Урок молодого специалиста по теме: "Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже"
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс)

Александрова Тамара Дмитриевна

Урок молодого специалиста по теме: "Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_14.12.docx31.56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже.

Цель: познакомить с окончаниями имён существительных в творительном падеже;

Задачи:

Образовательные:

  1. Уточнить знания об особенностях творительного падежа.
  2. Познакомить с падежными окончаниями имён существительных в творительном падеже

Воспитательные:

  1. Воспитание познавательного интереса.
  2. Расширение кругозора учащихся.

Развивающие:

  1. Развивать умение правильно писать безударные падежные окончания имён существительных.
  2. Развивать устную и письменную речь учащихся, навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

Оборудование: учебник «Русский язык», тетрадь, карточки, презентация

Формируемые УУД

познавательные — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным притокам; синтез;

коммуникативные — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;

личностные — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

( 1 минута)

Учитель спрашивает у детей.

Дети, вам тепло? (Да!)

– В классе светло? (Да!)

– Прозвенел уже звонок? (Да!)

– Уже закончился урок? (Нет!)

– Только начался урок? (Да!)

– Хотите учиться? (Да!)

– Значит можно всем садиться!

Учащиеся отвечают на вопросы.

Садятся за парты.

Проверка домашнего задания

( 3 минуты)

Мы начнем наш урок, с проверки домашнего задания.

•        Прочитайте скороговорку в быстром темпе, чётко проговаривая звуки. В медленном темпе.

•        Назовите падежные окончания имён существительных, объясните их написание.

Как отличить окончания в Р.п. от Д.п.?

Учащиеся проговаривают скороговорку. Называют падежные окончания.

Проговаривают правило.

Актуализация знаний

(10 минут)

Проверить правильность посадки.

Руки – на месте,

Ноги – на месте,

Локти – у края,

Спинка – прямая.

Запишите число,классная работа.

3 ученика работают у доски(разборы)

Предложение: Легкими прыжками пробежала в темноту зверушка.

По составу: Зверушка, пришкольный, багаж, лесной, лиса,

Фонетический: 

темно

[т’имно] – 2 слога

т — [т’] — согласный, глухой, мягкий

е — [и] — гласный, безударный

м — [м] — согласный, звонкий, твёрдый

н — [н] — согласный, звонкий, твёрдый

о — [о] — гласный, ударный

5 б, 5 зв.

Остальные ребята, все внимание на слайд.

Запишите слова, выделите окончания и укажите падеж.(Слайд 1)

На к…лендарь, к д…кабрю, через мес…ц, до января, по м…розу, про ф…вр…ль, из с…р…бра, ин…ем.

Выпрямляют спинку. Готовятся к письму.

3 ученика работают у доски, выполняют разборы.

После выполнения своего разбора, учащийся садиться на место.

Оставшиеся учащиеся выполняют задание.

После выполнения учащиеся сверяют слова с доской.

Постановка темы и цели урока.

(2 минуты)

Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цель и задачи урока.

– А какое слово лишнее? Почему? Как вы думаете как тема урока? Что мы будем делать? (Работа продолжается со словами)

Сегодня на уроке мы продолжим углублять знания о падежах имени существительного.

 Учащиеся отвечают на вопросы. Формулируют тему и цель урока.

Работа по теме урока

(10 минут)

Работа по учебнику

Упр. 219 (с. 117).(3-4 минуты)

•        Рассмотрите таблицу.

•        Назовите признаки творительного падежа

•        Прочитайте окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения в творительном падеже.

•        Какими способами их можно проверить?

•        Прочитайте, какие варианты окончаний в творительном падеже есть у имён существительных 1-го склонения.

Упр. 220(с. 118).(6-7 минут)

Письменное выполнение!

•        Прочитайте стихотворение выразительно.

•        Определите падеж выделенных существительных. (Творительный.)

•        Почему окончания существительных различны? (Разное склонение.)

•        Определите окончание в слове вереницею.

Спишите данные строки, укажите склонение имен сущ.

•        Определите, какой частью речи является слово сегодня.

•        Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!».

•        Как образовалось наречие сегодня?

Обучающиеся рассматривают таблицу. Отвечают на поставленные вопросы.

Обучающиеся выполняют все устные задания.

Списывают выполняя указания учителя.

Физкультминутка ( 1 минута)

Закрепление изученного материала

( 6 минут)

•        Назовите буквы. Слайд 2

Ш, Щ, Ж,Ч,Ц.

•        Что у них общего? (Они обозначают согласные звуки.)

•        Какая буква лишняя? Почему? (Буква ц, остальные буквы обозначают шипящие звуки.)

•        На какие группы можно разделить буквы? (Буквы, обозна¬чающие парные и непарные по глухости-звонкости согласные звуки. Буквы, обозначающие всегда твёрдые согласные звуки, и буквы, обозначающие всегда мягкие согласные звуки.)

        

Прочитайте предложение. Слайд 3

За рощ(е, о)й зеркалом лежит широкий пруд с чистой водиц(е, о)й и песчаным пляж(е, о)м.

•        Объясните правописание орфограмм.

•        Попробуйте определить, что это за орфограмма. (Гласные в окончаниях существительных в творительном падеже после шипящих и ц.)

Учащиеся отвечают на вопросы.

Подведение итогов урока

 ( 5 минуты)

1.        Работа по карточкам

•        Вставьте пропущенные буквы в окончаниях существительных.(Работа по группам)

1 группа

С багаж..м, перед дач..й, с товарищ..м, под крыш..й, перед смерч..м с продавц..м

2 группа

Перед столиц..й, между околиц..й и улиц..й, с борщ..м, чертежам,

за гостинц..м.

3 группа

Над мор…м, за дверь…, под машин…й, между городам…, перед выход…м,

с друг…м.

 (Взаимопроверка.)

•        Когда в окончаниях имён существительных в творительном падеже после шипящих и ц пишется о, а когда — е?

Учащиеся работают а группах.

Домашнее задание

(1 минута)

Упр. 224 (с. 120).

Учащиеся записывают

Домашнее задание

Рефлексия

(2 минуты)

Оцените свою работу на уроке.

Учащиеся делятся на группы по итогам своей работы

Приложение.

1 группа

С багаж..м, перед дач..й, с товарищ..м, под крыш..й, перед смерч..м с продавц..м.

2 группа

Перед столиц..й, между околиц..й и улиц..й, с борщ..м, чертежам, за гостинц..м.

3 группа

Над мор…м, за дверь…, под машин…й, между городам…, перед выход…м,

с друг…м.

Спиши предложение. Подчеркни подлежащие и сказуемое, укажи части речи. Выпиши словосочитания.

Легкими прыжками пробежала в темноту зверушка.

Разобрать слово по составу

Зверушка, пришкольный, багаж, лесной, лиса

Выполнить фонетический разбор слова

 Темно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Правописание падежных окончаний имён существительных"

Конспект урока русского языка по теме "Правописание падежных окончаний имён существительных"...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание безударных окончаний имён существительных 2 склонения"

Урок соответствует ФГОС, проведён с использованием технологии проблемного диалога....

Конспенкт урока по русскрму языку на тему: «Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах».4 класс(конспект+презентация)

Конспенкт урока по русскрму языку на тему: «Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах».4 класс...

Конспект урока по русскому языку для учащихся 4 класса по теме «Правописание падежных окончаний имен существительных в творительном падеже»

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями творительного падежа, его значением, предлогами и окончаниями имён существительных 1, 2 и 3 склонений в творительном падеже....

Конспект урока на тему::Правописание безударных окончаний имён существительных в предложном падеже

Правописание безударных окончаний имён существительных в предложном падеже в 4 классе...

Повторение и обобщение по теме: «Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах в единственном числе» (4 класс)

Повторение и обобщение по теме: «Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежахв единственном числе»  (4 класс)...