Технологическая карта урока обучения грамоте и письму «Звуки [к], [к']. Буквы К, к» (УМК «Перспектива», 1 класс)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Боронина Елена Александровна

Цель урока: формирования представлений о согласных звуках [к], [к,] и букве К, к, совершенствование умений читать слоги, слова, предложения с изученной буквой.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Формировать умения выделять и характеризовать звуки [к], [к,], видеть и отличать букву к от других;
  2. Способствовать развитию фонематического слуха и навыков слогового и беглого чтения.

Развивающие:

  1. Развивать умения сравнивать, анализировать, сопоставлять, классифицировать через специально подобранные задания;
  2. Развивать познавательную активность путём создания интегрирующих ситуаций

Воспитательные:

  1. Воспитывать положительное отношение к учебному труду;
  2. Воспитывать культуру общения учащихся путём работы в паре со сверстниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ И ПИСЬМА

Дата: 9.11.21

Школа: 104

Класс:

Урок: 2

Время: 8:55-9:35  Кабинет: 206

Студент: Боронина Елена

Группа: 41

Учитель: Копотева Людмила Ильинична

Методист: Солопова Татьяна Викторовна

Тема урока «Звуки [к], [к,]. Буква К, к»

Тип урока: интегрированный

Цель урока: формирования представлений о согласных звуках [к], [к,] и букве К, к, совершенствование умений читать слоги, слова, предложения с изученной буквой.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Формировать умения выделять и характеризовать звуки [к], [к,], видеть и отличать букву к от других;
  2. Способствовать развитию фонематического слуха и навыков слогового и беглого чтения.

Развивающие:

  1. Развивать умения сравнивать, анализировать, сопоставлять, классифицировать через специально подобранные задания;
  2. Развивать познавательную активность путём создания интегрирующих ситуаций

Воспитательные:

  1. Воспитывать положительное отношение к учебному труду;
  2. Воспитывать культуру общения учащихся путём работы в паре со сверстниками.

Оборудование: презентация, учебник обучения грамоте (УМК «Перспектива» Азбука, 1 класс), раздаточный материал.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фрон-тальная.

Приветствие. Эмоциональный настрой на урок

- Доброе утро, ребята! Мне очень приятно видеть вас сегодня. Улыбнитесь друг другу.

-Покажите свою готовность к уроку. На партах у вас должны лежать: учебник, азбука, письмо и звуковички.

- Если вы услышите в слове звук А, то садятся девочки.

- Если вы услышите в слове звук О, то садятся мальчики.

- Крот.

- Астра.

Подготовка к уроку.

Настрой на урок.

Слушают

Познавательные УУД:

1) Учимся строить речевые высказывания.

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Предметные:

Знать:

- как показать готовность к уроку

Уметь:

- слушать учителя

Презентация

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная, индивидуальная, парная

Словесный: беседа

Повторение изученного материала

- Давайте вспомним, на какие две группы делятся звуки русского языка.
- Назовите признаки гласных звуков.




- Назовите признаки согласных звуков.


-Дайте характеристику согласного звука. Какой он?

- А теперь давайте разомнем наш речевой аппарат с помощью чистоговорки.
- Проговорим все вместе хором.
-Теперь 1 строчку проговорит, 1 ряд.
-2 строчку проговорит 2 ряд.
- И 3 строчку, 3 ряд

- Иккк — белый воротник.
Ки-ки-ки — новые носки.
Ко-ко-ко — пейте молоко!
-
Какой звук здесь повторяется чаще других?

Организует проблемную ситуацию.
-
Сейчас нам предстоит отправиться в небольшое путешествие!
- В этом нам поможет Крош. А что он держит в руках?
- Скажите, что общего у этих слов?
- Дайте характеристику этому звуку
- Ребята, у нас с вами возникло затруднение.

Отвечают.

-Звуки делятся на гласные и согласные.

- Во рту нет преград, воздух проходит свободно, произносятся только голосом, образуют слог.

- Воздух встречает препятствие (зубы, губы, язык), состоят из голоса и шума, либо только из шума, образуют слог только с гласными.
- Согласный, твердый/мягкий, глухой/звонкий.

Проговаривают хором и по рядам.

- Звук [к]

- Кисточку

- Эти слова начинаются ну букву К.

Затрудняются ответить

Познавательные УУД:

1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

2) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

3) формируем умение находить ответы на вопросы.

Предметные:

Знать:

- какие две группы звуков есть

- изученные согласные буквы

- гласные, являющиеся показателем твёрдости согласных звуков

- гласные, являющиеся показателем мягкости согласных звуков

- звонкие и глухие согласные звуки

Презентация

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Индивидуальная

Словесный: беседа, разъяснение

- Кто-то из вас уже догадался, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

- Какие цели мы поставим сегодня перед собой?


- Также у нас будем план, которому мы будем следовать в течение всего урока.
1. Потренируемся в написании слов с буквой Т.
2. Узнаем и запомним алгоритм написания буквы Т.
3. Выполним слого-звуковой анализ и дадим характеристику новым звукам.

- На уроке мы с вами сегодня будем сегодня оценивать свою работу жестами. Если вы выполнили работу хорошо, то будем показывать знак + пальцами, а если сделали плохо, то знак – .

- Звуки [к], [к’]. Буква К,к.

-Узнать новые звуки [к], [к'], научиться характеризовать звуки  

[к], [к,] и писать букву К,к

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение работать в паре.

Предметные:

Знать:

- чем отличается звук [к] от [к,]

- чем обозначают звуки [к], [к,]

Уметь:

- различать звуки [к], [к,]

- ставить цели урока

Презентация

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Фронтальная форма., индивидуальная, парная.

Словесный: беседа

Наглядный: работа с слайдом

Знакомит с буквами и звуками

-Откройте азбуку на странице 86.
- Давайте прочитаем, что написано в левой стороне в красной верхней рамке. 

-Разделите слово клоун на слоги.

- Сколько слогов получилось? Прохлопайте.

- Назовите первый слог.

- Назовите первый звук в этом слоге.  

-Звук согласный или гласный?

- К - какой? Мягкий или твёрдый?

-Давайте узнаем звонкий или глухой?

Чтобы это узнать. Закройте уши руками.

Если идёт шум - значит глухой, если идёт звук - значит звонкий.

-Какой он, звонкий или глухой?

-Возьмите набор для составления схем.
- Составьте схему первого слога. Теперь второго. Давайте отметим первый звук.
- Второй звук. Какой он?
- Третий звук. Какой он?
- Четвертый звук.
- Пятый звук. Какой он?
- Повторите характеристику звука [т], в паре со своим соседом.

- Определите местоположение буквы к в нашем алфавите.

- Между какими буквами стоит наша буква К?

- Теперь откройте свои прописи на странице 34.
- Посмотрите в верхний правый угол и скажите, из скольких элементов состоит строчная буква к?

Демонстрирует написание буквы. 
- Сядьте прямо, красиво и посмотрите на написание строчной буквы к.
- Сейчас давайте пропишем букву в воздухе, повторяя за написанием на видео.

Организует самостоятельную работу по написанию буквы в прописи. 
-Пропишите строчную букву К в прописях по теневым линиям.
- Теперь пропишем букву К самостоятельно вместе со мной под диктовку.
1. Начинаю вести прямую наклонную линию от верхней границы рабочей строки до нижней,
2. Возвращаюсь по написанному вверх до середины линии, плавно закругляю вправо;
3. Отрываю руку и начинаю писать третий элемент;
4. С середины буквы слева направо ведём линию с закруглением вверху и внизу;
5. Заканчиваю писать чуть ниже середины РС.
- Подчеркните ту букву, которая написана правильно и аккуратно: соблюден размер: ширина и высота буквы, наклон. Аккуратность, т.е. плавное движение руки, написано без помарок.
- Покажите мне жестом, как вы справились с заданием.

- Посмотрите на стр. 35 в прописях: из скольких элементов состоит буква?
- Сначала пишем 1ый элемент: высокая наклонная линия с петелькой внизу, закругление влево, далее ведем руку вверх вправо и на верхней линии рабочей строки чуть закругляем. 2ой элемент: короткая линия с закруглением вверху и внизу.
- Начинаем писать от середины первого элемента.
- Давайте пропишем букву в воздухе.
-Пропишите элементы прописной буквы К в прописях по теневым линиям и продолжите строку.
- Вместе, соблюдая алгоритм, пропишем букву в прописях.

Динамическая пауза 
- А сейчас давайте встанем и немного отдохнем. Повторяйте движения на экране.

Читают слово «клоун»

- кло-ун

- 2 слога

- кло

- [к]

- согласный

- твердый

- глухой

тв. Зв. синий кружок,
м. зв зелёный кружок.
- клоун

- к – согласный твердый, л – согласный, твердый, о- гласный, ударный, у- гласный, неударный, н – согласный, твердый

Показывают букву

 - Между буквой Й и Л


- из 2.


повторяют.

Прописывают.

Прописывают.

Метапредметные:

П: структурирование знания

К: умение высказывать и аргументировать свои мысли

К: инициативность в общем поиске нового знания

Предметные:

Знать:

- для чего нужна заглавная и прописная буквы к

- чем отличается звук [к] от [к,]

Уметь:

- делать частичный звуко-буквенный разбор слов

Презентация, учебник

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Индивидуальная работа.

Практический: работа с учебникомСловесный: беседа

Организует работу на закрепление нового знания

- Откройте ваши учебники на странице 86. Рассмотрите, из чего сделана новая буква?

- А почему использовали именно карандаши?


- Правильно! А о чём нам говорят синий и зелёный кружочки, заключённые в квадратные скобочки под буквой «ка»?

- Прочитайте слоги в рамочке.

- Прочитайте только те слоги, в которых согласный звук читается твёрдо: [к].
- Какой слог не прочитали? Почему?



- Откройте прописи на стр. 34. Прочитайте слоги.
- Как буква К соединена с другими буквами? Какие виды соединения вы знаете?
- Сначала пропишите самостоятельно по теневым линиям. Не забывайте держать ручку правильно и сидеть ровно.
- Я буду писать слоги на доске, комментируя. Вы пишите в прописи.
КИ: какое будет соединение? пишу букву к, не отрывая руки с верхней границы РС провожу линию вниз с плавным закруглением вправо, довожу линию до верхней границы РС, по написанному веду линию вниз с закруглением вправо.
КО: какое соединение?

- Как вы справились с заданием? Я хочу увидеть ваши жесты + или –.

- Буква составлена из карандашей.
- Слово карандаши начинается с буквы «ка».
- Этой буквой обозначаются два звука: звук [к] твёрдый и звук [к
,] мягкий.
- КА, КО, КУ, КЫ, КИ, КУ.
- КА, КО, КУ, КЫ, КУ.


- Не прочитали слог КИ, потому что в нём согласный читается мягко: [к
,]. Гласная буква «И» - показатель мягкости согласных звуков.

- Верхнее, среднее, нижнее.

Прописывают слоги в прописях.

П: работать по предложенному плану;

П: Овладение логическими  действиями  сравнения,  анализа, синтеза,  обобщения,  классификации

Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности.

Предметные:

Знать:

- что значат синий и зелёный кружочки, заключённые в квадратные скобочки

 

Уметь:

- составлять слова из предоставленных слогов

Презентация, учебник.

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Парная работа.

Практический: выполнение  задания

Организует самостоятельную работу
- Наше путешествие не заканчивается, Крош хочет получить еще знания. Поэтому сейчас мы с вами пропишем слова, состоящие из данных слогов.

- Пропишите слова КИТ и КОТ по теневым линиям, затем по одному разу в прописи на странице 34.

-Оцените свою работу. Соблюден ли наклон букв, соединения? Написано без помарок? Если работа соответствует всем критериям, то покажите жестом +.
Если есть помарки, покажите  –.

Выполняют задание

Прописывают.

Оценивают.

Личностные: Развитие самостоятельности и личной ответственности

П: Учащиеся анализируют объекты, проводят классификацию по различным критериям

Предметные:

Знать:

- гласные, являющиеся показателем твёрдости согласных звуков

- гласные, являющиеся показателем мягкости согласных звуков

Уметь: - применять знания об этих гласных

Презентация,раздаточный

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный: беседа

Практический: выполнение задания

- Ребята. Крош задался вопросом. Если из слогов мы можем составить слова, то что мы можем составить из слов?

- Откройте азбуку на стр.87. Найдите предложения с пропусками.
- Сколько предложений? Как вы догадались?
- Сейчас самостоятельно, в полголоса прочитайте предложения. В предложениях слова заменили картинкой, будьте внимательны.
- Кто нам прочитает 1 предложение? 2? 3? 4….?

- Посмотрите, в наших картинках встречается буква К?
- Прочитайте их. Скажите, в каком слоге находится звук К и какой он по мягкости/твердости.

- Кто смог ответить на все вопросы, покажите мне свой жест.

- А Крош решил забрать у нас морковку, потому что он проголодался. Он желает вам огромных успехов.

- Предложения

- Да

- Цирк, сосиска, морковка.

Личностные: Развитие самостоятельности и личной ответственности

Предметные:

Знать:

- как работать в парах

Уметь:

- расшифровывать текст и читать его

Презентация, учебник

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Фронтальная форма. Словесный:

 обобщающая беседа

Наглядный: работа со слайдом

Подводит итоги

- Наш урок подошел к концу. Расскажите, чему мы научились на уроке.

- Назовите слова, в которых есть твёрдый звук [к], мягкий звук [к'].

-Давайте вспомним тему урока

-Какая цель? Достигли мы её?

-Оцените свою работу на уроке.

-Поиграем в игру «Закончи предложение», я говорю начало предложения, вы продолжаете.

 Итак: Сегодня на уроке:

- я узнал…

- я научился…

-Хорошо.

- Спасибо за урок, все свободны

Выполняют задание

Отвечают

Познавательные УУД:

1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

Предметные:

Знать:

- в каких словах есть твёрдый звук [к], мягкий звук [к'].

- для чего нужна К

Уметь:

- достигать цели урока

- определять где твёрдый звук [к], мягкий звук [к'].

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока обучения грамоте и письму «Звук [ж]» (УМК «Перспектива», 1 класс)

Цель урока: формирования представлений о согласных звуках [ж] и букве ж и правописании слов с буквосочетанием жи, совершенствование умений читать слоги, слова, предложения с изученной буквой.Задачи ур...

Технологическая карта урока обучения грамоте и письму "Звуки [с], [с\']. Буквы С,с" (1 класс, УМК "Перспектива")

Тема: "Звуки  [с], [с’]. Буквы С,с" Тип урока: "открытие" нового знания Цель урока:  формирование знаний учащихся о согласных звуках [...

Технологическая карта урока обучения грамоте и письму «Строчная и заглавная буквы Ц, ц» (УМК "Школа России", 1 класс)

Тема урока «Строчная и заглавная буквы Ц,ц» Тип урока: закреплениеЦель урока: закрепление умения писать строчную и заглавную букву [це]; совершенствование навыка чтения слов по слогам...

Технологическая карта урока обучения грамоте и письмо "Звуки [т], [т’]. Буква Т,т", 1 класс (УМК "Перспектива")

Цель урока: формирование знаний учащихся о согласных звуках [т], [т’] и букве Т ; совершенствование навыка слогового и орфоэпического чтения; формирование представления учащихся о письме строчно...

Технологическая карта урока обучения грамоте по теме «Звуки [д], [д’]. Буквы Д, д» - 1 класс

Тип урока: Урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование понятия о согласных звуках [д], [д’] и букве Д, д; навыка слого-звукового  анализа слов, плавного послогового чт...

Технологическая карта урока обучения грамоте и письму «Звуки [м] и [м’]. Буква М, м» (УМК «Азбука», 1 класс)

Цель урока:формирование знаний у обучающихся о согласных звуках [м] и [м’] и букве М, первоначального графического навыка — письмо строчной буквы «м».Задачи урока:Дидактические...

Технологическая карта урока обучения грамоте и письму «Звуки [р] и [р’]. Буквы Р, р» (УМК «Азбука», 1 класс)

Цель урока:формирование знаний у обучающихся о согласных звуках [р] и [р’] и букве Р, первоначального грамматического навыка — письмо строчной буквы «р».Задачи урока:Дидактичес...