Технологическая карта по литературному чтению 3 класс.
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Ложкина Анастасия Сергеевна
Тема урока: Л.Н.Толстой «Акула».
Класс: 3Е
Цель: знакомство учащихся с произведением Л.Н. Толстого «Акула».
Задачи:
Дидактические: познакомить учащихся с произведением Л.Н.Толстого «Акула».
Развивающие: развитие творческого воображения, творческой активности учащихся, обогащать словарный запас детей.
Воспитательные: воспитывать любовь к чтению и поддерживать интерес к предмету.
Ресурсы урока: презентация, учебник.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadanie_1_pp.docx42.86 КБ
Файл prezentatsiya_1.pptx865.19 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О.: Ложкина Анастасия Сергеевна

Тема урока: Л.Н.Толстой «Акула».

Класс: 3Е

Цель: знакомство учащихся с произведением Л.Н. Толстого «Акула».

Задачи:

Дидактические: познакомить учащихся с произведением Л.Н.Толстого «Акула».

Развивающие: развитие творческого воображения, творческой активности учащихся, обогащать словарный запас детей.

Воспитательные: воспитывать любовь к чтению и поддерживать интерес к предмету.

Ресурсы урока: презентация, учебник.

Ход урока

Этапы урока

Задачи этапов урока

Методы и приёмы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности       (Ф-фронтальная,   И-индивидуальная, П-парная,                Г-групповая.)

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Форма контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные    (П-познавательные, Р-регулятивные, К- коммуникативные )

Личностные

Организационный

момент

В: Воспитать у детей ответственного отношения к уроку

Беседа

Приветствует учеников.

Настраивает на плодотворную работу.

Приложение 1.

Приветствуют учителя.

Отвечают на вопросы. Эмоционально настраиваются на работу.

Фронтальная

-

Самоконтроль

-

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Р.: умение настроиться на работу

Л.: самоопределение к учебной деятельности

Формирование ответственного отношения к предмету.

Речевая разминка

Актуализация знаний.

Информационно-коммуникативные

Технологии

(ИКТ)

Р: Развитие познавательной активности

Беседа

Начинает урок с речевой разминки.

Чтение стихотворения.

Вёз корабль карамель.

Наскочил корабль на мель.

И матросы три недели

Карамель на мели ели.

Приложение 2.

Читают стихотворение.

Фронтальная, индивидуальная

-

Взаимоконтроль

-

Л: мотивация к новому

учебному материалу.

К: Строят речевые высказывания.

П: Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Проявлять интерес к теме

Определение темы  урока

Изучение  нового материала.

Технология проблемного (развивающего) обучения

Р.: Развитие познавательной активности

Беседа

Подводит к тему урока.

– Сегодня на уроке мы познакомимся с новым литературным произведением Л.Н.Толстого. Назвать его вам поможет моя загадка:

В бинокль злюку разгляжу

И капитану доложу,
Знают все прекрасно,
С ней играть опасно!
Зубы острые ,как нож,
Лучше ты её не трожь!

Чтение произведения.

Приложение 3.

Называют тему урока.

Читают произведение. Беседуют.

Индивидуальная

Учебник

-

Взаимоконтроль

Умение выделить тему урока.

Коммуникативные:

- выражение своих мыслей с полной  точностью;

- сотрудничество с детьми и учителем;

Участвовать в обсуждение проблемы с учителем.

Физкультминутка

Здоровьесберегающая технология

Р.: Развитие познавательной активности

Беседа

Видео-физкультминутка

Выполняют упражнения за учителем.

Фронтальная, индивидуальная

Взаимоконтроль

Умение выполнять правильно физические упражнения.

-

-

Изучение нового материала (продолжение)

Технологии мастерских

Р.: Развитие познавательной активности

Беседа

Даёт индивидуальные задания.

Приложение 4. 

Дают характеристику героям.

Составляют план.

Фронтальная

Учебник

Взаимоконтроль

Приобретенный начальный опыт применения знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Познавательные:

- видеть проблему;

- уметь определять границы собственного знания и не знания;

Концентрироваться на объяснении учителя.

Подведение итогов

Р.: Развитие познавательной активности

Беседа

Задают вопросы по теме урока.

-С каким рассказом познакомились на уроке?

-Кто его автор?

-Для чего Л.Н.Толстой написал своё произведение?

-Что автор хотел донести до читателя

Отвечают на вопросы учителя.

-никогда не теряться в различных ситуациях, стараться найти правильное быстрое решение, дорожить близкими, думать перед тем, что что-то сделать, предпринять.

Фронтальная

Учебник

Взаимоконтроль

Приобретенный начальный опыт применения знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Коммуникативные:

- уметь слушать и понимать речь других;

Познавательные:

- умение ориентироваться в учебнике;

Проявлять интерес к теме

Рефлексия

Р.: Развитие познавательной активности

Беседа

- Кому понравился урок поднимите зелёный цвет.

- Кто не уверен – жёлтый цветом.

- Кому ещё надо поработать над текстом, понять его – красный цветом. 

Оценивание учащихся.

Домашнее задание

Приложение 5.

Проводят самоанализ.

Записывают домашнее задание.

Индивидуальная

Презентация

Самоконтроль

-

Личностные:

- занимать активную познавательную позицию; - способность оценивать результат своей деятельности;

Коммуникативные:

- слушать других, уметь принимать чужую точку зрения.

Уметь правильно оценить себя на данном уроке.

Приложение 1.

 Прочитайте высказывание (про себя, вместе) «Читать — это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое — вот в чем главное дело» К.Д.Ушинский.

- Что означают эти слова? Готовы ли вы читать так?

Приложение 2.

- Прочитайте медленно, с удивлением, по рядам.

- Дети, а вы любите путешествовать? Мы отправляемся по морю на….корабле. Согласны? Поднять якоря.

С творчеством какого писателя мы сегодня продолжим знакомиться на уроке? (Л.Н. Толстой) 

Какие тайны мы раскрыли на прошлом уроке?

5 – в семье Л.Н. Толстого было 5 детей;

22 - в 22 года Л.Н. Толстой написал первую повесть;

82 – Л.Н. Толстой прожил 82 года.

Спорт – писатель всю свою жизнь занимался спортом, до глубокой старости.

Азбука – Л.Н. Толстой написал азбуку для крестьянских детей, которых сам обучал в созданной им школе.

Секрет – Секрет «Муравьиного братства», о том, что однажды люди узнают истину и станут жить в мире и любви.

Приложение 3.

Кто такая акула? Что вы знаете об акулах?

( Акула – хищница, обитает в морях, это очень древнее существо. Пасть акулы усажена несколькими рядами острых зубов. Самая опасная - белая акула. Ее называют "белая смерть”. Но не все акулы хищники. Многие питаются медузами, мелкой рыбёшкой.)

Плавание на кораблях было долгим, по нескольку месяцев, на корабле придумывали различные развлечения, иногда их обитатели попадали в самые невероятные ситуации. Что из этого вышло, мы сегодня и узнаем.

-Попробуйте предположить, о чём может пойти речь в произведении с таким названием?

-Можно ли по названию определить, будет ли оно серьёзным, шуточным, смешным, поучительным?

-Подтвердились ли ваши предположения, мы узнаем после его прослушивания.

- Кто может сформулировать тему урока?

-А какие цели мы поставим перед собой на уроке? ( Мы познакомимся с содержанием рассказа, будем обсуждать прочитанное, говорить о содержании произведения, о его героях, их поступках, рассуждать, анализировать и делать выводы)

А) Рассказ об Африке.

- Сегодня мы отправимся к берегам Африки. Кто может показать на глобусе материк Африка?

Африка, второй по величине материк после Евразии. Его площадь – 29,2 млн. км квадратных. По Африке протекает самая длинная река в мире – Нил. В Африке есть самая большая пустыня - Сахара. Африка это теплый материк, температура там летом + 20 – 25 градусов С, а зимой также преобладают высокие положительные температуры (+ 10 - 16 градусов С). В Африке находятся слоны, носороги, зебры, гиппопотамы, множество птиц, в том числе и страусы, фламинго, в том числе и акулы.

Б) Первичное чтение.

Откройте с. 152, прочитаем хором, кто автор и как называется произведение. (Читают хорошо читающие ученики)

В) Первичное восприятие  текста.

- Как называется произведение, кто автор?

-К какому виду литературного жанра относится произведение?

-Кто является главным героем рассказа? 

-Каким оказался старый артиллерист?

-Какова тема произведения? (Находчивость

-В чем проявилась находчивость артиллериста? (мгновенная реакция артиллериста спасает жизнь мальчикам, меткое попадание уничтожает акулу).

-Как еще можно назвать артиллериста ? Подберите синонимы (догадливый понятливый пронырливый)

Физминутка для глаз

Г) Словарно-лексическая работа.

- Посмотрите на слова и высказывания. Как вы их понимаете?

Артиллерист – военнослужащий (пушки, миномёта)

Не выдавай – не подведи.

Понатужься - постарайся.

Палуба – часть судна.

Хобот - упирающаяся в землю, вытянутая задняя часть подставки пушки или пулемёта. (Многозначность слова.)

Фитиль – горючий шнур для орудий.

Ропот – неясный шум, негромкая недовольная речь.

Визг – крик.

Пронзительный – резкий на слух.

Колыхалось – слегка покачивалось.

Побледнел как полотно – стал очень бледным.

Д) Анализ прочитанного.

Где происходили события?

– Где и почему моряки устроили купальню?

– Почему мальчики оказались в открытом море? Прочитайте.

- Как автор передает неожиданность, внезапность появления акулы? Докажите строчками произведения.

- Как Толстой называет акулу? (морским чудовищем) Почему? Докажите. (страх, опасность)

- Итак, акула плыла прямо на мальчиков. Какие действия предприняли люди для спасения мальчиков? Докажите строчками произведения.

- Найдите слова в тексте, которые показывают, как действуют матросы.

- Как вы понимаете “визг разбудил артиллериста”, почему автор использует именно это выражение? (артиллерист как будто очнулся от состояния оцепенения). Представьте, что чувствовали ребята…

- Что сделал артиллерист? Прочитайте.

- Что автор хотел передать словами “сорвался с места”? (стремительность действия, нельзя было терять ни секунды).

- А что в это время делали все остальные? Докажите строчками произведения.

- Чем закончился рассказ?

Приложение 4.

Закрепление

А) Работа в паре. Характеристика героев

Мальчики: Артиллерист:

Активные

Героизм

Беззаботные

Любование

Беззащитные

Мужество

Весёлые

Находчивость

Испуганные

Оцепенение

Ловкие

Радостный

Озорные

Решительность

Подвижные

Самообладание

Радостные

Смелость

Счастье

Страх

Стресс

Шок

- Какие ребята в начале произведения? (Весёлые, озорные, радостные, беззаботные.)

- Артиллерист ? (Радостный, любовался сыном.)

- Как изменилось настроение при появлении акулы? (Артиллерист – шок, оцепенение, страх; мальчики – испуганные, беззащитные.)

- А в конце произведения какое настроение?

Б) Составление плана. ( Индивидуальная работа)

- На сколько частей разделён текст?

• Появление акулы.

• Купание в море.

• Остановка корабля.

• Спасение мальчиков.

• Стрельба из пушки.

Расположите части плана в правильном порядке.

Проверка.

• Остановка корабля.

• Купание в море.

• Появление акулы.

• Стрельба из пушки.

• Спасение мальчиков.

Приложение 5.

Всем - выразительное чтение рассказа.
а) нарисовать иллюстрацию

б) приготовить пересказ

в) подобрать пословицы о смелости.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Читать — это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое — вот в чем главное дело»

Слайд 2

Вёз корабль карамель. Наскочил корабль на мель. И матросы три недели Карамель на мели ели.

Слайд 4

5 – в семье Л.Н. Толстого было 5 детей; 22 - в 22 года Л.Н. Толстой написал первую повесть; 82 – Л.Н. Толстой прожил 82 года. Спорт – писатель всю свою жизнь занимался спортом, до глубокой старости. Азбука – Л.Н. Толстой написал азбуку для крестьянских детей, которых сам обучал в созданной им школе. Секрет – Секрет «Муравьиного братства», о том, что однажды люди узнают истину и станут жить в мире и любви.

Слайд 5

Артиллерист – военнослужащий (пушки, миномёта) Не выдавай – не подведи. Понатужься - постарайся. Палуба – часть судна. Хобот - упирающаяся в землю, вытянутая задняя часть подставки пушки или пулемёта. (Многозначность слова.) Фитиль – горючий шнур для орудий. Ропот – неясный шум, негромкая недовольная речь. Визг – крик. Пронзительный – резкий на слух. Колыхалось – слегка покачивалось. Побледнел как полотно – стал очень бледным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе « В.Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок»

Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нрав...

Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Литературные сказки" 3 класс

Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Литературные сказки" по ФГОС...

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе "Знакомство с литературной сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»"

laquo;Школа России», Климанова Л.Ф., Горецкий В. Г. Знакомство с литературной сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» прием повтора как основа изменения сюжет...

Технологическая карта по литературному чтению по теме: "Слепая лошадь" (4 кл.) «Школа России», учебник Литературного чтения: 4 кл.: Учебник в 2ч./ Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний; Цель урока: познакомиться с произведение К. Ушинского «Слепая лошадь» Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:Познако...

Технологическая карта по литературному чтению по теме "Слепая лошадь" (4 класс) УМК: «Школа России», учебник литературного чтения: 4 класс, Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.: часть 2, учебная

Тип урока: урок «открытия» новых знанийЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе чтения рассказа «Слепая лошадь» К. Д. Ушинского: определять осн...