Методическая разработка по русскому языку в 3 классе. Тема: "Текст. Художественный и научный тексты"
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Софроний Аурика Игоревна

Конспект урока по русскому зыку в 3 классе. Тема: "Текст. Художественный и научный тексты"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока35.99 КБ
Файл Презентация2.7 МБ
Файл Раздаточный материал.15.29 КБ

Предварительный просмотр:

Выполнено: Софроний А.И.

Предмет: русский язык

Тема урока: «Художественный и научный текст»

Класс: 3

Цель: познакомить учащихся с научными и художественными текстами.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать научные и художественные тексты; аргументированно отвечать и доказывать свое мнение.

Задачи:

  1. Обучающие:
  • Создать условия для получения знаний о научных и художественных текстах;
  • Закреплять умение определять художественный и научный тексты;
  1. Развивающие:
  • Развивать грамотную устную речь;
  • Развивать внимательность;
  1. Воспитывающие:
  • Воспитывать интерес к предмету;
  • Воспитывать уважение к родному языку.  

Материалы: учебник «Русский язык» 3 класс (1 часть), автор: Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина;

Поурочные разработки по русскому языку к УМК Л.Ф. Климановой и др. («Перспектива») 3 класс, автор: Н.Ю. Васильева, И.Ф. Яценко.

Оборудование: учебник, раздаточные материалы


Технологическая карта пробного урока по литературному чтению

Этап урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

Орг. момент  

(1 мин)

Слайд 1

У: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Аурика Игоревна. Сегодня я проведу у вас урок  русского языка. Убедитесь, что у всех на партах есть учебник, тетрадь, пенал. Садитесь, пожалуйста.

Приветствует детей, проверяет готовность детей к уроку.

Проверяют готовность к уроку, приветствуют учителя кивком.

Личностные: развивается роль ученика.

Регулятивные: умение организовать своё рабочее пространство и подобрать необходимые материалы.

Актуализация знаний

(6 мин)

У: На предыдущих уроках вы работали с текстом. Научились определять его тип. Я предлагаю вспомнить, какие типы текста существуют.

Д: повествование, описание, рассуждение

Слайд 2

У: Скажите, пожалуйста, как можно определить текст повествования?

Описания?

Рассуждения?

Д: Текст-описание описывает что-то. К нему можно поставить вопросы какая? какое? какой? какие?

Текст-сообщение рассказывает о каком-то событии. К нему можно поставить вопрос что произошло?

Текст-рассуждение содержит объяснение каких-то утверждений и отвечает н вопросы почему? Зачем?

У: На ваших партах лежат листы с заданием. Возьмите их, пожалуйста. Посмотрите задание №1.

Вы должны прочитать три текста и определить, к какому типу они относятся. Не забудьте записать ответ. Сначала вы работаете самостоятельно, а потом мы проверим ваши ответы.

У: Давайте проверим, как вы выполнили задание. Что общего у этих текстов?

Д: Все они о тиграх.

У: Прочитаем первый текст. Какой у него тип?

Д: Повествование

У: Почему?

Д: Потому что в этом тексте автор описывает события, которые он видел ранее.

У: Какого типа второй текст? Почему?

Д: Описание. Потому что описывается внешность тигра.

У: А какого типа третий текст? Почему?

Д: Рассуждение. Потому что автор рассуждает о том, почему тигр слушается дрессировщика.

Раздает детям раздаточный материал с заданием №1.

Проверяет выполнение задания №1

1 ученик читает вслух

Слушают учителя, отвечают на вопросы, выполняют задание.

Проверяют вместе с учителем задание, читают текст.

Познавательные: умение воспринимать информацию по теме, умение применять полученные знания.

Коммуникативные:

умение вести диалог с учителем, отвечать на поставленные им вопросы

Регулятивные: самостоятельная работа

Самоопределение к деятельности

(5 мин)

У: А теперь перейдем к новой теме. Мы знаем, что тексты бывают трех типов: текст-описание, текст-повествование и текст-рассуждение. А чем же еще могут различаться тексты? И сейчас мы это узнаем. Переверните свои листы. Задание №2. Прочитайте тексты.

Слайд 3

У: Одинаковые или разные темы этих текстов?

Д: Одинаковы

У: А какая тема? О чем говорится в этих текстах?

Д: О сморчке.

У: Какого типа эти тексты?

Д: Описание

У: А кто мне скажет, в чем разница этих описаний?

(Дети предлагают свои варианты ответов)

Как мы видим, один и тот же предмет можно описывать по-разному. В первом случае поэт в своем стихотворении красочно изображает предмет, заставляет любоваться им, и он использует художественный текст. А во втором - автор ставит перед собой задачу дать точную информацию и использует научный текст.

А теперь скажите, какая тема нашего сегодняшнего урока? О каких текстах мы будем сегодня говорить?

Д: Художественные и научные тексты.

Слайд 4

У: Как вы думаете, чему мы будем учиться?

Д: Будем учиться определять научные и художественные тексты

У: Верно. Давайте приступим к работе.

Раздает детям распечатки текстов №2

1 ученик читает вслух

Читают тексты.

Отвечают на вопросы

Личностные: роль ученика.

Регулятивные: умение формулировать тему и цель урока.

Познавательные: умение применять полученные знания; умение работать с текстом.

Коммуникативные: умение вести диалог с учителем, отвечать на поставленные им вопросы.

Работа по теме урока

(10 мин)

У: Откроем учебник на странице 26.

Найдите упр. 32.

Прочитаем стихотворение С. Есенина (читают 3 ученика по абзацам)

А теперь прочитаем текст под цифрой 2 (читает 1 ученик)

Задаю 2 вопроса после текстов.

Переверните страницу. Прочитаем правило.

Какие бывают тексты?

У: Какой текст называется художественным?

Д: Художественными называют тексты, в которых автор хочет что-то изобразить, оказать воздействие на слушателя или читателя.

У: А какой текст называется  научным?

Д: Научными называют тексты, главная цель которых - дать точную информацию, сообщить подробности, особенности.

У: Давайте вернемся к текстам о берёзе. Какой из текстов является научным? А какой художественный? Почему?

(Ответы детей)

У: Откройте, пожалуйста, тетради. Запишите число – 18 сентября, «Классная работа».

У: Найдите  упражнение №33 на странице 26 учебника. В тетради запишите «Упражнение №33».

Прочитайте задание.

Прочитаем тексты (вслух)

Слайд 5

Задаю вопрос после текстов.

Значит, какой их них художественный, а какой - научный. Почему?

У: Спишите первый текст. Обозначьте известные вам орфограммы.

Проверим орфограммы.

В каких словах есть безударная гласная, двойная согласная, раздельное написание предлога, правописание приставок?

Задает вопросы и дает задание, которое выполняет вместе с детьми.

Дети читают вслух по абзацам

Читают определение в учебнике на стр.26

Отвечают на вопросы

Выполняют вместе с учителем упражнение №33 (стр.26)

Познавательные: умение воспринимать информацию по теме, умение работать с текстом.

Коммуникативные: умение вести диалог с учителем, отвечать на поставленные им вопросы.

Физкультминутка

(1 мин)

Потянитесь вверх повыше —

Вы достать хотите крышу. (Потягивания — руки вверх.)

Раз, два, три,

Корпус влево поверни.

И руками помогай,

Поясницу разминай. (Повороты туловища в стороны.)

Руки в стороны потянем (Потягивания — руки в стороны.)

И на место снова сядем. (Дети садятся.)

Читает стихотворение и показывает физкультминутку

Делают физкультминутку

Продолжение работы по теме урока (15 мин)

У: Откроем страницу 27, упражнение №34.

Прочитайте задание.

Прочитайте словосочетания в столбиках.

О каком растении идет речь?

Д: О розе

Слайд 6

У: В каком текстеможно использовать словосочетания из 1 столбика?

Почему?

Послушайте, что пишут о розе в справочниках.

Например, в толковом словаре Ефремова говорится:

 роза – это кустарниковое растение семейства розовых с крупными душистыми цветками красных, розовых, белых или желтых тонов и со стеблями, обычно покрытыми шипами.

А теперь вы сами устно составьте научный текст, опираясь на словосочетания 1 столбика.

(1-2 ответа)

У: В каком тексте можно использовать словосочетания из 2 столбика?

Почему?

Послушайте художественное описание розы.

Роза-самый красивый и нежный цветок. У неё тонкий грациозный стебель с тёмно зелёными листьями, похожими на платье королевы.

Каждый цветок не похож на другой: белые, кремовые, алые, ярко-красные, они пленяют своим разнообразием.  Колючие шипы вполне гармонируют с характером этой красавицы. Аромат этого цветка ни с каким нельзя перепутать: сладкий, нежный, тонкий... 

Устно составьте художественный  текст, опираясь на словосочетания 2 столбика.

(2-3 ответа)

А теперь задание. Давайте составим свои тексты. Вам нужно выбрать, какой текст вы будете составлять - научный или художественный. Вы можете использовать словосочетания из нужного столбика. Текст должен быть небольшим (3-5 предложений). Кто затрудняется, поднимает руку, и я помогу вам.

Послушаем, какие тексты вы написали.

Дает упражнение и помогает детям выполнить его.

Выполняют упражнение

Коммуникативные:

умение вести диалог с учителем, отвечать на поставленные им вопросы.

Регулятивные: самостоятельная работа.

Итог урока

(3 мин)

У: О чем был наш сегодняшний урок? Какая тема?

Д: Художественный и научный текст.

У: Чему учились на уроке?

Д: Различать художественные и научные тексты и составлять их

Какие тексты называются научными?

Как определить научный текст?

Какие тексты называются художественными?

Как определить художественный текст?

Проводит итог,

задаёт вопросы ученикам.

Отвечают на вопросы учителя.

Коммуникативные:

умение вести диалог с учителем, отвечать на поставленные им вопросы.

Рефлексия

(3 мин)

Слайд 7

У: Оцените свою работу на уроке.

Всё понятно, со всем справился – зелёная карточка

Понятно, но не всё, не всё сделал – жёлтая.

Всё было трудно, непонятно - красная

Организует анализ работы детей на уроке.

Проводят самоанализ работы на уроке

Регулятивные: умение анализировать собственную деятельность

Коммуникативные:

умение вести диалог с учителем, отвечать на поставленные им вопросы;

.

Орг. конец

(1 мин)

Слайд 14

У: Наш урок подошел к концу. Спасибо всем за работу. Давайте попрощаемся! До свидания!

Благодарит за работу на уроке, прощается с учениками.

Прощаются с учителем.

Регулятивные: умение организовать свою деятельность, убрать своё рабочее место.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку русского языка Тема: Художественный и научный тексты Презентацию подготовила: Софроний А.И., учитель начальных классов ГБОУ гимназии №631

Слайд 2

ТИПЫ ТЕКСТА ллОписание Повествование Рассуждение

Слайд 3

Сморчок

Слайд 4

Тема урока: Художественный и научный тексты

Слайд 5

Гусь

Слайд 7

Оцени себя

Слайд 8

Спасибо за работу!



Предварительный просмотр:

Задание №1

Прочитайте тексты и определите их тип. Запишите ответ.

1.Вчера я был в цирке и видел тигров. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца.

Тип текста:____________________________________

2. Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зелёным огнём, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые клыки.

Тип текста: ______________________________

3.Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные звери слушаются дрессировщика? Может, потому что человек их не боится? Или потому что дрессировщик заботится о них? А как вы думаете?

 Тип текста: ______________________________

Задание №1

Прочитайте тексты и определите их тип. Запишите ответ.

1.Вчера я был в цирке и видел тигров. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца.

Тип текста:____________________________________

2. Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зелёным огнём, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые клыки.

Тип текста: ______________________________

3.Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные звери слушаются дрессировщика? Может, потому что человек их не боится? Или потому что дрессировщик заботится о них? А как вы думаете?

 Тип текста: ______________________________

Задание №2

Прочитайте тексты. Подумайте, в чем разница этих текстов.

Сморчок

Сморчок, сморчок,

От рожденья старичок.

Вырос на опушке.

Шляпка на макушке.

Дунул ветер… и сморчок

Повалился на бочок.

Весь в морщинах -

Старичина!

А. Прокофьев

… Гриб достигает 6-15 см в высоту. Шляпка внутри полая, светло- или темно-коричневого цвета, в мелких складках. Сморчок обыкновенный растет в лиственных лесах.  Если весна ранняя, то сморчок появляется в апреле. Сморчок обыкновенный редкая находка для грибника.

Задание №2

Прочитайте тексты. Подумайте, в чем разница этих текстов.

Сморчок

Сморчок, сморчок,

От рожденья старичок.

Вырос на опушке.

Шляпка на макушке.

Дунул ветер… и сморчок

Повалился на бочок.

Весь в морщинах -

Старичина!

А. Прокофьев

… Гриб достигает 6-15 см в высоту. Шляпка внутри полая, светло- или темно-коричневого цвета, в мелких складках. Сморчок обыкновенный растет в лиственных лесах.  Если весна ранняя, то сморчок появляется в апреле. Сморчок обыкновенный редкая находка для грибника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка, 4 класс, тема "Текст"

Конспект урока закрепления по русскому языку, 4 класс, тема "Текст"....

Методическая разработка по русскому языку, 2 класс, УМК "Гармония", "Редактирование текста"

Методическая разработка относится к резервному уроку по теме "Текст", содержит подробное описание урока и презентацию....

Презентация к уроку русского языка. 2 классю Тема "Текст - рассуждение"

Цель: дать понятие о тексте - рассждении, его отличительных признаках...

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."...

Урок русского языка. 3 класс. Тема: "Текст - единица языка и речи".

Урок разработан для учащихся 3 класса. В нем представлен материал для работы по теме: "Текст - единица языка и речи". Можно ипользовать материал для парной и групповой работы с учащимися....

Технологическая карта урока русского языка (2 класс). Тема: Текст-рассуждение. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: знакомство с понятием  "текст-рассуждение", его отличительных признаках; знакомство со структурой текста-рассуждения; развитие умения отвечать на вопросы.План...