Урок "Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ"
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Александрова Тамара Дмитриевна

Урок Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока

в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Учитель: Александрова Тамара Дмитриевна

Место работы: МОУ «Изварская средняя общеобразовательная школа»

Должность: учитель начальных классов

Предмет: русский язык

Класс: 2

Тема урока: «Правописание  буквосочетаний  ЖИ-ШИ,  ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ»

Урок №7 в теме «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками». На эту тему отводится 8 уроков.

Источники, используемые при подготовке к уроку, ЭОР

 Канакина В.П., Горецкий В.Г., Русский язык: 2 класс 2 часть М.: «Просвещение», 2019;

Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф., Поурочные разработки по русскому языку: 2 класс М.: «ВАКО», 2018

Презентация, интернет

https://kidside.ru/zadaniya-na-zhi-shi-testy-dlya-2-klassa/

Цель урока: создать условия для закрепления знаний обучающихся о правописании сочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ и применение на практике правила правописания изученных орфограмм

Планируемые результаты:

Предметные:

- уметь находить изученную орфограмму в слове;

- уметь писать слова с буквосочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, используя правило

Метапредметные:

Познавательные умения:

- уметь писать слова с буквосочетаниями  жи-ши, ча-ща и чу-щу и обосновывать своё мнение;

- уметь использовать приобретённые знания при выполнении различных видов заданий

Регулятивные умения:

- уметь определять и формулировать тему и цель урока;

- уметь высказывать своё предположение;

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- уметь комментировать учебные действия при выполнении задания

Коммуникативные умения:

- уметь слушать и понимать речь других;

- уметь строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога;

- уметь договариваться о правилах поведения и общения и следовать им

Личностные умения:

- уметь проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности;

- проявлять интерес к изучению темы

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная

Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска, ноутбук, мультимедийный проектор, большой мяч

Структура и ход урока

№п/п

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика

Формируемые УУД

Время

(в мин)

I.

Организационный момент

 - Прозвенел звонок и вот

   Начинаем наш урок.

   Быть активными старайтесь,

   Отвечайте, не стесняйтесь!

Дети садятся за парты.

Включаются в деловой ритм урока.

Личностные: проявление интереса к уроку, настрой на урок.

1 мин

II.

Актуализация знаний

1. Словарная работа.

- Запишите в тетрадях число, классная работа.

- Запишите под диктовку слова из словаря.

Лопата, город, посуда, воробей, мороз, машина, народ, пальто, работа, сахар.

2. Индивидуальная работа у доски.

          Алёна М.      Карточка №1

          Падают пуш…стые снеж…нки.

1) Написать предложение на доске, вставляя пропущенные буквы и подчёркивая их.

2) Выделить основу предложения, выписать словосочетание.

3) Дать характеристику предложению.

          Настя С.      Карточка №2

   Выполнить фонетический разбор слова день.

3. Проверка словарной работы в парах.

- Обменяйтесь тетрадями в парах.

(1 слайд)        

- Сверьте написанное с образцом на экране. Если слово написано без ошибок, ставьте сверху «плюс». Если есть ошибки, то – «минус».

- Верните тетради друг другу обратно. Посчитайте у себя плюсы.

- Оцените себя.

Без ошибок – «5»

1-2 ошибки – «4»

3-4 ошибки – «3»

5 и более ошибок – «2»

- Назовите слово на изучаемое правило.

- Какая орфограмма встретилась в слове машина?

Самооценка. Итог.

4. Проверка индивидуальной работы.

            Алёна М.      Образец ответа

1) Падают пушистые снежинки.

Пропущена буква и. ЖИ – ШИ пиши с буквой и.

2) (Что?) снежинки – подлежащее, подчеркнула одной чертой.

Снежинки (что делают?) падают – сказуемое, подчеркнула двумя чертами.

Снежинки (какие?) пушистые – словосочетание.

3) Предложение повествовательное, невосклицательное, распространённое.

Оценивание. Итог.

          Настя С.      Образец ответа

День – [д, э н,] – 1 слог.

д – [д,] – согл., звон., мягк.

э - [э] – глас., удар.

н - [н,] – согл., звон., мягк.

ь – [ ]

4 буквы, 3 звука (ь звука не обозначает)

Оценивание. Итог.

Молодцы!

Записывают под диктовку слова из словаря.

2 ученицы выполняют у доски индивидуальные задания.

Обмениваются тетрадями.

Сверяют работу с образцом, ставят «плюсы» и «минусы».

Возвращают тетради друг другу.

Считают плюсы, оценивают себя.

Называют слово машина.

ШИ пиши с буквой и.

Под руководством учителя проверяют задания и помогают оценивать.

Личностные:

проявление интереса к учебно-познавательной деятельности.

Предметные: умение находить орфограммы в словах.

Коммуникативные: умение строить партнёрские отношения.

Регулятивные: умение планировать свои действия при выполнении инд. работы и умение их комментировать.

Личностные:

умение проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности.

15 мин

III.

Самоопределение к деятельности

1. Минутка чистописания

- Отгадайте загадки.

1) Две новые, кленовые

   Подошвы двухметровые:

   На них поставил две ноги-

   И по большим снегам беги! (Лыжи)

(2 слайд)      

                       

                         

- На какую орфограмму это слово? ( Сочетания жи-ши)

(Даю образец письма на доске.)

- Запишите эти сочетания в тетрадях.

2) Пять мальчиков, пять чуланчиков,

    Разошлись мальчики

    В тёмные чуланчики.

    Каждый мальчик в свой чуланчик (Перчатка) – (3слайд)

                           

- На какое правило отгадка? ( Сочетания ча-ща)

- Запишите эти сочетания в тетради. Какая ещё орфограмма встретилась в загадке? (Чу-щу)

- Запишите их.

Самоoценка. Итог.

- Оцените себя на полях тетради. Если всё получилось красиво и аккуратно, то нарисуйте веселый смайлик, а, если остались недовольны своей работой, то грустный.

 - Молодцы! Все постарались!

2. Целеполагание

- Исходя из последнего задания, сформулируйте тему урока.

- Правильно. Будем повторять правописание изученных орфограмм ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

 - А теперь цель.

 - Повторять будем для того, чтобы грамотно писать слова с ними.

           

      (4 слайд)

                                   

- Прочитайте хором правила и хорошо их запомните!

Отгадывают загадки.

Каллиграфически правильно записывают сочетания.

Оценивают себя.

Рисуют смайлики.

Формулируют тему и цель урока. (Будем повторять ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, чтобы правильно писать слова с ними.)

Читают хором правила.

Предметные: умение писать слова с буквосочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, используя правило.

Личностные:

умение проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности.

Регулятивные: уметь определять и формулировать тему и цель урока.

5 мин

IV.

Физминутка

Игра с мячом

- А теперь все встаньте. Приглашаю поиграть со мною в мяч.

- Я буду вам по очереди бросать мяч, а вы мне его возвращаете и называете любое слово на изученное правило.

 - Теперь задание усложним. Я бросаю мяч и называю любое из изученных словосочетаний по теме урока. А вы ловите мяч и называете слово, в котором есть названное мною сочетание.

Итог игры.

- Молодцы! Эту игру вы можете использовать на перемене.

Называют слова на изученное правило.

Выполняют задание с усложнением.

Личностные: проявление интереса к изучаемой теме.

Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других.

Познавательные: умение использовать приобретённые знания.

2 мин

V.

Работа по теме урока

1. Работа по учебнику, стр.12, упр. 18

- Прочитайте задание к упр.18.

- Назовите автора и название сказки.

- Спишите стихотворный текст, подчеркните выделенные буквы и приготовьтесь их объяснять.

- Для тех, кто справится раньше всех, подчеркнуть в первом предложении основу.

2. Проверка упр.18. Итог.

Оценивание.

Читают задание, называют автора.

(Автор А.С.  Пушкин «Сказка о царе Салтане…»)

Списывают текст.

Подчёркивают выделенные буквы. Объясняют их написание.

Оценивают свою работу.

Познавательные: умение использовать приобретённые знания.

Регулятивные: умение комментировать учебные действия при выполнении

 задания.

Предметные: умение находить орфограммы в словах.

6 мин

VI.

Фонетическая зарядка

-Сейчас я предлагаю вам снова отдохнуть. Итак, на экране чистоговорки.  Мы будем их проговаривать чётко, громко и одновременно шагать.

- Обратите внимание на интонацию в последнем и предпоследнем предложениях. Готовы?  

  (5 слайд)

                         

Проговаривают хором чистоговорки и шагают.

Предпоследнее предложение произносим с вопросительной интонацией, а последнее – с восклицательной.

Личностные:

проявление интереса к изучаемой теме.

Познавательные: умение использовать приобретённые знания.

2 мин

VII.

Закрепление

1. Работа в группах.

(На отдельных листах А4 напечатаны задания для каждой группы.)

- Прочитайте. Подчеркните только те слова, в которых есть сочетания  ЖИ-ШИ, ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА.

Задание для 1 группы

   Тишина в лесу. Легко скользят лыжи. Вершины сосен покрыты снегом.

Задание для 2 группы

   Щёткой чищу я щенка. Щука плавает в пруду. Я по улице скачу.

Задание для 3 группы

   Луна освещает снег. Над водой летали чайки. Ребята рвали щавель.

2. Проверка групповой работы.

 - Проверяем. Представитель от каждой команды выходит к доске называет слова с сочетаниями, которые встретились.

3. Итог групповой работы. Самооценка.

4. Игра «Реклама»

- Ребята! Ежедневно мы сталкиваемся с рекламой. При подготовке к уроку в интернете я увидела рекламное объявление. Меня оно очень удивило!  Давайте его прочитаем.

   

(6 слайд)

                         

- Давайте подумаем, портной – это кто?

- Прочитайте о нём в «Толковом словаре».

- Этот портной считает себя модным. А что можете вы сказать  о нём?

- Правильно, ребята! Этому портному прежде, чем вывешивать такие объявления, надо поучиться грамоте. А иначе все клиенты разбегутся.

- А пока давайте поможем ёжику исправить ошибки в его рекламе.

5. Проверка. Итог. Оценивание.

- Молодцы, ребята! Вы отлично усвоили это правило.

- Если в будущем вам придётся печатать объявления, надеюсь, что они будут без ошибок. Это в жизни очень важно!

Объединяются в группы.

Выполняют задания в группах.

Подчёркивают нужные слова.

Называют подчёркнутые слова.

Оценивают свою работу.

Знакомятся с рекламным объявлением.

Портной – специалист по пошиву одежды.

Ему не хватает грамоты. Надо поучиться в школе.

Дети подходят по одному к доске и на слайде исправляют ошибки красным маркером.

Коммуникативные: умение строить партнёрские отношения, умение договариваться о правилах поведения и общения, следовать им.

Познавательные: умение использовать приобретённые знания.

Предметные: умение находить орфограммы в словах.

Личностные:

умение проводить самооценку.

Личностные:

проявление интереса к изучаемой теме.

Познавательные: умение использовать приобретённые знания.

Предметные: умение находить орфограммы в словах.

11 мин

VIII.

Домашнее задание

- Выполнить упр. 19 на стр. 13.

1) Всем списать, вставляя подходящие по смыслу слова.

2) Подчеркнуть изученные орфограммы.

3) По желанию придумать предложение с одним из словосочетаний и подчеркнуть в нём основу.

Читают задание по учебнику, объясняют вслух, записывают в дневник.

Регулятивные: умение планировать свои действия при выполнении работы и умение их комментировать.

  1 мин

 IХ.

Рефлексия

-Закончите предложения:

1) Я научился…

2) Мне было интересно…

3) Я могу себя похвалить за…

4) Мне сложно было….

5) Теперь я могу…

- Ребята! Вы сегодня были внимательны, активны. Работали с интересом. Я вами очень довольна!

Оценки.

Оценивают себя.

1) Я научился писать слова на изученные правила.

2) Мне было интересно работать на уроке.

3) Я могу себя похвалить за красивое письмо.

4) Мне было сложно находить быстро слова с сочетаниями в игре.

5) Теперь я могу писать слова на это правило без ошибок.

Личностные:

умение проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности.

1 мин

Х.

Итог урока

-Что мы сегодня повторяли  на уроке русского языка? Чему учились?

- Почему нам надо знать изученные орфограммы и уметь их находить?

Вместе с учителем подводят итог.

Регулятивные: умение высказывать своё мнение.

1 мин

Самоанализ урока  русского языка во 2 классе

в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Тема урока: «Правописание буквосочетаний  ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ».

Используемые технологии: игровая, здоровьесберегающая, педагогической поддержки, креативного мышления, критического мышления, дифференцированный подход, ИКТ.

Использовала на уроке учебник русского языка. Упр. 18 на стр. 12 соответствует теме и цели урока. Оно дало возможность проверить самостоятельность каждого ученика. Презентация являлась наглядным компонентом урока.

Краткая характеристика класса

   В классе 9 человек. Из них 5 девочек и 4 мальчика. У девочек высокий уровень развития, а у мальчиков – низкий. В то же время все дети очень активные, доброжелательные, с высокой мотивацией к учёбе. На уроке проявили большой интерес к различным видам заданий, особенно к физминутке и рекламе.

Цель урока: создать условия для закрепления знаний обучающихся о правописании сочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ и применение на практике правила правописания изученных орфограмм.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

Предметные:

- уметь находить изученную орфограмму в слове;

- уметь писать слова с буквосочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, используя правило.

Метапредметные:

познавательные умения:

- уметь писать слова с буквосочетаниями  жи-ши, ча-ща и чу-щу и обосновывать своё мнение;

- уметь использовать приобретённые знания при выполнении различных видов заданий

регулятивные умения:

- уметь определять и формулировать тему и цель урока;

- уметь высказывать своё предположение;

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- уметь комментировать учебные действия при выполнении задания

коммуникативные умения:

- уметь слушать и понимать речь других;

- уметь строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога;

- уметь договариваться о правилах поведения и общения и следовать им

Личностные умения:

- уметь проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности;

- проявлять интерес к изучению темы

  Предметные задачи на умение находить изученную орфограмму в слове и умение писать слова с буквосочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, используя правило, успешно решались на протяжении всего урока. Применялись методы эмоционального стимулирования и учебного поощрения. Метод самоуправления учебными действиями использовался при выполнении самостоятельной работы (словарный диктант; работа по учебнику, упр.18; групповая работа). Дети проявляли высокий уровень активности в процессе всего урока. Самостоятельно работали 78% обучающихся. Двое нуждались в помощи учителя.

Познавательные умения писать слова с буквосочетаниями  жи-ши, ча-ща и чу-щу и обосновывать своё мнение, использовать приобретённые знания при выполнении различных видов заданий развивались на всех этапах урока. При определении темы урока применила проблемно - поисковый метод. Репродуктивный метод использовался мною для инструктирования ребят при выполнении логических и мыслительных операции (инд. работа, групповая, работа в парах). Метод самоуправления учебными действиями использовался при выполнении самостоятельной работы (работа с текстом упр. 18, групповая работа).

Регулятивные умения определять и формулировать тему и цель урока, высказывать своё предположение, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, комментировать учебные действия при выполнении задания были использованы на этапах: «Актуализация знаний» (при выполнении индивидуальной работы), «Самоопределение к деятельности» (формулировка темы и цели урока), «Работа по теме урока» (выполнение задания из учебника), «Домашнее задание» (комментарий к д/з), «Итог урока» (подведение итогов урока).

Коммуникативные умения слушать и понимать речь других,  строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога,  договариваться о правилах поведения и общения и следовать им использовались при работе в парах (проверка словарного диктанта), группах (выполнение заданий на листках), при выполнении физминутки «Игра с мячом».

Личностные умения проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности и  проявлять интерес к изучению темы проверялись почти на всех этапах урока. В течение урока использовались словесный и наглядный методы обучения.

Вывод: цель урока достигнута. Задачи выполнены в полном объёме.

В течение урока создавала атмосферу доброжелательности и общей заинтересованности в успехе каждого ученика. Через словесную оценку поощряла тех, кто проявлял инициативу. Привлекала к сотрудничеству всех. Наиболее удачными, на мой взгляд, были фрагменты урока, когда дети сами обосновывали свою точку зрения (индивидуальная работа у доски, реклама, групповая работа).

Требования СанПин выполнялись на всех этапах урока (физминутки, правила посадки при письме  и чтении).

Задания на функциональную грамотность

1. Интегративный компонент функциональной грамотности: коммуникативная, социальная

IV.

Физминутка

Игра с мячом

- А теперь все встаньте. Приглашаю поиграть со мною в мяч.

- Я буду вам по очереди бросать мяч, а вы мне его возвращаете и называете любое слово на изученное правило.

 - Теперь задание усложним. Я бросаю мяч и называю любое из изученных словосочетаний по теме урока. А вы ловите мяч и называете слово, в котором есть названное мною сочетание.

Итог игры.

- Молодцы! Эту игру вы можете использовать на перемене.

Называют слова на изученное правило.

Выполняют задание с усложнением.

Личностные: проявление интереса к изучаемой теме.

Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других.

Познавательные: умение использовать приобретённые знания.

2 мин

2. Предметные компоненты функциональной грамотности: языковая, бытовая

Интегративный компонент функциональной грамотности: информационная

VII.

Закрепление

4. Игра «Реклама»

- Ребята! Ежедневно мы сталкиваемся с рекламой. При подготовке к уроку в интернете я увидела рекламное объявление. Меня оно очень удивило!  Давайте его прочитаем.

   

(6 слайд)

                         

- Давайте подумаем, портной – это кто?

- Прочитайте о нём в «Толковом словаре».

- Этот портной считает себя модным. А что можете вы сказать  о нём?

- Правильно, ребята! Этому портному прежде, чем вывешивать такие объявления, надо поучиться грамоте. А иначе все клиенты разбегутся.

- А пока давайте поможем ёжику исправить ошибки в его рекламе.

5. Проверка. Итог. Оценивание.

- Молодцы, ребята! Вы отлично усвоили это правило.

- Если в будущем вам придётся печатать объявления, надеюсь, что они будут без ошибок. Это в жизни очень важно!

Знакомятся с рекламным объявлением.

Портной – специалист по пошиву одежды.

Ему не хватает грамоты. Надо поучиться в школе.

Дети подходят по одному к доске и на слайде исправляют ошибки красным маркером.

Познавательные: умение использовать приобретённые знания.

Личностные:

проявление интереса к изучаемой теме.

Познавательные: умение использовать приобретённые знания.

Предметные: умение находить орфограммы в словах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторяем написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу в словах.

Данная презентация содержит интересную словарную работу, с помощью занимательного материала ребята смогут усвоить правила написия буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу- щу....

Урок русского языка."Правописание буквосочетаний с шипящими звуками" 2 кл. (УМК "Школа Рсссии"авт. В.П.Канакина)

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме « Правописание буквосочетаний с шипящими звуками»....

Русский язык 2 класс Тема "Буквосочетания ЧК, ЧН"

Класс: 2 класс, программа Л.В.ЗанковаТема: "Буквосочетания ЧК, ЧН"Цели:Образовательная:Формирование у учащихся представления о правописании буковсочетаний ЧК, ЧН, ЩН.Развивающая:Развитие орфографическ...

2 класс буквосочетания жи-ши

презентация - тренажёр по разделу  орфограмма- гласная после ж-ш 2класс...

Урок русского языка во 2 классе "Написание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Урок поможет систематизировать знания учащихся о правописании гласных после шипящих., работая по любому УМК....

Правописание буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч. Произношение слов с этими буквосочетаниями.

Урок актуален, так  как  дети не только  знакомились  с орфограммой, учились  писать слова с  ней, но и учились произносить  слова с  буквосочетаниями, работать...

Правописание буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч. Произношение слов с этими буквосочетаниями.

Урок актуален, так как дети не только знакомились с орфограммой, учились писать слова с ней, но и учились произносить слова с буквосочетаниями, работать в парах, развивали свою речь, а главное, ребята...