке желание учить русский язык? Необходимо помочь ему познать тайны языка, его особенности и, главное, красоту. Решение данной проблемы мы видим в организации процесса обучения через развитие творческого мышления. «Сухое» изучение орфографии и грамматики вызывает только скуку и в результате дети теряют интерес к данному предмету. Только тогда учитель испытывает истинное удовольствие, когда он видит глаза детей, полные любопытства и удивления, когда урок заканчивается массой различных вопросов и высказываний. Когда ребёнку на уроке интересно, он стремиться узнать больше. Такого результата можно добиться, когда урок проходит в интересной, занимательной обстановке. Ребёнок должен жить в мире творчества. «Без этого, писал В. А. Сухомлинский, он засушенный цветок».

Активизация творческой деятельности учащихся в процессе преподавания русского языка, представляет собой сложную проблему. Чтобы пробудить у учащихся интерес к предмету, мы проводим уроки русского языка в необычной форме: урок-сказка, урок-путешествие, урок-конкурс, урок-викторина, т.е. использование огромного арсенала такой деятельности как игровая. Несмотря на то, что в младшем школьном возрасте на первое место выходит учебная деятельность, игровая еще не утратила свою актуальность и может стать для педагога помощником в развитии творческих способностей на уроках русского языка. Включение в учебный процесс игры, создание на уроке игровой ситуации приводит к тому, что учащиеся, увлеченные игрой, незаметно для себя и без особого напряжения приобретают определенные знания, умения и навыки.

Творческие работы и задания возбуждают «умственный аппетит», формируют положительное отношение к учебной деятельности, (в конкретном случае – к русскому языку).

 Для формирования творческих способностей необходимы, на наш взгляд, следующие условия:

- свободная атмосфера на уроке,

-возможность выбора вида деятельности;

- доверие и уважение к ученикам со стороны учителя;

- постоянное предоставление ученикам самостоятельности в познавательной деятельности;

-помощь детям наводящая, а не подсказывающая.

Высокий уровень познавательных интересов учащихся, внимание учителя к мотивации учения, игровые методики, юмор. Внимание к интересам каждого ученика, его склонностям, разностороннему развитию, к его способностям. Опыт работы позволил нам сделать вывод, что в развитии творческих способностей младших школьников необходима именно система, поскольку эпизодический характер творческих упражнений и заданий, предусмотренный программой начального обучения, не способствует активизации творческой деятельности учащихся.

 В своей работе для активизации творческого мышления учащихся предпочтение отдаём следующим методам: методу проблемного обучения; методу мозгового штурма; методу синквейна.

Метод проблемного обучения – это метод, связанный с самостоятельным поиском и открытием школьниками тех или иных истин.

Проблемное обучение учит детей мыслить самостоятельно, творчески, формирует у них элементарные навыки исследовательской деятельности.

 Мозговой штурм позволяет не только активизировать младших школьников и помогает разрешить проблему, но так, же формирует нестандартное мышление, то есть получение максимального количества новых идей за минимально отведённый отрезок времени.

Такая технология не ставит ребенка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.

 Метод синквейна часто используем как метод проверки уровня знаний учеников. С помощью синквейна можно проверять знания на любом из этапов обучения, чтобы понять, как понимают учащиеся то, что они уже успели пройти, а также таким образом можно немного сменить вид деятельности, чтобы избежать однообразия в обучении. По результатам написания синквейна уже можно подкорректировать то, что вы собираетесь давать на уроке ученикам для правильного усвоения ими изученного материала. Используя метод синквейна учащиеся могут показать не только свои знания, но и глубину понимания темы урока. Собрав такое количество информации, учитель может лучше понять, добился ли он желаемого результата, и лучше скорректировать дальнейшее обучение.

 Правила написания синквейна:

 Первая строчка – записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

Вторая строчка – пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

Третья строчка – записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

Четвёртая строчка – здесь размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого автор характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме.

Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение автора к теме.

Никого не могут оставить равнодушным разгадывание кроссвордов, шарад, ребусов. Этот занимательный материал помогает нашим ученикам в усвоении орфографии. Кроссворды, ребусы со словарными словами одно из любимых творческих заданий на уроке. У детей развиваются не только творческие способности, но и увеличивается орфографическая грамотность по предмету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занимательный материал к урокам русского языка

Для дополнительного материала к урокам: амонимы, логогрифы, анараммы и т.д....

Использование игрового и занимательного материала на уроках русского языка

Не заставлять надо, а заинтерисовывать, приглашая ребенка к новой системе отношений:учебного сотрудничества, уважения, взаимопонимания. Надо сделать серьезное обучение занимательным,не наполнять детей...

Использование игрового и занимательного материала на уроках русского языка

Как заставить учиться? Нередко такой вопрос встает перед учителем. А ведь ребенок приходит в школу с огромным желанием учиться. Как надолго удержать в нём это чувство радостного удивления перед школой...

Занимательный материал к урокам русского языка по теме "Сочетания ЖИ - ШИ

Предлагаю вашему вниманию занимательный материал к урокам русского языка "Упрямые Ж и Ш"...

Использование игрового и занимательного материала на уроках русского языка

Как заставить учиться? Нередко такой вопрос встает перед учителем. А ведь ребенок приходит в школу с огромным желанием учиться. Как надолго удержать в нём это чувство радостного удивления перед школой...

Занимательный материал на уроках русского языка

Занимательный материал как средство повышения мотивации уроков русского языка...

Занимательный материал на уроках русского языка

Кроссворды,шарады,загадки    Игра помогает школьником быстро усваивать материал,учит логически мыслить и фантазировать   Эффективность игровых форм обучения и развития детей давно подтв...