Конспект урока русского языка «Склонение личных местоимений 3-го лица» (УМК «Перспектива», 4 класс)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Боронина Елена Александровна

Цели деятельности учителя: формирование представлений у учащихся об изменении личных местоимений 3-го лица по падежам.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Знать: грамматические признаки личных местоимений;
  • Уметь: склонять личные местоимения по падежам, заменять слова в тексте соответствующим местоимением.

Личностные:

  • Осознавать свои трудности и стремиться их преодолеть;
  • Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
  • Проводить самооценку своих действий, поступков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата:19.01.2020                                                                                                        ФИО учителя Копотева Людмила Ильинична

Школа: 104                                                                                                                    ФИ студента Боронина Елена, 31 группа

Класс: 4 «б»                                                                                                                    ФИО методиста Солопова Татьяна Викторовна

Кабинет: 206

КОНСПЕКТ УРОКА по русскому языку

Тема: «Склонение личных местоимений 3-го лица».

Цели деятельности учителя: формирование представлений у учащихся об изменении личных местоимений 3-го лица по падежам.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Знать: грамматические признаки личных местоимений;
  • Уметь: склонять личные местоимения по падежам, заменять слова в тексте соответствующим местоимением.

Личностные:

  • Осознавать свои трудности и стремиться их преодолеть;
  • Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
  • Проводить самооценку своих действий, поступков.

Тип урока: «открытие» нового знания

Оборудование: учебник «Перспектива» 4 класс (Климанова), презентация, раздаточный материал.


Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный, эпиграф

2-3 мин

- Здравствуйте, ребята.
- Хочу начать урок с эпиграфа. Прочитайте его.
- На уроках русского языка формируется личность с ценностным взглядом на родной язык, постоянным стремлением овладевать его системой и совершенствоваться в знаниях и умениях.
- Как вы его понимаете?

Ответное приветствие

Отвечают.

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный

(слово учителя)

Практический

(Каллиграфическое упражнение)

Моделирование
Аналитический


Взаимооценка

Проблемный

5  мин

- Ребята, запишите число в тетради. Сегодня Девятнадцатое января. Сделайте морфемный разбор слова девятнадцатый. Один ученик.

Минутка чистописания

Фронтальная работа

- Давайте запишем число и классную работу в тетрадях и запишем небольшой текст. Но для начала вспомним, что такое предлог и приставка?

- Хороший ответ. Как отличить предлог от приставки?

- У какой части речи нет предлогов?

- Вы такие молодцы. Спишите текст, раскрывая скобки.

(На)ступила (на)стоящая зима. (По)льду через реку     (про)тянулась дорога. (На)стеклах мороз (на)рисовал (на)рядные узоры. (По)земле, (по)крытой глубоким снегом, хорошо ходить (на)лыжах.

- Сегодня на уроке я приготовила вам карту успеха, куда вы будете записывать баллы за правильно выполненное задание. Критерии оценивания такие: правильно выполнено – это 2 балла, допущено 2-3 ошибки – это 1 балл.

- Для начала сравните свой текст с правильным текстом на доске. Отметьте у себя на полях, сколько баллов вы получили за это задание.

- Какое задание мы с вами сейчас выполняли? Что мы с вами повторили?

Работа в парах

- Посмотрите на экран. Вам предстоит работа в парах. Вам нужно просклонять местоимения по падежам, также сказав, какие вопросы у данного падежа. Начинаем работу.

- Давайте посмотрим, что у вас получилось. Кто хочет просклонять нам местоимения?

- Давайте проверим. Оцените свой ответ в тетрадях на полях и поставьте балл.

- Что мы с вами повторили?

- Как местоимения относятся к 3 лицу?

- Давайте прочитаем стихотворение и найдем в нем местоимение.

Тяжко Машенька вздыхает:
Старший брат с ней не играет!
С Машей некогда играть -
Надо двойку исправлять!

- По какому признаку вы определили, что это местоимение?
- Можете ли назвать начальную форму этого местоимения?
- Назовите грамматические признаки этого местоимения.
- Значит, давайте назовем нашу тему урока.

- Какую цель мы с вами можем поставить?

- Верно.

Выполняет.

Девят и дцать – корни, ое – окончание, на – соед.гласная

- Предлог - это часть речи, то есть слово. Приставка - это часть слова, морфема.

- Предлоги пишутся раздельно с другими словами, а приставка, как часть слова, пишется слитно.

Списывают текст.

- Правописание приставок и предлогов.

Работают.

Один ученик проговаривает.


- личные местоимения

- он, она, оно, они

- Местоимение «ней».

Дают ответ.

- Да (она)/нет
- 3 лицо, ед.ч., ж.р.

- Склонение местоимений 3 лица.

- узнать, как склоняются местоимения 3 лица в единственном и множественном числе.

К: умение вступать в диалог

Р.: поиск способов решения учебной задачи

П.: умение выполнять логические операции сравнения, сопоставления

Л.: сравнение, анализ истинности

П.: умение выполнять логические операции сравнения, сопоставления

III. Постановка учебной задачи

Словесный

(Беседа, рассуждение)

4 мин

- Значит, давайте назовем нашу тему урока.

- Какую цель мы с вами можем поставить?

- Верно.

- Попробуем составить план.
- Как вы думаете, что мы должны вспомнить?
- После этого я уже написала вам слово «узнать», но что нам нужно узнать на этом уроке?
- Затем что мы должны?

- Склонение местоимений 3 лица.

- узнать, как склоняются местоимения 3 лица в единственном и множественном числе.



- грамматические признаки местоимения.
- узнать, как склоняются местоимения 3 лица.
- потренироваться в склонении местоимений 3 лиц.

Р.: поиск способов решения учебной задачи

К.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

IV. Открытие нового знания

Словесный, частично-поисковый, исследовательский

Репродуктивный:

Объяснительно-иллюстративный

Физминутка

7 мин

- Назовите мне, какие местоимения относятся к 3 лицу?

- Я хочу предложить вам просклонять эти местоимения. Посмотрите на экран. Вы видите, что некоторое уже вставлено, давайте продолжим склонять остальное.

- Что вы можете сказать о предложном падеже?

- Верно. Какой вывод мы можем с вами сделать?

- А теперь откроем учебник на странице 75 и рассмотрим страницу.

- В каких падежах местоимения имеют одинаковую форму?

- Обратите внимание, на раздельное написание местоимений с предлогами.

- Что вы заметили при написании местоимения с предлогом?

- Правильно. Запомните! Если личное местоимение  3-го лица «он» («она», «оно», «они») употребляется с предлогом, то при произношении местоимение начинается со звука [н’], а на письме – с буквы «н».

- Давайте повторим. Как пишутся местоимения с предлогом?

- А как пишется употребляемое местоимение с предлогом?

- Теперь проговорите правило друг другу по несколько раз.

- Я хочу спросить тебя, что твой сосед рассказал тебе?

- Он ничего не упустил?

- Молодцы.

- он, оно, она, они

Склоняют коллективно

- Местоимения с предлогом

Отвечают.

- Им.п и В.п.


- К местоимению добавляется буква Н.



- Раздельно.
- Добавляется к местоимению буква Н.

Проговаривают.
Ученик отвечает.
Нет.

П.: извлечение необходимой информации

К.: использование речевых средств для аргументации своей позиции

V.Первичное закрепление во внешней речи

Практический:
упражнение

 4 мин

- Давайте поработаем с упражнением 123 под таблицей. Что вам нужно? Прочитайте задание.

- Выходим по цепочке к доске, начиная со 2 ряда. Проговариваем предложение, а пишем только измененное предложение, указав грамматические признаки местоимения. Выполняем по образцу.

- Давайте вспомним про нашу карту успеха. Как вы оцениваете свое задание, напишите на полях. Все правильно – 2 балла, есть 2-3 ошибки – 1 балл.

- Что мы с вами отработали?

Читают.

- познакомился с соседями (с ними), договорился с другом (с ним), помог сестре (ей), вымыл окно (его), взглянул на небо (него), положил в портфель (в него), подошел к жирафу (нему), пришел с тетрадями (с ними).


Пишут.

Р.: выполнение учебного действия

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический
упражнение

5 мин

- В учебнике посмотрите упражнение 124. Прочитайте задание.

- Догадались ли вы, какие местоимения нужно вставить?

- Тогда каждый работает сам, у вас есть 5 минут.

- Работа закончена. Давайте обратимся к карте успеха. Чему вы сейчас научились?

- Правильно. Оцените себя. 2 балла или 1 балл.


- Да.

Выполняют задание.
- Определять лицо, род, падеж местоимений.

Р.: выполнение учебного действия

VII. Включение в систему знаний

Практический
упражнение

4 мин

- На каждой парте лежат листочки, где написаны 2 четверостишия. Из них вы должны выписать местоимения и в скобках написать их начальную форму. Работа в парах. Подпишите свои фамилии и приступайте к заданию. У вас есть 3 минуты.

Вот опять, опять, опять,
Говорит
мне мама: «Спать!»
Эх, вот взять бы да однажды
Нас местами поменять

У акулы грустный вид,
- Почему? - не понял кит.

А акула говорит:

- Потеряла аппетит!
Вот акула и сердита:

Как ей жить без аппетита?

Аппетита нет в кармане,

Нет в шкафу и в чемодане.
Нет на полках, на плите,
В общем, нет
его нигде!
А под крышку заглянули -
Аппетит лежит в кастрюле!

- Работа закончена! Это последнее задание, которое было в карте успеха. Оцените, как вы работали в паре и отметьте в тетрадях свой балл.

Выполнение задания.

Пишут.

К.: использование речевых средств для аргументации своей позиции

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный
аналитический

2 мин

- Давайте вспомним, какая тема у нас была?

- Какую цель мы ставили? Достигли мы ее?
- Выполнили ли план?

- Оцените себя. Подсчитайте свои баллы и поднимите руку, кто набрал 10 баллов?

-  Кто набрал 8 баллов?
- Вы большие молодцы. А теперь оцените работу всего класса.

- Вы хорошо поняли тему!

- Мне очень понравился урок с вами, вы работали хорошо и быстро. Спасибо за работу. Урок окончен.

Отвечают.

Отвечают.

Л.: Ответственное отношение к учению


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка "Склонение личных местоимений"

Русский язык. 4 класс.  УМК "Школа России" .Технологическая карта урока русского языка "Склонение личных местоимений"...

Конспект урока по русскому языку "Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа"

Конспект урока по русскому языку "Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа"...

Урок русского языка "Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа»

Педагогическая цель: создание условия для ознакомления с особенностью склонения личных местоимений 3-го лица;  совершенствовать умение правильно писать предлоги с местоимениями; способствовать ра...

Конспект урока русского языка "Склонение имён существительных" (УМК Перспективная начальная школа, 3 класс)

Тема: «Склонение имён существительных»Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о грамматической категории имени существительного – склонение.Планируемые результ...

Методическая разработка конспекта урока русского языка Изменение личных местоимений 1 и 2 лица

Методическая разработка конспекта урока русского языка "Изменение личных местоимений 1 и 2 лица"...

Технологическая карта урока русского языка "Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: закрепление знаний обучающихся о склонении личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа, формирование орфографической грамотности обучающихся.Задачи урокаДидактические...