Конспект урока русского языка 3 класс "Правописание безударных окончаний имён существительных 1-ого склонения»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Конспект урока русского языка 3 класс "Правописание безударных окончаний имён существительных 1-ого склонения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_3_klass.docx | 55.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка
УМК: «Школа XXI века», 3 класс
(учебник «Русский язык» С.В. Иванов, А.О. Евдокимова стр. 43-47)
Организационно-деятельностный компонент:
Дата: 10.03.2021г.
Время: 11:10-11:55
Класс: 3В
Целевой компонент урока:
Тема урока: «Правописание безударных окончаний имён существительных 1-ого склонения».
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель урока: организация деятельности обучающихся по изучению и первичному закреплению знаний и умений о правописании безударных окончаний имён существительных 1-ого склонения.
Задачи:
Образовательные: способствовать усвоению и первичному закреплению знаний и умений о правописании безударных окончаний имён существительных 1-ого склонения.
Развивающие: способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, логического мышления, произвольного внимания, орфографической и пунктуационной грамотности, каллиграфических навыков письма, расширению словарного запаса; выделять главное, сравнивать, обобщать, формулировать выводы.
Воспитательные: воспитывать позитивное отношение к предмету средствами учебного занятия; формировать положительную мотивацию к учебной деятельности; интерес к русскому языку; бережное отношение к родному языку, слову, окружающему миру; формировать качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, внимательность, честность, уважение к одноклассникам, способность к сотрудничеству, ответственность за продукт собственной деятельности.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.
Планируемые результаты:
Личностные: умение ценить и принимать следующие базовые ценности: терпение, совместный труд и уважение к мнению одноклассников; умение актуализировать личностный смысл к изучению темы; осознавать ценность совместной работы, ответственность за продукты собственной деятельности; проявлять интерес к русскому языку, этические чувства: уважение, доброжелательность, уверенность; осознавать богатство русского языка, его величие и многогранность.
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение ориентироваться в учебнике, осознавать познавательную задачу, сравнивать, обобщать, классифицировать, делать выводы; умение строить логическую цепочку рассуждений, выдвигать гипотезы и обосновывать их, осуществлять анализ, синтез, сравнение, устанавливать причинно-следственные связи.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение контролировать свою готовность к уроку, организовывать своё рабочее место, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия, умение выполнять учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися, ставить цель, осуществлять оценку результативности.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение строить монологическую и диалогическую речь на заданную тему, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии задачами; умение слушать, понимать обращённую речь, следовать инструкциям, адекватно реагировать на замечания учителя, участвовать в диалоге при обсуждении изучаемого материала.
Предметные: умение склонять имена существительные в единственном числе; познакомить с приёмами правописания безударных окончаний имен существительных 1-госклонения.
Организация пространства: фронтальная, работа в паре, индивидуальная.
Основные образовательные ресурсы: УМК «Школа XXI века», русский язык, С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, 3 класс, тетрадь.
Содержательный компонент урока:
I. Организация начала урока.
1. Приветствие.
У: Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка у вас проведу я. Меня зовут Ульяна Сергеевна.
2. Проверка готовности к уроку.
У: Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка и простой карандаш.
3. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.
У: Урок начнём с пословицы. Но слова перемешались. Соберите её правильно.
пригодится, грамоте, учиться, всегда
У: Какая у вас получилась пословица.
О: Грамоте учиться – всегда пригодится.
У: Как вы понимаете данную пословицу?
О: Умные и грамотные люди всегда нужны.
У: Именно эта пословица станет девизом нашего урока. Приступим к работе!
II. Актуализация умений и знаний.
1. Минутка чистописания.
У: Начнём наш урок с минутки чистописания. Отгадайте загадку.
Эта буква очень важная,
Воображала страшная.
Грудь колесом, живот надут,
Как будто нет важнее тут.
О: Буква «в».
У: Какие звуки она обозначает?
О: Звуки [в], [в’].
У: Верно! Первая строчка — это В, соединения Ву, Ва, Ве, Во, Вя, Вв.
Вторая строчка - заглавная и строчная буква В, Виктор, Воронеж
У: Для этого откройте тетради. Напишите сегодняшнее число: 10 марта.
У: Пишем заглавную букву В в соединении со строчной. Пишем строку слогов Ву, Ва, Ве, Во, Вя, Вв. Не забываем оставлять пробел между слогами
У: Оранжевым карандашом подчеркните в каждой строке одно самое красивое соединение букв.
У: Критерии:
0 ошибок-«5»
1-2 ошибки- «4»
3 ошибки- «3»
2. Словарно-орфографическая работа.
У: Откройте учебник на странице 47, найдите словарное слово. Прочитайте значение слова «кастрюля». Кастрюля – слово голландское. В голландский язык оно пришло из французского языка. В переводе с французского это слово означает «сковорода с ручкой» Запишите слово в тетрадь. Поставьте ударение, выделите непроверяемую безударную гласную в корне слова.(а) Запомните!
Ребята, а какие еще предметы посуды вы знаете?
О: сковорода, тарелка, кружка, чашка.
III. Открытие новой темы. Целеполагание.
У: Откройте стр. 43-44. Перед нами вопрос: как проверить безударные гласные в окончаниях имен существительных?
Алгоритм выполнения упражнений по русскому языку:
1. Откройте учебник на странице 44.
2. Прочитайте задание (обучающиеся читают задание).
3. Как вы поняли задание?
4. Выполните задание устно.
5. Выполните задание самостоятельно письменно в тетради.
6. Проверьте, как вы справились с заданием (самопроверка, взаимопроверка, самоанализ, анализ, проверка учителя).
7. Оценка учителя (отметочная или безотметочная система оценивания), комментирование.
Рассмотрите таблицу на стр. 44. Какие слова в этой таблице?
О: Слова с безударным и ударным окончанием.
У: Назовите окончания имен существительных 1-го скл.?
О: И. п. – а, я
Р. п. – ы, и
Д. п. – е
В. п. – у, ю
Т. п. – ой, ей
П. п. – е
У: Прочитайте, к каким выводам пришли Петя и Женя.
О: Читают выводы
У: Кто из них прав?
О: Они оба правы.
У: Таким образом, вы видите, что возможны 2 способа проверки:
а) Подстановка опорного слова;
б) Запоминание таблицы падежных окончаний.
У: Что нам нужно узнать для того, чтобы определить окончание у существительного?
О: Нужно определить склонение.
У: Вы правы. Для того, чтобы узнать, какое окончание у существительного, нам нужно определить его склонение.
Предположите, какая будет тема нашего урока?
О: Правописание безударных окончаний имён существительных 1-ого склонения.
У: Поставим цель, при помощи «слов-помощников»: будем учиться, познакомимся.
О: Будем учиться склонять имена существительные в единственном числе, познакомимся с приёмами правописания безударных окончаний имен существительных 1-госклонения.
IV. Открытие новых умений, знаний.
У: Открываем учебник на странице 45. Упражнение 1. Прочитаем задание.
Прочитайте предложение.
О: Летом мы жили в деревн… .
У: Определяем склонение.
О: Деревня – слово 1-го склонения.
У: Каким способом ты воспользуешься для того, чтобы определить окончание?
О: Запоминание таблицы падежных окончаний.
У: Прочитайте следующее предложение.
О: Я еду в гости к тет… .
У: Определяем склонение.
О: Тетя – слово 1-го склонения.
У: Каким способом ты воспользуешься для того, чтобы определить окончание?
О: Подставлю слово весна.
У: Запишем эти предложения в тетрадь.
У: Стр. 46, упр. 2. Выпишите слова с выделенными окончаниями.
Запишите 2 способа проверки окончания существительного.
О: с папой (1 скл., с весной; Т. п. с кем?),
березки ( 1 скл., земли; Р. п. чего?),
картиной (1 скл, весной; Т. п. чем?),
блеске (2 скл., п.п. в чем?)
V. Физминутка.
1. И.п. - стоя, руки на поясе.
1 - правую руку вперед, левую вверх.
2 - переменить положения рук.
Повторить 3 - 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
2. И.п. - сидя, руки вверх.
1 - сжать кисти в кулак.
2 - разжать кисти.
Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
VI. Закрепление изученного материала
Работа с учебником.
У: стр. 46, упр. 3. Выпиши только те словосочетания, в которых пропущено окончание -е. Не забывай проверять. Подсказка: нужно выписать 3 словосочетания.
Выходит один ученик, записывает словосочетания, проверяя. Остальные работают в тетради.
О: 1)Рыбачил на речке (1 скл.,П.п.)
2)Думаю о бабушке (1 скл., П.п.)
3)Варится в кастрюле (1 скл., П.п.)
Работа в паре.
Правила работы в паре:
1. Говори тихо и спокойно.
2. К своим товарищам относись с уважением, внимательно слушай партнёра.
3. Старайся не перебивать товарища, выслушай его до конца.
Вставьте окончание
До беседк… я шёл по дорожк… . Охотники прошли по тропинк…. около речк… и скрылись в предрассветном тумане.
У: Проверка: говорим, какое вставили окончание, определяя склонение и падеж.
О: До беседки (1-е скл, Р. п.) я шёл по дорожке (1-е скл., Д. п.). Охотники прошли по тропинке (1-е скл., Д. п.) около речки (1-е скл., Р.п.) и скрылись в предрассветном тумане.
Работа по вариантам.
Вставьте окончание.
1 вариант Фамилия: | 2 вариант Фамилия: |
из черемух.. около деревн.. к учительниц.. на стройк.. в рощ… | из Сибир.. на капельк.. из брусник.. в тундр.. на работ… |
О:1в: из черемухи, около деревни, к учительнице, на стройке, в роще
2в: из Сибири, на капельке, из брусники, в тундре, на работе
У: Проверьте, если вы вставили окончание верно, отметьте «+».
VIII. Итог урока. Рефлексия.
У: Наш урок подходит к концу. У вас на столах лежат карточки, раскрасьте окно с утверждением, которое совпадает с вашим мнение об уроке.
Урок был … | Я на уроке … | Сегодня я … |
интересный и познавательный | Работал | понял материал |
Скучный | Отдыхал | узнал больше, чем знал |
Бесполезный | помогал другим | не понял материал |
У: Над чем работали на уроке?
О: Мы работали над правописанием безударных окончаний имен существительных 1-го склонения.
У: Как думаете, все ли узнали о написании безударных падежных окончаний существительных?
О: Нет.
У: Нас еще ожидает много интересного.
Домашнее задание
Повторить таблицу на стр. 44.
У: Мне было очень приятно с вами работать! До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку "Правописание безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах"
Обобщение знаний об окончаниях существительных в дательном и родительном падежах, формирование навыков правописания окончаний в родительном и дательном падежах, развитие умения сравнивать....
Урок русского языка «Правописание безударных окончаний имён существительных 1 и 2 склонения»
Урок по теме «Правописание безударных окончаний имён существительных 1 и 2 склонения» проведён в технологии деятельностного метода. Тип урока - рефлексия....
Конспект урока на тему::Правописание безударных окончаний имён существительных в предложном падеже
Правописание безударных окончаний имён существительных в предложном падеже в 4 классе...
Урок русского языка "Правописание безударных окончаний имен существительных в предложном падеже". 4 класс
Урок-путешествие по малой родине. При определении падежей применяется упражнение "График"....
Разработка урока по русскому языку "Правописание безударных окончаний имён существительных 1-го склонения".
создать условия для овладения способом действия при написании безударных окончаний имён существительных 1-го склонения. Способствовать овладению способом действия при написании безударных ок...
Функциональная грамотность. Конспект урока по русскому языку. Правописание безударных окончаний имён существительных. Выпуск газеты.
Функциональная грамотность. Конспект урока по русскому языку. 3 класс. Правописание безударных окончаний имён существительных. Выпуск газеты "Грамотеи"...
Открытый урок по русскому языку Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах. 4 класс
Цель : систематизировать и обобщить знания по правописанию безударных падежных окончаний имён существительных во всех падежах....