Конспект урока русского языка 3 класс "Сочинение повествовательного текста с элементами описания по зрительному восприятию по коллективно-составленному плану «Красота русской зимы»"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Конспект урока русского языка 3 класс "Сочинение повествовательного текста с элементами описания по зрительному восприятию по коллективно-составленному плану «Красота русской зимы»"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_sochinenie_3_klass.docx | 19.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Сочинение повествовательного текста с элементами описания по зрительному восприятию по коллективно-составленному плану «Красота русской зимы»
Класс: 3
Цель урока: организация деятельности обучающихся для развития связной речи посредством сочинения повествовательного текста с элементами описания по зрительному восприятию по коллективно-составленному плану
Задачи урока:
Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по формированию связной письменной речи, при написании сочинения повествовательного текста с элементами описания
Развивающие: способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, словесно – логического мышления, произвольного внимания, расширению словарного запаса; умения выделять главное, умения письменно излагать текст, орфографической и пунктуационной грамотности, каллиграфических навыков письма.
Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать бережное отношение к природе, содействовать воспитанию эстетических чувств, позитивного отношения к окружающему миру; интерес к русскому языку, к родному слову, бережное отношение к родному языку, трудолюбия, аккуратности, чувства ответственности.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.
Планируемые результаты:
Личностные: формировать развитие связной речи посредством написания сочинения повествовательного текста с элементами описания, способствовать формированию положительной мотивации к обучению и познанию, воспитание личностных качеств: аккуратности, ответственности, трудолюбия, волевых качеств, воспитание уважительного, бережного отношения к родному языку, осознание значимости сочинения в образовательной деятельности обучающихся.
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: устанавливает аналогии; извлекает информацию, представленную в разных формах; читает, слушает; ориентируется в своей системе знаний и осознает необходимость нового знания; строит логическую цепочку рассуждений, осуществляет анализ, синтез, сравнение, устанавливает причинно - следственные связи, владеет общим приемом решения орфографических задач.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: самостоятельно определяет цели своего обучения, ставит и формулирует для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; развивает мотивы и интересы своей познавательной деятельности; соотносит свои действия с планируемыми результатами; оценивает правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности решения осуществляет самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: слушает и понимает других; следует инструкциям, отвечает на вопросы; адекватно реагирует на замечания учителя, участвует в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывает свою точку зрения, оформляет свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; формулирует, аргументирует и отстаивает свое мнение, доносит свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи; работает индивидуально, в паре находит общее решение и разрешает конфликты на основе согласования позиций и учета интересов.
Предметные: составляет план работы над сочинением, осознанно выстраивает речевое высказывание в устной форме и оформлять его письменно, соблюдает нормы речевого этикета и правила устного общения; выражает собственное мнение, аргументирует его с учетом ситуации общения; использует правила орфографии и пунктуации в письменной речи, подбирает проверочные слова, различает зависимые и второстепенные члены предложения.
Организация пространства: фронтальная, работа в паре, индивидуальная.
Основные образовательные ресурсы: 4 картины с временами года; снежинки с заданиями, орфографические словари; половинки снежков; страница «Краски зимы»; словарь Даля; книга природы; страничка «Описание зимней сказки»; цветные мелки; музыка П.И.Чайковского; страница «Зимнее настроение»; разноцветные снежки.
Оформление доски: «Снежные слова» - слова «хлопья», «крупка», «позёмка», «наст», опорные слова
Содержательный компонент урока:
I. Организация начала урока.
1. Приветствие.
У: Здравствуйте, ребята!
2. Проверка готовности к уроку.
У: Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка и простой карандаш.
3. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.
У: Ребята, прежде чем мы перейдём к теме нашего урока, я хотела бы спросить вас: какая пора года, на ваш взгляд, самая красивая?
О: Зима, лето, весна, осень
У: Правильно! Трудно ответить на этот вопрос. Что красивее: белый сверкающий снег или пестрый ковер осенних листьев, сочная зелень весны или разноцветные краски лета? По-видимому, всё хорошо и неповторимо. А вот о каком времени года мы будем вести речь на уроке, вы узнаете, отгадав загадку.
Придёт неслышными шагами,
Незримой стужею дохнет
И, всё вокруг покрыв снегами,
Вдруг всем нам уши надерёт.
О: Зима
У: Правильно! Когда всё бело от снега, мороз пощипывает покрасневшие щёки, а яркое солнышко совсем не греет – это зима, и говорить сегодня мы будем о зимней природе.
II. Открытие новой темы. Целеполагание.
У: Сегодня мы продолжим разговор о зиме в нашей творческой мастерской.
На уроках музыки мы слушали произведения великих композиторов об этом восхитительном времени года, на уроках литературно чтения читали стихи и рассказы о зиме, на уроках изобразительного искусства не только рисовали это очаровательное время года, но и знакомились с картинами известных художников.
Скажите, пожалуйста, а вот сейчас на уроке русского языка как мы будем восхищаться зимней красотой, посредством чего?
О: при помощи слов
У: Правильно, молодцы! При помощи слов. А какой вид работы поможет нам словесно описать зимнюю сказку?
О: сочинение
У: Правильно! Сочинение. Значит тема нашего урока: «Сочинение «Волшебница зима»
Какую поставим цель?
О: Описать красоту и волшебство зимней природы.
IV. Открытие новых умений и знаний
У: Скажите, а какие виды сочинений вы знаете?
О: Описание, рассуждение, повествование
У: Как вы думаете, а какой вид сочинений мы выберем сегодня?
Правильно, описание! А какие требования предъявляются к сочинению?
О: Чтобы наше сочинение было правильным и соответствовало всем этим требованиям нам нужно провести подготовительную работу.
У: И поможет нам в этом книга. Книга эта не простая, а волшебная. Прочтите её название «Зимняя книга». Откроем первую страничку нашей волшебной книги. Как она называется? «Снежные слова».
Лексико – орфографическая работа.
Здесь зима предлагает нам познакомиться с некоторыми «снежными словами». Возможно, какие-то из них вы знаете, какие-то просто слышали, но не знаете что они обозначают. Я буду читать вам толкование этих слов, а вы попробуйте назвать их.
1.Если снежинки слипаются на лету, как мы говорим? «Хлопья» (вывешивается слово «хлопья»)
2.А если твердые белые шарики больно секут щёки и лоб? «Крупка»
(вывешивается слово «крупка»)
3.А вот иной раз идёшь по улице, а у ног белые вспышки. Можно подумать, что ветер нанялся в дворники: снег, выметаемый ветром, струится, течёт по земле. Это низовая метель. И называется она? «Позёмка» (вывешивается слово «позёмка»)
4.А если над снегом колдовали два волшебника: мороз и солнце? Днём на солнце снег таял, а к ночи подморозило, снег подёрнулся твёрдой корочкой, стал, как чёрствая растила. И для этого «чёрствого» снега есть в русском языке своё хрустящее жёсткое слово..? «Наст» (вывешивается слово «наст»)
Какие «снежные» слова вы запомнили?
У: Давайте откроем вторую страничку нашей «Зимней книги». Это «Орфографическая страничка». Ребята, зима творит чудеса в своём царстве не одна! У неё есть помощники. А вот кто они мы должны не только догадаться, но и правильно написать их.
Учитель загадывает загадки, а отгадавший пишет на доске отгадку и объясняет правописание.
1.Лечу, кручу, на весь мир ворчу. (Вьюга)
2.Не снег, не лёд, а серебром деревья уберёт.(Иней)
3.Я, как песчинка, мал, а землю покрываю. (Снег)
4. Какой это мастер на стёкла нанёс
И листья, и травы, и заросли роз? (Мороз)
5. Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост – как синее стекло,
Скользко, весело, тепло. (Лёд)
6. Покружилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка)
У: Обратите внимание на план сочинения (на доске):
1. Вступление.
2. Основная часть.
3. Заключение.
У.: Подумайте, что можно написать во вступлении?
У.: Что напишем в основной части?
У.: И в заключении?
О.: Ответы обучающихся.
У.: Прочитайте опорные слова. Напишите по опорным словам сочинение.
Следующая страничка нашей книги - «Описание зимней сказки».
Ребята, вспомним, из каких частей состоит сочинение?
О: Вступление, основная часть, заключение
У: Правильно! Но любой рассказ или сочинение составлять легче, когда под рукой есть план. Предлагаю вам составить его.
Какое время года мы будем описывать?
О: Зиму
У: В вступлении о чём мы будем говорить?
О: О том, что зима наступила, пришла
У: Как мы назовём первый пункт плана?
«1. Пришла зима»
У: Как ещё мы можем сказать о наступлении зимы?
О: Прилетела, примчалась, царствует, стоит.
У: О чём мы будем писать в основной части?
О: О зимней природе
У: Как назовем этот пункт плана?
«2. Зимняя природа»
У: Как мы можем сказать о ней?
О: Принарядилась, оделась в белые меха, искрится тысячами огоньков
Что мы будем описывать здесь?
А) небо голубое, лазурное, бледно-голубое.
Б) деревья укутаны белым пушистым инеем,
обсыпаны белой бахромой, сказочные
В) земля покрыта снежным одеялом, искристая,
переливчатая, сверкает
Г) мороз художник, сказочные, затейливые, кружевные узоры.
У: Какая картина зимы у нас получилась?
О: Чудесная, восхитительная, очаровательная
У: Как назовём этот пункт плана?
«3. Картина зимы»
У: Попробуем составить рассказ.
Один ученик составляет устные ответы на пункты плана.
У: самостоятельно напишите свои сочинения.
Самостоятельное написание сочинения.
У: Кто хочет зачитать своё сочинение?
(1-2 обучающихся зачитывают свои сочинения)
Рефлексия.
У: Ребята, какая же у нас последняя страничка? Прочитайте её. («Зимнее настроение»)
-Скажите, а какое у вас настроение? (Ответы обучающихся)
-У кого на уроке всё получалось, кто доволен своей работой – возьмите белые снежинки. У кого были трудности, вам требовалась помощь учителя – синие, а у кого ничего не получалось, кому было неинтересно – красные.
Всем спасибо за работу. Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку в 4 классе. Изложение по рассказу А.П. Чехова « Белолобый». (Повествовательный текст с элементами описания).
1. Учить детей воспринимать и понимать чужой текст, его тему, Главную мысль; 2. Учить устан...
Конспект урока по развитию речи в 4 классе по теме: «Краткое изложение повествовательного текста с элементами описания»
Конспект урока по развитию речи в 4 классе. Учащиеся пишут краткое изложение по последней части рассказа К. Паустовского "Заячьи лапы"....
Урок развития речи в 4 классе "Изложение повествовательного текста с элементами описания"
Реализация системного подхода в обучении младших школьников созданию письменных текстов разных типов ( повествование, описание, рассуждение)Изложение повествовательного текста с элементами описа...
Конспект урока русского языка в 4 классе на тему "Изложение повествовательного текста с элементами описания"
Урок русского языка с исппользованием презентации "Мимоза"...
Урок развития речи. 3класс. Тема: Изложение текста «В берлоге» на основе зрительного восприятия по коллективно составленному плану.
Урок развития речи. 3класс.Тема: Изложение текста «В берлоге» на основе зрительного восприятия по коллективно составленному плану.Цели:Формировать умение воспроизводить текст в логической ...
Конспект урока русского языка 4 класс "Изложение повествовательного текста с элементами описания по зрительному восприятию по готовому плану «Мимоза» "
Конспект урока русского языка 4 класс "Изложение повествовательного текста с элементами описания по зрительному восприятию по готовому плану «Мимоза» "...
Технологическая карта урока по русскому языку, тема: Изложение повествовательного текста с элементами описания", 4 класс
Цель: формирование умений в определение темы текста, главной мысли каждой части, передачи содержания текста с опорой на вопросы плана, развитие речи в письменной форме.Задачи урока:Дидактические:1. На...