Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода
презентация к уроку по русскому языку (3 класс)

Джантуева Ася Абакаровна

Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya.pptx1.01 МБ
Файл urok_russkogo_yazyka_v_3.docx33.07 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор : Джантуева Ася Абакаровна , учитель начальных классов МАОУ «Средняя школа № 6», г. Когалым Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных женского рода

Слайд 2

грач печь мышь карандаш ёж рожь

Слайд 3

Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных единственного числа

Слайд 4

Алгоритм работы Определи часть речи. Определи число имени существительного. Определи род имени существительного . Если имя существительное женского рода, то пишется мягкий знак. Если имя существительное мужского рода, то мягкий знак не пишется.

Слайд 5

сыч

Слайд 6

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

             

Урок русского языка в 3-м классе.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Тема. Правописание мягкого знака после шипящих  на конце имён существительных женского рода.

Цель: знакомство с правописанием  мягкого знака на конце существительных после шипящих.

Планируемые результаты.

Предметные результаты:

- выявление грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода;

- формирование умения различать слова мужского и женского рода;

- развитие орфографической зоркости.

Личностные результаты:

- формирование умения адекватно оценивать свою работу;

- воспитание у учащихся уважения к мнению других.

Метапредметные результаты.

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

- создание алгоритма деятельности при решении проблемы;

- развитие внимания, мышления.

Коммуникативные:

- формирование умения работать в группах;

- развитие умения высказывать своё мнение, доказывать свою точку зрения.

Регулятивные:

- формирование умения выполнять свои действия по образцу;

- оценивание результата выполнения задания;

- сравнение своих ответов с ответами одноклассников.

Структура и ход урока.

Этап урока

ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный момент.

Настрой на урок:

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Хорошо запоминать.

Настраиваются на работу.

2.

Актуализация знаний.

- Наш урок хочу начать с загадки.

Это очень хитрый знак.

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему у дома угол

Превратился сразу в уголь?

Без пожара, просто так.

Это сделал…

- Вспомните, какую работу выполняет мягкий знак в словах?  

- Молодцы. Вот вам группа слов. Спишите их, вставьте,   где нужно мягкий знак.

  Пал…то, кроват…, крест…яне,  плат…е, лис…тик.

-Какую работу выполняет мягкий знак в каждом слове?  

-Мягкий знак.

-Обозначает мягкость согласного звука, отделяет гласный от согласного.

Выполняют работу в тетрадях

Ответы детей:

в словах пальто, кровать «ь» - показатель мягкости согласного звука, в словах крестьяне, платье -разделительный мягкий знак , в слове

листик  нет мягкого знака, так как корень

 –лист-.

3.

Постановка проблемы.

Слайд№2(1)

Слайд№2(2)

Слайд№2(3)

Слайд№2(4)  

Слайд№2(5)  

Слайд№2(6)  

Слайд№3

-Хорошо отгадали первую загадку. Отгадайте ещё несколько загадок.

Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Взад, вперёд по пашне вскачь,            

А зовётся птица …

Зимой дрова ест, а летом спит.

Под полом таится, кошки боится.

Не похож на человечка, но имеет он сердечко.

И работе круглый год он сердечко отдаёт.

Пишет он, когда диктуют,

Он и чертит и рисует.

А сегодня вечерком

Он раскрасит мне альбом.  

Вместо шерстки – иглы сплошь,

Враг мышей – колючий...

Не проедешь, не пройдёшь-

 Колосится в поле…

-Молодцы. К какой части речи относятся эти слова?

-В каком числе они стоят?

-Среди слов – отгадок есть мягкий знак?

-Расскажите, какую работу он выполняет в этих словах?

- В слове печь мягкий знак  обозначил мягкость согласного звука ч. А что мы знаем про звук ч?

- А почему тогда мягкий знак ь не встал  рядом с ч в слове грач?

- Давайте возьмём слово мышь и карандаш. Что мы знаем про звук ш?

-Тогда какую работу здесь выполняет мягкий  знак?

 -Так с чем мы столкнулись?

- Что общего во всех этих словах?

- Так в чём нам надо разобраться? (Схема на доске)

                                      ь                                                              

Сущ., ед. ч.

______________шип       ?                

                 

                                      ь

- Тема нашего урока так и звучит : ь после шипящих на конце имён существительных единственного числа.

- А может нам не надо разбираться в этом?

 - А если  это ошибкоопасное место, значит,  это?

-Ну что, давайте разбираться.                            

-Грач.

-Печь.

-Мышь.

-Карандаш

-Ёж.

 -Рожь.

- Эти слова относятся к имени существительному.

- В единственном числе .

-Да.

-Обозначает мягкость согласного.

- Звук ч  всегда мягкий.

Затруднение в ответе.

-Он всегда твёрдый.

Затруднение в ответе.

- С новой  работой  мягкого знака.

-Они заканчиваются на шипящую, стоят в единственном числе.

- Когда на конце существительных после шипящих  пишется ь, а когда нет.

- Надо разобраться, иначе будем с ошибками писать.

-Орфограмма.    

4.

Поиск решения.

Слайд№4

Работа в группах.

-Вот вам группа слов.

Чертёж, ложь, мелочь, кирпич, дрожь, ночь, этаж.

-Понаблюдайте, как учёные, может есть какая–то закономерность в написании ь после шипящих.

- А где можно проверить достоверность нашей версии?

Работа по учебнику.

-Вы были правы?

-Тогда укажите в нашей схеме, когда пишем, а когда нет.  

                                            ь

                           ж.р.                                                                                                      

Сущ., ед. ч.        

______________      шип   ?                

                                 

                             м.р.                                                                            

                                           ь

-Какова работа ь?

- Какую орфограмму узнали?

-Давайте составим алгоритм работы для правильного написания имён существительных  ед.числа с шипящими  на конце.

Обсуждение в группах.

-Мягкий знак после шипящих пишется на конце имён существительных только женского рода.

-В учебнике.

Читают правило.

-Да.

-Указывать на ж.р. существительных после шипящих.

-ь после шипящих на конце существительных ж.р.

Ответы детей.

5.

Первичное закрепление.

Слайд №5.

-Проверим, как работает наше правило.

Запись слов на доске с проговариванием алгоритма.

Камыш, малыш, молодёжь, стриж, дочь, сыч.

-Что обозначает слово сыч?

-Где это можно узнать?

Работа в группах. (В каждой группе лежит толковый словарь)

- Нужно ли писать ь?

Физминутка.

- Я буду называть имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце. Если назову существительного женского рода, вы хлопаете, если услышите существительное мужского рода, топаете.

Печь, мышь, кирпич, прыщ,  тишь, борщ, ландыш, полночь, багаж, калач

- Молодцы, а теперь задание  посложнее. Нужно закончить словосочетание и записать его на доске.

Колючий …(ёж), солнечный… (луч), полевая…(мышь), верный …(товарищ), тёмная… (ночь)

Дети выходят к доске, записывая по 2 слова.

Возникает проблема с написанием слова сыч

- В толковом словаре.

Дети выясняют значение слова сыч, узнают, что это существительное мужского рода.

-Нет.

Записывают словосочетания на доске, проговаривая алгоритм.

6.

Контроль знаний.

Интерак-

тивная доска

-Я предлагаю поработать самостоятельно. Ваша задача – написать ь там, где он нужен. Каждый из вас покажет, насколько он разобрался в данной проблеме. Вы оцените себя, а потом я оценю вас,  и каждый получит отметку. (Слова напечатаны на листах)

   Луч?, морж?, трубач?, товарищ?, ноч?, ключ?, сыч?, рож?, циркач?,марш?

Проверка по эталону.

Работают на листах.

7.

Рефлексия учебной деятельности.

-Какая проблема возникла на уроке?

-Смогли решить эту проблему?

- Когда  у имён существительных единственного числа после шипящих пишется ь, а когда нет?

- Не знали работу мягкого знака.

-Да.

Ответы детей.

8.

Домашнее задание.

Слайд№6

-Выучить алгоритм, красиво оформить  нашу схему-модель, а может кто-то придумает свою  модель, более понятную.

Записывают д/з в дневники.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода». «Снова о Ь».

                              Урок русского языка в 3 классе.    Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце   имён существительных женского рода». «Снова о Ь».      Цели:* познакомить с ...

Урок русского языка "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода".

На уроке дети знакомятся с новой орфограммой. Для этого перед ними ставится проблемная ситуация, с которой по ходу урока ученики успешно справляются....

Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода

урок по теме: Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода. 3 класс "Школа России"...

Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода

Урок русского языка для 3 класса по программе "Школа России"  с применением ТРКМЧП....

Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода

Правописание мягкого знака после шипящихна конце имен существительных женского рода. 3 класс...

Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода

Данный урок входит в раздел «Морфология» и является уроком данного раздела по изучению категорий имени существительного.Данному уроку предшествовали темы (в соответствии с календарно-тематическим план...