Технологическая карта урока русского языка "Согласные звуки" (УМК "Школа России", 1 класс)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Васюкова Екатерина Игоревна

Предварительный просмотр:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Игоревна.
- Начинаем урок. Проверьте всё ли у вас приготовлено для урока и порядок ли на партах.

- Посмотрите на слайд. Какие качества из предложенных (на слайде: разговоры, старание, внимание, сообразительность, лень) нам сегодня понадобятся?

- Предлагаю воспользоваться этой формулой на нашем уроке.

- Посмотрите на слайд, кто на нём изображён?

- Как вы думаете, почему он грустный?

- Нам сегодня с вами необходимо помочь Лунтику добрать до дня рождения Бабы Капы.
- Кто согласен помочь Лунтику? Поднимите палец вверх.
- Кузя для вас приготовил интересное задание.

- Выполнять задание, вы будете в парах.

- У вас на столах лежат карточки с буквами, вам необходимо разложить их на группы.

- Перед началом работы, давайте вспомним правила работы в паре.

- Одна пара выйдет, и будет работать у доски, а остальные на своих рабочих местах.
- На какие две группы вы их распределили?

- Сверьте с эталоном на слайде.
- У кого не так?

- Какие звуки являются гласными?  Из чего они состоят?

- Что вы уже знаете о гласных звуках?

- Сколько в русском языке букв обозначающих гласные звуки? Какие?

- А гласных звуков?

- Какой звук просит нас произнести доктор, когда мы болеем? Почему?
- А кто – нибудь знает, как отличить согласный звук от гласного?

- Итак, у нас возникло затруднение.

- А почему у вас возникло затруднение?

- Так, что мы с вами будем сегодня изучать.
- Предположите тему нашего урока.
- Исходя из темы, какую цель мы

поставим?

- Чтобы решить нашу проблему (затруднение), нам необходимо спланировать нашу работу.

- Один учащийся выйдет и восстановит наш план.

1. Вспомнить, какие звуки являются гласными.

2.Узнать признаки согласных звуков.

3. Выполнить упражнения на освоение нового материала.

- Проговори план.

- Мы спланировали, как будем открывать новое знание. Опираясь на план, мы постараемся выполнить задание, с которым не справились.
- Ещё раз посмотрите на наш план.
- Какой пункт плана мы с вами уже выполнили?




- старание, внимание, сообразительность

- Лунтик

Вспоминают правила работы в паре.


- гласные и согласные

- звуки,  состоящие только из голоса, называются гласными


- 10 букв: а, о, э, е, и, ы, у, ё, ю, я

- а гласных звуков 6: [а], [о], [и], [ы], [у], [э]

- А




- потому что мы не знаем, признаки согласных звуков


- «Согласные звуки»

- научиться определять, согласный звук, роль согласных звуков







- 1

- Отгадайте загадку:

Живёт в норке.
Грызёт корки.
Короткие ножки.
Боится кошки.

- Рассмотрите картинку. Произнесите слова-названия изображённых предметов.

- Сейчас вы поворачиваетесь, друг к другу и произнесите только согласные звуки в том порядке, как они идут в словах, смотрят на положении губ во время произношения звуков.

- Свободно ли проходит воздух при произнесении данных звуков? Какие преграды встречает струя воздуха?
-
Это один из главных признаков согласных звуков.
- А из чего состоит согласный звук? 
- Итак, 
согласные звуки состоят из шума или из шума и голоса. Это ещё один из главных признаков согласных звуков.
- Придумайте предложение со словами «мышка», «сыр» по картинке.

– Запишем предложение: Мышка любит сыр.

 - Подчеркните буквы, обозначающие согласные звуки.

- Разделите слова на слоги.

- Попробуйте прочитать слоги без гласных звуков. Что наблюдаем?

Согласный звук может образовать слог только вместе с гласным. Это третий главный признак согласных звуков.

- Давайте посмотрим, какое задание для вас приготовила Мила. Вам необходимо заполнить в таблице 3 признака согласных звуков.

- Приступаем.

Один из учащихся читает заполненную таблицу.
- Сверьте с эталоном на слайде.
- Какой пункт плана, мы с вами выполнили? 

- Правильно и чётко учат нас произносить звуки скороговорки.
- Послушайте скороговорку, постарайтесь понять её смысл, выделите согласные звуки, которые услышите в скороговорке.

Носит Сеня в сени сено,
Спать на сене будет Сеня.

- О ком скороговорка?
- Что делал Сеня, для чего?
- Куда Сеня носил сено?
- Что такое «сени»?
- Где можем узнать значение слова?

- Я для вас сделал выписку значения слова «сени» из Толкового словаря.
Сени – в деревенских избах помещение между жилой частью дома и крыльцом.

Сени использовались для хозяйственных нужд, а летом и для ночлега.  
- Какие согласные звуки услышали в словах скороговорки?
- Может ли один согласный звук изменить значение слова?

- Прочитайте внимательно ещё одну скороговорку про Сеню.

У Сени и Сани в сетях дом с усами.

- Что вызвало улыбку?
- В каком слове нужно заменить согласный звук, чтобы получилось слово-название рыбы?

  • - Сделаем вывод: может ли один согласный звук изменить значение слова?

- Пчелёнок предлагает поиграть в игру. У вас в конверте слова. Соберите в паре группы слов, которые отличаются одним согласным звуком.

- Какие пары слов, вы собрали?

- У кого не так?

- Значения всех ли слов вы понимаете?

- Запишите слова любой группы. Подчеркните букву, которой различаются записанные слова.

- Сейчас вы поработаем по структуре «Тэк оф - тач даун - «встать - сесть».
- Суть заключается в том, что на заданный вопрос, в качестве положительного ответа, вы встаёте, те, кто не согласен, продолжают сидеть.

- Кто не понял?

1. Звуки делятся на три группы: гласные, согласные и ударные? (Нет)
2. Согласные звуки состоят только из голоса? (Нет)
3. В русском языке 6 гласных звуков? (Да)
4. Согласный звук может образовать слог, без гласных? (Нет)
5. Может ли один согласный звук изменить значение слова? (Да)
-
 Какой пункт плана, мы с вами выполнили?

- Вы большие молодцы!



- мышка
- сыр, мышь



- при произнесении согласного звука струя воздуха во рту встречает преграду (губы, зубы, язык)


Придумывают предложения.








 


- 2

- о Сени

- в сени

- в Толковом словаре





- дом


- да  


- том – ком; рак – мак; бочка – почка; борт – порт; голос – колос; жар – шар; коза – коса; день – пень; удочка – уточка; год – кот.

- колос - с
оцветие большинства злаков, представляющее по виду вытянутую метелочку на конце стебля

















- 3

- Давайте с вами вспомним, какая темы урока у нас была?

- Какую цель мы ставили?


- Достигли мы её, все ли пункты плана выполнили?

- Давайте с вами поиграем ещё в одну игру, которая называется «Три М».
- Я предлагаю, вам
назвать три момента, которые у вас получились хорошо в процессе нашего занятия.

- Благодаря тому, что вы справились со всеми заданиями, мы помогли добраться Лунтику до дня рождения Бабы Капы.

- Спасибо за урока, до свидания!

- «Согласные звуки»

- научиться определять, согласный звук, роль согласных звуков

- да,  так как все пункты плана реализованы



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

разговоры старание внимание сообразительность лень Формула успеха Успех

Слайд 2

Формула успеха Успех старание внимание сообразительность

Слайд 4

Здравствуйте, ребята! Я для вас приготовил интересное задание. Вам необходимо распределить карточки с буквами на группы.

Слайд 5

Тема урока: « Согласные звуки» Цель : Н аучиться определять, согласный звук, роль согласных звуков.

Слайд 6

План: 1. Вспомнить , какие звуки являются гласными . 2. Узнать признаки согласных звуков . 3. Выполнить упражнения на освоение нового материала.

Слайд 7

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мила. Вам необходимо заполнить в таблице 3 признака согласных звуков.

Слайд 8

Здравствуйте, ребята! Давайте поиграем в игру. Соберите в паре группы слов, которые отличаются одним согласным звуком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка (УМК «Школа России», 3 класс) Тема: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Воспитывать любовь к природе и всему живому, совершенствовать умения распознавать имена существительные, отличать существительные одушевлённые  от неодушевлённых...

Технологическая карта урока русского языка (УМК «Школа России», 3 класс) Тема: Обучающее изложение

Развивать умение передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами...

Технологическая карта урока русского языка "Времена глаголов" 3 класс "Школа России"

Цели данного урока:Обучающие:1. Изучить новое понятие «время глагола», рассмотреть особенности образования каждой временной формы. Познакомить учащихся с изменением глаголов2.Продолжить работу по форм...

Технологическая карта урока русского языка (обучение письму, 1 класс, УМК «Школа России»)

Технологическая карта урока русского языка (обучение письму, 1 класс, УМК «Школа России») Тема: "Письмо строчной и заглавной букв ж, Ж."...

Технологическая карта урока русского языка "Времена глаголов", 3 класс (УМК "Школа России", В. П. Канакина)

Тип урока: открытие нового знания;Цель урока: создание условий для знакомства учащихся с изменением глаголов по временам и с особенностями каждой временной формы.Задачи урокаДидактические:познакомить ...

Технологическая карта урока русского языка "Число глаголов", 3 класс (УМК "Школа России", В. П. Канакина)

Тип урока: открытие нового знания;Цель урока: создание условий для формирования у учащихся умения определять число глагола.Задачи урокаДидактические:знать, как подчеркивается глагол при письме;уметь о...