Конспект урока русского языка по теме: «I и II спряжение глаголов»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

В данном материале представлен конспект урока русского языка по теме: " I и II  спряжение глаголов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока русского языка 30.38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

Медведевой Маргариты Николаевны

Тема: «I и II спряжение глаголов»

2021

Тема: «I и II спряжение глаголов»

Дидактическая цель: способствовать знакомству  с окончаниями глаголов I и II спряжения настоящего времени; формировать умения правильно писать личные окончания глаголов I и II спряжения.

Планируемые результаты:

Предметные:  научатся определять спряжение глаголов по личным окончаниям.

Метапредметные:

Регулятивные:  научатся определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;  самостоятельно исследовать, решать проблему, делать вывод.

Познавательные: самостоятельное выделять и формулировать познавательной цели; выделять необходимую  информации; анализировать, сравнивать, классифицировать объекты по выделенным признакам.

Коммуникативные сотрудничать при совместной работе в парах; оформлять свои мысли в устной речи, читать текст про себя, выделять главное; понимать друг друга.

Личностные: научатся воспринимать речь учителя, непосредственно не обращенную к учащемуся; проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие к собеседнику; применять правила делового сотрудничества.

Материально - техническое обеспечение: учебник «Русский язык» 4 класс 2 часть В. П. Канакина В. Г. Горецкий , индивидуальные карточки, презентация, раздаточный материал.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Мобилизующая часть

1) Приветствие

- Давайте поприветствует друг друга, соприкасаясь ладошками соседа по парте, передавая теплоту рук и хорошее настроение.

- Представьте себе, что вы ученые. Чем занимаются ученые? (высказывания детей)

- Все ученые ведут свои записи в тетрадях. и ставят дату.  

Приветствуют учителя.

II. Актуализация знаний

1) Чистописание

- Открываем тетради, записываем число. Кто готов, руку на локоток.

- Прописываем строку сочетание «ешь», а на следующей строке «ишь» обращаем внимание, что в букве ш расстояние между элементами одинаковое, следим за наклоном букв.

- А теперь  спишите предложение, найдите и обозначьте все известные орфограммы.

Я проснулся чудесным утром. На синем небе сияло яркое солнце. Крепкий мороз сковал широкую реку.

Проснулся – приставка –про

 Чудесный - Чу - чу,щу пишу с буквой у
сочетание сн - проверяем чудеса

Солнце орфограмма непроизносимый согласный лн, проверим словом солнышко 

Мороз - по звонкости/глухости парный согласный в корне слова": в корне -мороз- буква з, стоящая на конце слова она звучит как звук [с], проверочное слово: морозный.

Сковать -  безударная гласная в корне слова, проверим сковывать.

Широкую – чередование жи, ши

- Найдите глаголы. В каком времени они употреблены? (В прошедшем.)

1) Словарная работа

- Сейчас я буду показывать вам картинки, а вы должны записать, что изображено на этой картинке, себе в тетрадь.

Комбайн, портрет, сеялка, корабль, велосипед, пейзаж, свитер, космонавт.        

- А теперь обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте свою  работу по словарю. ( У нескольких человек взять тетради на проверку)

Выполняют задания по чистописанию.

III. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности

- Раз вы ученые, то мы должны сделать свое открытие. Обратите внимание на данные слова

чита(и, е)шь,  стро(и, е)шь, уч(и, е)шь.

- Как ученые вы должны быть очень внимательны. Скажите, к какой части речи относятся данные слова? (глагол)

- Как изменяются глаголы? Как одним словом можно назвать изменение глаголов по лицам и числам? (спряжение) 

- В каком времени употреблены слова? (в настоящем)

- Где находится гласная, которая требует проверки? (в окончании глагола)

-  А мы можем сразу ответить, какую букву мы должны писать в данных словах? (нет, потому что не знаем, как спрягаются глаголы в настоящем времени)

- Предположите, какая тема нашего урока?

- Какие цели мы поставим перед собой? (познакомимся  с окончаниями глаголов I и II спряжения настоящего времени; научимся  правильно писать личные окончания глаголов I и II спряжения, определять спряжение глаголов по личным окончаниям.)

Отвечают на вопросы учителя. С помощью учителя формулируют тему и цели урока.

IV. Первичное усвоение новых знаний

1) Наблюдение языкового явления в целях выявления существенных признаков

- Откройте учебник  на с. 88.

- Обратите внимание на таблицу спряжение глаголов в настоящем времени.

- Давай те же разберемся, какие личные окончания имеют глаголы настоящего времени в   I спряжение и во II спряжение.

- Скажите, различаются ли ударные и безударные личные окончания глаголов одного и того же спряжения?

- Чем различаются личные окончания глаголов I   и II спряжения в одном и том же лице и числе? В каком лице  и числе их окончания одинаковы? Одинаковы, когда находятся под ударением.

- По какому признаку глаголы делятся на I и II спряжение? (По личным окончаниям.)

2) Обобщение признаков, введение термина

- Ребята, глаголы одного и того же спряжения имеют одинаковые ударные и безударные личные окончания в одном и том же лице и числе.

3) Уточнение формулировки

- А теперь давайте проверим к правильному ли выводу мы пришли, обратитесь к учебнику на с. 88 и прочитайте рубрику «Обратите внимание».

Участвуют в беседе, отвечают на вопросы учителя.

V. Первичная проверка понимания

1) Дидактическая игра «Кто быстрее?»

- Как вы считаете,  нужно знать личные окончания глаголов н.в? Почему?

- Давайте проверим, знаете ли вы личные окончания глаголов.

- Обратите внимание на упр.181, вам нужно  будет по очереди ответить на вопрос в каком лице и числе и  в каком спряжении глагол имеет данные окончания. Будем отвечать цепочкой. При ответе можете опираться на таблицу спряжения глаголов в настоящем времени.

Выполняют упражнение в учебнике

VI. Первичное закрепление

1) Физкультминутка.

- А теперь отдохнём! Я буду называть глаголы I и II спряжения. Если назову глагол I спряжения, то вы приседаете. Если произнесу глагол II спряжения, поднимаете руки вверх.

Идёшь, шумишь, поёшь, шуршите, звенят, плывут, лежит, цветёт, растёшь, горишь, кричишь, серебрит.

2) Осложненное списывание

- Продолжим наши открытия. Перед вами лежат карточки, на них дано стихотворение С.А. Есенина «Поёт зима, аукает..»

 - Вам нужно в паре  выписать глаголы настоящего времени и определить их лицо, число и спряжение. Помните о правилах работы в парах, учитывайте мнение друг друга, советуйтесь.

Поет(ед.ч., 3 лицо, I спр.)  

Аукает(ед.ч., 3 лицо, I спр.)  

Баюкает(ед.ч., 3 лицо, I спр.)  
Плывут
(мн.ч., 3 лицо, I спр.)  
Cтелется
(ед.ч., 3 лицо, I спр.)  

Прижались(мн.ч., 3 лицо, II спр.)  

Озябли (мн.ч., 3 лицо, I спр.)  
Жмутся
(мн.ч., 3 лицо, I спр.)  

Стучит (мн.ч., 3 лицо, II спр.)  
Злится
(мн.ч., 3 лицо, II спр.)

Дремлют (мн.ч., 3 лицо, I спр.)  
Снится
(мн.ч., 3 лицо, II спр.)

- А теперь давайте проверим, как вы справились с упражнением.( один учащийся читает)Если кто- то заметит ошибку подайте сигнал – Хлопните в ладоши.

 Выполняют физкультминутку. Работают с индивидуальными карточками.

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

- Выполнить упр. 182 с. 89.

- Прочитайте задание. Есть ли вопросы по выполнению упражнения?

Записывают домашнее задание

VIII. Рефлексия

– Над какой темой мы сегодня работали?
– На какие группы делятся глаголы?
– Каковы характерные признаки этих групп?
– Как определить спряжение глагола?
– Как пишутся ударные и безударные окончания глаголов?
– Какое задание вызвало затруднение?  

-  Какова была цель сегодняшнего урока?

- Достигли ли цели? Докажите.

- Окончен урок, вы старались и усердно трудились.

- Я вам благодарна. Сегодня вы сделали много открытий, исследований. Вам пора подвести итоги над проделанной работой.

- Продолжите предложения

Я узнал на уроке:

Я хотел бы себя похвалить за:

Я затруднялся в:

Отвечают на вопросы учителя

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка Тема: Единственное и множественное число глаголов.

Цель деятельности учителя: познакомить с единственным и множественным числом глаголов, их отличительными признаками и ролью в речи; развивать речь, коммуникативные навыки....

Конспект урока русского языка Тема: Правописание частицы НЕ с глаголом.

Цель деятельности учителя: ввести понятие “частица  НЕ” через постановку учебной проблемы и организацию поисково-исследовательской деятельности учащихся....

Конспект урока русского языка. Тема: Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам.

Цели деятельности учителя: формирование умений изменять глаголы по числам, определять число глагола.Планируемые результатыПредметные:знать: как изменяются глаголы по числам; как определяется числ...

Конспект урока русского языка ТЕМА: ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ (ЗАКРЕПЛЕНИЕ).

Цели: закреплять знания учащихся о правописании безударных личных окончаний глаголов, тренироваться в определении спряжения. Расширять словарный запас, развивать общеучебные умения, внимание, память. ...

Конспект урока русского языка. Тема: "Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени" (УМК "Школа России", 4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени» Цели деятельности учителя: создание условий для формирования ум...

Конспект урока русского языка. Тема: "Правописание возвратных и невозвратных глаголов в настоящем и будущем времени" (УМК "Школа России", 4 класс)

Конспект урока по русскому языкуТема урока: «Правописание возвратных и невозвратных глаголов в настоящем и будущем времени» Цели деятельности учителя: закрепление умения распознавать ...

Конспект урока русского языка. Тема: "Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени" (УМК "Школа России", 4 класс)

Конспект урока по русскому языкуТема урока: «Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени» Цели деятельности учителя:формирование умений определять безударный суффи...