конспект урока русского языка по теме "3 склонение имён существительных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Мартенс Марина Витальевна

Урок разработан по УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx118.73 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе по теме «Имена существительные 3 склонения»

УМК «Школа России», учитель – Мартенс М.В.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цель: создание условий для формирования представлений учащихся о 3 склонении существительных, отличать их от существительных м. р. с основой на мягкий согласный, с ь на конце, а также изменять существительные 3 – его склонения по падежам; закрепление умения определять члены предложения.

Задачи:

Обучающие: сформировать умение группировать имена существительные по склонению, правильно определять склонение имён существительных в единственном и во множественном числе;

Развивающие: способствовать развитию орфографической зоркости, речи, мышления;

Воспитательные: создать условия для работы в парах, группах; возбудить интерес к изучению русского языка.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: формировать представление

– о характеристиках имен существительных, относящихся к 3-му склонению.

– об общих закономерностях, связывающих имена существительные разных родов в одной группе склонений: имеют одинаковые наборы окончаний; окончания могут быть ударными и безударными, но они пишутся одинаково в одних и тех же падежах у слов одного склонения;

– умение различать существительные 2 и 3 склонения.

Личностные: уметь определять склонение, выделять окончание имен существительных.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: учатся осуществлять самоконтроль, самостоятельно выполнять задания.

Познавательные: делают вывод по поставленной теме: «3 склонение имён существительных»

Коммуникативные: умеют склонять имена существительные по падежам.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Формы организации деятельности учащихся: самостоятельная работа, работа в парах.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемы УУД

Организационный момент.

Сегодня нас ждет большая работа. Справиться с ней могут внимательные, любознательные, трудолюбивые и дружные ребята.

Проверка готовности к уроку.

Приветствие учителя.

Записывают в тетрадях число, классная работа.

Коммуникативные:

умение слушать,

 интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

Повторение изученного

Минутка чистописания

Сегодня на минутке чистописания мы будем записывать буквы парами (две одинаковые строчные буквы)

- Эта буква встречается в фамилии ученика нашего класса, который сидит, за 2 партой во 2 ряду……

- Эта буква стоит первой в моём имени….

- Следующая буква стоит на третьем месте в имени девочки, которая заплела сегодня две косички…..

ПРОВЕРКА:

ПП    ММ   СС   ЛЛ   НН

Словарный диктант

- Запишите словарные слова, используя картинки со слайда. В этих словах есть соединения букв, которые мы писали на минутке чистописания.

Проверка. Самооценка в тетради.

Записывают в тетради соединения строчных букв парами.

Самостоятельно записывают слова, проверяют с образцом.

Килограмм, аллея, расстояние, теннис, аппетит.

Оценивают свою работу:

Нет ошибок – 5

1 ошибка- 4

2 ошибки -3

Познавательные:

Развивать мыслительные операции: анализ, обобщение

Личностные:

Осуществлять контроль, самооценку.

Актуализация знаний

Отгадайте загадку:

Дорога есть – ехать нельзя.

Земля есть – пахать нельзя.

Луга есть – косить нельзя.

В реках воды нет.

- Подсказка: прочитайте первые буквы словарных слов.

- Посмотрите на слайд. Это карта нашего Сысольского района. Она поможет нам повторить знания по теме «Склонение имён существительных».

- На какие группы можно разделить все населённые пункты нашего района?

- А знаете ли вы, что в нашем районе есть деревня Пустошь? /Слайд/ она расположена недалеко от п. Первомайский на противоположном берегу реки Сысола.  Отметьте её на карте.

- К какой группе можно отнести это слово?

Отгадывают загадку.

Карта

Знакомятся с картой Сысольского района.

Работа в парах

Имена существительные 1 и 2 склонения.

Работают по карте.

Ни к какой, т.к это существительное Ж.р.

Коммуникативные:

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Познавательные:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Регулятивные:

предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

Формулировка

темы урока и планирование деятельности

- Определите тему нашего урока.

- Какие задачи поставим на уроке?

- Какие знания нам понадобятся для изучения этой темы?

- Сейчас вы будете работать в группах. Вадим и Валерия вспоминают падежи и их вопросы на карточках. Остальные работают на листочках в группах.

ПРОВЕРКА. САМООЦЕНКА.

Имена существительные 3 склонения.

Задачи:

  1. Научиться склонять имена существительные 3 склонения .
  2. Узнать, какие падежные  окончания имеют имена существительные 3 склонения.
  3. Учиться определять падеж имён существительных 1,2,3 склонения.
  4. Учиться различать имена существительные 1,2,3 склонения.

- Знание падежей и вопросов.

- Уметь различать склонения имён существительных.

Работа  в группах:

 1. Художник нарисовал ….……. (С.р., 2 скл.)

2. ……….(М.р., 2 скл) лизнул моё лицо.

3. На полке магазина продаётся ………(Ж.р., 1 скл).

4. Мой родной и близкий человек - ….. (М.р, 1 скл.)

5. …… (Ж.р., 3 скл.) прошла, и мне стало весело.

Личностные:

 формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов, учебных мотивов.

 Коммуникативные:

 учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве. 

Регулятивные:

принятие и сохранение учебной задачи.

Познавательные:

выделение существенной информации,

формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы.

Изучение нового материала

- Просклоняем существительное, которое я загадала:

Маленький рос, длинный хвост, серая шубка, острые зубки /МЫШЬ/

- Сравним окончания с таблицей в учебнике на стр. 98

Один ученик у доски, остальные в тетради.

Личностные:

 формирование мотивов достижения целей.

Коммуникативные:

 контроль действий партнёра,

использование речи для регуляции своего действия.

Регулятивные:

 принятие и сохранение учебной задачи.

Физминутка

Если слышишь существительное 1 склонения – приседай, 2 склонения – хлопай, 3 склонения – повороты влево – вправо.

Нож, коса, пена, язык, речь, печь, печка, дочь, пень

Снятие эмоционального напряжения с целью переключения на другой вид деятельности.

Первичное закрепление

- Предлагаю вам поработать волшебниками . Выполним Упр. 97 на стр. 171 учебника

- А сейчас мы будем учиться определять падеж имён существительных в тексте. Для этого нам надо вспомнить шаги алгоритма.

4 человека возле доски, остальные в тетрадях.

Располагают шаги алгоритма на доске в правильном порядке. Выполняют Упр.178 на стр. 100 по очереди выходят к доске.

Личностные:

формирование потребности в самовыражении и самореализации.

Коммуникативные:

формулирование собственного мнения,

Познавательные:

поиск и выделение информации,

умение строить речевое высказывание,

 анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные:

планирование своих действий;

различение способа и результата действий;

внесение необходимых корректив в действие.

Самостоятельная работа

- Найдите в каждой строчке на карточке лишнее слово, подчеркните его. Объясните свой выбор.

ВЗАИМОПРОВЕРКА,ОЦЕНИВАНИЕ по образцу

1) Улыбка, юноша, болезнь, Митя.

2)        Награда, крыло, камень, мороз

3)        Дед, площадь, болото, конь

4)        Пыль, речь, ладонь, карась.

Итог урока

- Какие задачи ставили на уроке? Все ли задачи выполнили?

- Оценим себя

Формулируют вывод.

Личностные:

 формирование позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

Рефлексия

Закончите предложения:

- Я доволен своей работой на уроке, потому что…

- Я ещё не умею….

- Мне надо потренироваться….

Личностные:

формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия.

Регулятивные:

восприятие оценки учителя,

адекватная самооценка.

Познавательные:

построение речевого высказывания,

установление причинно-следственных связей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка по теме " Склонение имён существительных"

Урок- путешествие по теме " Склонение имён существительных" . Проводить желательно накануне Новогодних праздников....

Презентация к уроку русского языка по теме "Склонение имён существительных"

Урок русского языка в 4 классе "Склонение существительного"...

Урок русского языка (3 класс). Склонение имён существительных

Урок русского языка (3 класс). Склонение имён существительных...

Конспект урока русского языка на тему Склонение имён существительных мужского и среднего рода

Урок русского языка в 4 - ом классе компенсирующего обучения на тему Склонение имён существительных мужского и среднего рода.Цели урока:  1. Образовательные:§  Познакомить обучающихся с...

Конспект урока русского языка на тему Склонение имён существительных мужского и среднего рода

Урок русского языка в 4 - ом классе компенсирующего обучения на тему Склонение имён существительных мужского и среднего рода.Цели урока:  1. Образовательные:§  Познакомить обучающихся с...

Урок русского языка 3 кл. "Склонение имён существительных"

Здесь представлен конспект урока русского языка по системе "Начальная школа XXI века"...