Открытый урок на тему "Склонение имен прилагательных."
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

- ознакомление учащихся со склонением имен прилагательных;

- повышение уровня знаний детей по теме "Имя прилагательное".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sklonenie_prilagatelnykh.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый  урок  по  русскому языку

 в   4 в   классе

«СКЛОНЕНИЕ    ИМЕН   ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ»

Учитель:

Томаева Ирина Ацамазовна

С.Гизель 2021

Цели и задачи:

Образовательные цели:

- ознакомление учащихся со склонением имен прилагательных;

- повышение уровня знаний детей по теме "Имя прилагательное".

Развивающие цели:

- развитие интереса к дальнейшему учебному процессу, умения анализировать собственную деятельность.

Воспитательные цели:

- воспитание стремления учеников к успеху в учебе, умения адекватно оценивать свой труд;

- воспитание коммуникативности и толерантности.

Задачи урока:

- формировать умение правильно употреблять в письменной речи окончания имен прилагательных, учить определять грамматические категории прилагательного;

- развивать интеллектуальные качества учащихся: речь, внимание, мышление, наблюдательность, воображение, умение планировать выполнение поставленной задачи;

- воспитывать стремление детей к познанию, внимательное отношение к мнению собеседника, взаимопомощь и умение работать в коллективе.

Оборудование: карточки, тесты, тетради, рисунок ёлки, ёлочные игрушки,

ХОД   УРОКА

I. Организационный момент.

Снег упал нам на ладошку,

На скамейку, на дорожку.

Вьётся, вьётся, ой-ой-ой!

В класс вбежали мы с тобой

Новый год в окно стучится,

Трудно нам сейчас учиться…

Но придется потрудиться,

Чтобы празднику случиться.

- Каким вы хотите видеть наш урок?

(Интересным, познавательным)

- Хорошо, но для этого надо помнить, что работать нужно дружно и продуктивно.

-  Запишите число и классная работа, сверьте, пожалуйста, свои записи с записью на доске, обратите внимание на  орфограммы.

II. Актуализация  знаний

1. Самоопределение к деятельности.

- Послушайте стихотворение и подумайте, о какой части речи говорится  в нём?

                  У существительных подчас

Не жизнь, а просто скука!
                 Ни цвета нет у них без нас,
                 Ни запаха, ни звука!
                 Но если нас к ним приложить,
                 Им веселее станет жить!

(Часть речи имя прилагательное)

- Правильно! А теперь попробуйте отгадать загадку

В Новый год стучится сказочное что-то,

Тихо постучится в наши двери кто-то:

- Тук-тук!

- Кто там?

- Поглядите только!

- Зелёная, пушистая, смолистая, душистая…

(Ёлка)

- Какие прилагательные в загадке вам помогли ее отгадать?

(Зелёная, пушистая, смолистая, душистая)

- На уроках технологии мы научились вырезать маленькие елочки. А сегодня на урок к нам пришла их старшая сестричка - новогодняя елка. Мы будем сегодня ее украшать, выполняя различные задания.

- А знаете ли вы, откуда пришла к нам эта традиция?

- Устанавливать в российских домах ели появился относительно недавно – не более 150 лет назад. Изначально эта традиция появилась во Франции. Согласно историческим летописям, первые упоминания о наряженных к празднику елях появляются еще в начале 17 века.

- Скажите пожалуйста, а что общего у прилагательных: зелёная, пушистая, смолистая, душистая?

(Прилагательные женского рода с окончанием –ая)

- Молодцы, а какое еще окончание женского рода вы знаете?

(Окончание – яя)

2. Минутка чистописания

- Итак, повесить наш первый шарик мы сможем, если составим из этих окончаний цепочку для чистописания, чередуя буквы в разном порядке.

                  аяяа            яаяа                аяая  

(Вывешиваем шарик)

3. Словарная работа.

- Вторя игрушка появится на елке, если мы   запишем словарные слова, поставить ударения, подчеркнем орфограммы.

Автомобиль, комбайн, машина, жёлтый, автобус, корабль, ракета, самолёт, трактор.

(Вывешиваем шарик)

- Внимательно посмотрите на слова. Как вы думаете, какое слово лишнее?

- Составьте с этим словом предложение. Определите род и число прилагательного. Как определить род и число прилагательного? Правило.

(Вывешиваем шарик)

III. Определение темы.

1. Работа по карточкам.

- У вас на столах лежат листы со стихотворением. Прочитайте.

Как-то раз с большого клена оторвался лист зеленый.
И пустился вместе с ветром путешествовать по свету.
Закружилась голова у 
зеленого листа.
Ветер нес его и нес, бросил только на мосту.
В тот же миг веселый пес шмыг – 
к зеленому листу.
Лапой – хвать 
зеленый лист, дескать, поиграем
“Не хочу” - парашютист, головой качает…
Ветер вмиг с листом 
зеленым над землей взметнулся снова,
Я пишу в саду под кленом, стих о том листе 
зеленом.

- Обратите внимание на выделенные слова. Что общего у этих слов?

(Это прилагательные, общее значение, род и число)

- А какие отличия? Почему?

(Разные окончания, т.к.употреблены в разных падежах)

2. Работа с тестом.

- А вот как по-другому называется изменение прилагательных по падежам вы мне скажете, если правильно ответите на вопросы теста.

Найди ключевое слово, по буквам правильно угаданных ответов.

1.  Что обозначает имя прилагательное?

а) предмет     с) признак предмета      в) действие предмета

2.  На какой вопрос отвечает имя прилагательное?

т) кто? что?       л) что делает? что сделает?      к) какой какая какие?

3.  Как определить род прилагательного?

м) по вопросу       л) по существительному с ним связанному.

4.  Какие окончания имеют прилагательные среднего рода?

а) -ая, -яя        о) –ое, -ее       и) –ый, -ий, -ой

5.  Каким членом предложения чаще всего является прилагательное в предложении?

т) главным            н) второстепенным

6.  Какое прилагательное является синонимом к слову “ старательный”?

а) вежливый            е) аккуратный           о) хлопотливый

7.  С чем связано прилагательное в предложении?

н) с существительным           т) с глаголом           с) с наречием.

8. Укажите слово, от которого образовалось прилагательное “водный”. 

а) проводка           и) вода            е) уводить

9.  Прилагательное это:

о) часть слова           и) член предложения            е) часть речи.

- Кто сможет назвать тему урока? «Склонение имен прилагательных».

(Вывешиваем шарик)

- А сейчас я попрошу вас прослушать сказку о прилагательных.

3. Тренировка в склонении прилагательных.

Родились Прилагательные с очень покладистым характером. Они с удовольствием согласовывались бы во всем с существительными. Да вот незадача: не было у прилагательных собственного рода, числа и падежа.

- А что если нам попросить их у существительных, ну хотя бы на время, -мечтали прилагательные и решили поговорить об этом с существительными. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили прилагательным свои формы. Существительные были рады иметь новых друзей. Так и живут до сих пор прилагательные. Чтобы согласовываться с существительными, берут напрокат формы рода, числа и падежа. Вместе – служба, вместе – дружба.

- Что нового узнали о прилагательном?

Давайте просклоняем словосочетания:

1ряд – вкусная вода

2ряд – вкусный сироп

3ряд – вкусное яблоко

Выделим окончания.

Ж.р.

М.р.

С.р.

И.п. вкусная вода

вкусный сироп

вкусное яблоко

Р.п. вкусной воды

вкусного сиропа

вкусного яблока

Д.п. вкусной воде

вкусному сиропу

вкусному яблоку

В.п. вкусную воду.

вкусный сироп

вкусное яблоко

Т.п. вкусной водой

вкусным сиропом

вкусным яблоком

П.п. о вкусной воде

о вкусном сиропе

о вкусном яблоке

- Можно ли по окончанию прилагательного определить падеж?

- Как же нам определить падеж имени прилагательного?

(По падежу существительного).

(Вывешиваем шарик)

4. Работа по учебнику

- Давайте прочитаем правило настр.143

IV. Физкультминутка.

Мы работали отлично.

         Отдохнуть не прочь сейчас

         И зарядка нам привычно

         На урок приходит в класс.

Я буду называть словосочетания. Если в словосочетании имеется прилагательное в единственном числе, вы приседаете. Если в словосочетании имеется прилагательное во множественном числе, вы поднимаете руки вверх.

Зимняя дорога, вкусная ягода, стройные деревья, высокий забор, лесные тропы, новые тетради, красное яблоко, интересные рассказы.

V. Закрепление

1. Работа в карточках

- Вернемся к нашему стихотворению и определим падеж прилагательных.

2. Работа с учебником.

Упражнение 277 (устно)

(Вывешиваем игрушку)

3. Письмо по памяти

Упражнение 280. Задание.

(Вывешиваем игрушку)

- Посмотрите, какая нарядная и красивая получилась наша елочка! Вы все хорошо потрудились и поэтому елочка приготовила вам сюрприз. Загадайте желание, проговорите его про себя и оно обязательно сбудется.

VI. Домашнее задание.

Упр.281, стр. 85 памятка.

VII. Итог

- Как определить падеж прилагательного?

Оценки за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Правописание окончаний имен прилагательных"

Открытый урок создан для того, чтобы: закрепить навык правописания окончаний им. прилагательных; развивать орфографическую зоркость учащихся; совершенствовать знания уч-ся об имени прилагательном как ...

Конспект урока "Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного" (3 класс, УМК "Школа России")

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по русскому языку на тему: "Зависимость рода имени прилагательного от формы рода  имени существительного". Данный конспект предназначен ...