Конспект урока русского языка 3 класс "Правописание безударных окончаний имён существительных 1-ого склонения»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Котова Ульяна Сергеевна

Конспект урока русского языка 3 класс "Правописание безударных окончаний имён существительных 1-ого склонения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka_3_klass.docx55.76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

УМК: «Школа XXI века», 3 класс

(учебник «Русский язык» С.В.  Иванов,  А.О. Евдокимова стр. 43-47)

Организационно-деятельностный компонент:

Дата: 10.03.2021г.

Время: 11:10-11:55

Класс:

Целевой компонент урока:

Тема урока: «Правописание безударных окончаний имён существительных 1-ого склонения».

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока: организация деятельности обучающихся по изучению и первичному закреплению знаний и умений о правописании безударных окончаний имён существительных 1-ого склонения.

Задачи:

Образовательные: способствовать усвоению и первичному закреплению знаний и умений о  правописании безударных окончаний имён существительных 1-ого склонения.

Развивающие: способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, логического мышления, произвольного внимания, орфографической и пунктуационной грамотности, каллиграфических навыков письма, расширению словарного запаса; выделять главное, сравнивать, обобщать, формулировать выводы.

Воспитательные: воспитывать позитивное отношение к предмету средствами учебного занятия; формировать положительную мотивацию к учебной деятельности; интерес к русскому языку; бережное отношение к родному языку, слову, окружающему миру; формировать качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, внимательность, честность, уважение к одноклассникам, способность к сотрудничеству, ответственность за продукт собственной деятельности.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.

Планируемые результаты:

Личностные: умение ценить и принимать следующие базовые ценности: терпение, совместный труд и уважение к мнению одноклассников; умение актуализировать личностный смысл к изучению темы; осознавать ценность совместной работы, ответственность за продукты собственной деятельности; проявлять интерес к русскому языку, этические чувства: уважение, доброжелательность, уверенность; осознавать богатство русского языка, его величие и многогранность.

Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение ориентироваться в учебнике, осознавать познавательную задачу, сравнивать, обобщать, классифицировать, делать выводы; умение строить логическую цепочку рассуждений, выдвигать гипотезы и обосновывать их, осуществлять анализ, синтез, сравнение, устанавливать причинно-следственные связи.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение контролировать свою готовность к уроку, организовывать своё рабочее место, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия, умение выполнять учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися, ставить цель, осуществлять оценку результативности.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение строить монологическую и диалогическую речь на заданную тему, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии задачами; умение слушать, понимать обращённую речь, следовать инструкциям, адекватно реагировать на замечания учителя, участвовать в диалоге при обсуждении изучаемого материала.

Предметные: умение склонять имена существительные в единственном числе; познакомить с приёмами правописания безударных окончаний имен существительных 1-госклонения.

Организация пространства: фронтальная, работа в паре, индивидуальная.

Основные образовательные ресурсы: УМК «Школа XXI века», русский язык, С.В.  Иванов,  А.О. Евдокимова, 3 класс, тетрадь.

Содержательный компонент урока:

I. Организация начала урока.

1. Приветствие.

У: Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка у вас проведу я. Меня зовут Ульяна Сергеевна.

2. Проверка готовности к уроку.

У: Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка и простой карандаш.

3. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.

У: Урок начнём с пословицы. Но слова перемешались. Соберите её правильно.

пригодится, грамоте, учиться, всегда

У: Какая у вас получилась пословица.

О: Грамоте учиться – всегда пригодится.

У: Как вы понимаете данную пословицу?

О: Умные и грамотные люди всегда нужны.

У: Именно эта пословица станет девизом нашего урока. Приступим к работе!

II. Актуализация умений и знаний.

1. Минутка чистописания.

У: Начнём  наш урок с минутки чистописания. Отгадайте загадку.

Эта буква очень важная,

Воображала страшная.

Грудь колесом, живот надут,

Как будто нет важнее тут.

О: Буква «в».

У: Какие звуки она обозначает?

О: Звуки [в], [в’].

У: Верно! Первая строчка — это В, соединения Ву, Ва, Ве, Во, Вя, Вв.

Вторая строчка - заглавная и строчная буква В, Виктор, Воронеж

У: Для этого откройте тетради. Напишите сегодняшнее число: 10 марта.

У: Пишем заглавную букву В в соединении со строчной. Пишем строку слогов Ву, Ва, Ве, Во, Вя, Вв. Не забываем оставлять пробел между слогами

У: Оранжевым карандашом подчеркните в каждой строке одно самое красивое соединение букв.

У: Критерии:

 0 ошибок-«5»

1-2 ошибки- «4»

3 ошибки- «3»

2. Словарно-орфографическая работа.

У: Откройте учебник на странице 47, найдите  словарное слово. Прочитайте значение слова «кастрюля». Кастрюля – слово голландское. В голландский язык оно пришло из французского языка. В переводе с французского это слово означает «сковорода с ручкой» Запишите слово в тетрадь. Поставьте ударение, выделите непроверяемую безударную гласную в корне слова.(а) Запомните!

Ребята, а какие еще предметы посуды вы знаете?

О: сковорода, тарелка, кружка, чашка.

III. Открытие новой темы. Целеполагание.

У: Откройте стр. 43-44.         Перед нами вопрос: как проверить безударные гласные в окончаниях имен существительных?

Алгоритм выполнения упражнений по русскому языку:

1. Откройте учебник на странице 44.

2. Прочитайте задание (обучающиеся читают задание).

3. Как вы поняли задание?

4. Выполните задание устно.

5. Выполните задание самостоятельно письменно в тетради.

6. Проверьте, как вы справились с заданием (самопроверка, взаимопроверка, самоанализ, анализ, проверка учителя).

7. Оценка учителя (отметочная или безотметочная система оценивания), комментирование.

Рассмотрите таблицу на стр. 44. Какие слова в этой таблице?

О: Слова с безударным и ударным окончанием.

У: Назовите окончания имен существительных 1-го скл.?

О: И. п. – а, я

Р. п. – ы, и

Д. п. – е

В. п. – у, ю

Т. п. – ой, ей

П. п. – е

У: Прочитайте, к каким выводам пришли Петя и Женя.

О: Читают выводы

У: Кто из них прав?

О: Они оба правы.

У: Таким образом, вы видите, что возможны 2 способа проверки:

а) Подстановка опорного слова;

б) Запоминание таблицы падежных окончаний.

У: Что нам нужно узнать для того, чтобы определить окончание у существительного?

О: Нужно определить склонение.

У: Вы правы. Для того, чтобы узнать, какое окончание у существительного,  нам нужно определить его склонение.  

Предположите, какая будет тема нашего урока?

О: Правописание безударных окончаний имён существительных 1-ого склонения.

У: Поставим цель, при помощи «слов-помощников»: будем учиться, познакомимся.

О: Будем учиться  склонять имена существительные в единственном числе, познакомимся с приёмами правописания безударных окончаний имен существительных 1-госклонения.

IV. Открытие новых умений, знаний.

У: Открываем учебник на странице 45. Упражнение 1. Прочитаем задание.

Прочитайте предложение.

О: Летом мы жили в деревн… .

У: Определяем склонение.

О: Деревня – слово 1-го склонения.

У: Каким способом ты воспользуешься для того, чтобы определить окончание?

О: Запоминание таблицы падежных окончаний.

У: Прочитайте следующее предложение.

О: Я еду в гости к тет… .

У: Определяем склонение.

О: Тетя – слово 1-го склонения.

У: Каким способом ты воспользуешься для того, чтобы определить окончание?

О: Подставлю слово весна.

У: Запишем эти предложения в тетрадь.

У: Стр. 46, упр. 2. Выпишите слова с выделенными окончаниями.

 Запишите 2 способа проверки окончания существительного.

CZV2JWWogLsрн

О: с папой (1 скл., с весной; Т. п. с кем?),

березки ( 1 скл., земли; Р. п. чего?),

картиной (1 скл, весной; Т. п. чем?),

блеске  (2 скл., п.п. в чем?)

V. Физминутка.

1. И.п. - стоя, руки на поясе.

1 - правую руку вперед, левую вверх.

2 - переменить положения рук.

Повторить 3 - 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

2. И.п. - сидя, руки вверх.

1 - сжать кисти в кулак.

2 - разжать кисти.

Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

VI. Закрепление изученного материала

Работа с учебником.

У: стр. 46, упр. 3. Выпиши только те словосочетания, в которых пропущено окончание -е. Не забывай проверять. Подсказка: нужно выписать 3 словосочетания.

Выходит один ученик, записывает словосочетания, проверяя. Остальные работают в тетради.

О: 1)Рыбачил на речке (1 скл.,П.п.)
2)Думаю о бабушке (1 скл., П.п.)
3)Варится в кастрюле (1 скл., П.п.)

Работа в паре.

Правила работы в паре:

1. Говори тихо и спокойно.

2. К своим товарищам относись с уважением, внимательно слушай партнёра.

3. Старайся не перебивать товарища, выслушай его до конца.

Вставьте окончание

До беседк… я шёл по дорожк… . Охотники прошли по тропинк…. около речк… и скрылись в предрассветном тумане.

У: Проверка: говорим, какое  вставили окончание, определяя склонение и падеж.

О: До беседки (1-е скл, Р. п.) я шёл по дорожке (1-е скл., Д. п.). Охотники  прошли по тропинке (1-е скл., Д. п.) около речки (1-е скл., Р.п.) и скрылись в предрассветном тумане.

Работа по вариантам.

 Вставьте окончание.

1 вариант

Фамилия:

2 вариант

Фамилия:

из черемух..

около деревн..

 к учительниц..

на стройк..

 в рощ…

из Сибир..

на капельк..

 из брусник..

 в тундр..

 на работ…

О:1в:  из черемухи, около деревни, к учительнице, на стройке, в роще

2в: из Сибири, на капельке, из брусники, в тундре, на работе

У: Проверьте, если вы вставили  окончание верно, отметьте «+».

VIII. Итог урока. Рефлексия.

У: Наш урок подходит к концу. У вас на столах лежат карточки, раскрасьте окно с утверждением, которое совпадает с вашим мнение об уроке.

Урок был …

Я на уроке …

Сегодня я …

интересный и познавательный

Работал

понял материал

Скучный

Отдыхал

узнал больше, чем знал

Бесполезный

помогал другим

не понял материал

У: Над чем работали на уроке?

О: Мы работали над  правописанием безударных окончаний имен существительных 1-го склонения.

У: Как думаете, все ли узнали о написании безударных падежных окончаний существительных?

О: Нет.

У: Нас еще ожидает много интересного.

Домашнее задание

Повторить таблицу на стр. 44.

У: Мне было очень приятно с вами работать! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку "Правописание безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах"

Обобщение знаний об окончаниях существительных в дательном и родительном падежах, формирование навыков правописания окончаний в родительном и дательном падежах, развитие умения сравнивать....

Урок русского языка «Правописание безударных окончаний имён существительных 1 и 2 склонения»

Урок по теме «Правописание безударных окончаний имён существительных 1 и 2 склонения»  проведён в технологии деятельностного метода. Тип урока - рефлексия....

Конспект урока на тему::Правописание безударных окончаний имён существительных в предложном падеже

Правописание безударных окончаний имён существительных в предложном падеже в 4 классе...

Урок русского языка "Правописание безударных окончаний имен существительных в предложном падеже". 4 класс

Урок-путешествие по малой родине. При определении падежей применяется упражнение "График"....

Разработка урока по русскому языку "Правописание безударных окончаний имён существительных 1-го склонения".

создать условия для овладения способом действия при написании безударных окончаний имён существительных 1-го склонения. Способствовать овладению способом действия при написании безударных ок...

Функциональная грамотность. Конспект урока по русскому языку. Правописание безударных окончаний имён существительных. Выпуск газеты.

Функциональная грамотность. Конспект урока по русскому языку. 3 класс. Правописание безударных окончаний имён существительных. Выпуск газеты "Грамотеи"...

Открытый урок по русскому языку Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах. 4 класс

Цель : систематизировать и  обобщить знания по  правописанию безударных падежных окончаний имён существительных во всех падежах....