Методическая разработка "Работа со словарными словами на уроках русского языка" 3 класс
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Методическая разработка "Работа со словарными словами на уроках русского языка" 3 класс знакомит с приёмами работы над словарными словами на уроках русского языка в начальных классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovarnaya_rabota_3_klass_metodika.docx99.87 КБ

Предварительный просмотр:

      Словарная работа № 1

Словарные слова: гвоздика, берёза, здравствуй, Москва, ученик, праздник, День знаний.

1 урок.

Знакомство со словарными словами. Презентация.

Красные и белые,

С пышной бахромой,

Стебелёк зелёный,

Прочный и прямой!   (гвоздика)

Русская красавица

Стоит на поляне,

В зелёной кофточке,

В белом сарафане.  (берёза)

Встретив зайку, ёж-сосед

Говорит ему: Привет!

А его сосед ушастый

Отвечает: Ёжик, …!  (здравствуй)

Всюду в столице счастливые лица,

Только в России такая столица,

Всех городов и селений глава

Лучший на свете город …   (Москва)

Утром он приходит в школу,

Днём – в кружок по баскетболу.

Он старается учиться

И нисколько не лениться.

Сделает он упражнение,

Выучит стихотворение,

Вслух расскажет про капель,

Позже соберёт портфель.   (ученик)

Этот праздник знаний, книг

Помнит каждый ученик.  (праздник День знаний)

2-3 уроки.

  1. Подобрать однокоренные слова.

Гвоздика – гвоздичка, берёза – берёзка, берёзонька, берёзовый, березняк, здравствуй – здравствовать, здравие, Москва – москвич, московский, ученик – учение, ученица, праздник – праздничный, праздновать.

  1. Найти синонимы, если это возможно.

Здравствуй – привет, здравия желаем, добрый день. Ученик – воспитанник, школьник, гимназист. Праздник – торжество.

  1. Составить словосочетания.

Красная гвоздика, русская берёза, праздничная Москва, лучший ученик, весёлый праздник.

  1. Узнать лексическое значение словарных слов.

Определить, однозначное или многозначное слово.

Гвоздика – дикорастущее и садовое растение с цветками красной, розовой, белой окраски. 

Берёза – лиственное дерево с белой корой. 

Здравствуй – слово, которое употребляется при встрече как приветственная фраза в русском языке. Однако, фактическое значение слова - пожелание здоровья. 

Москва – столица Российской Федерации, город федерального значения, административный центр Центрального федерального округа и центр Московской области, в состав которой не входит.

Ученик – учащийся начального или среднего учебного заведения.

Праздник – день радости и торжества по поводу чего-нибудь 

День знаний – 1 сентября, торжественное начало нового учебного года для всех российских школьников, студентов, учителей и преподавателей.

4 урок.

  1. Составить предложения со словарными словами.

В вазе стоял букет белых гвоздик. На склоне небольшого пригорка, у самой дороги, одиноко стояла молоденькая береза. Москва – столица России. «Здравствуй, бабушка!» - сказала Красная шапочка. Бабушка терпеливо объясняла внуку, как должен вести себя на уроке ученик. День знаний – праздник всех школьников нашей страны.

2. Выборочный диктант.

- Выписать словарные слова.

  • Ученик первого класса с тоской смотрел в окно на пригретого весенним солнышком кота. Очень приятно гулять дождливым днём по центру Москвы. Жёлтые листья березы кружились в воздухе и тихо падали на дорожку аллеи. Букет красных гвоздик напоминал про Первое мая. День Победы - священный праздник для многих людей нашей страны, которые знают, какой ценой досталась великая победа.

5 урок.

Составление связного текста со словарными словами, придумывание названия, чтение текста в классе, отбор лучших работ.

Словарная работа № 2

Словарные слова: берег, ветер, мороз, облако, сапоги, ноябрь.

1 урок.

Знакомство со словарными словами. Презентация.

Два братца

В воду глядятся,

Век не сойдутся. (берег)

Без рук, без ног по полю рыщет,
Поёт да свищет,
Деревья ломает,
К земле траву приклоняет.  (ветер)

Невидимкой, осторожно
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на окне.  (мороз)

Пушистая вата
Плывёт куда — то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе.  (облако)

Если дождик, мы не тужим -
Бойко шлёпаем по лужам,
Будет солнышко сиять -
Нам под вешалкой стоять.  (сапоги)

Дождь сменяется снежком,

Дует ветер за окном,

Грусть по воздуху витает,

Как же месяц называют?  (ноябрь)

  1. уроки.
  1. Подобрать однокоренные слова.

Берег – бережок, береговой, побережье, ветер – ветерок, ветренный, мороз – заморозить, морозный, морозец, морозильник, облако – облачный, облачко, сапоги – сапожки, сапожник, ноябрь – ноябрьский.

  1. Найти синонимы, если это возможно.

Ветер – бриз, муссон, вихрь. Берег – край, материк, мыс. Мороз – холод, стужа. Облако – туча. Сапоги – ботфорты, чёботы.

  1. Составить словосочетания.

Дальний берег, ветер с севера, лёгкое облако, резиновые сапоги, пасмурный ноябрь, сильный мороз.

  1. Узнать лексическое значение словарных слов.

Определить, однозначное или многозначное слово.

Берег - смежный с водою край, полоса земли, суши.

Ветер - движение, поток воздуха в горизонтальном направлении.

Мороз - то же, что и холод, заморозки — понижение температуры воздуха ниже 0 °C.

Облако - светло-серые клубы, волнистые слои в небе, скопление сгустившихся в атмосфере водяных капель и ледяных кристаллов.

Сапоги - род обуви с высоким голенищем.

Ноябрь – последний осенний месяц.

  1. урок.
  1. Составить предложения со словарными словами.
  • Левый берег озера окаймлял вековой лес. Ветер гонит листья по дороге. Мы рассматривали большое облако, которое медленно проплывало над нами. На окне мороз нарисовал свои красивые узоры. Для дождливой погоды подходят резиновые сапоги. Весь ноябрь шли дожди.

  1. Выборочный диктант.

Огромные волны нещадно обрушивались на берег. Здание было заброшено, в его огромных комнатах уверенно хозяйничал дикий ветер. Темное грозовое облако нависло над домом. На дворе стоял трескучий мороз, а в нашей избушке было тепло и уютно. На Игнате были городские сапоги и полушубок с цветной мережкой. Зима шагнула из холодного ноября в снежный декабрь.

5 урок.

Составление связного текста со словарными словами, придумывание названия, чтение текста в классе, отбор лучших работ.

Словарная работа № 3

Словарные слова: медведь, земляника, корова, молоко, деревня, однажды.

1 урок.

Знакомство со словарными словами. Презентация.

В яме спит зимою длинной,
Но, чуть солнце станет греть,
В путь за мёдом и малиной
Отправляется …   (медведь)

На припёке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелёк
Держит алый огонёк.
Разгибаем стебельки —
Собираем огоньки.  (земляника)

Выгоняли рога
Погулять на луга.
И рога вечерком
Прибрели с молочком.  (корова)

Белая водица
Всем нам пригодится.
Из водицы белой
Всё, что хочешь, делай:
Сливки, простоквашу,
Масло в кашу нашу,
Творожок на пирожок,
Кушай, Ванюшка, дружок!  (молоко)

Три двора, три кола,

Дорога одна,

Кругом леса и поля,

Там петушок кричит с утра!   (деревня)

… в студёную зимнюю пору

Я из лесу вышел. Был сильный мороз.  (однажды)

  1. уроки.
  1. Подобрать однокоренные слова.

Медведь – медведица, медвежонок, медвежий, земляника – земляничное, земляничка, корова – коровушка, коровка, коровий, молоко – молочко, молочный, молочница, деревня – деревенский, деревенька.

  1. Найти синонимы, если это возможно.

Медведь – топтыгин, косолапый, деревня – село, селение, однажды – некогда, единожды.

  1. Составить словосочетания.

Бурый медведь, душистая земляника, породистая корова, густое молоко, заброшенная деревня, однажды осенью.

  1. Узнать лексическое значение словарных слов.

Определить, однозначное или многозначное слово.

Медведь – крупное хищное, всеядное млекопитающее с большим грузным, покрытым густой шерстью телом и короткими ногами.

Земляника – травянистое растение сем. розоцветных, с белыми цветками, дающее душистые плоды розовато-красного цвета. 

Деревня – крестьянское селенье, в котором нет церкви. 

Корова – крупное молочное домашнее животное отряда парнокопытных; самка быка.

Молоко – 1. Белая питательная жидкость, выделяемая грудными железами женщин и самок млекопитающих после родов для вскармливания младенцев, детенышей. 2. Такая жидкость, получаемая от коров, коз и некоторых других животных, употребляемая в пищу.

Однажды – 1. один раз. 2.  неопределённый момент в прошлом, в который что-то случилось, произошло.

4 урок.

  1. Составить предложения со словарными словами.

Однажды мы ходили в поход и набрели на красивые полянки, усеянными ромашками. Медведь заметил на другом берегу кусты малины и решил переплыть речку. Маша набрала полное лукошко земляники. Девочка нарисовала домик и поляну, на которой паслась корова. Я пью молоко из стакана.

  1. Выборочный диктант.

Однажды мы возьмем тебя с нами в поход, и ты увидишь всю красоту нашего края. Грибники очень боялись повстречать медведя, поэтому не заходили глубоко в лес. Теплый воздух, поднимаясь по склону, доносил запах цветов и земляники. Чёрная корова отбилась от стада и теперь гуляла по полю.

5 урок.

Составление связного текста со словарными словами, придумывание названия, чтение текста в классе, отбор лучших работ.

Словарная работа № 4

Словарные слова: карандаш, альбом, рисунок, аккуратно, чёрный, ромашка.

1 урок.

Знакомство со словарными словами. Презентация.

Чёрный Ивашка,
Деревянная рубашка,
Где носом ведёт,
Там заметку кладёт.  (карандаш)

Вы меня перелистали –

Как в музее побывали.

Космос на одной странице,

На другой странице – дом,

На последней – хвост жар-птицы.

А всё вместе я – …   (альбом)

Акварель, мольберт и кисти,

Всё, что нужно получи,

И на белом холсте плоском,

Мир из красок оживи!   (рисунок)

Пишу в тетради …,

Хочу, чтоб было всё понятно.

Я написал уж много строк,

Остался чист один листок.   (аккуратно)

Этот цвет темнее ночи,
И его ты знаешь точно.   (чёрный)

Шёл я лугом по тропинке,

Видел солнце на травинке.

Но совсем не горячи

Солнца белые лучи.   (ромашка)

2-3 уроки.

  1. Подобрать однокоренные слова.

Карандаш – карандашик, карандашный; альбом - альбомный, альбомчик, фотоальбом; рисунок – рисовать, нарисованный, зарисовка, рисующий; аккуратно – аккуратист, аккуратный, аккуратненький; чёрный – чернеть, чернота, чёрненький; ромашка – ромашковый.

  1. Найти синонимы, если это возможно.

Чёрный – вороной; рисунок – картинка, гравюра; аккуратно – тщательно, точно, пунктуально.

  1. Составить словосочетания.

Простой карандаш, альбом для рисования, смешной рисунок, работать аккуратно, чёрный ворон, красивая ромашка.

  1. Узнать лексическое значение словарных слов.

Карандаш - стержень из угля, свинца, графита или сухой спрессованной краски (часто в деревянной или металлической оправе) для письма, рисования, черчения.

Альбом - 1. Тетрадь из плотных листов в переплёте для рисунков, каких-нибудь коллекций, фотографий.
2.
 Собрание рисунков, репродукций, чертежей в виде книги, папки.

3. Несколько объединённых одним названием музыкальных 

произведений одного исполнителя или одного ансамбля, записанных на грампластинку, кассету или на компакт-диск.

Рисунок – какое-либо изображение, выполняемое от руки с помощью графических средств контурной линии, штриха, пятна. 

Аккуратно –

1. Соблюдая во всём порядок, чистоту. Опрятно, чисто.

2. Не нарушая графика, распорядка; точно.

Чёрный – цвета сажи, угля; испачканный чем-то, грязный; предназначенный для каких-либо служебных, бытовых нужд.

Определить, однозначное или многозначное слово.

  1. урок.
  1. Составить предложения со словарными словами.

Мальчик достал из кармана записную книжку и карандаш. Маше подарили чудесный альбом. Дочка нарисовала рисунок акварельными красками. Серёжа аккуратно рисует в альбоме. Чёрный ворон взлетел на верхушку ели. На лугу расцвели ромашки.

  1. Выборочный диктант.

Внимание ее привлекли лежавшие там карандаш и блокнот. Тут же захлопнув альбом, он положил его на место. На гладкой белой поверхности появился чёткий рисунок. Развернув газету, он ее тщательно разгладил и аккуратно просунул в щель под дверью. Они принесли большой чёрный плащ, застёгнутый на многочисленные пуговицы. На столе стояла ваза с ромашками и васильками.

5 урок.

Составление связного текста со словарными словами, придумывание названия, чтение текста в классе, отбор лучших работ.

Словарная работа № 5

Словарные слова: рябина, заря, трактор, яблоко, сентябрь, скоро.

1 урок.

Знакомство со словарными словами. Презентация.

Ягоды не сладость,
Зато глазу радость.
И садам украшенье,
И друзьям угощенье.  (рябина)

За селом неукротимо

Плещет пламя, но без дыма.  (заря)

Овсом не кормят,
Кнутом не гонят,
А как пашет —
Семь плугов тащит.  (трактор)

Хоть прячется Алёна
За веточкой зелёной,
Но красная щека
Видна издалека.   (яблоко)

Кружит, кружит листопад,
Золотом покрылся сад. 
C севера на юг Земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришёл?   (сентябрь)

Кто ест …, тот и работает споро.  (скоро)

  1. уроки.
  1. Подобрать однокоренные слова.

Рябина – рябинка, рябинушка, рябиновый; заря – озарять, зарево, зарница; трактор – тракторист, тракторный; яблоко – яблочко, яблоня, яблочный; сентябрь – сентябрьский; скоро – скорее, ускорять.

  1. Найти синонимы, если это возможно.

Заря – рассвет, зорька; скоро – быстро, проворно, стремительно, поспешно; сентябрь – месяц.

  1. Составить словосочетания.

Тонкая рябина, алая заря, новый трактор, кислое яблоко, солнечный сентябрь, скоро вернуться.

  1. Узнать лексическое значение словарных слов.

Рябина - дерево или кустарник семейства розоцветных с собранными в кисти горьковатыми оранжево-красными плодами (ягодами).

Заря - свечение неба перед восходом (утренняя заря) и после заката солнца (вечерняя заря), вызываемое отражением солнечных лучей от верхних слоёв атмосферы.

Трактор - самодвижущаяся (гусеничная или колёсная) машина, выполняющая сельскохозяйственные, дорожно-строительные, землеройные, транспортные и другие работы в агрегате с прицепными, навесными или стационарными машинами (орудиями).

Яблоко – плод яблони.

Сентябрь – осенний месяц.

Скоро - через небольшой промежуток времени.

Определить, однозначное или многозначное слово.

  1. урок.
  1. Составить предложения со словарными словами.

Сегодня с дочкой собирали кленовые ветки, гроздья рябины. С утренней зарёй пробуждаются звери и начинают петь птицы. В поле пашет трактор. Маша дала мне красивое спелое яблоко. Сентябрь наступил, и все дети пошли в школу.

  1. Выборочный диктант.

Особенно вкусной показалась мне подмороженная рябина, которую не успели склевать снегири. Они решили устроить ночлег, чтобы на заре с новыми силами продолжить свой путь. На огромном поле по другую сторону дороги тарахтел неутомимый колхозный трактор. Я достаю из кармана новое яблоко и принимаюсь яростно грызть его. Рыжий сентябрь машет мне в окно золотой веткой клёна.

5 урок.

Составление связного текста со словарными словами, придумывание названия, чтение текста в классе, отбор лучших работ.

Словарная работа № 6

Словарные слова: платок, пальто, одежда, метро, улица, квартира.

1 урок.

Знакомство со словарными словами. Презентация.

Головной убор крестьянки

Выбирали себе сами:

И работать, и гулять -

Что же нужно повязать?

Собирали в узелок

Из материи...   (платок)

Оно из шерсти иль из драпа,

Из меха воротник богатый,

А чтобы вы не заболели,

Согреет вас от злой метели!

Отгадайте, это что?

Это зимнее...  (пальто)

На дворе мороз и стужа.

Одеваться тепло нужно.

Это ясно и невежде,

Зимняя нужна …  (одежда)

Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень быстро в час любой
Провезу вас под землёй.  (метро)

Уродились грибочки 

Одного росточка,

Стоят вдоль тропинки – 

Ровные спинки,

Когда старый гриб ломается, 

Новый растёт.  (улица)

Друг на дружке ровно в ряд

Эти кубики стоят,

В каждом есть окно и вход,

В каждом кто-нибудь живёт.   (квартира)

  1. уроки.
  1. Подобрать однокоренные слова.

Платок – платочек, платочный; пальто – пальтишко; одежда – одеваться, раздетый; метро – метротрасса, метрополитен, метростроитель; улица – уличный, улочка; квартира – квартирка, квартирный, квартировать, квартплата, квартирант.

  1. Найти синонимы, если это возможно.

Платок – косынка, шаль; пальто – шинель, макинтош; метро – транспорт; улица – переулок, проспект; квартира – жильё.

  1. Составить словосочетания.

Вязаный платок, нарядная одежда, кожаное пальто, московское метро, широкая улица, уютная квартира.

  1. Узнать лексическое значение словарных слов.

Платок - кусок ткани или вязаное изделие, обычно квадратной формы, надеваемые на голову или набрасываемые на плечи (преимущественно женщинами).

Одежда - изделие или совокупность изделий, надеваемых человеком и несущих утилитарные и эстетические функции. Предохраняет тело человека от негативного влияния окружающей среды и выполняет эстетические функции — создаёт образ человека, демонстрирует его социальный статус.

Пальто - вид зимней и/или демисезонной верхней одежды длинного покроя.

Метро - метрополитен; рельсовый городской транспорт, использующий выделенные электрофицированные трассы.

Улица - пространство между двумя рядами домов в населенном пункте для прохода и проезда, а также два ряда домов с проходом, проездом между ними; место вне помещения, под открытым небом.

Квартира - жилая ячейка многоэтажного многосекционного дома, состоящая - из одной или нескольких комнат; и - из хозяйственных помещений: кухни, санузла, кладовых, коридоров, лестниц.

Определить, однозначное или многозначное слово.

4 урок.

  1. Составить предложения со словарными словами.

Поправив платок, девчушка побежала к реке. Лиза гордилась своим новеньким модным пальто. Магазин одежды был расположен на другом конце улицы. В нашем городе метро работает с раннего утра до позднего вечера. На улице играли маленькие детки. Наша квартира светла, уютна и чиста.

  1. Выборочный диктант.

Этот платок я храню как память о моей любимой бабушке. На улице похолодало, и многие прохожие были одеты в теплые пальто. Во дворе на бельевой верёвке сушилась чья-то мокрая одежда. Молодой человек быстро вышел из метро и проследовал по тротуару. Давай выйдем на улицу и подышим свежим воздухом. В нашей квартире кухня выходит на запад, а гостиная и спальня – на восток.

5 урок.

Составление связного текста со словарными словами, придумывание названия, чтение текста в классе, отбор лучших работ.

Словарная работа № 7

Словарные слова: трамвай, дорога, завод, четверг, столица, Москва.

1 урок.

Знакомство со словарными словами. Презентация.

Спозаранку за окошком

Стук, и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорожкам

Ходят красные дома.  (трамвай)

Куда бежит — сама не знает.
В степи ровна,
В лесу плутает,
Споткнётся у порога.
Что это? ...  (дорога)

Он огромный, городской,

Часто он с большой трубой.

Здесь машины собирают

Или нефть перегоняют.  (завод)

Этот – труженик умелый. 

Лень и праздность он отверг. 

Всё спешит успеть доделать 

День по имени ...   (четверг)

Раскинулся на семи холмах
Широкими кольцами чудо-град
На Кремле алая звезда
Город-столица России ...!  (столица, Москва)

  1. уроки.
  1. Подобрать однокоренные слова.

Трамвай – трамвайчик, трамвайное; дорога – дорожка, дорожный, дороженька; завод – заводской, заводчик; четверг – четверговый; столица – столичный, стольный; Москва – москвич, московский, Подмосковье.

  1. Найти синонимы, если это возможно.

Трамвай – транспорт; дорога – тропа, шоссе; завод – предприятие.

  1. Составить словосочетания.

Старый трамвай, долгая дорога, металлургический завод, чистый четверг, столица государства, праздничная Москва.

  1. Узнать лексическое значение словарных слов.

Трамвай - электрическая городская железная дорога; поезд этой железной дороги, из одного или нескольких вагонов.

Дорога -   путь сообщения; полоса земли для передвижения; составная часть транспортной (дорожной) инфраструктуры.

Завод - промышленное предприятие, обычно с механизированными производственными процессами; предприятие по разведению породистых животных, например, конный завод.

Четверг - день недели между средой и пятницей.

Столица - главный город, административно-политический центр государства.

Москва - столица Российской Федерации, город федерального значения, административный центр Центрального федерального округа и центр Московской области, в состав которой не входит.

Определить, однозначное или многозначное слово.

4 урок.

  1. Составить предложения со словарными словами.

Трамвай остановился, и все пассажиры вышли. Это была очень длинная и непростая дорога домой. Алексей устроился работать на завод. И вот наконец в четверг пошёл долгожданный дождь. Столица РФ - Москва, это каждый должен знать!!!

  1. Выборочный диктант.

Когда идет последний трамвай до метро? Лесная дорога петляла, как бы приглашая меня, всё дальше в берёзовую рощу. Окончив восьмилетку, Павлов пошел работать слесарем на завод. Занятия проводились во вторник, четверг и пятницу. Я живу в маленьком подмосковном городе, а моя подруга живёт в Москве. Однако северная столица сурово встретила пришельца.

5 урок.

Составление связного текста со словарными словами, придумывание названия, чтение текста в классе, отбор лучших работ.

Словарная работа № 8

Словарные слова: народ, интересный, поэт, герой, коллектив, товарищ.

1 урок.

Знакомство со словарными словами. Презентация.

Ранним утром

У школьных ворот

Собирается дружный … (народ)

Книгу первую мою

Берегу я и люблю.

Есть стихи, рассказы, песни.

С книгой жить мне … (интересно)

Написал стихи про кошку

Мальчик Вова, мой сосед –

Значит Вова хоть немножко,

Хоть чуть-чуть уже … (поэт)

… никогда не умрёт –

Он вечно в народе живёт.   (герой)

Друг за дружку держаться –

ничего не бояться.  (коллектив)

Сам пропадай, а … выручай.  (товарищ)

2-3 уроки.

1. Подобрать однокоренные слова.

Народ – народец, народный; интересный – интерес, интересоваться, заинтересованный; поэт – поэтесса, поэтический, поэтичный; герой – героический, геройствовать, героизм; коллектив – коллективный, коллективизация; товарищ – товарищеский.

2. Найти синонимы, если это возможно.

Народ – население, нация; интересный – увлекательный, занимательный, привлекательный; поэт – стихотворец, рифмоплёт; герой – смельчак, храбрец; коллектив – группа, общество, компания; товарищ – друг, приятель.

3. Составить словосочетания.

Дружный народ, интересный фильм, знаменитый поэт, герой войны, крепкий коллектив, школьный товарищ.

4. Узнать лексическое значение словарных слов.

Народ - население, жители той или иной страны, государства; нация, национальность, народность; основная трудовая масса населения страны (в эксплуататорских государствах — угнетаемая господствующими классами); люди.

Интересный - возбуждающий интерес; занимательный, любопытный; отличающийся богатым внутренним содержанием, разносторонними интересами и т. д.

Поэт - автор стихотворных, поэтических произведений; тот, кто поэтически воспринимает действительность.

Герой - человек, совершивший (совершающей) подвиги мужества, доблести, самоотверженности; лицо, чем-либо отличившееся и привлёкшее к себе внимание; лицо, являющееся для кого-либо предметом поклонения, восхищения, образцом для подражания; лицо, воплощающее в себе характерные, типичные черты своей эпохи, среды; главное действующее лицо в романе, пьесе, фильме.

Коллектив - группа лиц, объединенных общей деятельностью, общими интересами.

Товарищ - человек, связанный с кем-либо узами дружбы, близкий приятель, друг; человек, связанный с кем-либо по роду деятельности, занятий, месту службы, учебы; человек, участвующий с кем-либо в одном деле, промысле, предприятии; гражданин, человек в советском обществе.

Определить, однозначное или многозначное слово.

4 урок.

1. Составить предложения со словарными словами.

Велик и могуч русский народ. Интересная мысль пришла в голову мальчика. Есенин - мой самый любимый поэт. Это был известный герой гражданской войны. У нас очень большой и дружный коллектив. Во дворе возле скамейки меня ждали товарищи.

2. Выборочный диктант.

С самого утра перед магазином толпился народ. Этот фильм стоит посмотреть, потому что сюжет его интересный и захватывающий. Вчера прошёл вечер в доме известного поэта. Главный герой этого комедийного фильма был невероятно забавным и смешным. Это был очень дружный и веселый коллектив работников. Настоящий солдат никогда не оставит раненого товарища одного на поле боя.

5 урок.

Составление связного текста со словарными словами, придумывание названия, чтение текста в классе, отбор лучших работ.

Словарная работа № 9

Словарные слова: Красная площадь, Кремль, солдат, картина, суббота, декабрь.

1 урок.

Знакомство со словарными словами. Презентация.

Мы с детства запомнили эти слова,

И нету прекрасней и краше

Для города имени – город Москва,

Для площади - …  (Красная площадь)

Уверен, друзья, отгадаете вы

Ту крепость старинную в центре Москвы.

На шпилях её ярко звёзды горят,

На башне там Спасской куранты звонят.  (Кремль)

Он готов в огонь и бой,

Защищая нас с тобой

Он в дозор идёт и в град,

Не покинет пост …  (солдат)

На стене висит давно,

На холсте всего полно:

Лес и речка, и машина …

Называется - …  (картина)

Не спешим мы на работу,
Отсыпаемся в …  (суббота)

Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке.

Дни его всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи,

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдёт,

Мы встречаем Новый год!  (декабрь)

2-3 уроки.

1. Подобрать однокоренные слова.

Красная площадь – краснеть, красненький, краснота, площадка; Кремль – кремлёвский; солдат – солдатик, солдатский; картина – картинка, картинная; суббота – субботний; декабрь – декабрьский, декабрист.

2. Найти синонимы, если это возможно.

Площадь – пространство; красная – алая, багряная; Кремль – крепость, форт, бастион; солдат – боец, воин, защитник; картина – акварель, холст, рисунок, зарисовка; суббота – день; декабрь – месяц.

3. Составить словосочетания.

Московский Кремль, храбрый солдат, знаменита картина, субботний вечер, морозный декабрь.

4. Узнать лексическое значение словарных слов.

Красная площадь - центральная площадь Москвы, примыкающая с востока к Кремлю.

Кремль - в старых русских городах – внутренняя городская крепость.

Солдат - первичное воинское звание или категория военнослужащих в вооруженных силах различных государств; в широком смысле - воин, военный.

Картина - произведение живописи в красках; кинематографический фильм; ряд образов, отличающихся наглядностью и образующих единое целое; общее состояние, положение чего-нибудь, как предмет словесного изображения, описания.

Суббота - название последнего, перед воскресеньем, дня семидневной недели.

Декабрь - двенадцатый, последний месяц в году.

Определить, однозначное или многозначное слово.

4 урок.

1. Составить предложения со словарными словами.

Красная площадь - главная площадь не только Москвы, но и всей страны. На экскурсии мы увидели старинный кремль. Солдат защищает родину от врагов. Взору ребят предстала чудесная картина. Мама обещала испечь пирог в субботу. Под ярким солнцем декабря блестит хрустальная река.

2. Выборочный диктант.

Красная площадь июньским жарким днём привычно вбирает в себя толпы туристов. Городская стража лениво наблюдала за происходящим с башен деревянного кремля. Несколько солдат стояли вдоль стены, у парадной двери и у подножия лестницы. В галерее была выставлена новая картина неизвестного художника прошлого века. Но вот в первую субботу августа мать сильно задержалась на работе. Трескучий мороз на равнинах держался весь декабрь и большую часть января.

5 урок.

Составление связного текста со словарными словами, придумывание названия, чтение текста в классе, отбор лучших работ.

Словарная работа № 10

Словарные слова: воскресенье, завтрак, помидор, девочка, огурец, стакан.

1 урок.

Знакомство со словарными словами. Презентация.

По гостям на угощенье

Ходят люди в …  (воскресенье)

Утро ясное пришло,

… утро принесло.

У пушистой белочки

Орехи на тарелочке.  (завтрак)

Красный, вкусный, хоть не сладкий.

Зреет на обычной грядке,

Но, как в сказке, с давних пор

Все зовут его «Синьор»!  (помидор)

Держит … в руке

Облачко на стебельке.

Стоит дунуть на него -

И не будет ничего.  (девочка)

Летом - в огороде

Свежие, зелёные,

А зимою – в бочке,

Крепкие, солёные.  (огурец)

Для питья он предназначен,

Хрупок, из стекла, прозрачен,

Можно сок в него налить,

С удовольствием попить,

Воду можно из-под крана.

Нет нужней чего?  (стакана)

2-3 уроки.

1. Подобрать однокоренные слова.

Воскресенье – воскресный, воскреснуть; завтрак – завтракать, позавтракать; помидор – помидорный, помидорчик; девочка – дева, девчонка, девичий, девчата, девичник; огурец – огурчик, огуречный; стакан – стаканчик.

2. Найти синонимы, если это возможно.

Воскресенье – день, выходной; завтрак – трапеза, приём пищи; помидор – овощ, томат; девочка – ребёнок, детка; огурец – овощ; стакан – кружка, ёмкость.

3. Составить словосочетания.

Воскресный день, вкусный завтрак, спелый помидор, весёлая девочка, хрустящий огурец, стеклянный стакан.

4. Узнать лексическое значение словарных слов.

Воскресенье - седьмой день недели, общий день отдыха; выходной.

Завтрак - утренняя еда; пища, приготовленная для утренней еды.

Помидор - растение семейства пасленовых со съедобными красными или желтыми плодами, то же, что томат; плоды этого растения.

Девочка - ребёнок женского пола; малолетняя девушка.

Огурец - огородное растение из семейства тыквенных с продолговатым зелёным плодом, идущее в пищу; плод этого растения.

Стакан - небольшой сосуд цилиндрической формы.

Определить, однозначное или многозначное слово.

4 урок.

1. Составить предложения со словарными словами.

В воскресенье наш класс отправился на экскурсию. На завтрак мама приготовила кашу. В этом году был большой урожай помидоров. Вдоль дороги бежала девочка в бело-розовом платьице. Саша сорвал с грядки маленький огурец. Антон выпил стакан лимонаду и отправился домой.

2. Выборочный диктант.

К счастью, было не так жарко, как в воскресенье. Когда Ира утром зашла на кухню, завтрак уже ждал её на столе. В засушливые дни Алёна поливала помидоры из лейки. И ещё девочка заметила кое-что странное – в дупле одного из деревьев стоял маленький домик. Как-то Мише дал отец преогромный огурец. Чайник и стакан с недопитым чаем стояли тут же подле него на столе.

5 урок.

Составление связного текста со словарными словами, придумывание названия, чтение текста в классе, отбор лучших работ.

Словарная работа № 11

Словарные слова: январь, пороша, самолёт, коньки, север, весело.

1 урок.

Знакомство со словарными словами. Презентация.

Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду – упадёт

Не вода уже, а лёд.  

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету.

Что, скажи, за месяц это?  (январь)

Утром дворик чистый-чистый –

Снег нападал тут пушистый.

Снег новёхонький, хороший,

Называется …  (пороша)

Он в безбрежном океане

Туч касается крылом.

Развернётся – под лучами

Отливает серебром.  (самолёт)

Кто на льду меня догонит?

Мы бежим вперегонки.

А несут меня не кони,

А блестящие …  (коньки)

В стороне той, каждый знает,

Солнце вовсе не бывает,

Ветер прячется холодный,

Но порою новогодней

Нам оттуда Дед Мороз

Шлёт подарков целый воз.

В стороне той тени бродят,

И метели хороводят,

У зимы в морозном зеве

Там живёт суровый …  (север)

Мы с сестрёнкою вдвоём

Очень … живём.

Вместе в мячик мы играем,

Вместе песенки поём.  (весело)

2-3 уроки.

1. Подобрать однокоренные слова.

Январь – январский; пороша – запорошить; самолёт – самолётик; коньки – коньковый, конькобежец, конькобежный; север – северный; весело – веселье, веселиться, весельчак, весёлый.

2. Найти синонимы, если это возможно.

Январь – месяц; пороша – метелица, позёмка; коньки – снегурки; самолёт – авиалайнер; весело – радостно, задорно, игриво, шутливо.

3. Составить словосочетания.

Январский день, лёгкая пороша, новые коньки, быстрый самолёт, весело шагать, северный ветер.

4. Узнать лексическое значение словарных слов.

Январь - первый месяц календарного года.

Пороша - свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега.

Самолёт - воздушное судно тяжелее воздуха, предназначенное для полётов в атмосфере с помощью силовой установки, создающей тягу, и неподвижного относительно других частей аппарата крыла, создающего подъёмную силу.

Коньки - узкие стальные полозья, прикрепляемые к обуви для катанья на льду.

Север - одна из четырех стран света, противоположная югу; территория, расположенная в зоне холодного климата по самой оконечности материков Европы и Азии, а также прилегающая к ней полярная область земного шара; Арктика.

Весело – о наличии веселья, о радостном настроении, господствующем где-либо; о чувстве веселья, испытываемом кем-либо.

Определить, однозначное или многозначное слово.

4 урок.

1. Составить предложения со словарными словами.

За окном январь, а снега нет. Дул пронзительный холодный ветер, снег мелкой сухой порошей сыпал в лицо. Серебристый самолёт взмыл в небо. Он взял коньки и отправился на каток. С севера дуют сильные и холодные ветра. В лесу весело журчали первые весенние ручьи.

2. Выборочный диктант.

В этом году январь выдался на удивление теплым. Не то чтобы очень сильный, на пургу не похоже, но и лёгкой порошей снегопад назвать было нельзя. Небо было чистым, и самолет, летел словно лебедь, расправив свои крылья. Победитель соревнования получит серебряные коньки. Впрочем, сама аллея вела мальчиков точно на север. Воробьи весело чирикали на ветках деревьев, радуясь первым весенним солнечным лучам.

5 урок.

Составление связного текста со словарными словами, придумывание названия, чтение текста в классе, отбор лучших работ.

Словарная работа № 12

Словарные слова: дорога, погода, снегирь, сорока, собака, город.

1 урок.

Знакомство со словарными словами. Презентация.

Шагаешь – впереди лежит,

Оглянешься – домой бежит.  (дорога)

Есть общее название

Природы состояния.

От времени года

Зависит …  (погода)

Я вчера гулял в пургу,

Видел веточку в снегу,

А на ветке красный шарик.

Кто же он, живой фонарик?  (снегирь)

Чёрная заплатка,

Белая заплатка,

На берёзе скачет,

Обо всём судачит.  (сорока)

В дом чужого не пущу,

Без хозяина грущу.  (собака)

Заводы, фабрики стоят,

И магазинов много,

И люди разные живут,

Так это же ведь …  (город)

2-3 уроки.

1. Подобрать однокоренные слова.

Дорога – дорожка, дорожный, подорожник; погода – погодка, распогодилось; снегирь – снегирёк; сорока – сорочий, по-сорочьи; собака – собачка, собачий; город – городок, городской, горожане.

2. Найти синонимы, если это возможно.

Дорога – тропа, путь, шоссе; собака – пёс; город – поселение, столица.

3. Составить словосочетания.

Дальняя дорога, отличная погода, красногрудый снегирь, любопытная сорока, верная собака, большой город.

4. Узнать лексическое значение словарных слов.

Дорога - полоса земли, служащая для езды и ходьбы; место для прохода, проезда; путешествие, поездка; направление, путь следования.

Погода - состояние атмосферы (ясность, облачность, осадки, температура воздуха, влажность) в данном месте, в данное время.

Снегирь - небольшая лесная певчая птица семейства вьюрковых, с красной грудью (у самцов).

Сорока - птица семейства вороновых, с белыми перьями в крыльях, издающая характерный крик — стрекотание; о болтливом человеке; о сплетнике, сплетнице.

Собака - домашнее животное семейства псовых, родственное волку, используемое человеком для охраны, на охоте, в упряжке (на Севере), домашний любимец.

Город - крупный населенный пункт, административный, промышленный, торговый и культурный центр; населенное место, огороженное и укрепленное стеной; крепость.

Определить, однозначное или многозначное слово.

4 урок.

1. Составить предложения со словарными словами.

По дороге мчалась карета. Я в любую погоду хожу вечером на прогулку. К этой кормушке уже несколько лет прилетают снегири. У сороки яркое красивое оперение. Собака – друг человека. На картинке нарисован город.

2. Выборочный диктант.

У края дороги был обрыв.  В начале осени погода баловала теплыми солнечными деньками. Над нами прыгали снегири, стряхивали на шапки снег и склевывали с верхних веток уцелевшие с осени, промерзшие ягоды. Сорока на хвосте вести приносит. В соседнем дворе залаяла собака – и вдруг деревня словно проснулась. Город, в котором я родился, всегда будет напоминать мне детство и дарить светлые воспоминания.

5 урок.

Составление связного текста со словарными словами, придумывание названия, чтение текста в классе, отбор лучших работ.

Словарная работа № 13

Словарные слова: вместе, топор, молоток, лопата, понедельник, лагерь.

1 урок.

Знакомство со словарными словами. Презентация.

Много праздников на свете,
Всех не сосчитать!
Любят взрослые и дети
   …   их встречать!  (вместе)

Замечательный дружище,
Деревянная ручища
Да железный обушок,
Закалённый гребешок.
Он у плотника в почёте —
Каждый день с ним на работе.  (топор)

Как завижу лежебоку,
Что валяется без проку,
Я прижму его к доске,
Да как стукну по башке,
В доску спрячется бедняжка,
Чуть видна его фуражка.  (молоток)

Тихо-тихо снег идёт,

Белый снег, мохнатый.

Мы расчистим снег и лёд

Во дворе      ...   (лопата)

Лишь ленивец и бездельник

Ненавидит      ...   (понедельник)

Я в тёплый летний   …
Отправлюсь налегке:
Заношенные джинсы
В зелёном рюкзаке.
Забуду про компьютер
И про магнитофон,
Звучит мелодий птичьих
Там дивный перезвон.  (лагерь)

2-3 уроки.

1. Подобрать однокоренные слова.

Топор – топорик, топорище; молоток – молот, молоточек, молотобоец; лопата – лопатка, лопаточка; лагерь – лагерный.

2. Найти синонимы, если это возможно.

Вместе – воедино, гурьбой, сообща; топор – колун, орудие; молоток – кувалда, киянка, колотушка; лопата – шпатель; лагерь – стоянка, бивак.

3. Составить словосочетания.

Работать вместе, острый топор, железный молоток, совковая лопата, в понедельник утром, пионерский лагерь.

4. Узнать лексическое значение словарных слов.

Вместе – сообща, в соединении с кем-либо, чем-либо; совместно.

Топор – тяжелое рубящее орудие из камня или металла, в котором рабочее лезвие параллельно и симметрично оси топорища.

Молоток – металлический или деревянный брусок различной формы, снабженный рукояткой, служащий преимущественно для забивания гвоздей, для удара по инструменту (долоту, стамеске).

Лопата – орудие с длинной рукояткой и широким плоским концом, служащее для копания земли, сгребания чего-либо.

Понедельник – название одного из дней недели, первого после воскресенья.

Лагерь – временная стоянка войск вне населенных пунктов; временное поселение, стоянка; место, где содержатся заключенные, военнопленные; воспитательно-оздоровительное учреждение для школьников.

Определить, однозначное или многозначное слово.

4 урок.

1. Составить предложения со словарными словами.

Я вместе с классом хорошо провёл время в музее. Топор лежал в сарае на прежнем месте. Молоток сорвался и больно ударил по пальцу. Лопата - верный помощник садоводов и огородников. В понедельник все встали на рассвете и продолжили путешествие. Каждый год Света ездила в лагерь.

2. Выборочный диктант.

Вместе с зимней курткой я постирала и шапку, и шарф, и варежки. В лесу раздавался топор дровосека. Мальчику всего десять лет, а он так ловко работает молотком! Кажется, лопата уже затупилась, пожалуй, нужно её навострить. В понедельник, как и всегда, солнце освещало тихое, спокойное озеро. Оздоровительный лагерь приветливо раскинулся на берегу Чёрного моря и радостно встречал девчонок и мальчишек.

5 урок.

Составление связного текста со словарными словами, придумывание названия, чтение текста в классе, отбор лучших работ.

Словарная работа № 14

Словарные слова: апрель, сирень, жёлтый, хорошо, месяц, ребята.

1 урок.

Знакомство со словарными словами. Презентация.

Мишка вылез из берлоги,
Грязь и лужи на дороге,
Слышно жаворонка трель -
В гости к нам пришёл ...  (апрель)

Словно гроздья винограда,

На кустах цветы цветут,

И лиловым своим цветом,

Лето в гости к нам зовут!  (сирень)

Одуванчику привет!
И привет купальнице!
Ваш весёлый, яркий цвет
Всем нам очень нравится!  (жёлтый)

Кроха сын к отцу пришёл

И спросила кроха:

  • Что такое   …
  • И что такое плохо?  (хорошо)

В небе вы не замечали?
Был он буквой «О» вначале.
Превратился а букву «С»,
А к утру совсем исчез.  (месяц)

Здесь кормушки для пернатых

Приготовили  ...   (ребята)

2-3 уроки.

1. Подобрать однокоренные слова.

Апрель – апрельский; сирень – сиреневый; жёлтый, желтеть, желтизна, желток, жёлтенький; хорошо – хороший, хорошенький, хорошеть; месяц – месячный, ежемесячно; ребята – ребятки, ребячий, ребятишки.

2. Найти синонимы, если это возможно.

Апрель – месяц; жёлтый – янтарный, золотистый, лимонный, канареечный, шафранный; хорошо – отлично, замечательно; месяц – луна, серп; ребята – дети, подростки.

3. Составить словосочетания.

Апрельский день, душистая сирень, жёлтый одуванчик, живут хорошо, яркий месяц, весёлые ребята.

4. Узнать лексическое значение словарных слов.

Апрель – четвертый месяц календарного года, середина весны.

Сирень – крупный садовый кустарник семейства маслиновых с лиловыми, белыми или розовыми душистыми соцветиями.

Жёлтый – имеющий цвет яичного желтка, спелых злаков, золота; один из семи цветов спектра, располагающийся между оранжевым и зеленым.

Хорошо – оценка окружающей обстановки как приятной; об удовольствии, душевном удовлетворении, испытываемом кем-либо; об удовлетворительном физическом состоянии, в котором находится кто-либо; оценка какого-либо действия как легкого, простого, не составляющего труда.

Месяц – единица исчисления времени по солнечному календарю, равная одной двенадцатой части года (от 28 до 31 суток); диск луны или его часть.

Ребята – молодые люди, парни.

Определить, однозначное или многозначное слово.

4 урок.

1. Составить предложения со словарными словами.

В этом году апрель совсем сырой и холодный. Пышные грозди сирени тяжело свисали над подоконником. В руках у неё был маленький букетик жёлтых мимоз. Я хорошо знаю эти места: реки, озера, тропинки и леса. Месяц выглянул в окошко. На прогулке в детском саду ребята слепили снеговика.

2. Выборочный диктант.

Ранний апрель будит нас лучами щедрого солнца и крикливыми голосами птиц. Тропинка, поросшая кустами сирени, вела меня в сад. Жёлтые головки подсолнухов упрямо поворачивались вслед за солнышком. И вдруг мне становится удивительно хорошо. Месяц величественно выплыл из-за облака. В конце лагерной смены ребята устроили прощальный костер.

5 урок.

Составление связного текста со словарными словами, придумывание названия, чтение текста в классе, отбор лучших работ.

 

Словарная работа № 15

Словарные слова: обед, горох, магазин, картофель, килограмм, овощи.

1 урок.

Знакомство со словарными словами. Презентация.

Мы расселись за столом,

Разговоров больше нет,

Разговоры все потом,

Ведь сейчас у нас …  (обед)

Дом зелёный тесноват:
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда -
Треснул домик гладкий,
Поскакали кто куда
Круглые ребятки.  (горох)

Надо хлеба нам купить,

Иль подарок подарить, —

Сумку мы с тобой берём,

И на улицу идем,

Там проходим вдоль витрин

И заходим в…  (магазин)

Весной упрятали девицу

В сырую тёмную темницу,

А осенью из той темницы

Явились двадцать две сестрицы.  (картофель)

В каждой пачке, без сомненья,

Ровно двести грамм печенья.

Сколько пачек нужно нам

Взять на целый …?  (килограмм)

Что растёт на нашей грядке
Огурцы, горошек сладкий.
Помидоры и укроп
Для приправы и для проб.
Есть редиска и салат,
Наша грядка — просто клад.  (овощи)

2-3 уроки.

1. Подобрать однокоренные слова.

Обед – обеденный, обедать; горох – горошек, горошина, гороховый; магазин – магазинчик; картофель – картофельный, картошка, картофелина, картошечка; килограмм – килограммовый; овощи – овощной.

2. Найти синонимы, если это возможно.

Обед – трапеза, приём пищи, банкет; горох – бобы; магазин – гастроном, универсам; картофель – батат.

3. Составить словосочетания.

Поздний обед, спелый горох, продуктовый магазин, рассыпчатый картофель, килограмм конфет, свежие овощи.

4. Узнать лексическое значение словарных слов.

Обед – принятие пищи, обычно в середине дня в отличие от завтрака и ужина.

Горох – огородное и полевое бобовое растение; зёрна этого растения, употребляемые в пищу.

Магазин – помещение, приспособленное для розничной продажи товаров; большая лавка; помещение в каком-нибудь аппарате, приборе, в виде коробки, трубки для вкладывания нескольких однородных предметов, например патронов в скорострельном оружии.

Картофель – клубнеплод семейства паслёновых с клубнями, богатыми крахмалом, а также сами клубни.

Килограмм – единица веса в метрической системе мер, равная 1000 граммов, принятая за основную единицу массы в Международной системе единиц.

Овощи – огородные плоды и зелень, употребляемые в пищу (огурцы, морковь, помидоры, свекла и другие).

Определить, однозначное или многозначное слово.

4 урок.

1. Составить предложения со словарными словами.

В воскресный день мы пригласили на обед наших друзей. Бабушка посадила тыкву, горох, морковь, фасоль и помидоры. Сестра пошла в магазин. Фермер радовался хорошему урожаю картофеля. Вчера мама купила килограмм яблок. На прилавках весной появляются ранние овощи и ягоды.

2. Выборочный диктант.

Бабушка приготовила на обед настоящий украинский борщ. Мы с сестрой отправились в поле, чтобы собрать горох для супа. В глубине задней комнаты скрипнула дверь, и через несколько минут в магазин вышел старик. Когда картофель был практически готов, он бросил в него измельченный лук и кусочки говядины. Мама отправила его в магазин и велела купить два литра молока, десяток яиц, кочан капусты, килограмм лука и два килограмма картофеля. Сейчас овощи и фрукты можно купить не только на базаре, но и в любом продуктовом магазине.

5 урок.

Составление связного текста со словарными словами, придумывание названия, чтение текста в классе, отбор лучших работ.

Словарная работа № 16

Словарные слова: тетрадь, алфавит, класс, дежурный, пенал, учитель.

1 урок.

Знакомство со словарными словами. Презентация.

То я в клетку, то в линейку,

Написать на мне сумей-ка.

Можешь и нарисовать.

Что такое я?  (тетрадь)

Буквы-значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит,

И называются все    …  (алфавит)

Здесь за партами сидим,
Пишем, слушаем, молчим.
Каждый день и каждый час
Мы учиться ходим в   ...  (класс)

Мы порядок соблюдаем,

Нарушителей ругаем.

Нынче класс у нас нешумный,

Потому что класс ...  (дежурный)

Портфель у меня

Не велик и не мал:

Лежит в нём задачник,

Букварь и ...  (пенал)

Громко прозвенел звонок,
В классе начался урок.
Знает школьник и родитель —
Проведет урок ...  (учитель)

2-3 уроки.

1. Подобрать однокоренные слова.

Тетрадь – тетрадка, тетрадочка, тетрадный; алфавит – алфавитный; класс – классный, классификация, классифицировать; дежурный – дежурить, дежурство; пенал – пенальчик; учитель – учить, учение, учёба.

2. Найти синонимы, если это возможно.

Тетрадь – блокнот; алфавит – азбука; класс – группа, разряд, категория; дежурный – очередной, обычный, рядовой; пенал – коробочка; учитель – преподаватель, наставник.

3. Составить словосочетания.

Тетрадь в клетку, русский алфавит, трудный класс, дежурный ученик, новый пенал, добрый учитель.

4. Узнать лексическое значение словарных слов.

Тетрадь – сшитые листы чистой бумаги, в обложке или переплете, для записывания чего-нибудь.

Алфавит – установленный порядок расположения букв в азбуке; совокупность всех букв, которые используются в письменной системе какого-либо языка.

Класс – помещение или кабинет, где проходят учебные занятия в школе; группа детей, примерно одного возраста, учащихся в школе; сообщество или группа людей, объединенные какими-то определенными признаками; в биологии этим термином подразделяют животных и растений, обладающих схожими признаками, на различные группы; оценка степени комфорта, удобства помещений (например, в самолете, на пароходе, в поезде).

Дежурный – исполняющий в порядке очереди какие-л. служебные или общественные обязанности; заранее приготовленный для немедленного использования при надобности.

Пенал – длинная коробочка, футляр для хранения ручек, карандашей, перьев.

Учитель – лицо, занимающееся преподаванием какого-нибудь предмета в низшей и средней школе, преподаватель, школьный работник; глава, автор или распространитель какого-нибудь учения; человек, который учит чему-либо; тот, кто научил или учит чему-нибудь, кто оказывает или оказал влияние на развитие кого-нибудь или чего-нибудь.

Определить, однозначное или многозначное слово.

4 урок.

1. Составить предложения со словарными словами.

У Коли на уроке математики неожиданно закончилась тетрадь. Виталик с рвением принялся учить испанский алфавит. После уроков мы всем классом пошли кататься на коньках. Дежурный механик был опытным специалистом. Новый пенал был очень удобным и вместительным. В класс вошел учитель математики.

2. Выборочный диктант.

Девчонка смотрела на него глазами наивной первоклашки, у неё были две тоненькие косички, а под мышкой - какая-то тетрадь. В настоящее время алфавит начинают изучать в детском садике. Этим летом мы всем классом собираемся пойти в поход. Вскоре дежурный доложил, что связь нарушена. Пластмассовый пенал внезапно открылся и из него высыпались огрызки карандашей, скрепки и кусочки ластика. Когда-то он путешествовал по миру, а теперь он учитель истории.

5 урок.

Составление связного текста со словарными словами, придумывание названия, чтение текста в классе, отбор лучших работ.

Словарная работа № 17

Словарные слова: одуванчик, щавель, лягушка, вдруг, песок, орех.

1 урок.

Знакомство со словарными словами. Презентация.

То он Солнышко лучистое,

То он Облачко пушистое.

Лета ждать не захотел.

Ветер дунул – облетел…  (одуванчик)

Почти сорняк, трава-травою,

Но кислый лист его весною

Кладут в омлет, пирог слоённый,

В салаты, щи и борщ зелёный.  (щавель)

Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка.  (лягушка)

Будь друг, да не   …  (вдруг)

Он и жёлтый, и сыпучий,

Во дворе насыпан кучей.

Если хочешь, можешь брать

И в куличики играть.  (песок)

Он совсем не хрупкий,

Спрятался в скорлупке.

Заглянешь в середину,

Увидишь сердцевину.

Из плодов он твёрже всех

Называется ...  (орех)

2-3 уроки.

1. Подобрать однокоренные слова.

Щавель – щавелевый; лягушка – лягушонок, лягушачий, лягушатник; песок – песочек, песчаный, пропесочить; орех – орешек, орешник, ореховый.

2. Найти синонимы, если это возможно.

Одуванчик – растение; щавель – растение; лягушка – квакша, квакушка; вдруг – внезапно, немедля, тотчас.

3. Составить словосочетания.

Жёлтый одуванчик, суп из щавеля, зелёная лягушка, вдруг узнал, речной песок, спелый орех.

4. Узнать лексическое значение словарных слов.

Одуванчик – растение из сложноцветных, с желтыми цветами, стеблями с млечным соком и пушистыми семенами, которые разносятся ветром.

Щавель – травянистое растение семейства гречишных, с продолговатыми съедобными листьями кислого вкуса.

Лягушка – бесхвостое земноводное с длинными задними конечностями, приспособленными для прыганья.

Вдруг – внезапно, неожиданно. 

Песок – сыпучие крупинки твердых минералов (главным образом кварца).

Орех – плод некоторых деревьев, со съедобным ядром и крепкой скорлупой; дерево с твердой красивой древесиной, идущее на столярные поделки.

Определить, однозначное или многозначное слово.

4 урок.

1. Составить предложения со словарными словами.

Катя нарвала одуванчиков и сделала из них букет. Ребята собирали щавель на лугу. Вечером слышно, как громко квакает лягушка в речной заводи. Вдруг я понял, что проехал свою остановку. На детскую площадку завезли песок. Мне попался очень крепкий орех. 

2. Выборочный диктант.

Жёлтый одуванчик выглядывает из зеленой травы, как маленькое лучистое солнышко. Листья щавеля вымойте, сварите в небольшой кастрюле и протрите через крупное сито. Большая лягушка выпрыгнула из травы на дорожку сада и поскакала по ней. Вдруг погода резко изменилась и продолжать путешествие стало невозможным. Теперь идти было уже совсем легко: камни и щебень сменились песком и травой. Громадный орех, как ядро, просвистел у самого уха.

5 урок.

Составление связного текста со словарными словами, придумывание названия, чтение текста в классе, отбор лучших работ.

Словарная работа № 18

Словарные слова: вторник, комната, лестница, машина, мебель, кровать.

1 урок.

Знакомство со словарными словами. Презентация.

Достаю задач я сборник –

Математика во...  (вторник)

Смотрят тут телепрограммы

Дочка, сын и папа с мамой.

Мягко светит абажур.

В кресле кот поёт: "Мур-мур!"  (комната)

Когда лежу я на спине,

Нет пользы никакой во мне.

Но прислони меня к стене,

Найдётся сразу дело мне.  (лестница)

Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два слепящих огонька.  (машина)

В шкаф повесим мы рубашку,
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом.  (мебель)

На рассвете и закате
Сладко спится на…  (кровать)

2-3 уроки.

1. Подобрать однокоренные слова.

Комната – комнатка, комнатный; лестница – лесенка, лестничный; машина – машинка, машинное, машинист; мебель – мебельный, меблированный; кровать – кроватка.

2. Найти синонимы, если это возможно.

Комната – горница, светлица, камера, гостиная, каюта; лестница – стремянка, трап, эскалатор; машина – автомобиль, механизм; мебель – гарнитур; кровать – диван, софа, койка, лежанка.

3. Составить словосочетания.

В последний вторник, детская комната, крутая лестница, быстрая машина, громоздкая мебель, удобная кровать.

4. Узнать лексическое значение словарных слов.

Вторник – второй (после воскресенья) день недели.

Комната – отдельное, отгороженное от других помещение в квартире, доме 

Лестница – сооружение в виде ряда восходящих ступенек, служащее для того, чтобы подниматься и спускаться, перемещаясь по ступенькам.

Машина – техническое устройство, выполняющее механические движения для преобразования энергии, материалов и информации; автомобиль.

Мебель – совокупность передвижных или встроенных изделий для обстановки жилых и общественных помещений и различных зон пребывания человека.

Кровать – предмет домашней обстановки, служащий для спанья; длинная рама на ножках, с двумя спинками, на которую кладутся матрац и постельные принадлежности.

Определить, однозначное или многозначное слово.

4 урок.

1. Составить предложения со словарными словами.

Во вторник вечером папа и мама идут в театр. Комната была большой и светлой, с красивыми обоями. Максим осторожно поднялся по старой каменной лестнице. Во двор въехала машина скорой помощи. В гостиной стояла мягкая мебель.

2. Выборочный диктант.

Занятия проводились во вторник, четверг и пятницу. Для оформления комнаты был приглашен дизайнер. На смотровую площадку вела крутая винтовая лестница. В выходной день мы сели в машину и поехали в деревню к любимой бабушке. Грузчики быстро расставили мебель и ушли.

5 урок.

Составление связного текста со словарными словами, придумывание названия, чтение текста в классе, отбор лучших работ.

Словарная работа № 19

Словарные слова: малина, ягода, пирог, приветливо, сахар, ужин.

1 урок.

Знакомство со словарными словами. Презентация.

Ягода красивая,
Мишками любимая.
Ароматна и вкусна,
И полезна, и сочна.  (малина)

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Собирать в лукошко дети.  (ягода)

Подготовим место,

Раскатаем тесто.

Вот повидло, вот творог.

Мы хотим испечь...   (пирог)

…       слово гнев побеждает.  (приветливо)

На поле родился,
На заводе варился,
На столе растворился.  (сахар)

Есть и завтрак, и обед,

Полдник есть, а может, нет,

Он не очень-то и нужен,

Ведь у нас ещё есть …  (ужин)

2-3 уроки.

1. Подобрать однокоренные слова.

Малина – малинка, малиновое; ягода – ягодка, ягодное; пирог – пирожок, пирожковая, пирожное; приветливо – приветливый, приветить, привет, приветствовать; сахар – сахарок, сахарный, посахарить, засахаренное; ужин – ужинать,

2. Найти синонимы, если это возможно.

Пирог – ватрушка, кулебяка, расстегай; приветливо – доброжелательно, тепло, ласково, нежно; сахар – глюкоза, фруктоза, рафинад; ужин – трапеза, вечеря, банкет.

3. Составить словосочетания.

Варенье из малины, мороженая ягода, бабушкин пирог, приветливо улыбаться, булочка с сахаром, ужин с друзьями.

4. Узнать лексическое значение словарных слов.

Малина – ягодное кустарниковое растение из семейства розоцветных; ягоды этого растения; нечто приятное, весьма хорошее, прямо прелесть.

Ягода – небольшой сочный плод кустарников, полукустарников, кустарничков и травянистых растений.

Пирог – печёное изделие из раскатанного теста с начинкой.

Приветливо – проявляя радушие, благожелательность.

Сахар – один из основных питательных продуктов, белое кристаллическое сладкое вещество, добываемое из свекловицы или из особого вида тростника; кристаллическое сладкое вещество, относящееся к углеводам.

Ужин – вечерняя еда, последняя еда перед сном. 

Определить, однозначное или многозначное слово.

4 урок.

1. Составить предложения со словарными словами.

В нашем саду растет красная и жёлтая малина. Ребята отправились в лес за ягодами. Праздничный пирог получился очень вкусным и красивым. Она приветливо улыбнулась, увидев спешащих к ней детей. Саша добавил в кашу сахар.  В полной темноте мы закончили ужин.

2. Выборочный диктант.

Моя бабушка варила очень вкусное и душистое варенье из малины. "Ягода в этом году плохая уродилась", - сетовала баба Маруся, показывая соседкам почти пустую корзинку. Не каждая хозяйка может похвалиться вкусными пирогами. Бим приветливо ластился и махал хвостом. Официантка на стол поставила две чашки, чайник с кипятком и сахар. В воскресный день мы пригласили на ужин наших друзей.

5 урок.

Составление связного текста со словарными словами, придумывание названия, чтение текста в классе, отбор лучших работ.

Словарная работа № 20

Словарные слова: воробей, морковь, обезьяна, овёс, растение, животное.

1 урок.

Знакомство со словарными словами. Презентация.

Птичка—невеличка
Ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок —
Получается прыжок.  (воробей)

Друг за другом по порядку
Хвостики торчат на грядке,
А красавица девица 
В земляной сидит темнице.  (морковь)

В зоопарке, в синей клетке
Ловко прыгает по сетке,
Корчит рожи, ест бананы
Кто? Конечно …  (обезьяна)

Стебель рос без волос,
А серёжками оброс.
Потом сняли серьги эти,
Наварили каши детям.  (овёс)

Дышит, растёт,

А ходить не может. (растение)

Братья меньшие, как люди —
Есть характер, ум и честь.
Зло и ласку не забудут.
Правду различат и лесть.  (животное)

2-3 уроки.

1. Подобрать однокоренные слова.

Воробей – воробушек, воробьиный; морковь – морковный, морковка; обезьяна – обезьянка, обезьяний, обезьянничать; овёс – овсяный, овсянка; растение – растить, росток, выращивать; животное – животновод, животноводство.

2. Найти синонимы, если это возможно.

Воробей – птица; морковь – овощ, корнеплод; обезьяна – примат; овёс – растение, злак.

3. Составить словосочетания.

Юркий воробей, морковный салат, смешная обезьяна, овсяная каша, редкое растение, исчезающее животное.

4. Узнать лексическое значение словарных слов.

Воробей – род воробьиных птиц из семейства зябликовых, отличающийся сильным, толстым, конусообразным, слегка согнутым клювом, короткими ногами, вооруженными слабыми когтями и серо-коричневым оперением.

Морковь – огородное растение из семейства зонтичных с розово-красным или желтовато-красным корнем; корни этого растения, как продукт питания.

Обезьяна – четверорукое млекопитающее, наиболее близкое к человеку по строению тела.

Овёс – яровой злак, зерна которого идут на корм лошадям, а также перерабатываются в крупу.

Растение – организм, обычно развивающийся в неподвижном состоянии и питающийся неорганическими веществами почвы и воздуха.

Животное – живой организм, существо, обладающее способностью двигаться и питающееся, в отличие от растений, готовыми органическими соединениями.

Определить, однозначное или многозначное слово.

4 урок.

1. Составить предложения со словарными словами.

Маленький воробей, увидев людей, громко зачирикал. Кролик очень любит грызть морковь. Маленькая обезьяна была очень шустрой и смешной. Лошадь с аппетитом ела овёс. В ботаническом саду ребята увидели много интересных растений. Неизвестное животное промелькнуло в густой траве.

2. Выборочный диктант.

По ступенькам крыльца безбоязненно прыгали воробьи, чирикали, что-то поклёвывали… Чтобы сделать морковный сок, нужно подобрать крупную и сочную морковь. Мы пришли в зоопарк и увидели там небольшую миленькую обезьяну. Живые изгороди сменяются каменными оградами, а на клочках пахотной земли растет бледный серо-зеленый овес. Марина умеет хорошо ухаживать за своими комнатными растениями. Нам понравилось это красивое грациозное животное, сидящее на ветке дерева.

5 урок.

Составление связного текста со словарными словами, придумывание названия, чтение текста в классе, отбор лучших работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этимологический анализ как методический приём при обучении орфографии на этапе изучения словарных слов на уроках русского языка в начальных классах

Повышенное внимание учащихся к трудным словам, прочное запоминание их написания, работоспособность на уроке достигались с помощью применения новых форм и мет...

Методические рекомендации для учителей русского языка по теме "Работа над словарными словами на уроках русского языка и чтения"

Данный материал рекомендован для использования кна уроках русского языка и чтения при работе с обучающимися с легкой степенью умственной отсталости....

Методическое пособие «Запоминай-ка» как средство развития памяти с использованием мнемотехники при изучении словарных слов на уроках русского языка во 2 классе

Для эффективного изучения слов с непроверяемым написанием на уроках русского языка следует разнообразить работу путем использования различных средств и способов обучения. Особую роль в решении этой за...

Методическая разработка "Система работы изучения словарных слов на уроках русского языка в начальных классах"

Для успешного запоминания слов с непроверяемыми написаниями наряду с традиционной моделью передачи знаний в разработке показаны нетрадиционные методы и приёмы изучения словарных слов, которые напрвлен...

Методическая разработка "Работа со словарными словами на уроках русского языка (2 класс)"

Правописание трудных слов - одно из направлений освоения русского языка. Но механическое заучивание редко ведёт к прочному их запоминанию. Данная разработка позволит разносторонне подходить  к из...

Этимологический анализ как методический прием при обучении орфографии на этапе изучения словарных слов на уроках русского языка в начальных классах.

      Повышенное внимание учащихся к трудным словам, прочное запоминание их написания, работоспособность на уроке достигались с помощью применения новых форм и методов изучения с...