Фрагмент урока по русскому языку в 1 классе по теме "Слово и слог. Как определить, сколько в слове слогов"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Александрова Неля Фаритовна

Во фрагменте урока представлен материал помогающий уточнить представление о слоге как части слова,  слогообразующей роли гласных, обучить учащихся выделению слогов и обозначению их в слове, классифицировать слова по количеству в них слогов, совершенствовать умение находить слоги в слове.

Также прилагается презентация по данной теме к уроку

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фрагмент урока по русскому языку в 1 классе по теме «Слово и слог. Как определить, сколько в слове слогов?»

Слайд 2

Все расселись по местам, никому не тесно, По секрету скажу вам: «Будет интересно!» Повторим материал, закрепим умения, Чтобы каждый мог сказать: «Это всё умею я!».

Слайд 3

По стальным дорожкам Мчит Сороконожка. Тук-тук-перестук. Круглый щёлкает каблук. С развесёлой песенкой По железной лесенке…

Слайд 5

Если мы в ладоши хлопнем, Или мы ногою топнем, Догадайся, милый друг, Значит, мы услышим…

Слайд 6

Если мы в ладоши хлопнем, Или мы ногою топнем, Догадайся, милый друг, Значит, мы услышим… (ЗВУК)

Слайд 7

ЗВУКИ

Слайд 8

На странице букваря Тридцать три богатыря. Мудрецов-богатырей Знает каждый грамотей.

Слайд 9

На странице букваря Тридцать три богатыря. Мудрецов-богатырей Знает каждый грамотей. (БУКВЫ)

Слайд 10

БУКВЫ

Слайд 11

Звуки сами говорим, Произносим и кричим, Шепчем, воем, слышим… Буковки мы пишем, Можем их нарисовать, Напечатать и прислать! То есть, звуки только слышим, Ну, а буквы только пишем!

Слайд 12

Дружат гласная с согласной, Составляя вместе слог. « Ма » и « ша », запомни «Маша», К нам явились на урок.

Слайд 13

СЛОГИ

Слайд 14

Звуки друг друга нашли, Встали рядом и смысл обрели. Много их, аж кругом голова… Собираются звуки в…

Слайд 15

Звуки друг друга нашли, Встали рядом и смысл обрели. Много их, аж кругом голова… Собираются звуки в… (СЛОВА)

Слайд 16

СЛОВА

Слайд 18

«Слоговая»

Слайд 19

НА ПД ВУ НЪ ФЕ РМ ЗС ОБ

Слайд 20

НА ВУ ФЕ ОБ

Слайд 21

«Слово»

Слайд 22

СНЕГ РТМА ЗИМА УТРО НЬЯТ ВФДА

Слайд 23

СНЕГ ЗИМА УТРО

Слайд 24

« Опытная »

Слайд 25

МАМА

Слайд 26

МА-МА - 2

Слайд 27

Дом каша молоко окно сковорода

Слайд 28

Д о м - 1 к а ш а - 2 м о л о к о - 3 о кн о - 2 ск о в о р о д а - 4

Слайд 29

Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Слайд 30

Слово делится на СЛОГИ. Например: ка-ре-та, но- ги , О- гу - рец , трам-вай , ря -би-на, Са - мо -лёт, у- тюг , вер-ши-на… Сколько в слове СЛОГОВ ясно: Ровно столько, сколько гласных!

Слайд 31

« Вниматель ная»

Слайд 32

стол парта учебник пенал мел карандаш

Слайд 33

« З акрепляйкино »

Слайд 34

снова Мы молодцы

Слайд 35

сн о в а - 2 М ы - 1 м о л о дц ы - 3

Слайд 36

Спасибо за работу!



Предварительный просмотр:

Фрагмент урока по русскому языку в 1 классе по теме урока

«Слово и слог. Как определить, сколько в слове слогов?»

Тема урока: Слово и слог. Как узнать, сколько в слове слогов?

Класс:1

Цели урока: уточнить представление о слоге как части слова,  слогообразующей роли гласных, обучить учащихся выделению слогов и обозначению их в слове, классифицировать слова по количеству в них слогов, совершенствовать умение находить слоги в слове.

Прогнозируемые результаты: учащиеся научатся различать слово и слог, определять количество слогов в слове.

Метапредметные УУД:

Познавательные: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели; структурирование знаний; постановка и формулирование проблемы; самостоятельное создание алгоритмов деятельности; 

регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; 

коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; разрешение конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий своих и партнера.

Личностные результаты: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Оборудование: проектор, доска, раздаточный материал, наглядный материал (паровоз, вагоны, станции, карточки со слогами, словами).

Ход урока.

1.Организационный момент. Самоопределение к деятельности.

-Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, уважаемые гости!

Все расселись по местам, никому не тесно,

По секрету скажу вам: «Будет интересно!»

Повторим материал, закрепим умения,

Чтобы каждый мог сказать: «Это всё умею я!».

2. Актуализация знаний и умений.

-Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие. А на чём?  

По стальным дорожкам

Мчит Сороконожка.

Тук-тук-перестук.

Круглый щёлкает каблук.

С развесёлой песенкой

По железной лесенке… (поезд)


-Догадались? На поезде. Поезд состоит из вагонов. Чтобы отправиться в путешествие, надо собрать наш поезд. Каждый ваш ответ – это и будет вагон нашего поезда.

Если мы в ладоши хлопнем,

Или мы ногою топнем,

Догадайся, милый друг,

Значит, мы услышим…(звук)

-Как гудит поезд? (Ту-ту!)

 Что вы услышали? (Звук) (1 вагон – звуки)

-Послушайте загадку:

- На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей.

-Что это за богатыри? (Буквы) (2 вагон – буквы)

-Звуки сами говорим,

Произносим и кричим,

Шепчем, воем, слышим…

Буковки мы пишем,

Можем их нарисовать,

Напечатать и прислать!

То есть, звуки только слышим,

Ну, а буквы только пишем!

-Что мы произносим и слышим? (звуки)

-Что читаем и записываем? (буквы)

-Дружат гласная с согласной,

Составляя вместе слог.

«Ма» и «ша», запомни «Маша»,

К нам явились на урок.

-Из чего состоит слово? (Из букв и слогов) (3 вагон – Слоги)

- Звуки друг друга нашли,
Встали рядом и смысл обрели.
Много их, аж кругом голова…
Собираются звуки в… (Слова) (4 вагон – слова)

-Во что складываются буквы? (В слова) 

3.Постановка учебной задачи

-Чем мы сегодня займёмся на уроке? (Будем делить слова на слоги.)

-Вспомним изученный материал и поработаем со словами.

-Ну вот и готов наш поезд в путь. Рассаживаемся по местам. Отправляемся.

-Перед вами путеводный лист с заданиями, которые вы будете выполнять на станциях - остановках. После каждого задания вы будете оценивать себя. (Раскрашивать смайлик.)

4.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

-Первая станция «Слоговая». Найдите в своём путевом листе первое задание.

-Что нужно сделать? Найти все слоги среди предложенных вам карточек.  

на ву  пд  нъ рм  фе  об  зс

-Что выбрали? Проверьте по образцу. Оцените себя. Закрасьте смайлик зелёным цветом, если выбрали все правильно. Желтым, если была одна ошибка. Красным, если было более 1 ошибки.

-Отправляемся в путь дальше. Прибываем на станцию «Слово».

- Найдите на своём путевом листе второе задание. Среди карточек, найдите слова:

снег   ртма   зима   вфда   ньят   утро

-Что выбрали? Проверьте по образцу. Оцените себя. Закрасьте смайлик зелёным цветом, если сделали всё правильно. Жёлтым, если была 1 ошибка. Красным – более одной ошибки.

-Отправляемся в путь дальше. Следующая станция «Опытная».

-Найдите в своём путевом листе третье задание. Как определить, сколько в слове слогов? Проведём опыт. Поднесите ладошку к подбородку. Произнесите слово  МАМА.

-Сколько раз подбородок коснулся ладошки? (2 раза)

-Значит, в слове два слога.

-Определите с помощью приёма «ладошка», сколько слогов в словах: дом, каша, молоко, окно, сковорода. (Дети выполняют.)

-Подчеркните в этих словах гласные.

Посмотрите, количество гласных совпадает с тем числом, которое вы записали рядом со словом? Сделайте вывод. (Сколько в слове гласных, столько и слогов.)

-Слово делится на СЛОГИ.

Например: ка-ре-та, но-ги,

О-гу-рец, трам-вай, ря-би-на,

Са-мо-лёт, у-тюг, вер-ши-на…

Сколько в слове СЛОГОВ ясно:

Ровно столько, сколько гласных!

-Оцените себя. Закрасьте смайлик.

-Отправляемся в путь дальше. Прибываем на станцию «Внимательная».

-Я называю слова. Встают только девочки, если в слове 1 слог. Встают только мальчики, если в слове два слога. Встают все, если в слове три слога.

-Стол, парта, учебник, пенал, мел, карандаш.

-Кто не ошибся? Оцените себя.

-В путеводном листе найдите 5 задание. Прибываем на станцию «Закрепляйкино»

-Найдите слова. Определите, сколько в них слогов.  С помощью ладошки. Подчеркните гласные.

Мы – 1 слог, снова – 2 слога, молодцы – 3 слога.

Оцените себя.

5.Рефлексия 

-Наше путешествие завершилось. Результат своей работы вы видите на своём путеводном листе. Вы – молодцы! Всем спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по русскому языку 3 класс .Правописание безударных гласных и проверяемых согласных в корне слова

правописание безударных гласных  и проверяемых согласных в корне слова...

конспект урока по русскому языку 2 класс "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова"

Тема: Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова.Цель: Формировать умение проверять написание парных звонких и глухих согласных на конце слов.Задачи: распознавать парные глухие и зв...

Методическая разработка урока по русскому языку 2 класс по теме "Что такое корень? Что такое однокоренные слова?" по программе "Школа России".

Технологическая карта урока русского языка по теме "Что такое корень? Что такое однокоренные слова?". Урок: закрепление пройденного. К уроку прилагается презентация....

Конспект урока по русскому языку 2 класс. Тема: "Правильное употребление приставок на- и о- в словах надеть, надевать; одеть, одевать". УМК "ПНШ"

Цели деятельности учителя:  создание условия для формирования представления о приставкахна- и о-; формирование умения правильно использовать приставки  на- и о- в ре...

Фрагмент урока по русскому языку 3 класс "Личные местоимения"

Цель фрагмента урока: создание условий для формирования представлений о личных местоименияхЗадачи фрагмента урока:Дидактические: - распознавать личные местоимения среди других частей речи...

Фрагмент урока по русскому языку 3 класса "Род имен прилагательных"

В данном документе представлен этап урока открытие новых знаний, закрпекление и рефлексия. Данный фрагмент может быть полезен учителям начальных классов студентам педагогических вузов....

Конспект урока по русскому языку 3 класс на тему "Что такое окончание? Как найти в слове окончание?" (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование понятий об окончании слова.Планируемые результатыПредметные:-знать что такое окончание.-уметь находить окончание в слове; приводить примеры слов с ра...