Конспект урока :Сочинение по репродукции картины В.А. Серова «Мика Морозов»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Соктоева Дарима Владимировна

Конспект урока по развитию речи в 4 классе  "Сочинение по картине В А Серова "Мика Морозов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл miki_2019_god.docx22.87 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Сочинение по репродукции картины В.А. Серова «Мика Морозов»

Цель: учить писать сочинения по картине

УУД:

Личностные: контролировать и оценивать свою работу и её результат.
Регулятивные: составление плана и последовательности действий; научиться соотносить свои знания с заданием, которое нужно выполнить.
Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Коммуникативные: учиться доносить информацию до другого учащегося, слушать и понимать речь других.

  1. Организационный момент.

    2   Актуализация знаний учащихся. Создание ситуации успеха.

- Что мы делали на уроках развития речи весь 4 класс.

- Сегодня мы продолжим писать сочинения по репродукции  картин известных художников.

   Перед вами автопортрет Валентина Александровича Серова

   Это картина – визитная карточка художника. 

 Валентин Александрович Серов – это знаменитый русский художник - получил хорошее художественное образование. Среди его работ можно найти картины разных жанров. «Заросший пруд» здесь Валентин Серов любуется пейзажем, пытается передать свое восхищение русской природой и этот пейзаж каждому кажется знакомым и близким; Идея написания картины «Похищение Европы». родилась в голове художника во время поездки на греческий остров.

 Безусловно, речь идёт не о краже материка. Европа была дочерью финикийского царя, в которую влюбился Зевс. Под видом быка он выкрал красавицу и увёз на остров Крит.

 Историческая картина « Петр Первый», здесь он изобразил Петра 1, уверенной походкой шагающего навстречу суровому ветру.

Но основу его творчества составлял портрет. По признанию современников Серова, именно его кисти принадлежит лучший портрет последнего русского царя Николая 2. Художнику удалось легкими движениями кисти, сконцентрировать внимание зрителя на глазах государя, показав не императора, но простого человека, с его тревогами, заботами и ожиданиями. Своей картиной В.Серов, как бы хочет сказать, нам нужен сильный, решительный  правитель.

 Перед вами репродукция картины  «Девушка, освещённая солнцем» (1888)

 Машенька Симонович, изображённая на полотне, была двоюродной сестрой Серова. Образ задумчивой девушки нёс в себе идею русской чистоты и скромности. Серов считал эту работу одной из лучших.

И еще, Валентина Серова считают мастером детского портрета, когда художнику удается добиться естественности в облике ребенка.

Перед вами портрет Веры Мамонтовой, которая называется « Девочка с персиками». Эта знаменитая девочка – дочка русского предпринимателя и мецената Саввы Мамонтова. Двенадцатилетней Веруше, как звали её все близкие, пришлось позировать целый месяц!

    -Кто может объяснить значение слова «портрет»?

(Изображение какого-либо человека или группы людей в живописи, скульптуре, графике или фотографии).

  • Портрет – от фр. “изображать, передавать”. Изображение человека или группы людей, реально существующих или существовавших в прошлом.

- Как называется  художник который рисует портреты?

  • ПОРТРЕТИСТ ( художник, который рисует портрет) 

- Можно ли за внешним сходством в портрете увидеть что-то большее?

(По портрету можно предположить о характере человека, его мыслях, настроении, его внутреннем мире.)

Ребята, смысл портрета – в интересе именно к личности человека, наделенной индивидуальными качествами.

  А сейчас, посмотрите, перед вами один из лучших детских портретов в мировом искусстве «Мика Морозов»

- Ребята, посмотрите внимательно на картину и попробуйте определить, о чем или оком мы будем сегодня говорить и писать сочинение?

 -Тема нашего урока работа по картине Валентина Серова “ Мика Морозов”.

- А какие задачи поставим перед собой (Внимательно рассматривать картину, анализировать картину, описывать картину в соответствии с алгоритмом, выделять главное. т. е вы будете экспертами – исследователями.

4. Работе по теме урока

- Внимательно рассмотрите картину. Сегодня вам предстоит написать сочинение по картине В. Серова «Портрет Мики Морозова»

- Как вы думаете, что за имя – «Мика»? (Уменьшительно-ласкательное имя мальчика - Михаил)

- Подходит ли оно мальчику? (Да, мальчик еще мал, ему подходит такое домашнее имя)

- Сколько, на ваш взгляд, ему лет? (от 4 до 6 лет)

Что помогло определить возраст?  (Обрати внимание на кресло).

(Мальчик маленький по сравнению с большим креслом; само кресло покрыто цветными мягкими подушками, чтобы ребенку было удобнее, у мальчика полуоткрыт рот, что выдает его детскую непосредственность.)

- Как вы думаете, когда он писал картину Утором? Днем? Вечером?

- Ребята, помните, в начале урока мы говорили о том, что будем рассматривать и анализировать картину т. е мы будем экспертами - исследователями. Так вот у вас на столах лежат фотография этой картины, вы должны в парах составить рассказ по первой части нашего сочинения, а помогут в этом нам вопросы. Предложения должны быть связаны по смыслу.

  1. Кто изображен на картине. Внешний вид (лицо, одежда)

 Начинать свой рассказ вы можете со слов

На картине Валентина Серова изображен…

- Кто расскажет?

( На картине Валентина Серова изображен маленький мальчик лет 4-5. Черные, круглые глаза, розовощекий, чуть приоткрыт рот.  Мика - курчавый, вихрастый. В ночной рубашке, волосы растрепаны, готов вскочить с кресла. Ручонки уцепились за поручни кресла, это происходит ранним утром. )

Переходим ко 2 части нашего исследования. Во второй части мы будем говорить

  1. Характер Мики (по выражению лица, взгляду)

Давайте предположим, какой у него может быть характер? Для этого воспользуйтесь памяткой, которые у вас на столах.

(Мика любознательный, бойкий, живой мальчик Взгляд у мальчика очень внимательный, серьезный, любознательный.)

Судя по выражению его лица, Мика бойкий и смышленый мальчик.  Глаза горят, рот полуоткрыт, на щеках румянец. Взгляд у мальчика очень внимательный и серьезный, свидетельствующий об уме и любознательности. Судя по всему, это впечатлительный мальчик, в котором природная резвость уживается с развитым воображением и умением слушать.

   Теперь вы знаете характер Мики, что вы можете сказать о нем, если ему будут читать сказку, внимательно ли он будет ее слушать?

 - Итак, о чем нам может рассказать портрет? (портретное описание может рассказать о внешности, возрасте, характере человека)

- Глядя на картину, кто помнит себя в этом возрасте, этот мальчик похож на вас или нет. (да, похож, я не помню, я был тихий и спокойный)

- Что хотел рассказать нам Валентин Серов этим портретом?

         (Художник хотел показать нам кусочек беззаботного детства.)

Физминутка

Ребята, по его моей команде изобразите одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.

(Воздух, вода, земля, огонь)

Написание сочинения

Вот у нас и получился план нашего сочинения

           План

  1. Кто изображен на картине. Внешний вид (лицо, одежда)

На картине Валентина Серова изображен …

  1. Характер Мики (по выражению лица, взгляду)
  2. Мое отношение к картине.

- Что вы будете писать в 3 части?

- Какими словами можете начать?

- Кто готов рассказать полностью по плану?

- Прежде чем писать, почувствуйте настроение картины, подумайте о тех чувствах. Которыми хотел поделиться художник.

Вглядитесь в лицо ребенка. Постарайтесь раскрыть трогательность и поэтичность детского образа.

Самопроверка и самоконтроль. Чтение сочинений учащихся. Оценивание работ.

6. Рефлексия ( Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

 Сегодня я узнал…

 Мне понравилось…

 Я бы хотел снова услышать…

 У меня сегодня получилось…

 Теперь я точно умею…

 Я бы хотел рассказать другим о…

Итог урока

- Как вы думаете, существовал ли этот человек в реальности или это вымышленный персонаж?

- Кем мог он стать этот мальчик, когда вырос?  Почему?

- «Мика – в будущем Михаил Морозов – стал известным ученым, исследователем литературы, профессором Московского университета».

Домашнее задание. Написать сочинение – рассуждение «Чем мне запомнилась картина В. Серова  «Мика Морозов»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Сочинение – описание по картине И.И. Левитана «Март»"

Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Сочинение – описание по картине И.И. Левитана «Март»Цели урока: формировать умение составлять художественное описание природы на основе...

Конспект урока. Тема: "Отзыв по картине А.А. Серова «Девочка с персиками»" 3 класс УМК "Школа России"

Конспект урока по русскому языку на тему: "Отзыв по картине А.А. Серова «Девочка с персиками»" 3 класс...

сочинение по картине В. А. Серова "Мика Морозов"

Русский язык 4 класс автор учебника Климанова Л. Ф. , Горецкий В. Г. УМК "Школа России"сочинение по картине В. А. Серова "Мика Морозов"...

Сочинение на тему «Чем мне запомнилась картина В.А. Серова “Мика Морозов”»

Презентация для проведения урока русского языка в 4 классе....