«Сочинение по картине А.А.Рылова «В голубом просторе»
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

 «Сочинение по картине А.А.Рылова «В голубом просторе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sochinenie.docx17.06 КБ

Предварительный просмотр:

 «Сочинение по картине А.А.Рылова «В голубом просторе»

 

Цель урока: написание сочинения - описания по картине А. А. Рылова “В голубом просторе”

Задачи урока: познакомить с картиной А.А.Рылова «В голубом просторе», учить «читать» картину, развивать умение определять замысел картины, составлять по картине описательный текст, обогащение словарного запаса учащихся, работа над средствами речевой выразительности и точностью словоупотребления, формирование эстетических вкусов школьников.

 

Планируемые результаты:

 

Личностные: проявление чувства прекрасного и эстетических чувств через анализ репродукции картины, выразительные возможности языка.

 

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя, планировать свои действия для решения задачи; выполнять действия по инструкциям.

 

Познавательные УУД: осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей.

 

Коммуникативные УУД: принимать участие в общей беседе, оформлять свои мысли в устной и письменной форме на уровне предложения и небольшого текста.

 

Образовательные ресурсы: репродукция картины А. А. Рылова «В голубом просторе», презентация о творчестве художника, карточки для выполнения заданий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Ход урока:

 

IМотивирование к учебной  деятельности

 

- Здравствуйте, ребята. Мы очень рады вас видеть! Сегодня мы проведём  у вас урок русского языка.  Проверьте свою готовность – на парте должны лежать тетрадь и пенал.

- Хорошо, а теперь садитесь.

-Чтобы нам с вами узнать тему урока, посмотрите, у вас на партах лежат карточки. Вам нужно зачеркнуть одинаковые слоги, а из оставшихся букв составить слово.

Рясряорячряирянряерянряиряе

Локлоалорлотлоилонлоа

- Какие слова у вас получились? (сочинение и картина)

- Как эти два слова связаны?

-Вы уже догадались, какая тема урока будет сегодня? (сочинение по картине)

- Совершенно верно.

II. Постановка учебной задачи

 

-          Ребята, скажите, а что такое сочинение? ( сочинение - создание своего текста в письменной форме по заданной теме)

-          Какие виды сочинений вы знаете? ( сочинение - описание, - повествование, - рассуждение, - мини, по серии сюжетных картинок, по картине, по наблюдениям, по заданной теме)

-          Сколько частей у сочинения? Назовите их. (три: вводная, основная, заключительная)

-          Как вы думаете какой вид сочинения мы будем писать сегодня с вами? (сочинение описание) Сочинение описание по картине.

 

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

 

1.Рассматривание репродукции (презентация).

 

Сегодня на уроке разговор у нас с вами пойдет об одной из самых поэтичных картин русского художника-пейзажиста Арка́дий Алекса́ндрович Рыло́в «В голубом просторе». Детство и юность художника прошли в Вятке, на берегу широкой, многоводной реки. Край лесов, озёр и рек покорили художника своей красотой. Любуясь его картинами, мы тоже совершаем прогулку по родным перелескам и полянам. Современники называли А.А.Рылова «чародеем сине-зелёного тона», поэтому на его картинках мы видим множество оттенков синего и зелёного цветов. Картина «В голубом просторе»,написанная в 1918 году, находится в Государственной Третьяковской галерее.

 

-          Сейчас я включу вам мелодию, закройте глаза, внимательно послушайте её и рассмотрите картину ещё раз.

-          Вот вы прослушали мелодию. посмотрели на картину, какое настроение она у вас вызывает? (спокойное, безмятежное…)

-          Где происходит действие картины? (море)

-          Что изображено на картине? (Небо, скалы, корабль, лебеди.)

-          Как вы думаете, какое время года изображено на картине? (весна, потому что ещё не растаял снег на скалах, …..)

 

На полотне весенний день. Безбрежный  океан... Сине-зеленые волны. В нежной лазури медленно проплывают легкие облака. Красивые, белые  лебеди парят над водой.

 

2.Объяснение значения названия картины.

– Арка́дий Алекса́ндрович Рыло́в назвал картину «В голубом просторе». Как вы считаете почему?  (потому что на картине море сливается с небом, они в одной цветовой гамме и тд)

– Как вы понимаете слово “простор”? (Простор – свободное пространство, бесконечная, безбрежная даль)

 

3.Анализ композиционного решения картины.

1)      Почему художник выбирает не вертикальное, а горизонтальное положение полотна? (Ответ: Показать ширь, простор, движение на картине).

2)       Хотя картина – это застывший миг, мы видим движение. В чём это выражается? (Идёт парусник, ветер гонит облака и волны, лебеди летят.)

 

4.Отбор материалов для сочинения.

1) Слова и словосочетания со значением места: заполните смысловые пропуски.

-  Все полотно картины занимают...

-  на переднем плане изображены …

- слева от… виднеется…;

- прямо перед нами изображены…;

- задний план занимает…;

- вдалеке открывается…

 

 2) Образно-выразительная лексика: какие предметы, какими словами вы будете описывать в своем сочинении? (Запись на доске слов, подобранных обучающимися.)

 

Простор - широкий, безграничный

Море –спокойное, тихое (цвет на слайде, попросить подобрать цвет)

Небо – голубое,  высокое, бездонное, бескрайнее. (цвет на слайде, попросить подобрать цвет)

Облака – белые, красивые, кружевные, легкие, летят плавно, неудержимо

Лебеди – красивые, белые, летят высоко, уверенно, вольно

Корабль – многопарусный, быстрый.

Эти слова вам помогут вам при описании картины.

 

3) Что стремится передать художник в своем полотне?

-          Как вы думаете, что нам хотел передать автор?

(ощущение простора и свежести. Пробуждение природы, приход весны, ожидание перемен).

 

IV. Физкультминутка

 

V. .Коллективное составление плана:

Давайте подумаем, из скольки частей будет состоять наше сочинение-описание?

Что мы отразим в первой части?

Как мы можем озаглавить первую, вводную часть?

Что отразим во второй части?

Как озаглавим вторую, основную часть?

Что отразим в третьей части?

Как озаглавим третью, заключительную часть?


Примерный план:

1. Художник и картина (Автор и его картина)

2. Описание картины “В голубом просторе”:

1) Описание моря и волн

2) Описание облаков и неба

3) Описание лебедей

4) Описание скал и парусника

5) Идея картины

3. Настроение, которое вызывает картина у вас

 

VI. Закрепление знаний и способов действий. Самостоятельное написание сочинения.

– Посмотрите еще раз внимательно на картину и попытайтесь описать в своем сочинении те чувства и переживания, которые вы испытываете, следуя плану

 

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

-          Кто хочет прочитать своё сочинение?

-          Что вам понравилось больше всего в сочинении …..?

-          Чему мы учились сегодня на уроке?

-          Что нового узнали на уроке?

-          Какой вид заданий оказался самым трудным для вас?

-          Спасибо большое за работу, наш урок окончен!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение по картине А.А.Рылова "В голубом просторе"

Работа по развитию речи учащихся в школе многогранна. Одно из еенаправлений – написание сочинений разных видов.Обучение сочинению – это актуальный вопрос современности. Посредствомсочинений, учителю л...

Сочинение по картине А. А.Рылова «В голубом просторе»

Презентация к уроку русского языка 3 класс УМК "Школа России" под редакцией В. П. Канакиной 2013-2014 уч. г....

Презентация у уроку русского языка по теме: Сочинение-описание картины А.А.Рылова "В голубом просторе" 3 класс

Презентация знакомит с творчеством живописца Рылова А.А. Здесь даны репродукция картины, этапы урока, план....

Презентация к сочинению по картине А.А. Рылова "В голубом просторе"

Презентация поможет лучшему восприятию картины учащимися.Подборка опорных слов направлена на помощь в написании сочинения....

Презентация к уроку русского языка в 3 классе по теме "Сочинение по картине А.А. Рылова "В голубом просторе"

Сочинение – это первые попытки ребенка выразить окружающий его мир вовнутреннем своем отображении, высказывать свое отношение к каким-топроблемам. Сочинение заставляет ученика упорядочить свои мысли в...

Сочинение по картине А.А. Рылова "В Голубом просторе"

Урок русского языка в 3  классе «В» МБОУ «СОШ №49» г. Краснодара.Учитель Борисова Ольга ВладимировнаПрограмма УМК «Школа России».Тема «Сочинение по карти...

Презентация "Сочинение по картине А.А. Рылова "В голубом просторе".

Презентация подготовлена к уроку русского языка в 3 классе (УМК "Школа Россиии"). Тема урока: Сочинение-описание по картине А. А. Рылова "В голубом просторе"....