Технологическая карта урока обучения грамоте и письму «Звук [ж]» (УМК «Перспектива», 1 класс)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Боронина Елена Александровна

Цель урока: формирования представлений о согласных звуках [ж] и букве ж и правописании слов с буквосочетанием жи, совершенствование умений читать слоги, слова, предложения с изученной буквой.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Формировать умения выделять и характеризовать звуки [ж], видеть и отличать букву ж от других;
  2. Способствовать развитию фонематического слуха и навыков слогового и беглого чтения.

Развивающие:

  1. Развивать умения сравнивать, анализировать, сопоставлять, классифицировать через специально подобранные задания;
  2. Развивать познавательную активность путём создания интегрирующих ситуаций

Воспитательные:

  1. Воспитывать положительное отношение к учебному труду;
  2. Воспитывать культуру общения учащихся путём работы в паре со сверстниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ И ПИСЬМА

Дата: 14.12.21

Школа: 104

Класс:

Урок: 2

Время: 8:55-9:35  Кабинет: 206

Студент: Боронина Елена

Группа: 41

Учитель: Копотева Людмила Ильинична

Руководитель практики: Солопова Татьяна Викторовна

Тема урока «Звук [ж]. Правописание слов с буквосочетанием жи. Строчная буква ж.»

Тип урока: интегрированный

Цель урока: формирования представлений о согласных звуках [ж], [ж,] и букве ж и правописании слов с буквосочетанием жи, совершенствование умений читать слоги, слова, предложения с изученной буквой.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Формировать умения выделять и характеризовать звуки [ж], [ж,], видеть и отличать букву ж от других;
  2. Способствовать развитию фонематического слуха и навыков слогового и беглого чтения.

Развивающие:

  1. Развивать умения сравнивать, анализировать, сопоставлять, классифицировать через специально подобранные задания;
  2. Развивать познавательную активность путём создания интегрирующих ситуаций

Воспитательные:

  1. Воспитывать положительное отношение к учебному труду;
  2. Воспитывать культуру общения учащихся путём работы в паре со сверстниками.

Оборудование: презентация, учебник обучения грамоте (УМК «Перспектива» Азбука, 1 класс), пропись.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фрон-тальная.

Приветствие. Эмоциональный настрой на урок

- Доброе утро, ребята! Мне очень приятно видеть вас сегодня. Улыбнитесь друг другу.

-Покажите свою готовность к уроку. На партах у вас должны лежать: учебник, азбука, письмо и звуковички.

- Если вы услышите в слове звук А, то садятся девочки.

- Если вы услышите в слове звук О, то садятся мальчики.

- Крот.

- Астра.

Подготовка к уроку.

Настрой на урок.

Слушают

Познавательные УУД:

1) Учимся строить речевые высказывания.

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Предметные:

Знать:

- как показать готовность к уроку

Уметь:

- слушать учителя

Презентация

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная, индивидуальная, парная

Словесный: беседа

Повторение изученного материала

- Давайте вспомним, на какие две группы делятся звуки русского языка.
- Назовите признаки гласных звуков.
- Какие гласные указывают на твердость? (а, о, у, ы, э)

- Какие на мягкость? (е, ё, и, я, ю)



- Назовите признаки согласных звуков.


- Как распознать глухость или звонкость согласного звука?

-Дайте характеристику согласного звука. Какой он?

- Прочитайте четверостишие.
Жук жужжит в железной банке.
Жук не хочет жить в жестянке.
Жизнь жука в плену горька,
Жалко бедного жука!

- Давайте все вместе с вами еще раз прочитаем стишок.
-
Какой звук здесь повторяется чаще других, как вы заметили?

Организует проблемную ситуацию.
-
Сейчас нам предстоит отправиться в небольшое путешествие!
- И в этом нам поможет Жучок.
- Скажите, на какую букву начинается это слово?
- Дайте характеристику этому звуку. На сколько групп можно разделить все слова на Ж?
- Ребята, у нас с вами возникло затруднение. И наш Жучок предлагает нам отгадать тему нашего урока.

Отвечают.

-Звуки делятся на гласные и согласные.

- Во рту нет преград, воздух проходит свободно, произносятся только голосом, образуют слог.

- Воздух встречает препятствие (зубы, губы, язык), состоят из голоса и шума, либо только из шума, образуют слог только с гласными.
- Согласный, твердый/мягкий, глухой/звонкий.

Проговаривают вместе и по рядам.

- Звук [ж]

- Слово Жучок начинается на букву Ж.

Затрудняются ответить

Познавательные УУД:

1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

2) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

3) формируем умение находить ответы на вопросы.

Предметные:

Знать:

- какие две группы звуков есть

- изученные согласные буквы

- гласные, являющиеся показателем твёрдости согласных звуков

- гласные, являющиеся показателем мягкости согласных звуков

- звонкие и глухие согласные звуки

Презентация

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Индивидуальная

Словесный: беседа, разъяснение

- Кто-то из вас уже догадался, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

- Жучок нам уже подсказал, что мы сегодня научимся еще писать слова с таким сочетанием.

- Какие цели мы поставим сегодня перед собой?


- Наш Жучок дает нам план, которому мы будем следовать в течение всего урока. Дополните
1. Выполним слого-звуковой анализ и дадим характеристику звуку [ж] .

2. Узнаем и запомним алгоритм написания буквы Ж.
3. Научимся читать и писать слова с ЖИ.

- На уроке мы с вами сегодня будем сегодня оценивать свою работу жестами. Если вы выполнили работу хорошо, то будем показывать знак + пальцами, а если сделали плохо, то знак – .

Гимнастика для глаз: А сейчас мы с вами поиграем в сову. Когда я скажу «Один», вы сильно зажмуриваетесь. Когда я скажу «Два», вы широко открываете глаза.

- Звук [ж]. Правописание слов с буквосочетанием жи.

-Узнать новые звуки [ж], научиться характеризовать звуки  

[ж] и писать букву ж и буквосочетание жи.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение работать в паре.

Предметные:

Знать:

- чем отличается звук [ж]

- чем обозначают звуки [ж]

Уметь:

- различать звуки [ж]

- ставить цели урока

Презентация

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Фронтальная форма., индивидуальная, парная.

Словесный: беседа

Наглядный: работа с слайдом

Знакомит с буквами и звуками

- Откройте азбуку на странице 14.
- Кто изображен у нас на рисунке самом первом?

-Разделите слово жук на слоги.

- Сколько слогов получилось? Как вы догадались?

-Дайте характеристику. Возьмите набор для составления схем.
- Составьте схему первого слога.

- Второй звук. Какой он?
- Третий звук. Какой он?

- Какого привычного звукового изображения мы не находим у слов в азбуке?
- Смотрите, появилось слово УЖИН. Дайте характеристику слову.
- Верно. Жучок нам рассказал, что очень давно звук [ж] был мягким и после него писали буквы и,е,ё. Но со временем он утратил свою мягкость, поэтому в словах с буквосочетаниями ЖИ звук произносится твердо, но гласные пишутся те же.
- Определите местоположение буквы Ж в нашем алфавите.
- Между какими буквами стоит наша буква Ж?

- Теперь откройте свои прописи на странице 15.
- Посмотрите на букву и скажите, из скольких элементов состоит строчная буква ж?
- Верно. Буква ж состоит из двух полуовалов и двух коротких наклонных линий и прямой линии.

Демонстрирует написание буквы. 
- Сядьте прямо, красиво и посмотрите на написание строчной буквы ж.
- Сейчас давайте пропишем букву в воздухе, повторяя за написанием на видео.

Организует самостоятельную работу по написанию буквы в прописи. 
- Пропишите строчную букву ж в прописях по теневым линиям.
- Теперь пропишем букву Ж самостоятельно вместе со мной под диктовку.
1. Ставим ручку чуть ниже верхней линии РС. Ведем линию вправо вверх, пишем полуовал, возвращаемся назад на середине строки.
2. От этого отводим линию вправо вверх, касаемся верхней линии РС.
3. Ведем прямую наклонную до нижней линии РС.
4. Поднимаемся по ней вверх до верхней линии РС и пишем правый полуовал.
- Пропишите 3 буквы ж у себя в прописи.
- Подчеркните ту букву, которая написана правильно и аккуратно: соблюден размер, ширина и высота буквы, наклон. Аккуратность, т.е. плавное движение руки, написано без помарок.
- Отметьте рядом, как вы справились с заданием. Напоминаю, + или -.
- Что мы испытывали при написании буквы?
- Я соглашусь с вами, буква Ж считается одной из трудных по написанию букв.

Динамическая пауза 
- А сейчас давайте немного отдохнем. Разомнем наши пальчики, кисти рук.

- жук
- жук

- 1 слог. Одна гласная.

- [ж]

тв. Зв. синий кружок,
м. зв зелёный кружок.
- жук

- ж – согласный твердый, звонкий,
у – гласный, ударный, к – согласный, твердый, глухой.

- мягкого звука [ж]

Показывают букву

 - Между буквой Ё и З


- из 3.


повторяют.

Прописывают.

Прописывают.

- трудность

Метапредметные:

П: структурирование знания

К: умение высказывать и аргументировать свои мысли

К: инициативность в общем поиске нового знания

Предметные:

Знать:

- для чего нужна заглавная и прописная буквы к

- чем отличается звук [ж]

Уметь:

- делать частичный звуко-буквенный разбор слов

Презентация, учебник

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Индивидуальная работа.

Практический: работа с учебникомСловесный: беседа

Организует работу на закрепление нового знания

- Прочитайте слоги в рамочке.

- Прочитайте те сочетания, где в словах после Ж пишется и, е,ё. Как произносятся эти сочетания? А как пишутся?

- Хорошо. Отлично.

- Откройте прописи на стр. 34. Прочитайте еще раз слоги.
- Как буква Ж соединена с другими буквами? Какие виды соединения вы знаете?
- Сначала пропишите самостоятельно по теневым линиям. Не забывайте держать ручку правильно и сидеть ровно.
- Почему нам так важно соединение ЖИ?

- Верно. Запомните, слова с буквосочетанием ЖИ пишутся с буквой И. Давайте с вами пропишем ЖИ.

- Почему в буквосочетаниях с Ж мы слышим ы, э, о?

- Как вы справились с заданием? Я хочу увидеть ваши жесты + или –.

- жу, жи, же, жа, жё

- жи, же, жё. Произносятся твердо. Пишутся мягко

- почти со всеми словами верхнее соединение.

- потому что оно произносится твердо, а пишется мягко.

- так как Ж всегда твердый. А гласные показывают на твердость.

Прописывают слоги в прописях.

П: работать по предложенному плану;

П: Овладение логическими  действиями  сравнения,  анализа, синтеза,  обобщения,  классификации

Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности.

Предметные:

Знать:

- что значат синий и зелёный кружочки, заключённые в квадратные скобочки

 

Уметь:

- составлять слова из предоставленных слогов

Презентация, учебник.

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Парная работа.

Практический: выполнение  задания

Организует самостоятельную работу
-  Откройте азбуку на стр.14.  Найдите текст с название «Кто где живет?».
- Что нам нужно сделать? Как вы догадались?
- Сейчас все вместе мы прочитаем предложения.

- В каких словах вы увидели звук Ж?

- Наше путешествие не заканчивается, Жучок хочет получить еще знания, но он запутался и просит у нас помощи.

- Он не знает, какую букву надо вставить в слова. Поможете ему? (уж… / еж…)

- Объясните, какую букву нужно писать?
- Теперь я вам предлагаю самим прописать эти слова у вас в прописях на странице 15. Сначала по теневым линиям, а потом самим аккуратно и красиво.
- Разделите слова на слоги, подчеркните твердый согласный синим, а мягкий согласный – зеленым.
- Итак, проверьте с эталоном.
- Оцените свою работу. Соблюден ли наклон букв, соединения? Написано без помарок? Если работа соответствует всем критериям, то покажите жестом +.
Если есть помарки, покажите  –.
- Благодаря тому, что вы все правильно написали эти слова, Жучок запомнил, как правильно пишется такое буквосочетание.

Выполняют задание

- Да

Прописывают.

Оценивают.

Личностные: Развитие самостоятельности и личной ответственности

П: Учащиеся анализируют объекты, проводят классификацию по различным критериям

Предметные:

Знать:

- гласные, являющиеся показателем твёрдости согласных звуков

- гласные, являющиеся показателем мягкости согласных звуков

Уметь: - применять знания об этих гласных

Презентация,раздаточный

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный: беседа

Практический: выполнение задания

- Ребята. Жучок задался вопросом. Если из слогов мы можем составить слова, то, что мы можем составить из слов?
- Откройте азбуку на 14 странице. Прочитают этот рассказ 2 ученика.
- Посмотрите, в каких словах встречается буква Ж?
- Прочитайте их. Дайте характеристику звуку [ж].
- Прочитайте слова, где есть сочетание ЖИ. Объясните, почему так пишется.
- Теперь пропишем предложение в прописи. Страница 15. Вам нужно закончить предложение по подсказке рядом. Прочитайте вслух.
- Молодцы, запишите предложение по теневым линиям.
- Оцените свою работу. Вы должны были аккуратно, без помарок записать. Поставьте себе рядом + или -.

- Нашему Жучку пора уползать. Он хочет проверить, что вы усвоили сегодня за урок.
- Расскажите, чему мы научились на уроке.

- Назовите слова, в которых есть звук [ж] в начале, в середине, в конце.

- Предложения

- Закончить предложение.

- В живом уголке жили ежи.

Личностные: Развитие самостоятельности и личной ответственности

Предметные:

Знать:

- как работать в парах

Уметь:

- расшифровывать текст и читать его

Презентация, учебник

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Фронтальная форма. Словесный:

 обобщающая беседа

Наглядный: работа со слайдом

Подводит итоги

-Давайте вспомним тему урока

-Какая цель? Достигли мы её?

-Оцените свою работу на уроке.

-Поиграем в игру «Закончи предложение», я говорю начало предложения, вы продолжаете.

 Итак: Сегодня на уроке:

- я узнал…

- я научился…

-Хорошо.

- Спасибо за урок, все свободны

Выполняют задание

Отвечают

Познавательные УУД:

1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

Предметные:

Знать:

- в каких словах есть твёрдый звук [ж].

- для чего нужна Ж

Уметь:

- достигать цели урока

- определять где твёрдый звук [ж].

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока обучения грамоте и письму «Звуки [к], [к\']. Буквы К, к» (УМК «Перспектива», 1 класс)

Цель урока: формирования представлений о согласных звуках [к], [к,] и букве К, к, совершенствование умений читать слоги, слова, предложения с изученной буквой.Задачи урокаДидактические: Формировать ум...

Технологическая карта урока обучения грамоте и письму "Звуки [с], [с\']. Буквы С,с" (1 класс, УМК "Перспектива")

Тема: "Звуки  [с], [с’]. Буквы С,с" Тип урока: "открытие" нового знания Цель урока:  формирование знаний учащихся о согласных звуках [...

Технологическая карта урока обучения грамоте и письму «Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б» (УМК "Школа России", 1 класс)

Тема урока «Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство учащихся со звуками [б], [б’], с печатными буквами...

Технологическая карта урока обучения грамоте и письмо "Звуки [т], [т’]. Буква Т,т", 1 класс (УМК "Перспектива")

Цель урока: формирование знаний учащихся о согласных звуках [т], [т’] и букве Т ; совершенствование навыка слогового и орфоэпического чтения; формирование представления учащихся о письме строчно...

Технологическая карта урока обучения грамоте и письму «Звуки [м] и [м’]. Буква М, м» (УМК «Азбука», 1 класс)

Цель урока:формирование знаний у обучающихся о согласных звуках [м] и [м’] и букве М, первоначального графического навыка — письмо строчной буквы «м».Задачи урока:Дидактические...

Технологическая карта урока обучения грамоте и письму «Звуки [р] и [р’]. Буквы Р, р» (УМК «Азбука», 1 класс)

Цель урока:формирование знаний у обучающихся о согласных звуках [р] и [р’] и букве Р, первоначального грамматического навыка — письмо строчной буквы «р».Задачи урока:Дидактичес...

Технологическая карта урока обучения грамоте «Повторение изученных звуков и букв» (1 класс, УМК "Школа России")

Тип урока: общеметодологической направленностиЦель урока: совершенствование у обучающихся умения характеризовать звуки и первоначального навыка письма изученных букв.Задачи урокаПланируемые результаты...