Методическая разработка урока русского языка по теме: «Сочинение-описание по картине Саврасова А.К. «Грачи прилетели» (2 класс, УМК «Школа России»).
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Григоренко Юлия Анатольевна

Методическая разработка урока русского языка по теме: «Сочинение-описание по картине Саврасова А.К. «Грачи прилетели» (2 класс, УМК «Школа России»).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sochinenie_grachi_prileteli_2_kl.docx22.57 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока русского языка по теме: «Сочинение-описание по картине Саврасова А.К. «Грачи прилетели» (2 класс, УМК «Школа России»).

Цели и задачи: формировать умение строить текст в определенной композиционной форме; формировать умение отбирать речевые средства, работать с синонимами, антонимами; учить выражать в слове свои впечатления, представления; умение воспринимать авторское видение мира, его позицию по средствам проникновения в мир художественных образов.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация картин русских художников о весне, репродукция картины Саврасова “Грачи прилетели”, на столах учащихся карточки с дополнительным материалом.

Ход урока

Сообщение темы и цели урока.

- Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала...

Алексей Плещеев

В окно повеяло весною...
- О чем эти стихи? (
О весне)

- Какие изменения в природе характеризуют приход весны? (Выслушиваются ответы учащихся). Весной просыпается и расцветает природа. Поэты, писатели, художники любовались весной. Ей посвящали свои стихи, музыку, писали картины.

- Посмотрите на картину Алексея Кондратьевича Саврасова “Грачи прилетели”. Каким настроением проникнута эта картина?

- Сегодня на уроке мы будем учиться писать сочинение – описание по картине Саврасова “Грачи прилетели”

Работа по картине.

Иван Алексеевич Бунин

Бушует полая вода,
Шумит и глухо и протяжно.
Грачей пролётные стада
Кричат и весело и важно.
Дымятся чёрные бугры,
И утром в воздухе нагретом
Густые белые пары
Напоены теплом и светом.
А в полдень лужи под окном
Так разливаются и блещут,
Что ярким солнечным пятном
По залу “зайчики” трепещут...

- О каких приметах весны говориться в стихотворении Бунина?

- Рассмотрите картину.

- Какое настроение вызывает у вас картина, грустное или радостное?

(радостное и грустное, слегка печальное настроение)

- На картине художник изобразил природу. Как называется такой жанр изобразительного искусства? (Это пейзаж.)

- Это лирический русский пейзаж. Алексей Кондратьевич Саврасов был родоначальником именно такого пейзажа.

Лирический пейзаж – поэтический, взволнованный, задушевный.

- На своей картине Саврасов мастерски передаёт состояние природы. Это своего рода рассказ о том, что происходит в природе с приходом весны. Образ весенней природы, созданный художником, – это лирическое переживание увиденного, несколько грустное, трогательное, волнующее зрителя.

- Можно ли назвать этот пейзаж красивым? (Пейзаж простой, скромный, незамысловатый, но очень близкий, навевающий легкую грусть. Все обыденно, но показано с каким-то волнующим чувством)

- Как художник показывает нам приближение весны? (В поле растаял снег, обнажилась темно-бурая, пропитанная влагой земля. Но нет еще яркого солнца, небесная лазурь затянута свинцово-белыми облаками, хотя край неба уже голубеет.)

- Какие краски преобладают на картине? (Желто-голубые, серовато-коричневые, желтовато-бурые, голубые, голубовато-серые.)

- Общее ощущение от красок картины светлое. Оно строится на мягком, нерезком сопоставлении чуть холодноватых оттенков голубовато-серого неба, воды, снега с серо-коричневыми тонами оттаявшей земли, веток и стволов деревьев, забора. Такие переходы делают изображение более реальным.

- Что мы видим на переднем плане картины? (Деревья с густой сеткой ветвей, с многочисленными грачиными гнездами.)

- Обратите внимание на то, как художник тщательно прописал каждую веточку не только на дереве, но и на снегу, на земле, с какой любовью показал на ближнем плане грача с веточкой в клюве. И все это жизненно и правдиво, не оставляет зрителя равнодушным.

- Что вы видите на заднем плане? (Деревню, бескрайние дали, просторы, широту русской земли.)

- И деревня, и поля изображены не очень подробно. Почему? (Художник хотел, чтобы наше внимание ничто не отвлекало от грачей, они ведь самое главное на картине.)

- Давайте определим особенности композиции картины, то, как расположены на ней различные элементы, как продуманы передний, средний и задний планы. Главное на картине грачи на деревьях. Они сразу привлекают наше внимание. Все остальное как бы на фоне их, “позади”. Стройный силуэт церквушки спрятан за деревьями. Линия горизонта как бы приближена к среднему плану, чтобы на фоне неба четко выделить деревья с грачами. Небо занимает большую часть картины, и деревца уходят высоко вверх. Да и все здесь устремлено кверху. Используя такой композиционный прием, художник дает нам возможность ярче почувствовать прилет грачей, их появление в родных местах.

- Нам кажется, что художник где-то рядом. Где он может быть, откуда он наблюдает за грачами? (Где-то рядом в левом углу, может быть, на чердаке большого дома или в мезонине у открытого окна.)

- Что вы ощущаете, глядя на картину? (Легкий ветерок, запах талой земли, ласковое весеннее солнышко, свежесть весеннего воздуха.)

- Какие звуки могли бы услышать? (Птичьи крики, гомон, шум, взмах крыльев, журчание ручьев.)

- Что, на ваш взгляд, было дорого самому художнику на этой картине? (Грачи. Они обрадовали и взволновали художника своим прилетом, и он сумел показать радость птиц, вернувшихся на родину.)

- Работая над картиной, Саврасов хотел показать не только пробуждение природы, но еще любовь и верность этих птиц своей родине. Здесь изображен тихий скромный уголок России, но для грачей он самый дорогой, и выводить свое потомство они будут только здесь. Чувство любви к Родине было присуще и самому художнику.

- Попробуйте описать грачей, какие они?

На доске пары антонимов. Подбирая слова из списка антонимов, охарактеризуйте грачей.

(Мирные — драчливые, радостные — печальные, спокойные — крикливые, шумные — смирные, спокойные — суетливые, счастливые — грустные, беспечные — трудолюбивые.)

- Найти в следующем небольшом тексте о весне слова, которые не подходят к содержанию картины, и заменить их антонимами.

Тает посветлевший снег. Стройные деревца будто наклонились от тяжести грачиных гнёзд. Небо покрыто голубыми облаками. Чистая вода стекает в пруд.

Написание сочинения и его проверка.

Рассмотрите репродукцию картины известного русского пейзажиста Алексея Кондратьевича Саврасова “Грачи прилетели”. Прочитайте, какое описание дала ей искусствовед Н. Борисовская.

На картине А.К. Саврасова “Грачи прилетели” мы видим уголок русской деревни с небольшой церквушкой, деревянным домом, нераспустившимися берёзами. Пейзаж изображает серую грязноватую весну. Снег едва начал таять, образуя тёмные лужи. Но “обещание” весны сквозит в каждой детали картины.

Прилетели первые вестники весны — неугомонные грачи. Они летают над деревьями, хлопочут о жилье. Деловитый грач под берёзой несёт в клюве веточку.

Сколько звуков в этой картине! Перекликаются птицы, и звенит капель, шелестит ветер в мокрых ветках, и поскрипывают кривые стволы, звучит колокол.

Ожидание весны передано и красками. В “унылом” колорите картины проглядывают, подобно первому весеннему лучу, оттенки розового, голубого, сиреневого, золотистого цветов, которыми выписаны бескрайние дали, высокое небо и возносящиеся к нему ветви деревьев.

Художник воспринимает природу как живое существо. Живописная тема пейзажа великолепно выражена в поэтических строках Ф. Тютчева:

Ещё земли печален вид,

А воздух уж весною дышит.

Проанализируйте, с чего начинает описание автор текста.

  1. Какая основная мысль этого текста?
  2. Как она раскрывается?
  3. Какое настроение у Н. Борисовской?
  4. Что она чувствует, видя репродукцию картины?
  5. Что вы могли бы добавить к описанию картины?
  6. Найдите слова, с помощью которых части текста “связываются” в единое целое.
  7. Объясните, почему многие предложения в тексте начинаются с красной строки.
  8. Как вы думаете, почему в этом тексте много прилагательных? Найдите их.

Примерный план (готовый план)

1. Художник и его картина.

2. Пробуждение весны.

3. Грачи — главные герои картины.

4. Изобразительные средства картины.

5. Отношение к картине.

Сочинение учащегося.

Передо мной картина А. Саврасова “Грачи прилетели”. На ней изображены первые птицы – грачи на деревьях. 

На переднем плане картины изображены грачи на голых березках. Эти березки старенькие, обломанные, и на них сидят хлопотливые грачи, они вьют гнезда. Под березками лежит талый и грязный снег. Справа от старых кривых березок образовалась большая лужа из талого снега. Около лужи голый кустик. Под березами виднеются обломанные ветки берез и следы птиц. 

На среднем плане, за березами, автор изобразил старый мокрый забор. За забором стоят деревянные строения. Старый дом, наверное, жилой. Около него стоит церквушка, она старая, но действующая. Около нее стоит часовня, она тоже старая и облезлая.

На заднем плане, за двором и деревней, стелется тающее поле. На нем проталины, мокрый снег.

Художник изобразил небо тусклым и вечерним. На нем весенние серые облака.

Когда художник писал эту картину, наверное, было пасмурное небо, и он его передал на картину.

После того, когда я посмотрела на картину, у меня мнение такое: эта картина - хорошая и написана с душой. Мне она нравится.

Сочинение учащегося.

На картине мы видим набухшие талой водой потемневшие сугробы, крыши деревенских домишек, забор. Талая вода наполнила небольшой пруд. Вдали виднеются поля, которые уже освободились от снега. Среди низких домов возвышаются церковь и колокольня. Над всем этим высокое весеннее небо, оно еще не стало чистым, но голубизна уже проглядывает сквозь облака.

В центре картины корявые берёзки, на них много грачиных гнёзд. Грачи суетятся, кричат, шумят, у них очень важная пора – они строят гнёзда. Они кричат радостно и взволнованно оттого, что вернулись на родину. Глядя на картину, мы как будто слышим их радостные беспокойные крики. Птицам сейчас нужны каждый прутик, каждая веточка. Мы видим, как под деревом на снегу трудолюбивый грач крепко держит в клюве маленькую веточку.

Смотрю на картину и ощущаю запах весны, слышу её звуки. Художник показал красоту ранней весны. Он вложил в картину свою душу.

Передо мной картина А. Саврасова “Грачи прилетели”.

А.К. Саврасов – замечательный русский художник. Перед нами его картина “Грачи прилетели”

Итог урока.

Написание сочинения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация у уроку русского языка по теме: Сочинение-описание картины А.А.Рылова "В голубом просторе" 3 класс

Презентация знакомит с творчеством живописца Рылова А.А. Здесь даны репродукция картины, этапы урока, план....

Урок русского языка по теме: «Буква Ь. Мягкий знак – показатель мягкости предшествующего согласного звука» (1 класс, программа « Школа России»)

Краткая аннотация урока:Конспект урока (обучение грамоте) по теме «Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука» с приложением в виде презентации был разработан для урока чтения в 1 классе.Может...

Презентация у уроку русского языка по теме: Сочинение-описание картины В.М.Васнецова "Снегурочка" 3 класс

В презентации краткая биография художника В.М.Васнецова, его картины, план работы над сочинением....

Технологическая карта урока русского языка «Составление устного сообщения по репродукции картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»», 4 класс, УМК «Школа России»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока «Составление устного сообщения по репродукции картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»»Тип урока: «открытие» но...

План-конспект урока русского языка по теме "Знание алфавита: правильное называние букв, знание их последовательности" в 1 классе (УМК "Школа России")

Урок русского языка "Знание алфавита: правильное называние букв, знание их последовательности" (УМК "Школа России") проведен в1 классе....

Методическая разработка урока русского языка по теме «Сочинение-описание по репродукции картины В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке»» (4 класс, УМК "Школа России").

Методическая разработка урока русского языка по теме «Сочинение-описание по репродукции картины В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке»» (4 класс, УМК "Школа России&q...