Части речи. Что мы уже знаем об имени прилагательном.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

В этом конспекте собран один урок по русскому языку  в 4 классе на тему: "Части речи. Что мы уже знаем об имени прилагательном".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chasti_rechi.chto_my_znaem_ob_imeni_prilagatatelnom.docx20.13 КБ

Предварительный просмотр:

ЧАСТИ РЕЧИ И ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

ЧТО МЫ УЖЕ ЗНАЕМ

ОБ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОМ

Тема: Морфологический разбор имени прилагательного

Цели:

 развивается умение составлять и анализировать тексты, выявлять и подбирать имена прилагательные, называть грамматические признаки имён прилагательных (производить морфологический разбор).

План

  1. Орг.момент
  2. Актуализация знаний
  3. Формулирование проблемы
  4. Развитие умений
  5. Итог урока
  6. Домашнее задание
  7. Орг.конец

Ход урока

1.Орг момент

2.  Актуализация знаний.

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Напишите «Классная работа».

1. Словарная работа.

1. – Запишите однокоренные имена прилагательные. Обозначьте орфограммы.

Серебро, прогресс, облако, десерт, алмаз.

2. Задания выполняются по вариантам с использованием образованных имён прилагательных:

I вариант

1. Докажите, что имена прилагательные изменяются по родам, используя записанные слова.

2. Составьте два словосочетания по схеме: сущ. (ж.р.) + прил., используя записанные прилагательные.

II вариант

1. Докажите, что имена прилагательные изменяются по числам, используя записанные слова.

2. Составьте предложение с однородными второстепенными членами, выраженными именами прилагательными, используя в переносном значении прилагательные серебряные, алмазные.

2. Проверка домашнего задания.

1. Игра «Что мы знаем об имени прилагательном».

Класс делится на две команды. Одна команда задаёт вопросы по теме, другая отвечает. Побеждает та команда, чьи ответы (вопросы) были правильными, точными, научными.

2. Проверка задания № 9, тема 8 в рабочей тетради.

– Вспомните, что такое антонимы. А синонимы?

– Сколько антонимов может быть у слова? А синонимов?

– Назовите антоним и синонимы к слову мокрый.

– Приведите примеры антонимических пар из задания № 9.

3. Упр. 207 – конструирование текста на основе антонимических соответствий (контекстуальных антонимов) к именам прилагательным в тексте.

Ученики читают текст.

Имена прилагательные помогают представить картину весеннего дня, почувствовать настроение.

Затем составляют текст «Пасмурный день» с использованием антонимов, передающих иное настроение.

4. Наблюдение над многозначностью имён прилагательных.

Работа на доске.

– Мы говорили о многозначных именах существительных. А есть ли многозначные имена прилагательные? Покажем это на примерах.

– Запишите прилагательное холодный. В каком значении оно может употребляться? Запишите словосочетания прил. + сущ.

холодный чай

холодный приём

холодные отношения

– Подберите прилагательные-антонимы, сравните с теми, которые представлены на слайде. Запишите рядом: горячий, радушный, тёплые.

– Какие слова в этих словосочетаниях употреблены в переносном значении?

– Сделайте вывод о многозначных прилагательных и антонимичных парах.

Вывод: Многозначные имена прилагательные имеют в разных значениях разные антонимы.

3. Формулирование проблемы.

 

– Дополните ключевые слова и на их основе сформулируйте тему урока.

……… , начальная форма, постоянные, непостоянные признаки,

…... имя прилагательное, ………………. , роль в предложении.

(Морфологический разбор имени прилагательного) Дополните ключевые слова и на их основе сформулируйте тему урока.

– Давайте составим план урока.

Дети вместе с учителем составляют план.

– Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.)

4. Развитие умений.

Работа в учебнике.

1. Упр. 208 – актуализируются умения производить морфологический разбор имени прилагательного по образцу.

Выполняется на доске под руководством учителя.

Беседа после выполнения упражнения.

– Есть ли у имён прилагательных постоянные признаки?

– Почему род, число и падеж у прилагательного являются непостоянными признаками?

2. Упр. 209 – развивается умение составлять план и готовить устное сообщение-рассказ на грамматическую тему.

Самостоятельная работа в группах.

– Прочитайте задание. При составлении плана используйте упр. 95 в «Дидактическом материале».

Примерный план.

1) Определение имени прилагательного.

2) Связь имён прилагательных с именами существительными.

3) Частотность употребления в речи.

4) Роль прилагательного в речи. Прилагательные-антонимы в тексте.

 Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

 Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Что мы делали на уроке? Какие умения формировали?

5. Итог урока.

– Найдите лишнее слово в ряду ключевых по теме урока:

Род, описание, число, падеж.

– Почему это слово лишнее? (Не является морфологическим признаком прилагательного.)

– Выполните задание № 3, тема 8 в рабочей тетради. Назовите вариант ответа.

– Как вы определяете падеж прилагательного? (По падежу существительного.)

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

6. Домашнее задание.

Упр. 3, с. 56.

7. Орг.конец


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему «Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным», разработанный в технологии критического мышления.

  Конспект урока  на тему  «Имя прилагательное как часть  речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным», разра...

Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным

Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным...

Влияние языковых игр на развитие письменной монологической речи младших школьников (на примере изучения имени прилагательного)

Статья на тему : "Влияние языковых игр на развитие письменной монологической речи младших школьников (на примере изучения имени прилагательного)"....

«Имя прилагательное как часть речи. Связь имени прилагательного с именем существительным.»

Познакомить со смысловым значением имен прилагательных; сформировать представление о связи имени прилагательного с именем существительным, учить находить в тексте имена прилагательные и правильно...