Конспект урока русского языка 3 класс "Сочинение повествовательного текста с элементами описания по зрительному восприятию по коллективно-составленному плану «Красота русской зимы»"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Котова Ульяна Сергеевна

Конспект урока русского языка  3 класс "Сочинение повествовательного текста с элементами описания по зрительному восприятию по коллективно-составленному плану «Красота русской зимы»"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka_sochinenie_3_klass.docx19.86 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Сочинение повествовательного текста с элементами описания по зрительному восприятию по коллективно-составленному плану «Красота русской зимы»

Класс: 3

Цель урока: организация деятельности обучающихся для развития связной речи посредством сочинения повествовательного текста с элементами описания по зрительному восприятию по коллективно-составленному плану

Задачи урока:

Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по формированию связной письменной речи, при написании сочинения повествовательного текста с элементами описания

Развивающие: способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, словесно – логического мышления, произвольного внимания, расширению словарного запаса; умения выделять главное, умения письменно излагать текст, орфографической и пунктуационной грамотности, каллиграфических навыков письма.

Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать бережное отношение к природе, содействовать воспитанию эстетических чувств, позитивного отношения к окружающему миру; интерес к русскому языку, к родному слову, бережное отношение к родному языку, трудолюбия, аккуратности, чувства ответственности.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.

Планируемые результаты:

Личностные: формировать развитие связной речи посредством написания сочинения повествовательного текста с элементами описания, способствовать формированию положительной мотивации к обучению и познанию, воспитание личностных качеств: аккуратности, ответственности, трудолюбия, волевых качеств, воспитание уважительного, бережного отношения к родному языку, осознание значимости сочинения в образовательной деятельности обучающихся.

Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных учебных действий: устанавливает аналогии; извлекает информацию, представленную в разных формах; читает, слушает; ориентируется в своей системе знаний и осознает необходимость нового знания; строит логическую цепочку рассуждений, осуществляет анализ, синтез, сравнение, устанавливает причинно - следственные связи, владеет общим приемом решения орфографических задач.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий:  самостоятельно определяет цели своего обучения, ставит и формулирует для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; развивает мотивы и интересы своей познавательной деятельности; соотносит свои действия с планируемыми результатами; оценивает правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности решения осуществляет самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: слушает и понимает других; следует инструкциям, отвечает на вопросы; адекватно реагирует на замечания учителя, участвует в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывает свою точку зрения, оформляет свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; формулирует, аргументирует и отстаивает свое мнение, доносит свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи; работает индивидуально, в паре находит общее решение и разрешает конфликты на основе согласования позиций и учета интересов.

Предметные: составляет план работы над сочинением, осознанно выстраивает речевое высказывание в устной форме и оформлять его письменно, соблюдает нормы речевого этикета и правила устного общения; выражает собственное мнение, аргументирует его с учетом ситуации общения; использует правила орфографии и пунктуации в письменной речи, подбирает проверочные слова, различает зависимые и второстепенные члены предложения.

Организация пространства: фронтальная, работа в паре, индивидуальная.

Основные образовательные ресурсы: 4 картины с временами года; снежинки с заданиями, орфографические словари; половинки снежков; страница «Краски зимы»; словарь Даля; книга природы; страничка «Описание зимней сказки»; цветные мелки; музыка П.И.Чайковского; страница «Зимнее настроение»; разноцветные снежки.

Оформление доски: «Снежные слова» - слова «хлопья», «крупка», «позёмка», «наст», опорные слова

Содержательный компонент урока:

I. Организация начала урока.

1. Приветствие.

У: Здравствуйте, ребята!

2. Проверка готовности к уроку.

У: Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка и простой карандаш.

3. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.

У: Ребята, прежде чем мы перейдём к теме нашего урока, я хотела бы спросить вас: какая пора года, на ваш взгляд, самая красивая?

О: Зима, лето, весна, осень

У: Правильно! Трудно ответить на этот вопрос. Что красивее: белый сверкающий снег или пестрый ковер осенних листьев, сочная зелень весны или разноцветные краски лета? По-видимому, всё хорошо и неповторимо. А вот о каком времени года мы будем вести речь на уроке, вы узнаете, отгадав загадку.

Придёт неслышными шагами,

Незримой стужею дохнет

И, всё вокруг покрыв снегами,

Вдруг всем нам уши надерёт.

О: Зима

У: Правильно! Когда всё бело от снега, мороз пощипывает покрасневшие щёки, а яркое солнышко совсем не греет – это зима, и говорить сегодня мы будем о зимней природе.

II. Открытие новой темы. Целеполагание.

У: Сегодня мы продолжим разговор о зиме в нашей творческой мастерской.

На уроках музыки мы слушали произведения великих композиторов об этом восхитительном времени года, на уроках литературно чтения читали стихи и рассказы о зиме, на уроках изобразительного искусства не только рисовали это очаровательное время года, но и знакомились с картинами известных художников.

Скажите, пожалуйста, а вот сейчас на уроке русского языка как мы будем восхищаться зимней красотой, посредством чего?

О: при помощи слов

У: Правильно, молодцы! При помощи слов. А какой вид работы поможет нам словесно описать зимнюю сказку?

О: сочинение

У: Правильно! Сочинение. Значит тема нашего урока: «Сочинение «Волшебница зима»

Какую поставим цель?

О: Описать красоту и волшебство зимней природы.

IV. Открытие новых умений и знаний

У: Скажите, а какие виды сочинений вы знаете?

О: Описание, рассуждение, повествование

У: Как вы думаете, а какой вид сочинений мы выберем сегодня?

Правильно, описание! А какие требования предъявляются к сочинению?

О: Чтобы наше сочинение было правильным и соответствовало всем этим требованиям нам нужно провести подготовительную работу.

У: И поможет нам в этом книга. Книга эта не простая, а волшебная. Прочтите её название «Зимняя книга». Откроем первую страничку нашей волшебной книги. Как она называется? «Снежные слова».

Лексико – орфографическая работа.

Здесь зима предлагает нам познакомиться с некоторыми «снежными словами». Возможно, какие-то из них вы знаете, какие-то просто слышали, но не знаете что они обозначают. Я буду читать вам толкование этих слов, а вы попробуйте назвать их.

1.Если снежинки слипаются на лету, как мы говорим? «Хлопья» (вывешивается слово «хлопья»)

2.А если твердые белые шарики больно секут щёки и лоб? «Крупка»

(вывешивается слово «крупка»)

3.А вот иной раз идёшь по улице, а у ног белые вспышки. Можно подумать, что ветер нанялся в дворники: снег, выметаемый ветром, струится, течёт по земле. Это низовая метель. И называется она? «Позёмка» (вывешивается слово «позёмка»)

4.А если над снегом колдовали два волшебника: мороз и солнце? Днём на солнце снег таял, а к ночи подморозило, снег подёрнулся твёрдой корочкой, стал, как чёрствая растила. И для этого «чёрствого» снега есть в русском языке своё хрустящее жёсткое слово..? «Наст» (вывешивается слово «наст»)

Какие «снежные» слова вы запомнили?

У: Давайте откроем вторую страничку нашей «Зимней книги». Это «Орфографическая страничка». Ребята, зима творит чудеса в своём царстве не одна! У неё есть помощники. А вот кто они мы должны не только догадаться, но и правильно написать их.

Учитель загадывает загадки, а отгадавший пишет на доске отгадку и объясняет правописание.

1.Лечу, кручу, на весь мир ворчу. (Вьюга)

2.Не снег, не лёд, а серебром деревья уберёт.(Иней)

3.Я, как песчинка, мал, а землю покрываю. (Снег)

4. Какой это мастер на стёкла нанёс

И листья, и травы, и заросли роз? (Мороз)

5. Без досок, без топоров

Через речку мост готов.

Мост – как синее стекло,

Скользко, весело, тепло. (Лёд)

6. Покружилась звёздочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. (Снежинка)

У: Обратите внимание на план сочинения (на доске):

1. Вступление.

2. Основная часть.

3. Заключение.

У.: Подумайте, что можно написать во вступлении?

 У.: Что напишем в основной части?

У.: И в заключении?

О.: Ответы обучающихся.

У.: Прочитайте опорные слова. Напишите по опорным словам сочинение.

Следующая страничка нашей книги - «Описание зимней сказки».

Ребята, вспомним, из каких частей состоит сочинение?

О: Вступление, основная часть, заключение

У: Правильно! Но любой рассказ или сочинение составлять легче, когда под рукой есть план. Предлагаю вам составить его.

Какое время года мы будем описывать?

О: Зиму

У: В вступлении о чём мы будем говорить?

О: О том, что зима наступила, пришла

У: Как мы назовём первый пункт плана?

«1. Пришла зима»

У: Как ещё мы можем сказать о наступлении зимы?

О: Прилетела, примчалась, царствует, стоит.

У: О чём мы будем писать в основной части?

О: О зимней природе

У: Как назовем этот пункт плана?

 «2. Зимняя природа»

У: Как мы можем сказать о ней?

О: Принарядилась, оделась в белые меха, искрится тысячами огоньков

Что мы будем описывать здесь?

А) небо голубое, лазурное, бледно-голубое.

Б) деревья укутаны белым пушистым инеем,

обсыпаны белой бахромой, сказочные

В) земля покрыта снежным одеялом, искристая,

переливчатая, сверкает

Г) мороз художник, сказочные, затейливые, кружевные узоры.

У: Какая картина зимы у нас получилась?

О: Чудесная, восхитительная, очаровательная

У: Как назовём этот пункт плана?

 «3. Картина зимы»

У: Попробуем составить рассказ.

Один ученик составляет устные ответы на пункты плана.

У: самостоятельно напишите свои сочинения.

Самостоятельное написание сочинения.

У: Кто хочет зачитать своё сочинение?

(1-2 обучающихся зачитывают свои сочинения)

Рефлексия.

У: Ребята, какая же у нас последняя страничка? Прочитайте её. («Зимнее настроение»)

-Скажите, а какое у вас настроение? (Ответы обучающихся)

-У кого на уроке всё получалось, кто доволен своей работой – возьмите белые снежинки. У кого были трудности, вам требовалась помощь учителя – синие, а у кого ничего не получалось, кому было неинтересно – красные.

Всем спасибо за работу. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку в 4 классе. Изложение по рассказу А.П. Чехова « Белолобый». (Повествовательный текст с элементами описания).

1. Учить детей воспринимать и понимать чужой текст, его тему, Главную мысль;          2. Учить устан...

Конспект урока по развитию речи в 4 классе по теме: «Краткое изложение повествовательного текста с элементами описания»

Конспект урока по развитию речи в 4 классе. Учащиеся пишут краткое изложение по последней части рассказа К. Паустовского "Заячьи лапы"....

Урок развития речи в 4 классе "Изложение повествовательного текста с элементами описания"

Реализация системного подхода в обучении младших школьников созданию письменных текстов разных типов ( повествование, описание, рассуждение)Изложение повествовательного текста с элементами описа...

Урок развития речи. 3класс. Тема: Изложение текста «В берлоге» на основе зрительного восприятия по коллективно составленному плану.

Урок развития речи. 3класс.Тема: Изложение текста «В берлоге» на основе зрительного восприятия по коллективно составленному плану.Цели:Формировать умение воспроизводить текст в логической ...

Конспект урока русского языка 4 класс "Изложение повествовательного текста с элементами описания по зрительному восприятию по готовому плану «Мимоза» "

Конспект урока русского языка  4 класс "Изложение повествовательного текста с элементами описания по зрительному восприятию по готовому плану «Мимоза» "...

Технологическая карта урока по русскому языку, тема: Изложение повествовательного текста с элементами описания", 4 класс

Цель: формирование умений в определение темы текста, главной мысли каждой части, передачи содержания текста с опорой на вопросы плана, развитие речи в письменной форме.Задачи урока:Дидактические:1. На...